Диплом Классический психоанализ
Дипломная работа на тему: "Классический психоанализ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassicheskiy_psihoanaliz.doc | 159.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
частное образовательное учреждение
«ОО ДПО МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ЭКСПЕТИЗЫ И ОЦЕНКИ»
АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
по программе профессиональной переподготовки
«Клиническая психология»
на тему:
«Классический психоанализ»
Автор: слушатель Попова Анна Андреевна подпись______________ | |
Научный руководитель: подпись______________ | |
Саратов 2020 г.
СодержаниеВведение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Зигмунд Фрейд и его последователи…………………………………6
1.1. История возникновения глубинной психологии………………………….10
1.2. Сравнительный анализ глубинной психологии и бихевиоризма………12
1.3. Основные принципы психоанализа………………………………………13
1.4. Развитие личности по основным источникам напряжения…………….19
Глава 2. Глубинная психология и психоанализ Фрейда……………………..21
2.1. Психоанализ. Понятие и суть………………………………………………21
2.2. Ключевые понятия ученых и роль сновидений……………………….…23
2.3. Основные приемы и методы психоаналитической терапии……………...30
Глава 3. Гипноз…………………………………………………………………..32
Заключение……………………………………………………………………….34
Литература………………………………………………………………………36
Введение
Психоанализ (или глубинная психология) меня очень заинтересовала ещё со времён университета, она является одним из первых психологических направлений, появившихся в результате разделения психологии на разные школы. Появившиеся в 1900 и 1901 годах книги З. Фрейда «Психология сновидений» и «Психопатология обыденной жизни» принято считать условными вехами рождения этого направления, так как в них были сформулированы его основные постулаты.
В отличие от предыдущих направлений, особенно гештальт-психологии, психоанализ кардинально пересмотрел не только предмет психологии, но и приоритеты, поставив на первое место не интеллект, но мотивацию. Предметом психологии в этой школе, как уже упоминалось, стали глубинные, бессознательные структуры психики, а методом их исследования разработанный этой школой психоанализ.
В становлении этой школы ведущая роль принадлежит, безусловно, З. Фрейду. Без преувеличения можно сказать, что австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд является одним из тех ученых, кто во многом повлиял на все дальнейшее развитие современной психологии, а может быть, и направил ее по определенному пути развития. И это связано не только с содержанием его концепции, но и с его личными качествами.
Его доказательства приоритета бессознательного в содержании психики, значения сексуальных влечений и агрессии не были принципиально новыми для психологии. Эти идеи носились в воздухе в то время, работы Жане, Шарко, Льебо свидетельствуют об этом. Но, хотя веяния этих новых тенденций и существовали в психологии, однако нужен был Фрейд с его настойчивостью и авторитарностью, его амбициями и невротическими переживаниями, с его трудными воспоминаниями детства и юности, и для того, чтобы систематизировать их, создав цельную теорию, и для того, чтобы они смогли утвердиться в науке. Без него, возможно, что концепция бессознательного, которая, конечно, была бы создана, не смогла бы завоевать такой популярности, так быстро утвердиться по всему миру.
Данная работа посвящена рассмотрению ключевых понятий и методов классического психоанализа Зигмунда Фрейда. В связи с этим предусматривается вынести на рассмотрение такие вопросы:
1) Психоанализ. Понятие и суть.
2) Глубинная психология и психоанализ Фрейда.
3) Ключевые понятия учения.
4) Роль сновидений
5) Основные приемы и методы психоаналитической терапии.
Цель аттестационной работы: рассмотреть теоретические и методологические основы классического психоанализа.
Задачи:
1.рассмотреть психоанализ, историю создания;
2.проанализировать основные приемы и методы психоаналитической терапии;
3.сравнить классический психоанализ и бихевиоризм;
4.узнать ключевые понятия учения;
5.проанализировать все факты, отличающие психоанализ от других направлений в психологии.
Объект: психоаналитическое направление в психологии.
Предмет: Личность и ключевые понятия в психоанализе.
Гипотеза: Если психоанализ спустя 100 лет создания актуален при изучении глубинных структур психики, чем другие направления, то психоанализ – самый действенный метод в психотерапии и самая емкая система знаний мировоззрения Личности.
Актуальность данной темы выражена тем, что психоанализ является фундаментальным учением как в психотерапии, так и в самой психологии, т.к. здесь раскрыта вся глубина человеческой психики и сознания. С помощью психоанализа мы всё больше узнаем всю «поднаготную» личности современного человека.
На основе глубинной психологии были основаны многие направления в этой малоизученной науки, такие как постфрейдизм и другие. Фред дал наиболее полную структуру личности человека, указал на все комплексы, мотивы, патологии Личности, о которых многие ученые даже и не подозревали. Кроме этого, в числе заслуг Фрейда также есть метод, которым пользуются многие психиатры и до сих пор, излечивающий истерию и различные комплексы. Как сказал Бугер, если бы не было Фреда, то его надо было бы выдумать.
Глава 1. Зигмунд Фрейд и его последователи
Зигмунд Фрейд (1856-1939) - австрийский психолог, психиатр, психотерапевт, автор психоанализа, оказавший мировоззренческое и культурное влияние на цивилизацию ХХ века. Получил классическое образование. Знал греческий и латынь; немецкий, английский, французский, испанский, итальянский разговорные языки. Проявлял интерес к философии, поэзии, драматургии. За исключительную литературную одаренность в 1930 г. был отмечен Премией Гете. “Работать и любить” - жизненное кредо Фрейда. В работе и любви - гармония и счастье. Обладал колоссальной работоспособностью, имел любящую и любимую жену, шестерых детей. За 45 лет активной научной деятельности и клинической практики создал первую развернутую теорию личности, обширную систему клинических наблюдений, оригинальный метод лечения неврозов, метод исследования бессознательного.
80 лет ниспровергают психоанализ, 60 лет говорят о его кризисе, 30 лет о его закате. При этом психоанализ живет и делает успехи в медицине, педагогике, эстетике, психологии, социологии, искусстве. Психоанализ явился одним из важных для развития современной философии, психологии и культуры направлений. Первоначально психоанализ сложился как метод лечения неврозов, затем стал психологической теорией, а впоследствии превратился в одно из важных направлений философии 20 века. В последние десять лет жизни Фрейд занимается анализом и обобщением своих представлений о природе человека, общества и культуры. Именно в культуре общества он видит первопричину всех существующих неврозов. Он обобщает многолетний опыт психоанализа и рассматривает это учение уже концептуально.[1]
В это время Фрейд больше не занимается клинической работой, а сосредоточивается на обучении психоаналитиков и творческой работе.
