Эмоции
Цель представленной работы – определить закономерности развития эмоциональной сферы человека.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1) Определить понятие, функции и роль эмоциональной сферы в психической организации человека.
2) Охарактеризовать основные направления развития представлений об эмоциях.
3) Основываясь на взглядах отечественных и зарубежных показать функции, виды и формы эмоций.
4) Дать анализ закономерностей развития эмоциональной сферы личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Эмоции | 31.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагог-психолог ЦПМСС
Красносельского района г.Санкт-Петербурга
Карпова Юлия Михайловна
Эмоции
Эмоции играют важную роли в психическом и личностном развитии человека. От развития эмоций в значительной степени зависит как эффективность обучения субъекта, так и успешность выполнения разного рода практических задач. Эмоции принимают непосредственное участие в формировании мотивационной сферы личности и обеспечивают устойчивость к разного рода конфликтам и потрясениям. Особенности развития эмоциональной сферы тесно связаны с психическим и физическим здоровьем человека.
Эмоции — эволюционно более ранний механизм регуляции поведения, чем разум. Эмоции добавляют энергии, поскольку они напрямую связаны с физиологическими процессами в отличие от разума, которому подчиняются отнюдь не все системы организма. Под сильным воздействием эмоций в организме происходит такая мобилизация сил, которую разуму вызвать не удается.
В психологии существует несколько теорий, объясняющих, возникновение и развитие эмоции. Еще в опубликованной в 1872 г. книге «Выражение эмоций у человека и животных» Ч. Дарвин показал эволюционный путь развития эмоций. Сравнивая эмоциональные проявления у людей и животных, он сделал вывод о том, что выразительные движения человека, связанные с эмоциями, являются эволюционно значимыми и представляют собой рудименты (остатки) ранее целесообразных реакций, выработанных в ходе борьбы за существование.
В работах отечественных психологов Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и других мы находим общие указания на то, что формирование эмоциональной сферы человека происходит в процессе усвоения ребенком социальных ценностей, социальных требований, норм и идеалов, которые при определенных условиях становятся внутренним достоянием личности, содержанием побудительных мотивов ее поведения.
Цель представленной работы – определить закономерности развития эмоциональной сферы человека.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- Определить понятие, функции и роль эмоциональной сферы в психической организации человека.
- Охарактеризовать основные направления развития представлений об эмоциях.
- Основываясь на взглядах отечественных и зарубежных показать функции, виды и формы эмоций.
- Дать анализ закономерностей развития эмоциональной сферы личности.
Понятие и функции эмоции, их роль в психической организации человека.
Слово «эмоция» происходит от латинского emovere что означает «волновать», «возбуждать». Эмоции можно определить и как процессы, отражающие в форме переживаний личную значимость для человека внешних и внутренних ситуаций. Эмоции, как и мысли, — объективно существующие явления, их характеризует широкий диапазон разнообразных форм и оттенков, что создает определенные трудности в их изучении и управлении ими. Эмоциональные явления многообразны даже в чисто описательном плане. Они проявляются в виде радости, грусти, страха, возмущения, обиды, вины, восторга и т. п.
Известна врожденная потребность человека в эмоциональном насыщении. Она может удовлетворяться переживанием как положительных, так и отрицательных эмоций. Для человека важен постоянный динамизм эмоций в рамках определенной интенсивности. Эмоциональное голодание переживается как скука и тоска. Этот факт объясняет поступки внешне благополучных и успешных людей, приводящие к изменению их образа жизни, порой к дополнительному волнению и напряжению. Потребность в эмоциональном насыщении удовлетворяется не только реально испытываемыми эмоциями, но и предвкушением переживаний.
Эмоции представляют собой пристрастное отношение субъекта к окружающему и к тому, что с ним происходит. Механизм возникновения эмоций тесно связан с потребностями и мотивами человека. Условия, предметы и явления, способствующие удовлетворению потребностей и достижению целей, вызывают положительные эмоции: удовольствие, радость, интерес, возбуждение. Напротив, ситуации, воспринимаемые субъектом как препятствующие реализации потребностей и целей, вызывают отрицательные эмоции и переживания: неудовольствие, горе, печаль, страх, грусть, тревогу и др.
