Виды терапии детей с ОВЗ
Альтернативная коммуникация. Сенсорная интеграция. Эрготерапия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vidy_terapii_detey_s_ovz.doc | 710.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ВИДЫ ТЕРАПИИ ОСОБЫХ ДЕТЕЙ
Альтернативная коммуникация
Использование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) в работе с детьми с ОВЗ.
Альтернативная система коммуникации - - это любая форма языка помимо речи, которая облегчает социальную коммуникацию для ребенка. Альтернативные системы коммуникации включают: язык жестов коммуникативные книги или планшеты, на которых ребенок указывает на карточки, слова или символы электронные пособия с голосовыми синхронизаторами Виды альтернативных систем коммуникации:
1) Топографический тип. 2) Селективный тип.
Селективные системы коммуникации иконизация – использование символов: выбор символа или карточки из ряда других символоопосредованы дополнительными приспособлениями (книги, ноутбуки, электронные платформы, карточки) требуют хороших навыков визуального восприятия и сканирования.
Топографические системы коммуникации: язык жестов, мимики и телодвижений, движений пальцев рук, составляющих слова, и разговорной вокальной речи не требуют дополнительных приспособлений требуют хорошей моторики и координации мышц ограничивают круг людей, с которыми можно общаться отсутствие специалистов, которые умеют обучать данные навыки.
Наиболее распространенные системы альтернативной коммуникации: Система PECS электронные пособия с голосовыми синхронизаторами Блисс, метод Леб, Метод пиктограмм, Жестовый язык, Макатон.
Система PECS позволяет определить понятие "коммуникация" или "общение" способом, доступным ребенку с ОВЗ, позволяет быстро приобрести базисные функциональные навыки коммуникации. С помощью РЕСS можно быстрее обучить ребенка проявлять инициативу и спонтанно произносить слова. С помощью РЕСS общение для ребенка с окружающими людьми становится более доступным и, таким образом, становится возможным обобщение приобретенных вербальных навыков.
Этапы работы 1. Физический обмен. Обучение давать карточку 2. Передача карточки в пространстве 3. Обучение распознавать, что изображено на карточке. 4. обучение составлять предложения из карточек 5. обучение отвечать на простые вопросы при помощи карточек 6. обучение делать комментарии при помощи карточек.
На сегодняшний день одним из самых эффективных методов коррекции аутизма является поведенческая терапия или метод прикладного анализа поведения ABA (Applied behavior analysis).
АВАтерапия - это интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения. АВА как научная дисциплина изучает влияние факторов в окружающей среде на поведение и манипулирует этими факторами, чтобы изменить поведение человека.
Метод АВА для работы с детьми с аутизмом впервые был использован доктором Иваром Ловаасом и его коллегами из Калифорнийского университета в ЛосАнджелесе в 1963 году. В основу была взята идея, что любое поведение влечет за собой некоторые последствия, и если ребенку последствия нравятся, он будет это поведение повторять, а если не нравятся, то не будет. При этом подходе все сложные навыки, включая речь, творческую игру, умение смотреть в глаза и другие, разбиваются на мелкие блоки - действия. Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие. Взрослый не пытается давать инициативу ребенку, а достаточно жестко управляет его деятельностью. Правильные действия закрепляются до автоматизма, неправильные - строго пресекаются. Для достижения желаемого поведения используют подсказки и стимулы, как положительные, так и отрицательные. Закрепленным навык считается только тогда, когда ребенок сможет выполнять это действие без ошибок в 80 процентах ситуаций вне зависимости от того, в какой атмосфере и кем было дано задание.
В рамках обучающей программы по методике АВА ребенок всегда ведомый, его свобода и инициативность ограничены выбором обучающего взрослого. Для каждого ребенка составляется индивидуальный план поэтапного развития. Ребенок может осваивать одновременно дватри не связанных между собой навыка, педагогом выстраивается четкая система усложнения и поэтапного освоения все новых и новых навыков.
Конечная цель АВА - дать ребенку средства осваивать окружающий мир самостоятельно. В арсенале АВА несколько сотен программ, среди них невербальная и вербальная имитация, общая и мелкая моторика, понимание языка, называние предметов, называние действий, классификация предметов, "покажи, как ты... ", местоимения, ответы на вопросы "Что?", "Кто?", "Где?", "Когда?", "Как?", употребление "да" и "нет", и других. Среди программ более высокого уровня - "Скажи, что будет, если... " (предугадывает исход действия), "Расскажи историю", "Делай как (имя сверстника)", "Позови (имя сверстника) играть".