После захвата Австрии нацистами в 1938 г. ученый оказывается узником еврейского гетто в Вене, лишь огромный международный резонанс и выкуп в 100 000 шиллингов помогли ему выбраться оттуда. Последние месяцы жизни Фрейд провел в Англии. Рак гортани не давал ему работать и причинял сильные боли. Решив, что дальнейшее его существование будет бессмысленно, Фрейд прибегнул к помощи врача, попросив его о приближении смерти. Умер он 23 сентября 1939 г. в возрасте 83 лет.
Значение трудов Зигмунда Фрейда трудно переоценить. Хотя он и не был основателем психоанализа, тем не менее, именно Фрейд определил большинство основных понятий и методов, которыми пользуются современные психоаналитики. Более того, он определил те принципы, по которым в дальнейшем развивалась психология. Очень ревностное отношение Фрейда к своему творчеству повлияло на то, что многие из последователей не только продолжали развивать его взгляды, но и основывали свои собственные теории. Учение Фрейда вызвало большой резонанс не только в науке, но и в обществе, во многом изменив представления людей о самих себе и окружающем мире.
Когда Вена перешла во владение нацистов, Фрейд решил остаться в городе, хотя его национальность представляла серьезную проблему. Он имел все шансы отправиться в Освенцим, но ученого стал защищать практически весь мир. Датская королева и испанский король протестовали против притеснений ученого особенно сильно. Франклин Рузвельт старался добиться депортации Фрейда. Но судьба ученого решилась после звонка Муссолини Гитлеру. Психиатр когда-то вылечил одного из хороших друзей фашистского лидера, и теперь просил помочь Фрейду. Гиммлер согласился отпустить Фрейда, но за выкуп. Мария Бонапарт, внучка самого Наполеона, согласилась отдать за Фрейда любую сумму. Австрийский гауляйтер запросил два дворца Марии, - практически все ее состояние. Внучка Наполеона согласилась. В Париже психиатра встречала Мария Бонапарт и принц Георг. Вскоре Фрейд отправляется в Великобританию, где встречается с Бернардом Шоу.[2]
23 сентября 1939 года друг Фрейда по его просьбе вводит ему тройную дозу морфина. Зигмунд очень страдал от рака полости рта, поэтому принял решение об эвтаназии. Спустя три дня тело кремировали.
После Первой мировой войны психоанализ не только революционизировал всю психиатрию и психотерапию, но и внес много нового в исследования человека и его мотивационной сферы. Такие психоаналитические понятия, как «оговорки по Фрейду» Оговорка по Фрейду – известное выражение, обозначающее оговорку, сделанную человеком под влиянием неосознанных мотивов.[3]
Имя Зигмунда Фрейда здесь используется как имя основателя психоанализа, который первым сформулировал учение о сознательной и бессознательной основе человека. Оговорка по Фрейду может указывать на то, что человек врет, «Рационализация – защитный механизм, имеющий своей функцией маскировку, сокрытие от сознания самого субъекта истинных мотивов его действий, мыслей и чувств во имя обеспечения внутреннего комфорта, сохранения чувства собственного достоинства, самоуважения.» Сублимация – это психический процесс преобразования ипереключения энергии аффективных влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества. Вытеснение – Защитный механизм, заключающийся в том, что нежелательные мысли или импульсы не допускаются до уровня осознания. Амбивалентность – несогласованность, противоречивость нескольких одновременно испытываемых эмоциональных отношений к одному и тому же объекту. И замещение - один из защитных механизмов, представляющих собой подсознательную замену одной, запретной или практически недостижимой цели на другую, разрешенную и более доступную, способную хотя бы частично удовлетворить актуальную потребность, вошли даже в обыденный язык.[4]
Некоторые из первых учеников Фрейда, прежде всего Карл Юнг (1875-1961) и Альфред Адлер (1870-1937), использовали психоанализ как отправную точку для развития собственных психологических концепций. Юнг во многом иначе, чем Фрейд, трактовал природу влечений. Кроме личных конфликтов индивида, имеют значение культурно обусловленные и бессознательно передающиеся символические представления основных «тем» человеческого существования. Согласно его концепции, в центре индивидуального опыта присутствуют постоянно появляющиеся мифологические темы, общие для всего человечества. В основе всех борющихся тенденций в жизни личности лежат архетипические (первичные) образы, конфликтующие между собой. Идея Юнга о передаче бессознательных фантазий через коллективное бессознательное, казалась Фрейду и его последователям чисто теоретической и даже мистической.[5]
Отто Ранк (1884-1939) был поражен открытиями, которые были сделаны в ходе исследования отрицательных последствий разлуки ребенка с матерью. Он развил гипотезу Фрейда о травме рождения как прототипе тревожной ситуации и предложил систему психотерапии, основанную на преодолении травмы разлуки. Ранк считал волю решающим фактором в отношениях между пациентом и психоаналитиком, и его система психотерапии известна как терапия воли
Главная тема современных психоаналитических исследований - это значение привязанности младенца к матери. Проблемы, возникающие на этой стадии, прежде всего из-за холодности или безразличия матери, могут сыграть решающую роль в возникновении тяжелых личностных расстройств. Взаимодействие матери и ребенка, по-видимому, является критическим для развития личности и самооценки.[6]
1.1.История возникновения глубинной психологии.
Основы психоанализа были разработаны австрийским психиатром и психологом Зигмундом Фрейдом. Представители психоанализа в отличие от бихевиористов и гештельт-психологов не ориентировались на точные и естественные науки как на образец для построения научного психологического знания. Они стремились найти выход из кризиса в самой психологии, образовав более тесный ее союз с другими науками, также имеющими дело с психическими явлениями, например с медициной.[7]
Фрейдизм – и в этом его заслуга – стремился наполнить психологические знания о человеке новой жизненной правдой, создать теорию и на ее основе получить информацию, полезную для решения практических, прежде всего психотерапевтических задач. Не случайно, что свои научные взыскания З. Фрейд начал как раз с анализа и обобщения психотерапевтической практики и только затем превратил накопленный опыт в психологическую теорию.
Психология в психоанализе вновь обрела живого человека, с древних времен присущую ей глубину проникновения в сущность его души и поведения, однако увлеченный своими умозрительными теоретическими построениями (большинство из них, как оказалсь впоследствии, не имели под собой статистически достоверной фактологической основы), З. Фрейд все дальше уходил от эмпирической реальности в область психологической фантазии, и это привело к отказу от многих его идей не только со стороны ряда здравомыслящих ученых, но и собственных учеников Фрейда.
Дальнейшая судьба психоаналитического учения и отношение к нему в разных странах складывались по-разному. поначалу все, кроме ближайших учеников и последователей Фрейда, относились к нему весьма прохладно. затем оно привлекло к себе сторонников в германии и австрии, в европе, в США, где до сих пор является довольно популярным.
