Заключение по изучению готовности дошкольников к обучению в школе
Результаты психологического обследования.
Цели исследования:
- Изучение уровня зрелости отдельных психических функций обучающихся школы «Ступени».
- Определение уровня зрелости отдельных психических функций обучающихся.
- Выявление готовности обучающихся к обучению в общеобразовательной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Результаты психологического обследования дошкольников | 119 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по изучению готовности обучающихся школы «Ступени» к обучению в общеобразовательной школе
от 23.04.2017г.
Дата исследования: март 2017 года.
Цели исследования:
- Изучение уровня зрелости отдельных психических функций обучающихся школы «Ступени».
- Определение уровня зрелости отдельных психических функций обучающихся.
- Выявление готовности обучающихся к обучению в общеобразовательной школе.
Объект исследования: обучающиеся 6-7 летнего возраста школы «Ступени».
Количество: 23 обучающихся.
Применяемые методики:
- Гештальт-тест Бендер;
- Тест Тулуз-Пьерона;
- Тест Равенна;
- Кратковременная зрительная и слуховая память;
- Структурно-уровневые характеристики мышления;
- Речевое развитие.
Результаты
Психологическое обследование обучающихся школы «Ступени» позволило выявить уровень развития психологических качеств, который был выделен по пяти зонам: высокое и хорошее развитие, уровень среднего, слабого, очень слабого развития и готовность обучающихся к обучению в общеобразовательной школе.
Развитое линейное визуальное мышление позволяет проводить в уме операции сравнения различных изображений и их деталей, а также продолжать, дополнять и восстанавливать изображения по их фрагментам. Таким образом, линейное визуальное мышление позволяет проводить операции, которые нельзя реализовать на основе процесса восприятия.
Уровень развития | Линейное визуальное мышление (%) | |
Начало года | Конец года | |
высокий | - | |
хороший | 12 | 30 |
средний (норма) | 67 | 57 |
слабый | 21 | 13 |
очень слабый |
Использование рисунков, графиков и других вспомогательных наглядных материалов не имеет успеха для 21% обучающихся (начало учебного года), для 13% детей в конце учебного года. В начале учебного года 67% обучающихся, лучше понимали и усваивали материал, когда информация была дополнительно представлена наглядно, однако самостоятельно пользоваться рисунками или схемами эти дети ещё не умели. К концу учебного года количество таких детей уменьшилось до 57%. Число обучающихся, которые могут самостоятельно в процессе обучения пользоваться рисунками или схемами – 30%, в начале года таких детей было лишь 12%.
Таким образом, уровень развития линейного визуального мышления обучающихся повысился на 8%.
Структурное визуальное мышление позволяет видеть закономерные взаимосвязи в организации элементов изображения («видеть» структуру) и оперировать этими закономерностями, переносить их в рамках данной визуальной структуры, то есть мыслить по аналогии, мыслить самостоятельно.
Уровень развития | Структурное визуальное мышление (%) | |
Начало года | Конец года | |
хороший | 4 | 9 |
средний (норма) | 21 | 43 |
слабый | 71 | 48 |
оч. слабый | 4 |
В начале учебного года способность к синтезу в элементарной форме уже присутствовала у 25% обучающихся, в конце года самостоятельность мышления развита уже у 52% детей. Однако многие обучающиеся (75% в начале года и 48% в конце года) ещё не умеют выделять закономерные связи между предметами, явлениями и не ориентируются на них в своих умозаключениях, в процессе обучения таким детям требуется помощь взрослых.
Следует отметить, что уровень развития структурного визуального мышления детей повысился на 27%.
Понятийное интуитивное мышление основано на личном опыте ребёнка и, соответственно, связано с его возможностью самостоятельно разбираться в материале и самообучаться. Благодаря этому типу мышления знания не остаются формальными и поверхностными, а «входят» в личный опыт ребёнка, находят применение в его жизни, помогают формировать представление об окружающем мире и осмысливать его.
Уровень развития | Понятийное интуитивное мышление (%) | |
Начало года | Конец года | |
хороший | 17 | 13 |
средний | 38 | 70 |
слабый | 33 | 17 |
очень слабый | 12 |
Имеются необходимые зачатки для развития полноценного понятийного мышления, при условии постоянного контроля со стороны взрослых за тем, чтобы материал не просто вызубривался ребёнком, а был им правильно понят (55% - начало года, 83% - конец года). Остальные обучающиеся (45% в начале учебного года и 17% в конце года) пока не способные понять суть материала и использовать знания, полученные ими на занятии, в своём личном опыте.
Необходимо отметить, что уровень развития понятийного интуитивного мышления повысился на 28%.
Понятийное логическое мышление (мышление по аналогии) характеризует способность ребенка учиться. Благодаря этому типу мышления ребёнок понимает суть правил, законов, формул, видит зону их применения и может использовать их на практике, то есть может действовать в соответствии с заложенным в них алгоритмом.