Следовательно, можно констатировать двойную обусловленность эмоций, с одной стороны, нашими потребностями, с другой — особенностями ситуации. Эмоции устанавливают связь и взаимоотношения между этими двумя рядами событий, сигнализируют субъекту о возможности или невозможности удовлетворения его потребностей в данных условиях. системы.
Сложная деятельность корковых и подкорковых отделов мозга обеспечивает многоуровневость и многокомпонентность эмоциональных реакций.
1. Физиологические компоненты эмоционального реагирования:
• вегетативно-соматические реакции, сопровождающие эмоциональные состояния. Отмечаются такие изменения, как расширение периферических сосудов и ускорение пульса в состоянии гнева, и наоборот, сужение сосудов, замедление и ослабление пульса при переживании страха.
• биохимические изменения. Деятельность симпатической нервной системы связана с выделением адреналиноподобных веществ. Симпатический нерв вызывает расширение зрачка, учащение сердцебиения, повышение кровяного давления, торможение деятельности кишечника, увеличение содержания сахара в крови, повышение мышечной работоспособности, усиление обмена веществ. Парасимпатический эффект, вызываемый другим веществом — ацетилхолином, характеризуется сужением зрачков, расширением сосудов, замедлением пульса и усилением перистальтики и секреции желудка, выделением обильного горячего пота, ослаблением обмена веществ. Экспериментальные исследования показывают, что в состоянии страха возрастает концентрация адреналина при незначительном изменении норадреналина, в состоянии гневного раздражения или тревоги резко возрастает количество и адреналина, и норадреналина, астенические эмоции (грусть, тоска) сопровождаются отчетливым снижением того и другого.
2. Экспрессивные компоненты эмоционального реагирования:
• выразительные движения всего тела— пантомимика. Пантомимические изменения в походке, осанке, жестах обычно возникают непроизвольно, как внешние проявления общего эмоционального состояния человека. Наиболее важным компонентом пантомимики является жест — выразительное движение рук, служащее одним из средств уточнения речевой коммуникации. Некоторые виды жестов в процессе общественно-исторической практики человека приобрели определенное символическое значение. Например, сложенные в кольцо большой и указательный палец — жест «О'кей» — означает «все хорошо»; он понимается и применяется представителями разных культур;
• движения лицевых мышц —мимика. Наибольшей способностью выражать различные эмоциональные оттенки обладает лицо человека. Еще Леонардо да Винчи говорил, что брови и рот по-разному изменяются при различных причинах плача. П. Экман и К. Изард описали мимические признаки базовых эмоций, выделив три зоны лица: область лба и бровей, область глаз и нижнюю часть лица. Так, например, в соответствии с их описанием в мимике страха брови подняты и сдвинуты, морщины только в центре лба; верхние веки подняты так, что видна склера, а нижние приподняты и напряжены; рот раскрыт, губы растянуты. Мимические проявления эмоций представляют собой синтез непроизвольных и произвольных способов реагирования, в которой воспитывается человек;
• вокализация: тембр голоса и интонация, звуковые средства экспрессии. Из звуковых средств экспрессии наиболее характерными являются смех и плач. Смех является выразителем нескольких эмоций, в разных ситуациях он имеет неоднозначные оттенки и смысл.
В повседневной жизни именно благодаря экспрессивным компонентам эмоционального реагирования мы, как правило, достаточно точно воспринимаем и оцениваем изменения в эмоциональном состоянии, в настроении окружающих людей.
Эмоции трудно поддаются регуляции: их трудно вызвать по желанию, и столь же трудно вывести человека из состояния сильного эмоционального возбуждения. Способность понимать и откликаться на эмоциональное состояние другого характеризует личностную культуру человека. Эмоции сопровождаются определенными изменениями не только внутреннего состояния, но и внешнего облика. Психологическую характеристику эмоций составляют их качества:
• динамика — как постоянное развитие эмоций;
• фазовость — как изменение эмоций по силе и выраженности;
• амбивалентность — присутствие в палитре эмоциональных состояний человека «полярных» — «любовь — ненависть», «обида — вина» и т. п.