В первые годы советской власти им интересовались и отечественные психологи, увидев в этом учении одну из возможных материалистических альтернатив господствовавшей тогда интроспективной идеалистической психологии, затем, в 30-е годы, вместе с ограничениями психологических исследований, началом сильного некомпетентного идеологического давления на эту науку, особенно усилившегося после выхода постановления ЦКВКП (Б) «о педологических извращениях в системе наркомпроса» (1936), резкой критике было подвергнуто все учение Фрейда.[8]
1.2.Сравнительный анализ глубинной психологии и бихевиоризма.
Несмотря на различие и противопоставление друг другу классического психоанализа и бихевиоризма эти направления имеют много общего в рассмотрении личности, то есть человек выступает существом бездуховным, так как ни одно из этих направлений не интересует в полном смысле ценности и смыслы человеческого бытия. Кроме того, в данных направлениях постулируется зависимость человека от прошлого. так психоаналитики гипербализируют зависимость существования человека и формирование его личности от опыта раннего детства и взаимоотношения с родителями, а бихевиористы преувеличивают роль неправильно выработанных навыков поведения в развитии личности.
Представителей этих направлений объединяет также идея о том, что личность деструктивна по своей сути и несовершенна, поскольку зависит от прошлого. Бихевиористы приписывают человеку роль «пассивной жертвы плохого научения»,[9] а психоаналитики представляют личность жертвой конфликта между социальными нормативами и биологическими инстинктами. Поэтому, и в том, и в другом направлении личность деструктивна, неадаптирована, зависима, несовременна, больна, а поэтому ее надо лечить по заданной психоаналитической или поведенческой схеме. и в том, и в другом случае, психолог оказывается в позиции «над», а изучаемый человек становится объектом, вещью или жертвой обстоятельств, судьбы, других людей, которые зная лучше самого человека, что ему надо для счастья, лечат и развивают его. В этом состоит директивность и манипулятивность этих направлений.
1.3. Основные принципы психоанализа
Термин «психоанализ» имеет три значения:
1) теория личности и психопатологии,
2) метод терапии личностных расстройств,
3) метод изучения неосознанных мыслей и чувств индивидуума.
Психоанализ З. Фрейда представлял абсолютно новую психологическую систему, которую часто называют психоаналитической революцией. Фрейд писал, что предположение о бессознательных психических процессах, признание теории сопротивления и подавления, детской сексуальности и Эдипова комплекса образуют главные элементы психоанализа и базисные предпосылки этой теории и что никто не может считать себя психоаналитиком, если не признаёт их. Без психоанализа представить себе и понять литературу, кино, живопись, музыку, философию, обыденную жизнь просто невозможно.[10]
Психоанализ лежит в основе понимания многих процессов в общественном сознании, массовом поведении, предпочтениях и пристрастиях людей в сфере политики, информации, культуры. С точки зрения психоаналитической теории, современный человек живет в мире напряженной психической мотивации, одержим подавленными стремлениями и влечениями. Это и приводит его к экранам телевизоров, телесериалам и другим формам массовой культуры, предоставляющей сублимационный эффект.
Одним из наиболее необычайных и интересных открытий З. Фрейда есть его концепция истины. Истина одна из центральных категорий любой философской системы. Так, например, простое толкование истины как соответствие высказываний реальностям, даёт логический позитивизм XX века. Однако данная категория окрашена в плюралистические тона. В философии постмодернизма понятие истины совсем теряется в общей культурно-игровой атмосфере.[11]
Величие открытия Фрейда состоит в том, что он расширил концепцию истины до невероятных размеров. Для него она не только то, во что мы осознанно верим или что мы рационально постигаем, но так же и то, что мы в себе подавляем, потому что не хотим об этом думать. Он распространил метод обретения истины на сферу, в которой человек прежде такой возможности не видел. Он смог это сделать благодаря открытым механизмам подавления (репрессии) и рационализации. На богатом эмпирическом материале Фрейд показал, что избавиться от заблуждений человеку можно, проникая в собственную психическую структуру. Это есть применение принципа освобождающей и исцеляющей истины.
Психоанализ является не только научной теорией. Это - философия и терапевтическая практика, связанные с исцелением души. Он не сводится к экспериментальному научному знанию, но последовательно и без особого драматизма сближается со всеми гуманистическими и этически ориентированными концепциями и школами. Многие (Фромм, Витгенштейн, Поппер) оценивают теорию Фрейда как миф. Но что такое миф? Миф - выдающееся достижение человеческой культуры, ценнейший материал жизни, тип человеческого переживания и даже способ - уникальный - существования. В мифе воплощаются тайные желания человека, в частности, его галлюцинаторный опыт и драматургия бессознательного. Индивиду психологически неуютно в разорванном, расколотом мире. Он интуитивно тянется к нерасчленённому мирочувствованию.[12]
Миф освящает человеческое существование, придаёт ему смысл и надежду. Он помогает одолеть безжалостную, критическую направленность сознания. Вот почему люди так часто отступают от трезвой мысли, отдавая предпочтение миру мечты. Понимая специфику мифа и его психофеноменологию, неисчерпаемый и универсальный смысл, Фрейд писал в упомянутом письме к А. Эйнштейну: «Может быть, Вам покажется, что наши теории являются своего рода мифологией, а в данном случае к тому же и нестройной. Но разве не каждая наука приходит, в конце концов, к такому роду мифологии? Разве нельзя то же самое сегодня сказать о Вашей физике?»[13] Фрейд видел в своей теории огромную логику, которая позволяет освоить огромный материал бессознательного и иррационального, таящегося в психике человека.
Будучи типичным либералом по взглядам, Фрейд создал радикальную теорию, обосновал ведущую роль подавления и фундаментальную важность бессознательного. Человек всегда верил в рациональное мышление как вершину человеческого опыта. Фрейд избавил человека от этой иллюзии. Но не только в этом дело. Заставив усомниться в непоколебимости рационального и разумного, Фрейд впервые поставил перед научным миром вопрос о том, почему, собственно, на рациональность можно всецело полагаться. Разве всегда она приносит утешение и избавляет от страданий? И разве страдание менее грандиозно по степени влияния на человека, чем способность разума? Фрейд доказал, что большая часть нашего рационального мышления лишь маскирует наши реальные мысли и чувства, то есть, служит сокрытию истины. И в этом открытии содержится огромный потенциал социальных преобразований.
