МЕТОДИЧЕСКИЕ НАРАБОТКИ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_dlya_uchiteley_resursnyy.pptx | 978.94 КБ |
psihologicheskaya_podderzhka_pedagogov.docx | 14.26 КБ |
prezentatsiya_privychki.ppt | 1.36 МБ |
ne_nado_brattsy_dratsya_prof_bulling_nach_shk.pptx | 65.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Психологическая поддержка педагогов, работающих с детьми, направлена на накопление ресурсного состояния, осознание способов реагирования на ситуации, вызывающие тревогу, волнение. Данный тренинг посвящен вопросам гармонизации личностных ресурсов учителя, а также направлена на формирование эффективного поведения в стрессовых ситуациях. Обучение управлению стрессовыми ситуациями является важным компонентом формирования здорового образа жизни. Данный вариант тренинга разработан для педагогов школ. Проблема сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса является одной из актуальнейших задач, стоящих перед современной школой. Как нетрудно заметить, знакомясь с содержанием тренинга, он вполне применим, при условии незначительной модификации, для работы с другими возрастными и социальными группами. Научившись управлять своими эмоциями, жить в гармонии со своим внутренним миром, человек может успешно работать и достигать значимых для него целей в жизни.
Цель тренинга обучение навыкам поведения в стрессовых ситуациях, актуализация личностных ресурсов. Создание условий для повышения интереса и мотивации молодых учителей к собственному развитию, к позитивным изменениям в себе и своей жизни. 1. Расширить представления о способах и правилах снятия эмоционального напряжения. 2. Формировать позитивные психологические установки, способствующие выходу из стрессовых ситуаций. 3. Формировать модель поведения в стрессовой ситуации, позволяющую сохранить эмоционально-волевой баланс личности.
Задачи тренинга: - отработка навыков уверенного поведения и саморегуляции , - овладение психотехническими приемами, направленными на формирование навыков управления негативными эмоциями, стрессами, - обучение техникам быстрого восстановления; - развитие форм конструктивного взаимодействия в коллективе, - содействие активизации личностных ресурсных состояний. - создание эмоциональной атмосферы доверия, комфортности, открытости. - развитие способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей. - развитие способности эффективно взаимодействовать с окружающими, актуализировать внутренние ресурсы личностного развития.
Форма проведения: практическое занятие с элементами тренинга Система построения занятия . План занятия предусматривает три основные части: I. Вводная часть (организационный момент). II. Рабочее время (основная часть). III. Обсуждение итогов (рефлексия). Вводная часть служит для включения участников группы в работу, формирования мотивации к совместной деятельности. Вторая часть и часть обсуждения должны составлять примерно по четверти всего времени занятия . Оставшаяся половина времени должна быть уделена собственно работе. Основная часть (рабочее время) направлена на создание условий, которые обеспечивают возможность участникам освоить новые приемы, стратегии поведения в безопасной обстановке в группе. По окончании каждого упражнения можно организовать рефлексию. Третья часть - обсуждение итогов, является важнейшей частью занятия, поскольку b позволяет членам группы сконцентрироваться на том, что они узнали на занятии.
Обсуждение затрагивает внутриличностные процессы, межличностные взаимодействия,новые чувства, мысли, поведение и возможности применения новых знаний. Если не уделять должного внимания обсуждению, все предыдущие этапы теряют смысл. Обсуждение помогает структурировать весь материал занятия. Это дает учителям возможность понять точно и ясно, какие произошли изменения, помогает закрепить новый опыт.
Основные принципы работы: полезность – информирование и передача таких знаний и умений, которые могут быть применены педагогами в реальной профессиональной деятельности; практичность – ориентация на конкретные приемы, способы решения проблемных ситуаций, типичных затруднений в педагогической деятельности; осознанность – создание условий для осознания слушателями процессов, происходящих во время обучения, с целью трансформации рефлексии на процесс осуществления профессиональной деятельности; креативность – создание условий для раскрытия творческого потенциала педагогов и его использования, в том числе и в практической деятельности; перспективность – обучение прогнозированию ближайших и отдаленных последствий педагогических воздействий, как для школьника, так и для самого педагога, формирование мотивации здорового образа жизни.