Структурно эмоции включают три компонента:
эмоциональное возбуждение, определяющее мобилизационные сдвиги в организме, скорость и интенсивность протекания психических, моторных и вегетативных процессов;
знак эмоции — положительный или отрицательный;
степень контроля эмоции — от абсолютного контроля за протеканием и выражением эмоции до полной дезориентированности и бесконтрольности.
Значение эмоций для человека состоит в их колоссальном влиянии на все сферы жизни. Прежде всего, эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему миру, в силу чего они расцвечивают его жизнь, делают ее яркой и насыщенной. Эмоции являются одним из «пусковых механизмов» активности человека. Для пояснения этого положения может быть использована следующая формула: отрицательные эмоции «подталкивают» активность человека «снизу», а положительные — «подтягивают» ее «сверху». Другими словами, чтобы избавиться от неприятных переживаний, человек предпринимает определенные действия для изменения жизненной ситуации, и, напротив, стремясь испытать приятные переживания, он соответствующим образом организует ситуацию, к примеру, приглашает гостей, встречается с друзьями, идет в театр и т. п.
Эмоции достаточно значимо влияют на познавательную деятельность человека: интенсивные эмоции могут усилить припоминание, изменить восприятие, оптимизировать мышление, вызвать образы воображения. Познавательный процесс, в свою очередь, усиливает эмоции. Для результативности познания наиболее благоприятны эмоции средней силы.
Взгляд отечественных и зарубежных психологов на формы проявления эмоций.
Многообразие проявлений эмоциональной жизни человека ставит психологию перед необходимостью их более четкой дифференциации. По степени активации немецкий философ И. Кант выделил два вида эмоциональных состояний: стенические эмоции — переживания, повышающие активность личности, и астенические — переживания, снижающие активность личности. Эмоции могут быть приятными и неприятными, положительными и отрицательными. Можно различать эмоции по их интенсивности, длительности, степени осознанности причин, их вызвавших.
В зависимости от модальности, качества переживаний К. Изардам были выделены десять фундаментальных эмоций: интерес-возбуждение, радость, удивление, горе-страдание, гнев-ярость, отвращение-омерзение, презрение-пренебрежение, страх-ужас, стыд-застенчивость, вина-раскаяние. Первые три эмоции К. Изард относит к положительным, остальные семь — к отрицательным.
1. Интерес-возбуждение — чувство захваченности, любопытства, это наиболее часто испытываемая положительная эмоция, выступающая исключительно важным видом мотивации в развитии навыков, знаний, мышления. Интерес является единственной мотивацией, которая может поддерживать осуществление повседневной, привычной, рутинной работы. У человека, испытывающего эмоцию интереса, возникает желание исследовать, вмешаться, расширить свой опыт; подойти по-новому к человеку или объекту, возбудившему интерес. При интенсивном интересе человек чувствует себя воодушевленным и оживленным.
2. Радость характеризуется чувством уверенности и значительности, ощущением способности справиться с трудностями и наслаждаться жизнью. Радость сопровождается удовлетворенностью собой, окружающими людьми и миром. Она часто сопровождается чувствами силы и энергетического подъема. Следствием сочетания радости и ощущения собственной силы является связь радости с чувствами превосходства и свободы, ощущением того, что человек больше, чем он есть в обычном состоянии. Радость — это чувство, которое возникает при реализации своих возможностей. Препятствия к самореализации являются препятствиями для появления радости.
3. Удивление является преходящей эмоцией: оно быстро наступает и столь же быстро проходит. В отличие от других эмоций удивление не мотивирует поведение в течение долгого времени. Функция удивления состоит в подготовке субъекта к успешным действиям, к новым или внезапным событиям.