В одной из самых блестящих и глубоких работ «Будущее одной иллюзии» Фрейд рассмотрел проблему отношения религии и психоанализа. В данном аспекте своей философии Фрейд оказался дальновиднее, мудрее и «религиознее» многих религиозных идеологов. Он раскрыл психологические корни религии, показав, что она является повторением детского опыта, возникает из беспомощности человека противостоящим силам природы и внутренним инстинктивным силам. Он говорит, что религия опасна, потому что освящает дурные человеческие установление, ставит зависимость этики от веры и лишает нравственность перспективы. Фрейд показал, что запрет на критическое мышление в отношении хотя бы одного предмета (религии) приводит к оскудению критической способности человека в других сферах мышления и затрудняет применение разума в целом. Однако его духовность и связь с выдающимися религиозными учениями несомненна. Фрейд считал, что цель человеческого развития - в достижении таких идеалов, как знание (разум, истина, логос), братская любовь, в облегчении страданий, обретении независимости и ответственности. Тем самым он защищает этическое ядро религии и критикует её сверхъестественные стороны.
Фрейд оказал грандиозное влияние на искусство и творчество. Представления о психоанализе осознанно или неосознанно входят в наше сознание, определяют наши поступки, становятся нашим духовным опытом. Многие ученые считают, что именно Фрейд в наибольшей степени определяет лицо всей мировой психологической науки. Прежде всего, тем, что именно он переместил психологическую науку с периферии в центр, в самое ядро человеческой культуры. Психоанализ входит в любой феномен гуманитарной культуры, а сам Зигмунд Фрейд стал таким же универсальным символом культуры 20-го века, как Эйнштейн, Пикассо, Хемингуэй, Чаплин, Станиславский и еще немногие избранники.
Наиболее важно то, что идеи Фрейда изменили и саму психологию человека, а не только науки о нем. Письмо Стефана Цвейга Фрейду «Фрейдовские мысли» свободно обращаются в крови эпохи и языка; отчеканенные им формулы кажутся сами собой понятными; требуется, собственно говоря, большее напряжение для того, чтобы мыслить, вне их, чем для того, чтобы мыслить ими».[14]
Фрейд распространил психоанализ на сферу мировоззрения и показал его собственную силу в этой области. Подобно И. Канту, который сделал странное соединение «звездного неба над головой» и нравственного закона в нас, он поставил в центр науки и научного мировоззрения ирреальную субстанцию - душу. Фрейд писал в лекции «О мировоззрении»: «… дух и душа суть такие же объекты научного исследования, как и какие-либо не присущие человеку вещи. Психоанализ имеет особое право сказать здесь слово в защиту научного мировоззрения, потому что его нельзя упрекнуть в том, что он пренебрегает душевным в картине мира. Его вклад в науку как раз и состоит в распространении исследования на область души».
Фрейд обосновал две основные противоположные движущие силы - “Эрос» и “Танатос” (жизнь и смерть; стремление к саморазрушению и самосохранению). На этих противоположно направленных влечениях - «влечении к жизни» и «влечении к смерти» основаны все деструктивные процессы в человеке и социуме. Эрос ученый рассматривал в широком смысле, как стремление к жизни. Отводя ему центральное место, он писал, что процесс культуры является делом эроса, который стремится объединить отдельных индивидов, затем семьи, затем племена, расы и нации в один большой союз - в человечество. И почему это должно быть так, мы не знаем. Это просто работа эроса. Эти массы должны быть объединены при помощи либидо. Сама по себе одна только необходимость и преимущества совместного труда не могут удержать людей вместе.[15]
Психоанализ дал науке понимание о важнейших явлениях человеческой психики, как «либидо» (сексуальное влечение). Центральная идея Фрейда - идея бессознательной сексуальности, лежащей в основе человеческого поведения, в том числе тех его форм, которые мы считаем высшими (как творчество, религия). За многими проявлениями фантазии, творчества лежит, прежде всего, скрытая сексуальная проблематика, все это - как бы символическое воплощение нереализованных желаний. Причем не следует утрировать идеи Фрейда в этом отношении. Он вовсе не настаивал и не предлагал за каждым образом непременно видеть сексуальную подоплеку (ее может и не быть), но в общем случае она несомненна.
С. Цвейг писал по поводу утверждения Фрейда о том, что истоки некоторых неврозов следует искать в сексуальных проблемах так: “В продолжение целого столетия половой вопрос находится в Европе под карантином. Он не отрицается и не утверждается, не ставится и не разрешается, он потихоньку отставляется за ширмы. Организуется громадная армия надсмотрщиков, одетых в форму учителей, воспитателей, пасторов, цензоров и гувернанток, чтобы оградить юношество от всякой непосредственности и плотской радости. Следствием такого, целое столетие длящегося заговора - прятать свое «Я» и его замалчивать - является беспримерно низкий уровень психологической науки... А невежественность всегда влечет за собой жестокость...»
Фрейд привлек особое внимание к роли детского, прежде всего семейного опыта в развитии личности. Переживания детства накладывают неизгладимый след на жизнь человека, его достижения, неудачи, болезни. Они - есть осколки старых переживаний.
Можно без преувеличения сказать, что в современной психологии нет другой теории, которая имела бы столько конкретных приложений, как психоанализ. Даже те, кто отвергает её, признают её большой вклад в решение личностных проблем.
1.4. Развитие личности по основным источникам напряжения
По Фрейду личность развивается на основе четырех источников напряжения:
1) Физиологический рост;
2) Фрустрации;
3) Конфликты;
4) Угрозы;
Личность вынуждена овладевать новыми способами редукции напряжения. Это и есть развитие. Есть два метода, посредством которых личность обучается разрешатьфрустрации Фрустрация (лат. frustratio – «обман», «неудача», «тщетное ожидание», «расстройство замыслов») –негативное психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей, или, проще говоря, в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям., конфликты, тревоги: идентификация и смещение.
Идентификация - это метод, при помощи которого человек принимает черты другого и делает их частью собственной личности. Человек моделирует поведение по другому принципу. Он не столько копирует (имитация) поведение, сколько стремится сделать его своим более-менее постоянным приобретением. Часто это неосознаваемый процесс.[16]
Моделями являются те, кто нам кажется более успешно справляется с удовлетворением своих потребностей. В ходе идентификации возникает множество проб и ошибок, так как нет уверенности в том, что же именно в другом обеспечивает успех. Если в результате идентификации удается снизить напряжение, то она принимается. Если нет - то отвергается и начинается поиск другого объекта. Можно идентифицироваться с воображаемыми персонажами (искусство), сообществами, абстрактными идеями, неживыми объектами (компьютер, техника). Итоговая структура личности представляет аккумуляцию ряда идентификаций в различные периоды жизни.