Основные понятия тренинга: Ресурсное состояние – качества и личностные состояния субъекта (неосознаваемые или осознаваемые), позволяющие ему восстановить и мобилизовать свои силы для решения насущных задач с позиции максимального личностного комфорта. Стресс – состояние человека, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия, реакция организма на неблагоприятное воздействие. Саморегуляция – целостный процесс приведения своего психологического состояния в положение субъективной нормы действия. Релаксация – состояние покоя, расслабленности, возникающее у субъекта вследствие снятия напряжения после сильных переживаний или физических усилий. Самоидентичность – процесс самопознания, идентификации, обобщения представлений человека о себе самом, своем социальном, физическом, индивидуальном, ценностном «Я». Идентичность – часть индивидуальной Я – концепции, которая происходит от знаний человека о себе самом, включая ценностные и эмоциональные проявления человека. Контроль над эмоциями – система способов управления своим эмоциональным состоянием с целью саморегуляции и гармонизации состояния. Форма проведения : групповая ( Шеринг , работа в мини – группах и парах) и индивидуальная работа, информирование, мозговой штурм, упражнения - разминки, ролевые игры, релаксация, упражнения «веревочного» тренинга.
Теоретическая основа: гуманистическая психология, элементы поведенческой и гештальт -психологии, символдрама , арт-терапевтические упражнения, техники телесной терапии и релаксация. При организации тренинга необходимо проведение диагностики , направленной на определение понимания педагогом своего состояния – в начале и при завершении тренинга – в качестве контроля и выявления динамики работы группы. Нам представляется эффективным использование следующих тестовых диагностических методик:
Структура тренинга Вводная часть. Приветствие Педагоги входят в зал для проведения встречи. Звучит музыкальное вступление. «Здравствуйте, уважаемые педагоги! Сегодня мы с вами пообщаемся в тесном кругу, поговорим об эмоциональных трудностях, которые могут у нас возникнуть или возникают. Очень часто причину эмоциональной нестабильности мы видим в усталости, накопившемся напряжении. Как изменить ситуацию, если жизнь часто полна стрессами, и полностью избежать сильных волнений не всегда удается? Для ответа на этот вопрос мы и собрались с вами сегодня. Существует множество способов снятия напряжения. Мы познакомимся с некоторыми из них. Ведь это очень важно для нас, так как от нашего эмоционального состояния зависит эффективность нашей деятельности. Помочь осознать свое эмоциональное состояние Отрефлексировать свои эмоции в виде образов, тем самым дать выход сконцентрированным замкнутым эмоциям. Материалы: Бумага, простые и цветные карандаши. Участники на формате А4 рисуют образ своего состояния «здесь и сейчас». Время на выполнение 5-7 минут. Представление своих работ остальным участникам. Проговаривание символов и значений. Внутреннего посыла образов на рисунке.
Упражнение «Мое состояние». Цель: дать возможность педагогам провести само рефлексию, вовлечение участников в необычные размышления о себе. Задачи: Помочь осознать свое эмоциональное состояние Отрефлексировать свои эмоции в виде образов, тем самым дать выход сконцентрированным замкнутым эмоциям. Материалы: Бумага, простые и цветные карандаши. Участники на формате А4 рисуют образ своего состояния «здесь и сейчас». Время на выполнение 5-7 минут. Представление своих работ остальным участникам. Проговаривание символов и значений. Внутреннего посыла образов на рисунке.
Релаксация «Заросший сад» (10 мин) Цель: расслабление, освобождение от негативной энергии, формирование ощущения спокойствия, поиск внутренних ресурсов. Материал: музыка для релаксации, коврики для тренинга. Участники удобно располагаются на ковриках и закрывают глаза. Включается релаксационная музыка, ведущий читает текст: «Представьте, что вы находитесь в старинном, заброшенном городе и совершаете прогулку по территории большого забытого замка… Вы видите высокую каменную стену, увитую плющом, в которой есть деревянная дверь… Откройте её и войдите… Вы оказываетесь в старом, заброшенном саду… Когда-то это был прекрасный сад, однако уже давно за ним никто не ухаживает…Растения так разрослись и все настолько заросло травами, что не видно земли, трудно различить тропинки… вообразите, как вы начинаете приводить его в порядок… представьте, как вы пропалываете сорняки… подрезаете ветки… пересаживаете деревья… окапываете и пересаживаете их… Делаете все, чтобы вернуть саду прежний вид… Через некоторое время остановитесь и сравните ту часть сада, в которой вы уже поработали, с той, которую вы еще не трогали… Со временном вы сможете возвращаться в этот сади продолжать начатую вами работу» .