4. Страдание представляет собой наиболее распространенную отрицательную эмоцию. Оно обычно является доминирующим при горе и депрессии. Психологические причины страдания включают многие проблемные ситуации каждодневной жизни, потребностные состояния, другие эмоции, воображение и т.д. Переживание страдания описывается как уныние, упадок духа, обескураженность, одиночество, чувство изоляции. Страдание сообщает и самому страдающему человеку, и тем, кто его окружает, что ему плохо, и побуждает человека предпринять определенные действия: сделать что-то для уменьшения страдания, устранить его причину или изменить свое отношение к объекту, служащему причиной. Самой тяжелой формой страдания является горе. Его источником выступает утрата. Наиболее глубокое горе возникает, например, при потере любимого человека. Состояние горя каждый человек переживает очень тяжело.
5. Гнев — сильная отрицательная эмоция, возникающая в ответ на препятствие в достижении человеком страстно желаемой цели. Среди причин гнева— личное оскорбление, разрушение состояний интереса или радости, обман, принуждение сделать что-либо против желания. При переживании гнева человек ощущает свою силу и хочет напасть на источник гнева. Чем сильнее гнев, тем более сильным и энергичным чувствует себя субъект, тем большую потребность в физическом действии он ощущает. В ярости мобилизация энергии настолько велика, что человек чувствует, что он взорвется, если не проявит каким-либо способом свой гнев.
6. Отвращение как эмоциональное состояние связано с переживанием необходимости устранить объект или изменить его. Оно есть результат резкого рассогласования в сознании человека ценностно-значимого, нормального и уродливо-несовершенного, происходящего на фоне этого нормального. Отвращение могут вызвать как материальные предметы, так и социальные действия, поступки других людей. Отвращение, как и гнев, может быть направлено на себя, снижая при этом самооценку и вызывая самоосуждение.
7. Презрение связано с ситуациями, в которых человеку необходимо чувствовать себя сильнее, умнее, лучше в каком-то отношении, чем презираемое лицо. Презрение — это чувство превосходства над другим человеком, группой или предметом, их обесценивание. Презирающий человек как бы отстраняется, создает расстояние между собой и другими. Презрение, как гнев и отвращение, в известной мере оказывается чувством враждебности: человек враждебно относится к тому, кого он презирает.
8. Страх является наиболее сильной и опасной из всех эмоций, которая оказывает большое влияние на сознание и поведение человека. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, сигнализирующие об опасности. Страх переживается как предчувствие беды, неуверенности, полной незащищенности. Со страхом связаны чувства недостаточной надежности, чувство опасности и надвигающегося несчастья, при которых человек ощущает угрозу своему существованию. Ощущение страха может варьировать от неприятного предчувствия до ужаса.
9. Стыд как эмоция повергает человека в такое состояние, когда он кажется себе маленьким, беспомощным, скованным, эмоционально расстроенным, глупым, никуда не годным. Он сопровождается временной неспособностью мыслить логично и эффективно, а нередко — ощущением неудачи, поражения. Стыд может вызвать презрение к самому себе.
10. Вина возникает при совершении неправильных действий. Обычно люди чувствуют вину, когда осознают, что нарушили правило и переступили границы своих собственных убеждений. Они могут также чувствовать вину за отказ от принятия на себя ответственности. Вина связана, прежде всего, с осуждением своего поступка самим человеком независимо от того, как к этому поступку отнеслись или могут отнестись окружающие. Вина включает такие реакции, как раскаяние, осуждение самого себя и понижение самооценки. Вина возникает в ситуациях, в которых человек чувствует личную ответственность. Переживание вины состоит из мучительного чувства неправоты по отношению к другим или самому себе.
Формы проявления эмоций также весьма разнообразны и могут быть представлены в следующей классификации:
1. Аффект — сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных. Одна, из особенностей аффектов состоит в том, что они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию и в этом смысле являются как бы сдвинутыми к концу события.
2. Собственно эмоции — более длительные и менее интенсивные состояния по сравнению с аффектами. Эмоции имеют ситуативный характер, т.е. выражают оценочное отношение человека к наличной или возможной ситуации, к своей деятельности и к своим действиям.