В АВАтерапии существуют несколько терапевтических моделей, рассчитанных для раннего детства (от 1,53,5 лет), дошкольного и школьного возраста, подростков и взрослых.
В раннем возрасте коррекция нежелательного поведения наиболее эффективна, так как такое поведение еще не успело закрепиться, а взрослому проще справиться с ребенком в случае направленной агрессии или самоагрессии ребенка с аутизмом.
Программа раннего вмешательства должна быть интенсивной - от 30 до 40 часов в неделю, чтобы ребенок смог усвоить необходимые навыки поведения и преодолеть отставание в развитии. Специалист по АВА первоначально определяет поведенческую проблему ребенка, затем проводит "измерения" (изучает и наблюдает поведение), в результате которых производится оценка и вырабатывается стратегия обучения ("вмешательство"). Во время обучения по системе АВА с ребенком ежедневно занимается несколько специалистов разной направленности (дефектолог по поведенческим навыкам, музтерапевт, арттерпевт), а контроль осуществляет супервизор - специалист по методике. Специалисты последовательно занимаются с ребенком на протяжении двухтрех часов (делая за это время пятьшесть программ), на протяжении одного дня с ребенком могут последовательно работать дватри специалиста, и ребенок получает пятьшесть часов в день. Все действия по программам записываются в общий журнал работы с ребенком, координируя действия специалистов.
AВА может выполняться на дому, в учебном заведении, в детском кружке. Занятия могут быть индивидуальными и групповыми - в маленьких группах (дватри человека) и больших (пятьдесять человек). Количество часов в учебной программе может варьироваться в зависимости от потребностей и возможностей. Среднее количество часов в программе АВА - 20 часов в неделю. Минимальное количество часов в АВАпрограмме - шесть часов в неделю, максимальное - 40. Важно, чтобы родители ребенка были неотъемлемой часть команды работающей с ребенком, воспитывали ребенка на основе поведенческих принципов обучения и помогали ему обобщить все навыки, которые он выучил в программе.
Для детей дошкольного возраста вне зависимости от уровня развития навыков рекомендуется обучение в системе спецобразования. Обучение на дому может быть ограниченной средой, в которой ребенок не сможет выучить такие важные навыки, как нахождение в группе сверстников, обучение в группе, общение с различными людьми.
Частично обучение может остаться индивидуальным, в особенности для детей с низким уровнем речевых навыков или для детей, которые ранее не обучались и не научились взаимодействовать со взрослыми.
При всей строгости обучающей программы методика АВА подходит для тяжелых форм аутизма, синдрома Дауна и тяжелых форм интеллектуальной недостаточности.
Выбор именно этой методики оправдан, если поведение ребенка не поддается контролю со стороны близких, он не реагирует на просьбы и запреты, не откликается на имя, не стремится к коммуникации, не имеет речи или речь развита настолько слабо, что ребенок может с трудом (или не может) выразить свои мысли и желания.
Сенсорная интеграция
Термин «сенсорная интеграция» впервые предложен американским психологом Джиной Айрес в 1963 году для описания того, как нарушения процессов сенсорной обработки могут выражаться в различных поведенческих проблемах.
Ощущения – это способ нашей нервной системы получать информацию о том, что происходит с нашим телом и окружающей средой. Затем мозг организует и обрабатывает эту информацию для того, чтобы мы могли должным образом реагировать на неё. Этот процесс называется сенсорной интеграцией. Мы нуждаемся в отлаженном процессе сенсорной интеграции для развития, обучения, ежедневной деятельности и коммуникации с другими людьми. Этот процесс не осознаётся нами и в большинстве случаев протекает без сбоев, поэтому узнаём мы о нём только в случае нарушений. Нарушение сенсорной интеграции связано с трудностями в обработке информации любой из сенсорных систем: тактильной, вестибулярной, проприорецептивной, зрительной и слуховой.
Как выглядит нарушение сенсорной интеграции?