Основное упражнение « Похвалялки » Цель: осознание своих положительных качеств. Высвобождение дополнительного потока мотивации через повышение самооценки. Материал: помещение тренинговой комнаты. Педагоги делаться на равные 2 команды. Становятся в 2 круга: внутренний и внешний лицом друг к другу. Внутренний круг рассказывает внешнему о своих сильных сторонах (хвалит себя). Обсуждение упражнения. Вопросы для обсуждения. Получилось ли сформулировать свои положительные качества? Со всеми ли получилось поделиться своими сильными сторонами?
Упражнение «Кресло счастья». «Стрессовые ситуации и их разрешение» Цель: отработка умений управлять стрессовыми ситуациями, закрепление способов разрешения стрессовых ситуаций. Активизировать умственную деятельность на решение сложных стрессовых задач. Материалы: карточки с написанными стрессовыми ситуациями, кресло. Рекомендуется предьявлять сначала более «легкие» по негативу. В центре комнаты стоит удобное, комфортное кресло. Каждый участник поочереди садиться в кресло. Легенда для участников в кресле: «Садясь в кресло, вы превращаетесь в абсолютно счастливого человека. Находясь на этом месте вы способны все преодолеть, и никакая новость вас не расстроит. В этом кресле вы способны придумать выход из любой сложной ситуации. Вы сейчас вытащите свою ситуацию и должны придумать позитивное решение. Не думайте долго, а постарайтесь сформулировать первое что придет позитивного на ум» В течении минуты вживается в роль счастливца. Какими будут ваши действия если… Желательно свое решение начать со слов «…как здорово, что»
Ситуации : 1. «Вы идете на работу, а вас окатила грязью проезжающая машина» 2. «Вы пишите после уроков одновременно несколько отчетов, понимая, что придется писать всю ночь. Отчеты надо сдать завтра. К вам подходит замдиректора и дает приказ о том, что вы должны сейчас же ехать на длительное совещание в другой конец города.» 3. «Вам не дали отпуск» 4. «Вашего ученика поймала полиция за распитие алкоголя» 5. «Вы заболели, а надо быть срочно на работе» 6. «Вы опоздали на очень важное совещание» 7 . «Сегодня вам сообщили, что из-за ошибки бухгалтера свою зарплату вы получите только в следующем месяце»
8. « Пришла проверка и обнаружила много ошибок в вашей работе. Сделали выговор» 9. « Вам школьник разбил дверь в кабинет» 10.«На вас родители написали жалобу директору» 11. «Вам неожиданно урезали зарплату» 12.«Вашу ставку сократили» 13.«Вас бросил муж» 14.Вы – директор школы. На вас кричит пьяный родитель «неблагополучного» ученика. Дело происходит в холле, где много других детей, учителей и родителей. Ваши действия. Обсуждение трудностей (барьеров), возникших в процессе решения кризисных ситуаций.
Заключительная часть Обратная связь «Дерево помощи» (20 мин) . Цель: конкретизация личностных ресурсов при стрессе, обмен мнениями, анализ вариантов поведения при выходе из стресса, накопление опыта по борьбе со стрессами. Материал: сделанное из бумаги дерево с пятью ветками без листьев крепится на доску, фломастеры Каждому педагогу предлагает завершить состояние дорисовав общему дереву какой-нибудь элемент. Далее каждый участник комментирует тот символ, который он пририсовал и подводится итог занятию в целом.
БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ
С ПРАЗДНИКОМ КОЛЛЕГИ! С ДНЕМ УЧИТЕЛЯ ВАС!
