ТРЕНИНГ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_dlya_podrostkov.docx | 9.4 КБ |
Предварительный просмотр:
«Программа тренинга психологической компетентности подростков»
Выполнила:
Перевозная Лилия Владимировна
Должность: Педагог - психолог
Место работы: МАОУ «Школа
№30» г. Ростова-на-Дону
Ростов–на–Дону
2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы определяется необходимостью формирования коммуникативной компетентности в подростковой среде, так как от того насколько подростки 11-14 лет успешно научатся выстраивать отношения с родителями, взрослыми, сверстниками, зависит их удовлетворенность профессиональной и личной жизнью в будущем.
Основная цель занятий - создание социально-психологических условий, позволяющих ребенку успешно функционировать и развиваться не только в образовательном учреждении, так и за его пределами. Реализация данной программы тренинга будет способствовать повышению уровня коммуникативной компетентности подростков.
Задачи:
- повышение уровня осведомленности о процессе общения; раскрыть понятие «общение»;
- Познакомить с основными видами общения;
- помощь подросткам в осознании себя как субъекта коммуникации, отработка навыков общения и взаимодействия с окружающими;
- Формирование основных навыков эффективного общения;
- Создание положительного фона, атмосферы доверия;
- Формирование положительного отношения к себе и другим;
- Определить личные качества, важные для общения;
- Актуализировать потребность в развитии коммуникативных навыков каждого участника.
В групповой работе при проведении данного тренинга важно опираться на следующие принципы:
1. Принцип экологичности. Все, что происходит на тренинге не должно нанести вред или стать помехой в свободном развитии участников группы и ведущих. 2. Принцип целесообразности. Все упражнения, игры, задания служат реализации единой цели. 3. Принцип последовательности. Каждое последующее задание базируется на опыте и переживаниях, полученных при выполнении предыдущих, новые ресурсы внедряются в процесс обучения. 4. Принцип открытости. Быть искренним перед группой, декларировать цели и задачи тренинга, отвечать, по - возможности, честно на поставленные вопросы, создавать условия для раскрытия потенциала каждого из участников. 5. Принцип достоверности. Упражнения адаптированы к той действительности, в которой живут и взаимодействуют участники.
Ожидаемый результат от прохождения подростками программы тренинга: - умение контролировать свое поведение; - знание подростками различных способов взаимодействия с людьми; - осознание своих эмоций и мотивов поведения, а также понимание мотивов, чувств и поведения других людей. - уважение себя и окружающих.
Форма проведения: данная программа состоит из восьми занятий по 45 минут каждое, 2 раза в неделю. Развивающие занятия проводятся психологом в рамках психологической поддержки, во внеурочное время.
Помещение для проведения занятий должно позволить расставить стулья участников по кругу. На некоторых занятиях допускается отработка полученного навыка вне группы (с незнакомыми людьми).
Содержание программы
№ | Тема занятия | Цели и задачи | Формы работы |
1 | «Общие цели» | Создать благоприятную эмоциональную атмосферу принятия и доверия в общении; познакомить подростков друг с другом; установить правила работы в группе; предложить программы занятий. | 1.Введение имени. 2. Упр. «Меняются те, кто…» 3. Правила группы. 4. Цели группы. 5. Упр. «Мой благородный поступок» 6. Анализ итогов «Откровенно говоря» |
2 | «Качества важные для общения» | Продолжить знакомство с учащимися; повысить групповую сплоченность; научить снимать барьер на проявление чувств и эмоций. | 1.Комплимент. 2.Игра «Слепой и поводырь» 3. Упр. «Несмеяна». 4. Упр. «Просьба» 5. «Список качеств, важных для общения». 6. Анализ итогов «Откровенно говоря» |
3 | «Базовые навыки общения» | Познакомить с понятием «общение», базовыми навыками общения; учить разделять вербальные и невербальные элементы общения. | 1.Приветствие 2. Упр. «Зеркало» 3. Упр. «Разговор через стекло» 4. Оценка крупы по коммуникативным качествам. 5.Упр. « Я тебе доверяю» 6. Анализ итогов. |
4 | «Уверенное и неуверенное поведение» | Познакомить с понятием уверенности в себе, неуверенности и агрессивности, различение демонстрируемого другими агрессивного, неуверенного и уверенного поведения; выделение ситуаций, при которых чаще всего испытывают неуверенность в себе; попытки изобразить поведение, показывающее уверенность в себе. | 1.Упр. «Ловля моли». 2. Упр. «Гости». 3.Групповая дискуссия. 4. «Упр. «Начальник – сотрудник – подчиненный». |
5 | «Сопротивление групповому давлению» | Познакомить с понятием манипулирования и группового давления, с видами группового давления; начать отработку навыков сопротивления групповому давлению». | 1.Приветствие 2. Разминка. Упр. «Разожми кулак». Упр. «Групповое давление» Упр. «Смогу ли я..» 3. Групповая дискуссия на тему «Когда и почему необходимо сопротивляться давлению и отстаивать свое мнение». |
6 | «Как реагировать на критику» | Познакомить учащихся с понятием критики и видами критики; отработать навыки реагирования на критику с уверенностью в себе. | 1.Упр. «Этюд на оправдание» 2. Беседа: «Какая может быть критика» 3. Упражнение в парах. 4. Упр. «Позвала по кругу». |
7 | «Фотография на память» | Отрефлексировать, какие изменения произошли в процессе тренинга. | 1.Упр. «Чемодан». 2.Упр. «Доверяющее падение». 3. Упр. «Ассоциации» 4. Упр. «Фотография на память» |
8 | «Подведем итоги» | Закрепить коммуникативные навыки и настроить участников на будущее. | 1.Упр. «Комплименты». 2. Самоанализ. 3. Упр. «Я благодарен тому, что…» 4. «Дискуссия на тему что мешает общению среди сверстников». 5. Упр. «Связующая нить» Рефлексия участников «Подведение итогов тренинга». |
Список литературы:
- Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2006. – 271с..
- Битянова Н.П. Психология личностного роста. М.: Меж. пед. академия, 1995.
- Емельянов Ю.Н., Кузьмин Е.С. Теоретические и методологические основы социально-психологического тренинга. Л.: ЛГУ, 1983.
- Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М.: МГУ, 1990.
- Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. – СПб.: Речь, 2008. – 192с.
- Мелибруда Е. Я - Ты - Мы. Психологические возможности улучшения общения. М.: Прогресс, 1986.
- Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М.: МГУ, 1989.