Смещение - это другой метод, разрешающий фрустрации, тревоги, конфликты. Когда изначальный объект-выбор недоступен в силу внешних и внутренних барьеров, происходит смещение, и так до тех пор, пока не будет найден объект, позволяющий снять напряжение. После присвоения желаемого, возникает новый поиск подходящего объекта. Но замещающий объект не может полностью удовлетворить. Оригинал всегда желаннее. И, поэтому, человек всегда находится в напряженном поиске снятия напряжения. Он выступает в эти моменты как творец, создает разнообразие жизни, ситуаций.
С возрастом происходит относительная стабилизация, когда достигнут компромисс между настояниями инстинкта и сопротивлением ЭГО и СУПЕР-ЭГО.[17]
Благодаря смещению стало возможно развитие цивилизации. Первобытные объекты-выборы переходили в социально приемлемые культурные и творческие каналы. Известно, что Леонардо обращался бесконечно к образу Мадонны, так как найденный образ не удовлетворял его, и он стремился к идеалу.
Через воспитание, которое определяет смещение, ребёнок узнает, что допустимо сосать леденец, а не большой палец ноги. Вся система интересов, предпочтений, ценностей, отношений, привязанностей возникла благодаря смещению. Если бы психика не была способна к смещению и распределению энергии, не было бы развития личности.
Глава 2.
Глубинная психология и психоанализ Фрейда.
2.1. Психоанализ.Понятие и суть.
Психоанализ — не толь вид психотерапевтической и клинической практики. Одновременно он является философским учением о человеке, социальной философией, принадлежа, таким образом, к факторам идеологического порядка. Именно в этом смысле психоанализ стал неотъемлемой частью западной культуры. По словам Бергера, “если бы Фрейда не было, его нужно было бы выдумать”
Психоанализ (от греч. psyche-душа и analysis-решение) - часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый З. Фрейдом для диагностики и излечения истерии.[18] Затем он был переработан Фрейдом в психологическую доктрину, направленную на изучение скрытых связей и основ человеческой душевной жизни. Эта доктрина строится на предположении, что известный комплекс патологических представлений, в особенности сексуальных, «вытесняется» из сферы сознания и действует уже из сферы бессознательного (которое мыслится как область господства сексуальных стремлений) и под всякими масками и облачениями проникает в сознание и угрожает духовному единству Я, включенного в окружающий его мир.
В действии таких вытесненных «комплексов» видели причину забывания, оговорок, грез, ложных поступков, неврозов (истерий), и лечение их пытались проводить таким образом, чтобы при беседе («анализе») можно было свободно вызывать эти комплексы из глубины бессознательного и устранять их (путем беседы или соответствующих действий), а именно предоставить им возможность отреагировать. Сторонники психоанализа приписывают сексуальному («либидо») центральную роль, рассматривая человеческую душевную жизнь в целом как сферу господства бессознательных сексуальных стремлений к удовольствию или к неудовольствию.
Исходя из вышеизложенного, сущность психоанализа можно рассматривать на трех уровнях.
2.2. Ключевые понятия учения.
Известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание. Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, «кипящий» пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом.
З. Фрейд рассматривает организацию психической жизни в виде модели, имеющей своими компонентами различные психические инстанции, обозначенные терминами: Оно (ид), Я (эго) и сверх-Я (супер-эго).
Под Оно (ид) понималась наиболее примитивная инстанция, которая охватывает все прирожденное, генетически первичное, подчиненное принципу удовольствия и ничего не знающее ни о реальности, ни об обществе. Она изначально иррациональна и аморальна. Ее требованиям должна удовлетворять инстанция Я (эго).
Эго - следует принципу реальности, вырабатывая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде, справляться с ее требованиями.Эго посредник между стимулами, идущими как из этой Среды, так и из глубин организма, с одной стороны, и ответными двигательными реакциями с другой. К функциям эго относится самосохранение организма, запечатление опыта внешних воздействий в памяти, избегание угрожающих влияний, контроль над требованиями инстинктов (исходящих от ид).[16]
Особое значение придавалось сверх-Я (супер-эго) , которое служит источником моральных и религиозных чувств, контролирующим и наказующим агентом. Если ид предопределен генетически, а Я - продукт индивидуального опыта, то супер-эго - продукт влияний, исходящих от других людей. Оно возникает в раннем детстве (связано, согласно Фрейму, с комплексом Эдипа) и остается практически неизменным в последующие годы. Сверх-Я образуется благодаря механизму идентификации ребенка с отцом, который служит для него моделью. Если Я (эго) примет решение или совершит действие в угоду Оно (ид), но в противовес сверх-Я (супер-эго), то Оно испытывает наказание в виде эфоров совести, чувства вины. Поскольку сверх-Я черпает энергию от ид, постольку сверх-Я часто действует жестоко, даже садистски.
От напряжений, испытываемых под давлением различных сил, Я (эго) спасается с помощью специальных «защитных механизмов» - вытеснения, рационализации, регрессии, сублимации и др. Влечения стремятся к разрядке, но их удовлетворение не всегда возможно.
Вытеснение означает непроизвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремлений к действию. Перемещаясь в область бессознательного, они продолжают мотивировать поведение, оказывают на него давление, переживаются в виде чувства тревожности.[19]
Сублимация - один из механизмов, посредством которого запретная сексуальная энергия, перемещаясь на несексуальные объекты, разряжается в виде деятельности, приемлемой для индивида и общества. По мнению Фрейда, это наиболее эффективный способ функционирования человека. Разновидностью сублимации является творчество.
Регрессия - соскальзывание не более примитивный уровень поведения или мышления.
Замещение – смена объекта, на который направлены чувства. Включается тогда, когда выражение чувств в отношении данного объекта чревато опасностью. (Напр. – срыв гнева на более слабом.)
Проекция - приписывание другим, своих, как правило, предосудительных желаний, мотивов, мыслей и т.п.. («Никому нельзя доверять, - говорит человек, не всегда честный в своих поступках).
Рационализация – позволяет человеку оправдать неприемлемые для него, однако действующие желания, чувства, мотивы. Стремление подыскать им социально одобряемое оправдание.
Изоляция – удаление инстинктивных импульсов при сохранении в сознании событийного ряда ситуации. Происходит снижение чувствительности в отношении травмирующего фактора.
В психодинамической терапии предполагается, что защитные механизмы искажают реальность, но они функциональны и необходимы, поскольку временно устраняют из сознания действие травмирующего фактора. Однако, если они становятся слишком ригидными, то затрудняют адаптацию и развитие человека.