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Ростовской области «Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»
Кафедра психологии
Курсы повышения квалификации
«Психологическое сопровождение профессионального развития педагога в условиях реализации федерального проекта «Учитель будущего»
«__ПОМОЩЬ ПСИхОЛОГА УЧИТЕЛЮ ПО СОЗДАНИЮ РЕСУРСНОГО СОСТОЯНИЯ_____________________________»
Выполнила:
ФИО Перевозная Лилия Владимировна
Должность педагог-психолог
Ростов–на–Дону
2019
ПОМОЩЬ ПСИхОЛОГА УЧИТЕЛЮ ПО СОЗДАНИЮ РЕСУРСНОГО СОСТОЯНИЯ
Психологическая поддержка педагогов, работающих с детьми, направлена на накопление ресурсного состояния, осознание способов реагирования на ситуации, вызывающие тревогу, волнение.
Данный тренинг посвящен вопросам гармонизации личностных ресурсов учителя, а также направлена на формирование эффективного поведения в стрессовых ситуациях. Обучение управлению стрессовыми ситуациями является важным компонентом формирования здорового образа жизни. Данный вариант тренинга разработан для педагогов школ. Проблема сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса является одной из актуальнейших задач, стоящих перед современной школой. Как нетрудно заметить, знакомясь с содержанием тренинга, он вполне применим, при условии незначительной модификации, для работы с другими возрастными и социальными группами. Научившись управлять своими эмоциями, жить в гармонии со своим внутренним миром, человек может успешно работать и достигать значимых для него целей в жизни.
Цель тренинга обучение навыкам поведения в стрессовых ситуациях, актуализация личностных ресурсов. Создание условий для повышения интереса и мотивации молодых учителей к собственному развитию, к позитивным изменениям в себе и своей жизни.
1. Расширить представления о способах и правилах снятия эмоционального
напряжения.
2. Формировать позитивные психологические установки, способствующие выходу из
стрессовых ситуаций.
3. Формировать модель поведения в стрессовой ситуации, позволяющую сохранить
эмоционально-волевой баланс личности.
Задачи тренинга:
- отработка навыков уверенного поведения и саморегуляции,
- овладение психотехническими приемами, направленными на формирование навыков управления негативными эмоциями, стрессами,
- обучение техникам быстрого восстановления;
- развитие форм конструктивного взаимодействия в коллективе,
- содействие активизации личностных ресурсных состояний.
- создание эмоциональной атмосферы доверия, комфортности, открытости.
- развитие способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей.
- развитие способности эффективно взаимодействовать с окружающими, актуализировать внутренние ресурсы личностного развития.
Форма проведения: практическое занятие с элементами тренинга
Система построения занятия. План занятия предусматривает три основные части:
I. Вводная часть (организационный момент).
II. Рабочее время (основная часть).
III. Обсуждение итогов (рефлексия).
Вводная часть служит для включения участников группы в работу, формирования
мотивации к совместной деятельности.
Вторая часть и часть обсуждения должны составлять примерно по четверти всего времени
занятия. Оставшаяся половина времени должна быть уделена собственно работе.
Основная часть (рабочее время) направлена на создание условий, которые обеспечивают
возможность участникам освоить новые приемы, стратегии поведения в безопасной
обстановке в группе.
По окончании каждого упражнения можно организовать рефлексию.
Третья часть - обсуждение итогов, является важнейшей частью занятия, поскольку
позволяет членам группы сконцентрироваться на том, что они узнали на занятии.
Обсуждение затрагивает внутриличностные процессы, межличностные взаимодействия,
новые чувства, мысли, поведение и возможности применения новых знаний. Если не
уделять должного внимания обсуждению, все предыдущие этапы теряют смысл.
Обсуждение помогает структурировать весь материал занятия. Это дает родителям
возможность понять точно и ясно, какие произошли изменения, помогает закрепить новый
опыт.
Основные принципы работы:
полезность –информирование и передача таких знаний и умений, которые могут быть применены педагогами в реальной профессиональной деятельности;
практичность – ориентация на конкретные приемы, способы решения проблемных ситуаций, типичных затруднений в педагогической деятельности;
осознанность – создание условий для осознания слушателями процессов, происходящих во время обучения, с целью трансформации рефлексии на процесс осуществления профессиональной деятельности;
креативность – создание условий для раскрытия творческого потенциала педагогов и его использования, в том числе и в практической деятельности;
перспективность – обучение прогнозированию ближайших и отдаленных последствий педагогических воздействий, как для школьника, так и для самого педагога, формирование мотивации здорового образа жизни.
