Семейная история как основа идентичности
В литературе имеется достаточно много типологий идентичности (этническая, расовая, национальная и др.) Это связано со сложностью определения. Понятие включает культуру, нацию и конкретную личность.
Идентичность – внутреннее состояние человека, возникающее под воздействием внешнего окружения. Формирование образа «Я» - комплекс представлений о себе и окружающем мире, о своем месте в этом мире, результат взаимодействия с окружающей средой. Этот комплекс включает в себя непосредственно то, что окружает (люди, место жительства, образ жизни, традиции, природа), а также ценности, идеалы, нормы. Именно благодаря этим характеристикам личность узнает себя, удовлетворяет свои потребности.
В современном мире очень трудно сохранить свою идентичность: так стремительно несется жизнь, люди постоянно перемещаются, контактируют с другими культурами, взглядами, обычаями, что создает предпосылки для возникновения интегральных характеристик.
Особенно в детском возрасте необходимо формировать и оберегать идентичность. Огромный поток информации, который обрушивается на ребенка, может привести к кризису идентичности. Несомненно, любой кризис, поиск – это очередная ступень в развитии, что необходимо для качественных изменений. Задача взрослого – обеспечить положительную направленность этих изменений, сформировать объективную картину окружающей действительности, уберечь подвижную психику ребенка от ложных ценностей, а впоследствии от необдуманных и опасных поступков. В первую очередь, этот фундамент жизненных ценностей закладывается в семье. Если он есть, то человек чувствует защиту в своей идентичности, ощущает себя принадлежным, а не одиноким. Словно дерево питается от корней, мы черпаем силы в семейной истории, в трудную минуту обращаемся к семейному опыту, храним воспоминания и передаем традиции следующим поколениям. В истории каждой семьи есть события ВОВ 1941-1945 г.г. Это трагичное, тяжелое время, когда люди проявляли невероятное мужество. Но сколько мудрости, патриотизма, милосердия передали нам наши предки, чтобы следующие поколения жили счастливой мирной жизнью.
Проблема современности – переписывание истории, утрата устойчивости общечеловеческих норм, изменение социокультурных характеристик. Очень важно в изменяющемся социуме проявить гибкость и открытость к новому и в то же время сохранить свою идентичность, историю своей семьи и своего народа.
Тренинг «Моя семейная история»
Цель: укрепление семейных ценностей.
- Упражнение «Моя фамилия»
- Назовите свою фамилию и самое характерное качество вашей семьи (спортивные, умные, добрые, дружные и т.п.)
Вывод: У нас много общего, но у каждой семьи есть своя отличительная особенность.
- Упражнение «Мои корни»
- Лист А4 разделите на 5 частей по горизонтали. В самой верхней части в центре напишите имена ваших детей (если есть). «Этажом» ниже запишите себя, супруга; слева или справа запишите имена ваших сестер и братьев, можно двоюродных или троюродных.
Еще ниже записываем имена родителей и родственников поколения родителей (дяди и тети). Также заполняем две оставшиеся части внизу, записывая имена бабушек и дедушек и прабабушек и прадедушек соответственно.
- Скажите, какие чувства вы испытывали, когда выполняли упражнение?
Вывод: знание своей семейной истории делает нас богаче и сильнее.
- Упражнение «Семья треугольников»
- Представьте себе, что существует семья треугольников. Это замечательная семья. У них есть свои традиции. Они живут дружно и весело. Но вот у них появляется ребенок-квадрат. Как теперь будет жить эта семья? Как принять такого ребенка? Будет ли ему комфортно в семье, где все не такие, как он? Что делать?
Вывод: каждый человек имеет право на индивидуальность. Задача взрослых – принять нового члена в свою семью, сохранив его неповторимость, грамотно сформировать понятие «идентичности» (ты - член семьи треугольников, тебя очень любят, у тебя тоже есть углы, но ты особенный, неповторимый)
- Упражнение «Пожелание»
В заключении участники высказывают друг другу пожелания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Семейная история как основа идентичности
В литературе имеется достаточно много типологий идентичности (этническая, расовая, национальная и др.) Это связано со сложностью определения. Понятие включает культуру, нацию и конкретную личность.