Следуя биологическому стилю мышления, Фрейд выделял два инстинкта, движущие поведением инстинкт самосохранения и сексуальный инстинкт , обеспечивающий сохранение не индивида, а всего вида. Этот второй инстинкт был возведен Фрейдом в разряд психологической догмы (ссылка на Юнга) и назван - либидо . Бессознательное трактовалось как сфера, насыщенная энергией либидо, слепого инстинкта, не знающего ничего, кроме принципа удовольствия, которое человек испытывает, когда эта энергия разряжается.[20]
Подавленное, вытесненное сексуальное влечение расшифровывалось Фрейдом по свободным от контроля сознания ассоциациям его пациентов. Такую расшифровку Фрейд назвал психоанализом. Исследуя свои собственны сновидения Фрейд, пришел к выводу, что «сценарий » сновидений при его кажущейся нелепости не что иное, как код потаенных желаний, которое удовлетворяется в образах - символах этой формы ночной жизни.
В период первой мировой войны Фрейд вносит коррективы в свою схему инстинктов. Наряду с сексуальным в психике человека присутствует инстинкт стремления к смерти (Тонатос как антипод Эросу), по Фрейду, этот инстинкт включает в себя и инстинкт самосохранения. Под именем Тонатос имелось в виду не только особое тяготение к смерти, но и к уничтожению других, стремление к агрессии, которая возводилась в ранг известного, заложенного в самой природе человека биологического побуждения.
Идея о том, что на наше повседневное поведение влияют неосознаваемые мотивы, рассмотрена Фрейдом в книге «Психопатология обыденной жизни» (1901). Различные ошибочные действия, забывание имен, оговорки, описки обычно принято считать случайными, объяснять их слабостью памяти. По Фрейду же в них прорываются скрытые мотивы, потому что ничего случайного в психических реакциях человека нет . Все причинно обусловлено. В другой работе «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905) шутки или каламбуры интерпретируются Фрейдом, как разрядка напряжения, созданного теми ограничениями, которые накладывают на сознание индивида различные социальные нормы.
Используя понятия энергетического подхода Фрейд выделил два фактора возникновения невроза – сексуальная конституция и инфантильные перживания (в них осталась фиксированной энергия либидо). Он описал пять стадий психосексуального развития, каждая из которых создает предпосылки для фиксации:
1. Оральная стадия (первый год жизни). Получение удовольствия в связи с приемом пищи (деятельность губ, языка, зубов). Результат фиксации – получение удовольствия от курения, сарказма. Также – оральная агрессия, чувство зависимости от других.
2. Анальная. Контроль за мочеиспусканием, дефекацией (сексуальное удовольствие от овладения мускулатурой). Фиксация – выражается в двух типах индивид. особенностей: первый – подавление импульсов – ригидность, сверхпунктуальность, скупость. Второй – протест – гнев, агрессивность, бунтарство.
3. Фаллическая (4-6 лет). Обнаружение наличия (отсутствия пениса). Эрогенная зона – гениталии. Переживание конфликта – Эдипов (Электры) комплекс. Кроме того, обнаружение девочкой отсутствия пениса, зависть к пенису (влечение к отцу основывается также на этом), возложение на мать вины за его отсутствие. Эта фаза является наиболее значительным источником психических нарушений.
4. Латентная стадия (5-6-лет). Сексуальность не проявляется. Развитие представления о нормах жизни.
5. Генитальная. Осознание половой принадлежности. Поиск путей генитального удовлетворения (с участием внешнего объекта). Частные влечения подчиняются либидо.
Схема психосоциального развития личности от младенческого возраста до стадии, на которой возникает естественное влечение к лицу противоположного пола рассматривается Фрейдом в «Трех очерках по теории сексуальности» (1905).
Роль сновидений.
Особенностью воззрения Фрейда является также предложенный им метод дешифровки снов, с помощью которого за видимым обнаруживается сокрытое. В соответствии с представлениями Фрейда, сновидение направляется бессознательными импульсами, в которых человек не хочет признаться в сознательном состоянии , так как во время сна ослабевает контроль и запретные импульсы выходят наружу. Но так как сильными побуждениями сон может быть нарушен, то сновидение маскирует их, облекая в символы скрытое содержание. Под скрытым содержанием понимаются вытесненные желания. Явное, явленное содержание получается в результате процессов сгущения, смещения и вторичной обработки.[21]
٠ Сгущение – комбинация различных элементов, даже наложение их друг не друга в одном элементе сновидения. Например, в одном лице сочетаются или проявляются последовательно черты разных людей, люди одновременно находятся в разных местах и т.п.
٠ Смещение – проявление в сновидении элемента, мало связанного с главным содержанием ситуации, в которой проявилось неосознанное переживание. Во сне может присутствовать например только один предмет (элемент), который присутствовал в травмирующей ситуации.
٠ Вторичная обработка – процесс, в результате которого сновидение приобретает цельность и связанность, заполняются пробелы, исправляются несоответствия.
Интерпретация преодолевает и невротическое сопротивление, и «работу сна» — вообще то искажение, которое привносится в видимую нами картину мира запретами и нормами. Фрейд обнаруживает механизмы конденсации, смещения образов, проекции и сублимации влечений. Наше «Я» совсем не так “прозаично», как полагали философы. Это лишь одна из инстанций психики, формирующаяся в процессе индивидуального развития. Длительная зависимость ребенка от родителей, медленное в сравнении с другими животными взросление — вот первопричина существования другой инстанции «Сверх-Я». В ней как бы конденсируются требования и запреты родителей, семьи, воспитателей, социальной среды, народной традиции, всего филогенеза. Чтобы понять смысл нынешних психических затруднений индивида, нужно вернуться к его раннему детству; в социологии, эстетике, философии культуры регрессия к ранним этапам человеческой истории помогает установить смысл сегодняшних событий, творений, социальных институтов, религиозных верований и моральных запретов.
Поэтому истолкование сновидений представляет собой «королевскую дорогу» психоанализа, а само сновидение может быть парадигмой всех шифров, уловок влечений, так как в сновидении происходит регрессия психического аппарата к архаичному, изначальному — мы возвращаемся к нашим детским влечениям, а они суть наследия первобытности . Важнейшей предпосылкой всей культурологии фрейдизма является «биологический закон»: онтогенез есть повторение филогенеза. Трагедия, разыгравшаяся однажды в первобытной орде, неизменно повторяется на каждой семейной сцене; история Эдипа и история Моисея возобновляют эту древнейшую пьесу — в этом эстетическая сила античной трагедии, воспроизводящей древний миф, в этом сила истории Моисея — она воспроизводится в душе ребенка, вступающего в жизнь не только биологически, но и психически через взаимоотношения с родителями.[22]
Символика сновидений универсальна, мы имеем дело с одними и теми же символами, замещающими влечения. Строго говоря, это не символы, а знаки с установленными от века значениями. Психоаналитик может быть верующим или неверующим в Бога, почитающим искусство или равнодушным к нему, но психоанализ в любом случае есть род иконоборчества. Метод Фрейда — сведение сложного к простому, примитивному и архаичному. Психоанализ представляет собой театр масок, где главным актером является желание. Фрейд ставит вопрос об отношениях между влечением и смыслом, языком и той силой, которая стремится найти выражение в языке. Не зря он сразу заинтересовал писателей и художников, хотя встретил немалое сопротивление со стороны медицинских кругов. И сновидения, и невротические симптомы являются носителями скрытого смысла: существует тайный язык глубинных психических процессов, доступный переводу на язык сознания. Это лежит в основе всей психотерапии Фрейда, который утверждал: «Там где было Оно, должно стать Я». Иначе говоря вместе с выходом бессознательных представлений на свет сознания, они теряют ту психическую энергию, которая не находила ранее иного пути, кроме создания невротических симптомов.