Основные понятия тренинга:
Ресурсное состояние – качества и личностные состояния субъекта (неосознаваемые или осознаваемые), позволяющие ему восстановить и мобилизовать свои силы для решения насущных задач с позиции максимального личностного комфорта.
Стресс – состояние человека, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия, реакция организма на неблагоприятное воздействие.
Саморегуляция– целостный процесс приведения своего психологического состояния в положение субъективной нормы действия.
Релаксация – состояние покоя, расслабленности, возникающее у субъекта вследствие снятия напряжения после сильных переживаний или физических усилий.
Самоидентичность – процесс самопознания, идентификации, обобщения представлений человека о себе самом, своем социальном, физическом, индивидуальном, ценностном «Я».
Идентичность – часть индивидуальной Я – концепции, которая происходит от знаний человека о себе самом, включая ценностные и эмоциональные проявления человека.
Контроль над эмоциями – система способов управления своим эмоциональным состоянием с целью саморегуляции и гармонизации состояния.
Форма проведения: групповая (Шеринг, работа в мини – группах и парах) и индивидуальная работа, информирование, мозговой штурм, упражнения - разминки, ролевые игры, релаксация, упражнения «веревочного» тренинга.
Теоретическая основа: гуманистическая психология, элементы поведенческой и гештальт-психологии, символдрама, арт-терапевтические упражнения, техники телесной терапии и релаксация.
При организации тренинга необходимо проведение диагностики, направленной на определение понимания педагогом своего состояния – в начале и при завершении тренинга – в качестве контроля и выявления динамики работы группы. Нам представляется эффективным использование следующих тестовых диагностических методик:
Структура тренинга
Вводная часть.
Приветствие
Педагоги входят в зал для проведения встречи. Звучит музыкальное вступление.
«Здравствуйте, уважаемые педагоги! Сегодня мы с вами пообщаемся в тесном кругу, поговорим об эмоциональных трудностях, которые могут у нас возникнуть или возникают. Очень часто причину эмоциональной нестабильности мы видим в усталости, накопившемся напряжении. Как изменить ситуацию, если жизнь часто полна стрессами, и полностью избежать сильных волнений не всегда удается? Для ответа на этот вопрос мы и собрались с вами сегодня.
Существует множество способов снятия напряжения. Мы познакомимся с некоторыми из них. Ведь это очень важно для нас, так как от нашего эмоционального состояния зависит эффективность нашей деятельности.
Упражнение «Мое состояние».
Цель: дать возможность педагогам провести само рефлексию, вовлечение участников в необычные размышления о себе.
Задачи:
Помочь осознать свое эмоциональное состояние
Отрефлексировать свои эмоции в виде образов, тем самым дать выход сконцентрированным замкнутым эмоциям.
Материалы: Бумага, простые и цветные карандаши.
Участники на формате А4 рисуют образ своего состояния «здесь и сейчас». Время на выполнение 5-7 минут.
Представление своих работ остальным участникам. Проговаривание символов и значений. Внутреннего посыла образов на рисунке.
Релаксация «Заросший сад» (10 мин)
Цель: расслабление, освобождение от негативной энергии, формирование ощущения спокойствия, поиск внутренних ресурсов.
Материал: музыка для релаксации, коврики для тренинга.
Участники удобно располагаются на ковриках и закрывают глаза. Включается релаксационная музыка, ведущий читает текст:
«Представьте, что вы находитесь в старинном, заброшенном городе и совершаете прогулку по территории большого забытого замка…
Вы видите высокую каменную стену, увитую плющом, в которой есть деревянная дверь… Откройте её и войдите…
Вы оказываетесь в старом, заброшенном саду…
Когда-то это был прекрасный сад, однако уже давно за ним никто не ухаживает…Растения так разрослись и все настолько заросло травами, что не видно земли, трудно различить тропинки… вообразите, как вы начинаете приводить его в порядок… представьте, как вы пропалываете сорняки… подрезаете ветки… пересаживаете деревья… окапываете и пересаживаете их… Делаете все, чтобы вернуть саду прежний вид…
Через некоторое время остановитесь и сравните ту часть сада, в которой вы уже поработали, с той, которую вы еще не трогали…
Со временном вы сможете возвращаться в этот сади продолжать начатую вами работу» [5].