3. Чувство— одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности. Оно отличается относительной устойчивостью и постоянством. Чувства человека возникают как обобщение эмоций — становление и развитие чувств выражает формирование устойчивых эмоциональных отношений. В отличие от ситуативных эмоций и аффектов, отражающих ситуативное значение предметов в конкретно сложившихся условиях, чувства выделяют явления, имеющие постоянную мотивационную значимость.
Чувства человека обусловлены его взаимоотношениями с другими людьми, они регулируются нравами и обычаями общества. Процесс формирования чувств человека неразрывно связан со всем процессом становления его внутреннего мира.
Эффективное функционирование личности основывается на сбалансированном и гармоничном взаимодействии эмоциональной, когнитивной и двигательной систем при необходимой поддержке со стороны других жизненных систем и при оптимальном учете социальной среды.
Развитие эмоциональной сферы в онтогенезе.
Осознание собственных эмоциональных состояний приходит к ребенку спонтанно, как и все другие аспекты человеческого развития. Оно развивается во взаимодействии со взрослыми, социальной средой, сверстниками. Причем эти факторы могут как способствовать так и препятствовать этому развитию.
Эмоциональное отношение к окружающей действительности исходит от индивидуальности каждого человека, ребенка. Это отношение может быть положительным, отрицательным, безразличным. Причем последние обычно не связано с какими-либо эмоциями.
Возникновение эмоций у детей связано с конкретной обстановкой, всякого же рода словесные нравоучения обычно не находят нужных эмоциональных откликов. Это важно учитывать в учении: эмоционально окрашенные факты запоминаются прочнее и на более 3 длительный срок, поэтому эмоциональная окрашенность должна быть основой всей работы с детьми. В школьном возрасте обычно наблюдается значительное снижение эмоциональной возбудимости. Благодаря этому дети 9—11 лет часто производят впечатление более уравновешенных и кажутся в этом отношении порой более похожими на взрослых, чем даже подростки, выглядящие часто более возбудимыми.
Одно из отличий особенности развития эмоционального процесса касается воображаемых событий, т.е. человек не реально видит событие, а представляет его себе, что тоже вызывает эмоции но не такие сильные, как при непосредственном наблюдении событие. Поэтому воспринимаемые события более эмоциогенны из-за своей реальности.
Генетическая связь эмоций и системы практических взаимоотношений ребенка с окружающей действительностью обнаруживается уже на самых ранних этапах онтогенеза, когда у двухтрехмесячного младенца возникает положительное эмоциональное отношение к матери или другому близкому человеку. Такого рода эмоции формируются в первые месяцы жизни младенца на основе приобретаемого им опыта практического взаимодействия и общения с близким взрослым, который помогает ему удовлетворять все жизненные потребности (в том числе и потребность в новых впечатлениях), устраняет все вредные воздействия, ласкает его, обеспечивает ему комфорт и безопасность. Многочисленные факты, накопленные в психологии, говорят о том, что если такой положительный опыт взаимодействия и общения со взрослым у младенца отсутствует или он недостаточен, то появление «комплекса оживления» задерживается или может даже вовсе не возникнуть, что оказывает негативное влияние на все последующее эмоциональное и интеллектуальное развитие личности.
Подобно этому и на более поздних ступенях онтогенетического развития возникновение новых чувств, связано с изменением содержания и структуры деятельности ребенка, в ходе которой реализуются его взаимоотношения с окружающими людьми.
Закономерности развития чувств.
Развитие чувств — очень тонкий процесс. Подлинные чувства — продукт жизни. Они не поддаются произвольному формированию, а возникают, живут и исчезают в зависимости от изменяющихся отношений человека к окружающему. Нельзя произвольно, по заказу, вызвать у себя то или иное чувство: чувства можно косвенно направлять и регулировать через посредство деятельности, в которой они и проявляются, и формируются (С.Л. Рубинштейн).