Типичные проявления сенсорной дезинтеграции:
– невозможность сохранять оптимальный уровень бодрствования;
– слишком высоки/низкий уровень активности;
– чрезмерная чувствительность к звукам, прикосновениям, вкусовым ощущениям;
– поиск определённых ощущений, что может проявляться в виде гиперактивности;
– трудности в удержании позы;
– трудности в усвоении новых движений;
– плохое усвоение навыков самообслуживания;
– социальные и эмоциональные трудности;
– задержка в развитии речи;
– трудности в обучении.
Специалист на основании наблюдения за ребёнком, опроса родителей и тестирования определяет характер трудностей и прописывает стратегию терапевтического воздействия. Терапия, основанная на сенсорной интеграции, – не медикаментозная терапия, а коррекционная работа, похожая на игру. Однако занятия с терапевтом – не единственный инструмент воздействия. Специалист разрабатывает программу, которая затрагивает образ жизни ребёнка, потому что процесс сенсорной интеграции происходит постоянно. Поэтому нужна и постоянная поддержка ребёнка в этом процессе. В зависимости от тяжести расстройства программа может быть краткосрочной или долгосрочной.
«пять оговорок», озвученных специалистом по сенсорной интеграции Кэрол Сток Крановиц.
1. «У ребёнка с сенсорной дисфункцией не обязательно имеются все характеристики. Так, у ребёнка с вестибулярной дисфункцией может быть нарушено равновесие, но сохраняется мышечный тонус».
2. «Иногда у ребёнка могут проявляться характеристики дисфункции в один день, но на следующий день их может не быть. Например, ребёнок с проприоцептивными проблемами может спотыкаться о каждую трещину в асфальте в пятницу, но при этом ловить все мячи при игре в футбол в субботу. Непостоянство – визитная карточка любого неврологического нарушения».
3. «У ребенка могут иметься характеристики определённой дисфункции, но при этом самой дисфункции может и не быть. Например, ребёнок, который уклоняется от прикасаний, может быть гиперчувствительным к тактильной стимуляции, но с другой стороны, может просто иметь эмоциональную проблему».
4. «У ребёнка могут одновременно отмечаться признаки гиперчувствительности и гипочувствительности. Например, ребёнок может быть крайне чувствителен к лёгкому прикосновению, его может передергивать от лёгкого похлопывания по плечу, но при этом может абсолютно равнодушно относиться к боли при прививке».
5. «У каждого человека время от времени наблюдаются проблемы сенсорной интеграции, поскольку никому из нас не удаётся всё время быть хорошо организованным. Различные стимулы могут временно нарушить нормальное функционирование головного мозга, перегружая его или лишая сенсорной стимуляции».
Эрготерапия
Эрготерапия — это область медицины, имеющая своей целью оказание помощи человеку в повседневной жизни, развитие, восстановление и поддержание навыков, необходимых при выполнении действий, важных и значимых для здоровья и благополучия данного индивиуума.
Процесс эрготерапии.
Эрготерапия – это процесс сотрудничества с клиентом (пациентом) и его семьей, которое включает оценку, постановку целей и проведение программы вмешательства.
Процесс эрготерапии начинается с оценки пациента с помощью интервью и наблюдения, а также включает в себя использование различных тестов, шкал, опросников, дающих представление о пациенте, его физических и умственных возможностях, психологических и душевных особенностях, а также о деятельности пациента. В ходе оценки эрготерапевт выясняет, какие виды деятельности доступны пациенту, насколько настоящий репертуар деятельности и жизненных ролей соответствует его жизни до болезни и, как он соответствует его полу и возрасту. Помимо этого, эрготерапевт оценивает, что собой представляет среда, окружающая пациента в больнице, дома, на работе. При оценке окружения эрготерапевта будет интересовать, прежде всего, безопасность пациента. Оценивается как физическое окружение, к примеру, высота рабочих поверхностей и сидений, так и социальное и культурное окружение. После проведения оценки совместно с пациентом ставятся цели, направленные на выполнение деятельности, которая важна для пациента. Эти цели должны быть достигнуты пациентом в заданные сроки и согласуются с реабилитационными целями мультидисциплинарной команды. В соответствии с поставленными целями эрготерапевтом планируется и проводится вмешательство, направленное на восстановление утраченных функций или на адаптацию, подбор необходимого оборудования или приспособлений, после чего оценивается эффективность проведенного вмешательства. Далее рассматривается реальная возможность постановки новых целей. Возможность достижения пациентом прогресса, восстановления привычных видов активности или приобретения новых навыков определяет необходимость продолжения эрготерапевтического вмешательства.