Основное упражнение «Похвалялки»
Цель: осознание своих положительных качеств. Высвобождение дополнительного потока мотивации через повышение самооценки.
Материал: помещение тренинговой комнаты.
Педагоги делаться на равные 2 команды. Становятся в 2 круга: внутренний и внешний лицом друг к другу. Внутренний круг рассказывает внешнему о своих сильных сторонах (хвалит себя).
Обсуждение упражнения. Вопросы для обсуждения.
Получилось ли сформулировать свои положительные качества?
Со всеми ли получилось поделиться своими сильными сторонами?
Упражнение «Кресло счастья». «Стрессовые ситуации и их разрешение»
Цель: отработка умений управлять стрессовыми ситуациями, закрепление способов разрешения стрессовых ситуаций. Активизировать умственную деятельность на решение сложных стрессовых задач.
Материалы: карточки с написанными стрессовыми ситуациями, кресло. Рекомендуется предьявлять сначала более «легкие» по негативу.
В центре комнаты стоит удобное, комфортное кресло. Каждый участник поочереди садиться в кресло.
Легенда для участников в кресле: «Садясь в кресло, вы превращаетесь в абсолютно счастливого человека. Находясь на этом месте вы способны все преодолеть, и никакая новость вас не расстроит. В этом кресле вы способны придумать выход из любой сложной ситуации. Вы сейчас вытащите свою ситуацию и должны придумать позитивное решение. Не думайте долго, а постарайтесь сформулировать первое что придет позитивного на ум»
В течении минуты вживается в роль счастливца.
Какими будут ваши действия если… Желательно свое решение начать со слов «…как здорово, что»
Ситуации:
1. «Вы идете на работу, а вас окатила грязью проезжающая машина»
2. «Вы пишите после уроков одновременно несколько отчетов, понимая, что придется писать всю ночь. Отчеты надо сдать завтра. К вам подходит замдиректора и дает приказ о том, что вы должны сейчас же ехать на длительное совещание в другой конец города.»
3. «Вам не дали отпуск»
4. «Вашего ученика поймала полиция за распитие алкоголя»
5. «Вы заболели, а надо быть срочно на работе»
6. «Вы опоздали на очень важное совещание»
7. «Сегодня вам сообщили, что из-за ошибки бухгалтера свою зарплату вы получите только в следующем месяце»
8. «Пришла проверка и обнаружила много ошибок в вашей работе. Сделали выговор»
9. «Вам школьник разбил дверь в кабинет»
10.«На вас родители написали жалобу директору»
11. «Вам неожиданно урезали зарплату»
12.«Вашу ставку сократили»
13.«Вас бросил муж»
14.Вы – директор школы. На вас кричит пьяный родитель «неблагополучного» ученика. Дело происходит в холле, где много других детей, учителей и родителей. Ваши действия.
Обсуждение трудностей (барьеров), возникших в процессе решения кризисных ситуаций.
Заключительная часть
Обратная связь «Дерево помощи» (20 мин).
Цель: конкретизация личностных ресурсов при стрессе, обмен мнениями, анализ вариантов поведения при выходе из стресса, накопление опыта по борьбе со стрессами.
Материал: сделанное из бумаги дерево с пятью ветками без листьев крепится на доску, фломастеры
Каждому педагогу предлагает завершить состояние дорисовав общему дереву какой-нибудь элемент.
Далее каждый участник комментирует тот символ, который он пририсовал и подводится итог занятию в целом.
Благодарим за внимание!
Приложение 1
Для снятия психоэмоционального напряжения педагогов и мышечных зажимов рекомендуется использовать следующие упражнения для самостоятельной проработки.
Антистрессовые упражнения для самостоятельного выполнения
Упражнение «Муха»
Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры. Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.
Упражнение «Лимон»
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке
лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
Упражнение «Сосулька» («Мороженое»)
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы — сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1–2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Это упражнение можно выполнять лежа на полу.
Упражнение «Воздушный шар»
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы — большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1–2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. И, наконец, при сильном нервно-психическом напряжении вы можете выполнить 20–30 приседаний либо 15–20 прыжков на месте.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Единственная красота, которую я знаю - это здоровье Генрих Гейне немецкий поэт
Какова роль здоровья в жизни человека ?