Невозможно, да и не нужно полностью ограждать ребенка от отрицательных переживаний. Их возникновение может сыграть и позитивную роль, побуждая к их преодолению. Важной здесь является интенсивность: слишком сильные и часто повторяющиеся негативные чувства приводят к разрушению защитных сил организма и нарушению деятельности. Ребенку (как и взрослому) нужен динамизм чувств, их разнообразие, но в рамках оптимальной интенсивности. Изобилие однотипных положительных чувств рано или поздно вызывает скуку.
Основную роль в генезисе чувств у ребенка, играет его практическая деятельность, в ходе которой он вступает в реальные взаимоотношения с вещами и окружающими людьми и усваивает созданные обществом ценности и идеалы, овладевает социальными нормами и правилами поведения.
Чувства плохо поддаются волевой регуляции. Взрослым полезно помнить об этом, сталкиваясь с нежелательными или неожиданными для них детскими эмоциями и чувствами. Чувства ребенка в таких острых ситуациях лучше не оценивать — это повлечет за собой лишь непонимание или негативизм. Нельзя требовать от ребенка не переживать то, что он переживает, но корректировать форму проявления негативных чувств необходимо. Задача состоит в том, чтобы косвенно, опосредованно направлять их, организуя деятельность ребенка.
Заключение.
Эмоциональная сфера составляет особую, очень важную сторону внутренней жизни человека. Эмоциональные проявления очень разнообразны: радость, горе, страх, гнев, удивление, грусть, тревога, восхищение, презрение и т.д. Мир эмоциональных переживаний пронизывает все стороны жизни: отношения с окружающими людьми, деятельность, общение и познание.
В результате исследований эмоций сформировался ряд соответствующих подходов и теорий: психоорганические подходы, активационная, когнитивного диссонанса, информационная, ассоциативная, физиологические теории.
Эмоции полифункциональны, многообразие их функций определяет их значимость для психической организации и деятельности человека. Основными функциями эмоций считаются: сигнальная, регулирующая, экспрессивная, оценивающая, активирующая, побуждающая, постановка задачи на смысл. Основные функции чувств: мотивационная, сигнальная, оценочная, закрепления — торможения, следообразования, подкрепления, эвристическая, синтезирующая основы образа, экспрессивная.
По влиянию на активность человека эмоции выступают как стенические и астенические. По форме переживания различают следующие эмоции: чувственный тон, аффект, настроение, страсть, фрустрация.
Отечественные и зарубежные психологи считают важнейшими факторами эмоционального развития ребенка являются общение с окружающими людьми, игра и учение, в процессе которых формируются основы социальных чувств.
Одно из отличий особенности развития эмоционального процесса касается воображаемых событий, т.е. человек не реально видит событие, а представляет его себе, что тоже вызывает эмоции но не такие сильные, как при непосредственном наблюдении событие. Поэтому воспринимаемые события более эмоциогенны из-за своей реальности. Данные об отражении меры реальности представляемого содержания свидетельствуют о том, что человеку присуща специфическая объективность. Поэтому зависимость силы возникновений эмоций т.е. эмоционального взрыва зависит от меры реального и воображаемого содержания события
В вопросе развития эмоциональной сферы основной акцент делается на складывающихся межличностных отношениях ребенка. Объективные отношения (партнерства и подчинения, сотрудничества и конфликта) определяют формирование сначала нравственных, а затем, в рамках и на их основе, практических, эстетических, интеллектуальных чувств. Особая роль в межличностных отношениях принадлежит сочувствию и сопереживанию, или эмпатии. Дефицит теплоты в раннем детстве сказывается на личности человека всю его жизнь.
Список литературы:
Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. – М., 1980.
Изард К. Эмоции человека. – М., 1980.
Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции.
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1975.
Макарова И.В. Психология. – М., 2004.
Маклаков А. Общая психология. – М., 2001
Першина Л.А. Общая психология. – М., 2004
Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии. – М., 1989. Т.2.
Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. – М., 1969.
Эмоциональное развитие дошкольников. Пособие для воспитателей детского сада / А.В.Запорожец, Я.З.Неверович, А.Д.Кошелева и др. Под ред. А.Д.Кошелевой. М.: Просвещение, 1985.