2.3. Основные приемы и методы психоаналитической терапии .
Учение Фрейда прославилось прежде всего тем, что проникло в тайники бессознательного, или, как иногда говорил сам автор, «преисподнюю » психики. Однако, если ограничиться этой оценкой, то можно упустить из виду другой важный аспект: открытие Фрейдом сложных, конфликтных отношений между сознанием и неосознаваемыми психическими процессами, бурлящими за поверхностью сознания, по которой скользит при самонаблюдении взор субъекта. Сам человек, полагал Фрейд, не имеет перед собой прозрачной, ясной картины сложного устройства собственного внутреннего мира со всеми его течениями, бурями, взрывами. И здесь на помощь призван прийти психоанализ с его методом «свободных ассоциаций».[23]
Содержание свободных ассоциаций – прошлое и будущее, мысли и чувства, фантазии и сны . В ходе свободных ассоциаций пациент учится воспроизводить травматический опыт. Пациент укладывается на кушетке, врач садится в изголовье, чтобы не попадать в поле зрения пациента, тем самым давая тому свободу для выражения подавленных мыслей и чувств. С самого начала аналитической работы важно чтобы клиент почувствовал атмосферу безопасности.
Терапевт дает почувствовать, что хорошо понимает болезненность процедуры и высказывает уважение к усилиям пациента. Пациенту предлагается прийти в состояние спокойного самонаблюдения, не углубляясь в раздумья сообщать все, что приходит в голову, без сознательного отбора, не придерживаясь логики. Пациента предостерегают от тенденции поддаться какому-либо мотиву, желанию что-нибудь отбросить. Психоаналитик не занимает ни одобряющей ни критикующей позиции. Во время сеанса он, как правило, молчит (даже когда пациент задает вопросы).
Его задача – слушать пациента, следя за его речью, мимикой. Интерпретацию психоаналитик применяет редко, только тогда, когда пациент готов ее принять, при этом стремится привести клиента к осознанию источника его проблемы, пониманию ее сути.
Свободные ассоциации имели преимущество перед гипнотической техникой. Фрейд отмечал, что главным является не воспроизведение травматических событий, а изменения в личности, которые делают возможным принятие болезненных воспоминаний .
Выделяют следующие приемы аналитического метода:
1) Инструкция относительно процедуры психоанализа.
2) Вопросы для получения информациии прояснения содержания.
3) Реконструкция – описание и выделение некоторых явлений, прояснение их деталей, комментирование материала, который клиент готов признать.
4) Конфронтация – привлечение внимания клиента к какому-либо содержанию.
5) Подготовка к интерпретации .
6) Интерпретация – указание на источник переживания, в результате которого осознается причина переживания. Термин «интерпретация» основывается на том, что высказывание или сновидение представляет некоторое скрытое содержание, смысл и значение которого находится в глубинных пластах бессознательного. Интерпретация содержания предполагает раскрытие более глубокого значения.[24]
Символическая интерпретация указывает на скрытый смысл образов сновидений, оговорок и другой продукции, значение которой представлено в символической форме.
Интерпретация защиты является способом анализа сопротивления.
Глава 3. Гипноз
Гипнозом называется способность впадать в особое состояние, похожее на сон, при котором пациент сохраняет способность действовать под влиянием лица, погрузившего его в гипнотическое состояние. Характерная особенность этого состояния – необыкновенная восприимчивость ко всяким внушениям и приказаниям. Пробуждается загипнотизированный только после приказания, но ничего не помнит.
Гипноз возможен и без внушения, например, встречающийся иногда у некоторых лиц естественный сомнамбулизм, или лунатизм, то есть способность говорить, ходить и действовать во сне.
Гипнотизм был известен с незапамятных времен. Еще римляне пользовались этим видом воздействия на человека. Жрецы Египта и брамины Индии впервые открыли гипнотизм. Они чрезвычайно широко стали пользоваться этой силой, производили огромное впечатление на людей. Личности, часто гипнотизируемые, утрачивают способность сами гипнотизировать. Установлено, что умеющий гипнотизировать умеет с успехом действовать и на самого себя, отсюда вывод: особенным даром обладают те лица, которые умеют властвовать над собственными желаниями. У алкоголиков, курильщиков, наркоманов и вообще людей с дурными наклонностями не бывает большого запаса гипнотической силы. Способность гипнотизировать, влиять на других людей и действовать на себя присуща людям, одаренным силой воли и энергии.[25]
Каждый может развить у себя силу воли, энергию и способность к гипнотизму, если он действительно этого желает.
По-научному, гипноз – это искусственно вызываемое сноподобное состояние человека и высших животных, при котором торможением охвачена не вся кора головного мозга, а отдельные ее участки; так называемые сторожевые пункты сохраняют возбудимость, обеспечивая контакт загипнотизированного с раздражителями. С наступлением наиболее глубокой, так называемой парадоксальной фазы торможения, когда слабые раздражители (например, слово) действуют эффективнее сильных (например, боли), наблюдается высокая внушаемость, что используется в лечебных целях.
Заключение
Психоанализ представляет собой не только мир, но и философию. Она далеко от оптимизма. Мы обладаем такой, а не иной физической и психической организацией и мало что способны изменить в своем положении. Реальность не подчиняется нашим желаниям и не подвластна мольбам. С нею можно примириться, как и со своей судьбой. На мой взгляд, психоанализ — это урок скромности для человека, поскольку ему следует отучиться принимать иллюзорное за самоочевидное, а желаемое за действительное. Обнаружив себя рабом собственных влечений, человек способен уменьшить зависимость, но от цепей ему не избавиться, как и от смерти. Освобождение от иллюзий, от сновидений дает познание необходимости. Такая философия не утешает, она помогает одному бесстрашному принятию судьбы.
Фрейд дал импульс многим направлениям науки, обеспечил прорыв в невиданные глубины нашей психики, помог понять многое, что считалось таинственным. И самое ценное то, что психоанализ до сих пор вызывает неутихающую полемику. Развитие, идущее через борьбу мнений, дискуссий, это и есть подлинный прогресс знания. Заслуги Фрейда перед наукой позволяют поставить его имя в один ряд с именами Н. Коперника, Ч. Дарвина, А. Эйнштейна.