Что определяет состояние здоровья ?
Что такое «ЗДОРОВЬЕ» ?
«ЗДОРОВЬЕ – это физическое, моральное и духовное благополучие» Всемирная организация здравоохранения
Конкурс-викторина «Человек и его здоровье»
10 золотых правил сохранения здоровья
Двигательная активность
Личная гигиена – защита от заболеваний
Закаливание организма
Правильное питание
СОБЛЮДЕНИЕ РЕЖИМА ДНЯ: ЧЕРЕДУЙ ТРУД С ОТДЫХОМ
Правильное экологическое поведение
Сохранение здоровья нервной системы
Отсутствие вредных привычек
Соблюдение правил безопасности на дорогах, в школе и дома
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель занятий: Мотивировать учеников к совместному обучение и дружбе с детьми с ОВЗ Дать почувствовать ценность взаимоподдержки в классе.
Ход урока 1. Информационный блок. Что такое инклюзив? 2. Просмотр фильма «Подарок». Обсуждение. 3. Групповое обсуждение «Что мешает подружиться обычным и особенным детям»
Информационный блок. Что такое инклюзив? Обсуждение, что такое: Инклюзив ОВЗ
Просмотр фильма «Подарок». Обсуждение. Понравился ли вам мультик? Какие чувства у Вас вызвал герой мультфильма - мальчик в начале? Какие чувства у Вас вызвал щенок? Почему мальчик не хотел играть с щенком и так грубо обращался? Что именно заставило мальчика оставить игру за компьютером и пойти играть с щенком? Чему щенок научил мальчика Какое объяснение мы можем дать поведению мальчика в начале фильма? Почему он был такой жестокий? Вывод: Дружба особый подарок для особых детей. Многие из них одиноки.
Групповое обсуждение «Что мешает подружиться обычным и особенным детям» Совместное обсуждение: Что мешает обычным детям подружиться с особенными? Ответы ребят записываются на доске.
Урок 2 Ход урока: Продолжение темы инклюзив Учебные ситуации (найди ошибку в поведении ребят). Обсуждение «Вот как надо поддерживать». Подведение итогов. Упражнение облака настроения.
Ситуации 1 1. Петя и Дима хотели познакомиться с мальчиком, который приехал на игровую площадку в инвалидной коляске. Его привезла мама. Петя подошел к нему, заглянул в лицо, улыбнулся и сказал: « Привет! Я Петя можно с тобой познакомится!» А Дима спросил у мамы мальчика: «Здравствуйте, скажите пожалуйста, как зовут вашего сына? Что с ним? Он может разговаривать? Я бы хотел познакомится с вашим сыном. Кто из ребят поступил правильно и почему?
Ситуация 2 Новая ученица не справилась с простым заданием по математике и очень расстроилась. Вера подошла к ней на перемене и говорит: « Да ладно, не расстраивайся, со всеми бывает! Давай играть! А Лена, подруга Веры, говорит: «Не позорься и не играй с ней. Она – глупая. А то я с тобой дружить не буду. Не хочу, чтобы над нами смеялись. Кто поступил верно? Что делать Вере?
Ситуация 3 У Тани есть одноклассница Надя, которая заикается когда говорит с ней. Таня помогает ей и подсказывает слова, которые Надя не может сразу выговорить. Правильно ли поступает Таня? А как нужно сделать?
Ситуация 4 « Я (мой помощник) – ученик, который пришел (пришла) учиться в наш класс. Я плохо слышу. Вы хотите меня о чем то спросить, как вы привлечете мое внимание? Дать несколько ребятам попробовать привлечь внимания.
Ситуация 5,6 5. Я плохо вижу. Как вы поступите, что бы привлечь мое внимание? 6. Сережа-веселый и общительный. Вокруг него всегда много одноклассников. Костя хотел бы с ним подружиться, но не решается подойти. Он думает: «Разве Сережа захочет со мной дружит. Я медленно бегаю и у меня такие некрасивые лечебные ботинки. Некоторые даже обзываю меня. Лучше быть одному. Что делать Косте? Если бы Костя был вашем младшим братом, что бы вы ему посоветовали?
Спасибо за внимание!