Идентичность – внутреннее состояние человека, возникающее под воздействием внешнего окружения. Формирование образа «Я» - комплекс представлений о себе и окружающем мире, о своем месте в этом мире, результат взаимодействия с окружающей средой. Этот комплекс включает в себя непосредственно то, что окружает (люди, место жительства, образ жизни, традиции, природа), а также ценности, идеалы, нормы. Именно благодаря этим характеристикам личность узнает себя, удовлетворяет свои потребности.
В современном мире очень трудно сохранить свою идентичность: так стремительно несется жизнь, люди постоянно перемещаются, контактируют с другими культурами, взглядами, обычаями, что создает предпосылки для возникновения интегральных характеристик.
Особенно в детском возрасте необходимо формировать и оберегать идентичность. Огромный поток информации, который обрушивается на ребенка, может привести к кризису идентичности. Несомненно, любой кризис, поиск – это очередная ступень в развитии, что необходимо для качественных изменений. Задача взрослого – обеспечить положительную направленность этих изменений, сформировать объективную картину окружающей действительности, уберечь подвижную психику ребенка от ложных ценностей, а впоследствии от необдуманных и опасных поступков. В первую очередь, этот фундамент жизненных ценностей закладывается в семье. Если он есть, то человек чувствует защиту в своей идентичности, ощущает себя принадлежным, а не одиноким. Словно дерево питается от корней, мы черпаем силы в семейной истории, в трудную минуту обращаемся к семейному опыту, храним воспоминания и передаем традиции следующим поколениям. В истории каждой семьи есть события ВОВ 1941-1945 г.г. Это трагичное, тяжелое время, когда люди проявляли невероятное мужество. Но сколько мудрости, патриотизма, милосердия передали нам наши предки, чтобы следующие поколения жили счастливой мирной жизнью.
Проблема современности – переписывание истории, утрата устойчивости общечеловеческих норм, изменение социокультурных характеристик. Очень важно в изменяющемся социуме проявить гибкость и открытость к новому и в то же время сохранить свою идентичность, историю своей семьи и своего народа.
Тренинг «Моя семейная история»
Цель: укрепление семейных ценностей.
- Упражнение «Моя фамилия»
- Назовите свою фамилию и самое характерное качество вашей семьи (спортивные, умные, добрые, дружные и т.п.)
Вывод: У нас много общего, но у каждой семьи есть своя отличительная особенность.
- Упражнение «Мои корни»
- Лист А4 разделите на 5 частей по горизонтали. В самой верхней части в центре напишите имена ваших детей (если есть). «Этажом» ниже запишите себя, супруга; слева или справа запишите имена ваших сестер и братьев, можно двоюродных или троюродных.
Еще ниже записываем имена родителей и родственников поколения родителей (дяди и тети). Также заполняем две оставшиеся части внизу, записывая имена бабушек и дедушек и прабабушек и прадедушек соответственно.
- Скажите, какие чувства вы испытывали, когда выполняли упражнение?
Вывод: знание своей семейной истории делает нас богаче и сильнее.
- Упражнение «Семья треугольников»
- Представьте себе, что существует семья треугольников. Это замечательная семья. У них есть свои традиции. Они живут дружно и весело. Но вот у них появляется ребенок-квадрат. Как теперь будет жить эта семья? Как принять такого ребенка? Будет ли ему комфортно в семье, где все не такие, как он? Что делать?
Вывод: каждый человек имеет право на индивидуальность. Задача взрослых – принять нового члена в свою семью, сохранив его неповторимость, грамотно сформировать понятие «идентичности» (ты - член семьи треугольников, тебя очень любят, у тебя тоже есть углы, но ты особенный, неповторимый)
- Упражнение «Пожелание»
В заключении участники высказывают друг другу пожелания.