Уровень развития | Понятийное логическое мышление (%) | |
Начало года | Конец года | |
хороший | - | |
средний | 63 | 75 |
слабый | 25 | 25 |
очень слабый | 12 |
На 12% уменьшилось количество обучающихся, которые пока ещё не умеют действовать по правилу, не могут самостоятельно разбираться в материале. Обучающихся с хорошим уровнем развития понятийного логического мышления нет.
Абстрактное мышление позволяет выделять различные формальные признаки (количественные, интервальные, функциональные) и оперировать ими. Если мышление ребёнка остаётся преимущественно образным, он оказывается не в состоянии отвлечься от качественного содержания материала.
Уровень развития | Абстрактное мышление (%) | |
Начало года | Конец года | |
хороший | 13 | |
средний | 25 | 25 |
слабый | 75 | 62 |
Уровень развития абстрактного мышления повысился на 13%, однако у многих детей (62%) уровень развития абстрактного мышления остаётся пока ниже нормы.
Сравнение уровней развития понятийного речевого и понятийного образного мышления проводится для того, чтобы выяснить репрезентативную систему ребёнка. Если лучше развито речевое мышление, то ребёнок лучше воспринимает и понимает материал на слух, то есть, когда слушает объяснения, когда рассуждает самостоятельно или обсуждает что-то с другими людьми. Попытки использовать схемы, рисунки и иллюстрации могут только отвлечь или запутать такого ребёнка. Если у ребёнка лучше развито образное мышление, а речевое мышление развито слабо, то подробные рассказы оказываются бесполезными. Ребёнку важно это увидеть. Он лучше понимает, когда есть схемы, иллюстрации, таблицы, когда ему просто показывают, как надо действовать и мало говорят. Однако понимание со слуха абсолютно необходимо при обучении в образовательных учреждениях.
Уровень развития | Речевое мышление (%) | Образное мышление (%) | |||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | ||
хороший | 4 | 5 | - | 13 | |
средний | 55 | 83 | 63 | 83 | |
слабый | 37 | 12 | 37 | 4 | |
оч. слабый | 4 | - |
Если на начало учебного года многие обучающиеся (41%) испытывали затруднения при восприятии информации на слух, то к концу учебного года таких детей стало меньше (12%). В начале учебного года 37% обучающихся не понимали информацию, представленную наглядно, к концу года таких детей стало на 33% меньше.
Речевое развитие. Чтобы понимать объяснения педагога ребёнок должен не только знать слова, которые он слышит, его собственная речь должна быть грамматически правильной. Если, мысленно кодируя рассказ педагога, ребёнок изменяет и искажает фразы, то и запоминает он именно этот «переработанный» вариант. В таких случаях информация, усвоенная ребёнком, по смыслу будет иметь мало общего с тем, что пытался объяснить педагог. На занятии ребёнку может быть понятно всё, но в последствии он ничего не сможет вспомнить.
В начале года 83% детей не владели грамматически правильным построением речи, что влияло на качество усвоения программного материала. К концу года таких детей стало на 21% меньше.
Уровень развития | Речевое развитие (%) | |
Начало года | Конец года | |
хороший | - | - |
средний | 17 | 38 |
слабый | 62 | 58 |
оч. слабый | 21 | 4 |
Оценка кратковременной речевой памяти позволяет выяснить, какой объём пока ещё неосмысленной рядоположенной словесной информации ребёнок может удержать в уме. У детей-визуалов обычно хорошо развита зрительная память, которая помогает компенсировать недостатки речевой памяти, если используется наглядное представление информации. Дети с сильной памятью, но недостаточно развитым мышлением в начальной школе не имеют особых проблем, могут учиться и на «отлично». Трудности ожидают их в средней школе, когда от детей начинают требовать умения думать и понимать. Только связь с мышлением позволяет памяти подняться на новый уровень за счёт подключения смысловой обработки и структурирования запоминаемого материала.
Уровень развития | Кратковременная речевая память | Кратковременная зрительная память | ||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | |
высокий | - | 8 | 4 | |
хороший | 12 | 33 | 17 | 17 |
средний | 63 | 42 | 33 | 67 |
слабый | 25 | 21 | 42 | 12 |
оч. слабый | - | 4 | - |
К концу году развитие речевой памяти достигло хорошего уровня у 33% детей. У 25% детей отмечается слабая речевая память , эти обучающиеся не могут запомнить даже трёх слов. Только на 30% увеличилось количество детей, к концу учебного года, способных запомнить информацию, представленную наглядно. Зрительная память может в определённой степени компенсировать недостатки развития речевой памяти. Если ребёнок запоминает меньше трёх слов, и при этом развитие его зрительной памяти не превышает среднего уровня, он будет не сразу понимать объяснения учителя или обращённые к нему вопросы, если каждую фразу ему не повторят 2-3 раза. Особые сложности ребёнок будет испытывать при восприятии нового материала.