Эрготерапевты работают с различными возрастными группами клиентов, практически во всех областях медицины. Они помогает людям, у которых имеются физические, когнитивные, эмоциональные или психические нарушения, отставание в развитии или возрастные изменения. Эти специалисты работают в госпиталях, клиниках, поликлиниках, реабилитационных центрах, санаториях, дневных стационарах, специальных школах и дошкольных учреждениях, в семейной медицине и на производстве. Многие из них преподают в высших и средних учебных заведениях, оказывают консультативную помощь.
Основные подходы в эрготерапии:
1. Клиенту должна оказываться высококвалифицированная помощь, которая направлена на улучшение качества его жизни.
2. Наиболее важные ресурсы эрготерапии – сам клиент (либо родители, если клиент – ребенок). Он, совместно с эрготерапевтом, ставит долгосрочные и краткосрочные цели вмешательства. Их общая задача – помочь раскрыть и использовать собственный потенциал клиента и его желание достичь поставленной цели.
3. Эрготерапевт является членом междисциплинарной команды, которая включает физического терапевта, специального педагога, социального педагога. Только в совместной работе междисциплинарной команды и клиента (родителей ребенка) мы можем достигнуть позитивных результатов.
4. Клиента следует рассматривать в контексте окружающей среды (физической и социальной), с учетом их взаимного влияния и при условии их активного и постоянного взаимодействия.
5. Взаимоотношения эрготерапевта и клиента должны характеризоваться как открытые, основанные на взаимном доверии.
Таким образом, для того, чтобы максимально полно сохранить или восстановить жизненные роли пациента, полностью или частично утраченные после заболевания или травмы, а также вернуть его к привычным видам деятельности и жизни в обществе, обязательным участником реабилитационного процесса должен являться эрготерапевт.
С 1999 года на базе факультета повышения квалификации Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И. И. Мечникова при поддержке Шведской Ассоциации Эрготерапевтов проводится обучение врачей специальности Эрготерапия. Каждая программа рассчитана на два года и проводится по стандартам обучения, утвержденным Всемирной Федерацией Эрготерапевтов
Эрготерапия (в буквальном переводе — оккупационная терапия) — комплекс реабилитационных мероприятий, направленный на восстановление повседневной деятельности человека с учетом имеющихся у него физических ограничений. Повседневная деятельность включает в себя самообслуживание (уход за собой), трудовую деятельность, досуг и связанные с этим межличностные отношения.
Участие в повседневной деятельности позволяет человеку удовлетворять природные потребности, приобретать навыки и умения, необходимые для преодоления жизненных проблем, достигая чувства удовлетворенности и значимости, является важным компонентом в социальной адаптации человека.
Повседневная деятельность людей осуществляется в определенной социальной и культурной среде. Нарушение повседневной деятельности может повлиять на способность человека исполнять социальные обязанности. Термин «занятость» (occupation) в контексте эрготерапии характеризует различные виды деятельности, которые встречаются в жизни каждого человека и придают ей смысл. Занятость в эрготерапии принято подразделять на повседневную активность, работу и продуктивную деятельность, досуг.
Повседневная активность | Работа и продуктивная деятельность | Досуг |
личная гигиена | домашние обязанности | отдых |
В ходе проведения эрготерапевтических мероприятий необходимо придерживаться следующих принципов:
1. Представление об индивидуальной повседневной деятельности пациента Должно складываться на основании тщательной оценки факторов, включающих в себя индивидуальные особенности пациента, его социальную и окружающуюсреду. Необходимо составить представление о возможном потенциале больного с ТБСМ к развитию и совершенствованию.
2. Пациент активно вовлекается в процесс эрготерапии. Взаимоотношения между пациентом и эрготерапевтом носят характер сотрудничества, изменяющегося при изменении условий существования больного с ТБСМ в его социально значимом окружении, а не в лечебном учреждении, и связаны с повседневной деятельностью.
3. Повседневная деятельность используется в качестве терапии. Эрготера-певтические занятия позволяют развивать способности и навыки пациентов, которые могут быть использованы в повседневной жизни. Они позволяют пациентам адаптироваться к окружающей обстановке.
Методы эрготерапии используются в лечении детей, страдающих детским церебральным параличом, пациентов с заболеваниями и травмами опорно-двигательного аппарата, особенно – с повреждениями позвоночника.