В настоящее время психоаналитическое направление в психотерапии занимает самое объемное и содержательное информационное поле, содержащее множество школ, теорий и соответственно методов. Это связанно с тем, что классический психоанализ Фрейда вызвал новую волну в психотерапии, нашедшую своих единомышленников, но вызвавшую столько противоречий, сколько школ на данный момент в психоаналитической психотерапии.
Психодинамическая психотерапия известна также как психоаналитическая психотерапия, инсайт-ориентированная психотерапия, эксплоративная психотерапия. Своё начало психодинамическое направление берет с трудов З. Фрейда, и главной её задачей является осознание пациентом бессознательного, в чем ему и помогает психотерапевт. А именно, он вызывает изменения способствующие пациенту в проявлении и осознании бессознательного в большем случае либидинозного содержания.
Психодинамический подход реализуется средствами вербализации, включающей свободные ассоциации пациента и анализ психотерапевтом реакций переноса и сопротивления.
Началом взаимодействий психотерапевта с пациентом является предварительное интервью, или как его ещё можно назвать - диагностическое. Целью такого интервью является распознавание, обследование пациента для пригодности к психоаналитическому лечению. Как практически любое лечение, психоаналитическое имеет свои противопоказания. Во-первых, она противопоказана при любых формах шизофрении. Во-вторых, психоанализ это очень длительная процедура занимающая годы лечения и пациент должен располагать этим временем, так допустим, если мы знаем о скором переезде пациента или к примеру он должен в скором времени призваться в армию, начинать лечение становится просто бессмысленным и т.д.
Психоаналитический сеттинг является своего рода договором, где обговариваются правила взаимодействия, обязанности сторон, время, правила, сроки и сумма оплаты, который психотерапевт заключает с пациентом.
На завершающем этапе лечения психотерапевт и пациент обращают внимание на то, что больше не поступает новый материал и не возникают какие-либо новые сопротивления. Напротив, отмечается все более продуктивная работа пациента, который использует на практике все, чему его обучили.
Если лечение длилось несколько лет, то дата его окончания может быть определена заранее за несколько недель или месяцев.
Литература
- Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Москва 1997;
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Питер 1999;
- Бурлачук Л.Ф. и др. Основы психотерапии: Учебное пособие- К.:Ника-Центр, 2001;
- Зигмунд Фрейд. О психоанализе. Пять лекций. Лекция 1;
- Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. - М.: Политиздат, 1990. - 397с.;
- Фрейд З. Психоаналитические этюды. Сост. Д.И.Донского, В.Ф.Круглянского – Минск.: Поппури, 1999;
- Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ – Москва, 1997;
- Джонс Э. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда. - М.: «Гуманитарий» АГИ, 1996. - 448с.;
- Издательский центр «Автор» Красная магия, Новосибирск, 1996;
- Немов Р.С. Психология, книга 1. Москва 2000;
- Маклаков А.Г. Общая психолгогия. Санкт-Петербург 2004;
- Прохоров А.М. Советский Энциклопедический Словарь, Москва, 1989;
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды, в 2-х томах, под редакцией А.А.Бодалева, Б.Ф.Ломова, Москва, 1980;
- Годфрид М. Психология и психиатрия;
- Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. – Москва, Наука 1979;
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания, Институт психологии, Москва, Наука 1977;
- Браун Дж. Психология Фрейда и постфредисты. - М.: «Фефл-бук»; К.: «Ваклер», 1997. - 304с.;
- Ворник Б.М. Сексология. Справочник. Минск 1993;
- Фрейд З. Сочинения. – Москва 1987;
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е издание, Москва, Политиздат, 1977;
- Браун Дж. Психология Фрейда и постфредисты. - М.: «Фефл-бук»; К.: «Ваклер», 1997. - 304с.;
- "Введение в классический психоанализ" под научной редакцией М.М.Решетникова Москва 2015;
- Рональд Вильям Доддс Фэйрберн «Избранные работы по психоанализу» Москва-320 с.;
- Фромм Э. «Гуманистический психоанализ» Москва 2005;
- Фрейд З. «Я и оно» Москва, Харьков, 2007 г., 260 с.
[1]1 Гиппенрейтер Ю.Б. «Введение в общую психологию». Москва 1997
[2] Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии» Питер 1999;
[3] Бурлачук С.Л. и др. «Основы психотерапии: Учебное пособие – К.:Ника-центр, 200.
[4] Зигмунд Фрейд «О психоанализе. Пять лекций. Лекция 1»;
[5] Лейбцин В. М. «Фрейд, психоанализ и современная западная философия» Москва.: Политиздат,1990-397 с;
[6] Донской Д. И, КруглянкийВ.Ф. «Зигмунд Фрейд. Психоаналитические этюды» Минск.: Поппури, 1999.
[7] Зигмунд Фрейд «Лекции по введению в психоанализ» Москва 1997.
[8] Джонс Э. «Жизнь и творения Зигмунда Фрейда» Москва.: Гуманитарий АГИ, 1996.-448 с.
[9] Изд. Центр «Автор» Красная магия, Новосибирск,1996
[10] Немов Р.С. «Психология. Книга 1» Москва 2000;
[11] Маклаков А.Г. «Общая психология» СПб, 2004
[12] Прохоров А. М. «Советский эциклопендический словарь» Москва, 1989
[13] Ананьев Б.Г.«Избранные психологические труды,в2-х томах» ред А.А.Бодалева,Б.Ф.Ломова, Москва 1980
[14] Годфрид М. «Психология и психиатрия»
[15] Русланов В, М. «Биологические основы индивидуально-психологических различий» Москва.: Наука 1979
[16] Ананьев Б.Г. «О проблемах современного человекознания» Москва.: Наука 1977
[17] Браун Дж. «Психология Фрейда и постврейдисты» Москва.: Фефл-бук; К.:Ваклер, 1997.-304 с.;
[18] Ворник Б. М. «Сесксология. Справочник» Минск 1993.
[19] З. Фрейд «Сочинения» Москва 1987
[20] Леонтьев А. Н. «Деятельность. Сознание. Личность.» 2-е издание, Москва 1977
[21] Браун Дж. «Психология Фрейда и постфрейдисты» Москва 1997 – 304 с.
[22] «Введение в классический психоанализ» под ред.М.М.Решетниковой Москва 2015
[23] Фромм Э. «Гуманистический психоанализ» Москва 2005
[24] Рональд Вильям Додлс «Избранные работы по психоанализу» Москва -320с.
[25] Фрейд З. «Я и оно», Москва, Харьков, 2007г.