Тест Тулуз-Пьерона позволяет замерить скоростные характеристики психических процессов, а также даёт информацию об объёме и качестве произвольного внимания.
Уровень развития | Психические процессы | |||
Скорость (%) | Внимательность (%) | |||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | |
высокий | 8 | 15 | 38 | 38 |
хороший | 12 | 39 | 17 | 38 |
средний | 59 | 39 | 12 | 16 |
слабый | 4 | - | - | - |
оч. слабый | 17 | 7 | 33 | 8 |
К концу учебного года большинство обучающихся (93%) научились работать в режиме соответствующем нормативным показателям готовности к обучению в школе. Значительно повысился уровень развития произвольного внимания. Многие обучающиеся (92%) могут длительное время работать внимательно.
Успешное выполнение работы по визуальным образцам возможно при наличии координации зрительного анализа с двигательными реакциями, моторикой пальцев ведущей руки. Зрительно-графический гештальт-тест Бендер позволяет оценить степень сформированности зрительно-моторной координации.
Уровень развития | Зрительно- моторная координация (%) | |
Начало года | Конец года | |
хороший | 25 | |
средний | 17 | 8 |
слабый | 58 | 92 |
оч. слабый | - |
К 7-ми годам не полностью сформировалась зрительно-моторная координация у 92% обучающихся, остальные 8% воспитанников справились с заданием.
Если ребёнок плохо справляется с тестом Бендер – это не значит, что он не умеет (или не сможет научиться) писать. Хорошо рисующие дети могут не справиться с задачей повторения образца, который находится у них перед глазами. Воспроизведение образца требует оперативной координации зрительного анализа и движений руки, а не развертки образа, как при самостоятельном рисовании.
Уровень развития | Тревожность (%) | |
Начало года | Конец года | |
высокая | 16 | |
повышенная | 54 | 50 |
в норме | 33 | 25 |
пониженная | 13 | 8 |
К концу года у 25% обучающихся средний уровень тревожности, следовательно, причин для беспокойства нет. Неопределённые ситуации воспринимаются такими детьми в положительном ключе и не содержат эмоционально-дестабилизирующего фактора.
Дети с пониженной тревожностью (8%) - это обычно инфантильные, избалованные, беспечные дети, не замечающие изменения ситуации, отличающиеся неадекватностью и инертностью поведения. Эти дети часто не замечают фрустрирующих воздействий. Поэтому у них отсутствуют предупредительные мобилизующие реакции в ситуациях с неопределённым исходом, вследствие чего они оказываются неподготовленными к быстрой перестройке своих действий.
У 66% детей повышенный и высокий уровень тревожности, что свидетельствует о постоянном присутствии какого-то беспокоящего фактора, которому дети вынуждены противостоять.
Результаты психологического обследования обучающихся школы «Ступени»
Уровень развития | Начало года | Конец года | ||
1 группа | 2 группа | 1 группа | 2 группа | |
хороший | - | - | - | 17 |
средний | 33 | 42 | 82 | 50 |
слабый | 67 | 58 | 18 | 33 |
- | - |
Вывод: Большинство детей (77%) лучше понимают и усваивают материал, когда информация дополнительно представлена наглядно, однако самостоятельно пользоваться рисунками или схемами пока могут только 17% обучающихся. Уровень развития линейного визуального мышления обучающихся повысился на 22%.
Самостоятельность мышления, способность к синтезу в элементарной форме развита у 56% обучающихся. Следует отметить, что уровень развития структурного визуального мышления детей значительно повысился, на 24%.
Могут самостоятельно разбираться в материале, самообучаться 22% детей. У 39% детей имеются необходимые зачатки для развития полноценного понятийного мышления. Остальные обучающиеся (39%) пока не способны понять суть материала и использовать знания, полученные ими на занятии, в своём личном опыте. К концу учебного года уровень развития понятийного интуитивного мышления повысился на 21%.
У 44% обучающихся к концу учебного года не сформировалась понятийная структура, дети не умеют осуществлять перенос принципа деятельности в другие аналогичные ситуации.
Уровень развития абстрактного мышления повысился на 32%, однако у многих детей (44%) уровень развития абстрактного мышления остаётся пока ниже нормы.
У 88% обучающихся развита кратковременная речевая память. Всего 78% обучающихся к концу учебного года научились запоминать информацию, представленную наглядно.
К концу учебного года 94% обучающихся научились работать в режиме соответствующем нормативным показателям готовности к обучению в школе. Значительно повысился уровень развития произвольного внимания. Все воспитанники могут длительное время работать внимательно.
К 7-ми годам сформировалась зрительно-моторная координация у 27% обучающихся.
Таким образом, у большинства обучающихся уровень зрелости отдельных психических функций достиг среднего уровня, однако у некоторых обучающихся развитие определённых характеристик мышления происходит медленно.
Педагог-психолог И.А.Черненко