Тренинговые упражнения на командообразование для работы психолога с педагогами в УДО

Пономаренко Елена Салаватовна
Подобранный материал из игр-упражнений поможет составить психологу, работающему в системе дополнительного образования, конспект занятия с педагогами для улучшения психологического климата коллектива. Как показывает практика, командообразование - один из факторов успешной организации образовательного процесса. Конфликты, неспособность коллег выстроить взаимодействие приводит к усилению эмоционального выгорания педагогов, снижает мотивацию и готовность к инновационной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tren_upr_grpp.pptx85.47 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тренинговые упражнения для группообразования Сост. Пономаренко Е.С.

Слайд 2

Разминка "Групповое гудение" Упражнение помогает управлять активностью группы. При этом можно использовать его как для того, чтобы разогреть пассивную группу, так и для того чтобы успокоить чрезмерно активную. Время: 5 минут. Размер группы: любой, может проводиться и в индивидуальной работе и на больших группах. Описание. Вся группа стоит/сидит в общем кругу. Тренер просит группу начать тихое гудение. После того как все загудели, тренер спрашивает группу, может ли она гудеть громче. Тренер просит группу гудеть громче, либо тише и еще тише. Можно попросить группу варьировать громкость в зависимости от положения руки тренера – гудеть громче, если рука подымается вверх, и тише, если она опускается вниз. В конце тренер либо опускает руки до пола, и гудение становится почти неслышным (в этом варианте упражнение работает на то, чтобы утихомирить участников), либо, если нужно их взбодрить, поднимает руки вверх настолько насколько позволяет рост, и гудение становится максимально громким. Обсуждение. В зависимости от последующей темы и факта выполнения (могли ли быстро пересроится , были ли "выпавшие" голоса и т.п.) Акцент на важности умения оперативно изменять громкость голоса)

Слайд 3

Опросник "Насколько психологически безопасна эта команда?" Предлагаю вашему вниманию опросник "Насколько психологически безопасна эта команда?" В этом опроснике 14 + 6 вопросов. Отвечайте на каждый " Ни разу ", " Однажды ", " 2-3 раза " или " 4 раза и более ". За каждый ответ вы получаете следующие балы: О за «Ни разу» 1 за «Однажды» 2 за «2-3раза» и 3 за «4 раза или больше» При любых ответах, используйте каждый вопрос как повод для хорошей командной рефлексии, и выстраивания диалогов. Отметьте сильные стороны и зоны роста команды. Если обсуждение не представляется вам конструктивным, пригласите командного коуча . Итак, вопросы: За последний месяц я: 1. Воздержался дать коллеге честную и критическую обратную связь. 2. Почувствовал, что мой совет не примут позитивно 3. Не признал ошибку, на которой коллеги могли бы научиться. 4. Почувствовал, что мои идеи не ценятся. 5. Был задет комментариями коллеги. 6. Избегал упоминать о чем-то из боязни ступить на «территорию» коллеги 7. Сделал вид, что я понял что-то, что в действительности не понял. 8. Промолчал о чем-то, хотя это не соответствовало ценностям команды. 9. Прикрыл ошибки коллеги. 10. Чувствовал себя заставленным оказывать поддержку чему-то, с чем был не согласен. 11 Избегал более старших коллег, так как мне казалось, что они в плохом настроении. 12. Произнес невинную ложь, чтобы «сохранить мир». 13. Подозревал, что мне не сказали всей правды, но не сказал об этом. 14. Был вынужден чувствовать себя изолированным или нелояльным за то, что задавал вопросы о чем-то вне моей сферы В этой команде я видел проявления того, что: 1. Личный статус важнее, чем выполнение командной задачи. 2. Люди часто создают группировки, чтобы преследовать свои собственные интересы 3. Здесь не приветствуется сомневаться в том, что говорит лидер. 4. Люди избегают честных, тяжелых разговоров. 5. Люди требуют по отношении к себе лояльности и уважения, а не зарабатывают их. 6. Люди говорят то, что от них хотят услышать другие, а не то, что они на самом деле думают. Выпишите результат: Интерпретация. Как очень широкие показатели: 50 и более баллов В этой команде опасно находиться. Присутствует высокий уровень стресса (значительно повышен риск сердечных приступов и других заболеваний). Изобилует политика. 25 - 50 баллов Отсутствие психологической безопасности вносит существенный вклад в дисфункцию команды. 5-25 баллов Члены команды хороши в прикрывании трещин. В команде достаточно доброй воли и фокуса, чтобы обеспечить открытые и честные разговоры до того, как нанесен слишком большой ущерб, но команде не хватает преимуществ по-настоящему открытой среды. 0-5 баллов Никто не совершенен! Но эта команда упорно трудится, чтобы создать среду, где не только принято высказываться, но где люди ожидают и ценят это.

Слайд 4

Упражнение Волшебное слово «Да» Цель : работа с различными стереотипами, Выход из привычного отношения к себе. Инструкция : Ведущий готовит основной перечень вопросов (далее участники могут предлагать вопросы сами). Пример: У тебя есть миллион рублей? Тебе нравиться океан? Ты творческий человек? Ты добрый? У тебя бывают рваные носки? Тебе нравится танцевать? Ты любишь кого-нибудь? На любой вопрос ведущего, вне зависимости от «правильности» ответа, каждый участник должен ответить «Да». Это упражнение с одной стороны, способно вызвать всеобщий смех, а с другой – посмотреть на себя и свои привычки другими глазами, задуматься над стереотипами отношения к самому себе.

Слайд 5

Тренинговое упражнение «... зато ты» Цель упражнения : создание положительной атмосферы в группе, а также оно может служить прекрасным завершением тренинга. На задание уходит приблизительно 40 минут, если группа состоит из 12 человек, так что у вас должно быть достаточно времени для его проведения, если вы оставляете его на самый конец тренинга. Оборудование : листы бумаги А4 по числу участников, столько же ручек, можно разноцветных. Ход занятия : Каждый из участников подписывает свой лист и пишет на нем один какой-то свой недостаток, затем передает свой лист другим участникам. Они пишут на его листе «... зато ты...» и далее какое-то положительное качество этого человека: все, что угодно (у тебя очень красивые глаза, ты лучше всех рассказываешь анекдоты). В конце выполнения задания каждому участнику возвращается его лист. Во время выполнения задания в группе царит оживление и хорошее настроение; и в любой группе, даже в которой участники очень устали или напряжены, задание выполняется с большим энтузиазмом.

Слайд 6

Игра "Карета" или кто есть кто в компании Игра полезна собственникам компаний для выявления откртых лидеров, скрытых лидеров, паразитов, "рабочих лошадок", серых кардиналов. Покажет кого надо уволить, с кем работать и кого учить. Покажет степень нужности того или иного сотрудикам компании. Весьма информативаня игра, которую необходимо провести на пикнике или на корпоративе . Игра игрой, а выводы будут ошеломляющие Условия игры зачитывает нейтральный человек и к компании не имеющий никакого отношения. Суть игры: Ведущий , обязательно после двух трех разогревающих игр, говорит, что сейчас будем играть в игру под названием карета. Необходимо будет построить сотрудникам из сотрудников карету. Кони, колеса, кучер, принцесса, слуги.. То есть вся атрибутика королевской кареты. Время на игру - 2 минуты. Музыкальное сопровождение должно провоцировать ускорение процесса постройки кареты и отключать мозг у играющих. Для собственника очень полезно в игру ввести и исполнительных директоров для оценки их авторитетности и качества управления событиями. Упряжь, колеса, кони, слуги и прочая необходимая атрибутика это работяги, которые везут карету вашего бизнеса. Все что лишнее - принцессы, украшения и проч - балласт компании. Есть еще те, кто не нашел для себя роль. Кучер это тот, кто главный в коллективе. Еще бывает так, что выявляется человек, который не включен в карету, но помогает строить и по заключению постройки докладывает о том, что карета построена. Игра очень информативна.

Слайд 7

Опросник "Настоящая ли мы команда?« Предлагаю вашему вниманию опросник "Настоящая ли мы команда?". На сколько вопросов вы можете ответить «ДА»? - Просто отвечайте "да" или "нет" и посмотрите сколько наберет каждый член команды. После, подсчитайте ответы, и если каждый собрал больше половины "нет", то команда требует внешнего консультанта. В любом случае, используйте каждое утверждение как повод для хорошей саморефлексии , чтобы указать сильные стороны и зоны роста команды Мы четко понимаем, чего пытаемся достичь общими усилиями Мы четко понимаем приоритеты Мы часто ставим коллективные приоритеты выше индивидуальных У нас есть уверенность в компетентности друг друга в соответствующей роли Мы имеем большой запас доброжелательности по отношению друг к другу Мы ведем открытый диалог на сложные темы Мы хорошо понимаем нормы поведения при урегулировании конфликтов Мы регулярно бросаем вызов нашим предположениям Мы имеем высокий уровень взаимозависимости’ Мы несем обоюдную ответственность за результаты команды Нам ясно, кто является и кто не является членом команды Мы ощущаем ценность от наших совместных достижений Мы позволяем передавать лидерство другим людям, если это соответствует их компетентности Мы измеряем прогресс по достижению общих целей Мы берем на себя ответственность за непрерывное развитие, как свое собственное, так и друг друга :

Слайд 8

Литература Открытое образование • 5/2006, с. 4-9