Развитие интеллектуального потенциала личности через систему коррекционно-развивающих занятий

Развитие интеллектуального потенциала личности

через систему коррекционно-развивающих занятий

Личностный потенциал ребенка - система свойств, составляющих основу личностного развития и обеспечивающих соответствующий уровень достижений в различных видах деятельности, в первую очередь, в учебной деятельности. Личностный потенциал ребенка складывается из следующих основных компонентов, каждый из которых, в свою очередь, может быть системно рассмотрен как потенциал.

Первый компонент личностного потенциала ребенка – интеллектуальный потенциал – определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность и которая складывается из знаний о внешнем мире. Ее получение зависит от природного ума, образованности и практического опыта. С этим потенциалом связана познавательная деятельность человека.

Следующий компонент личностного потенциала ребенка - коммуникативный потенциал представляет собой систему свойств, умений и способностей, обеспечивающих ребенку успешность общения, понимания и взаимопонимания с другими людьми, способности к овладению коммуникативными качествами, умениями и навыками общения.

Третий компонент личностного потенциала ребенка – творческий компонент – определяется умениями, навыками и способностями к созидательному и продуктивному действию, творчеству. Предоставляет ребенку возможность творить, созидать, действовать в любой ситуации нестандартно, оригинально.

Четвертый компонент личностного потенциала ребенка - эмоционально-волевой потенциал включает систему эмоций, чувств, эмоциональных состояний, эмоциональных и волевых качеств. Развитие эмоционально-волевой регуляции связано с формированием мотивационно-смысловой сферы, мировоззрения и убеждений человека, а также способности к волевым усилиям.

Пятый компонент личностного потенциала ребенка - мотивационно-ценностный потенциал включает систему целей, ценностей и ценностных ориентаций, социально-психологических установок личности. «Мотивационно-ценностный потенциал является важнейшим компонентом личностного потенциала, наиболее тесно связан с нравственным потенциалом и составляет единый ценностно-нравственный компонент структуры личности».

Раскрытие личностного потенциала - можно смело назвать одной из целей в жизни каждого человека. И педагогам, и родителям важно знать психологические условия и факторы развития личностного потенциала ребенка.

Одним из важных звеньев в системе помощи детям с проблемами в развитии является коррекция. Необходимо учитывать индивидуально-типологические характеристики ребенка. Для успешного осуществления помощи необходимо освоить различные теоретические направления коррекции, и дифференцировано использовать психокоррекционные технологии при работе с детьми.

 Основной целью коррекции детей является оптимизация их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции психических процессов и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность.

    Основные направления коррекционной работы учителя-дефектолога

  • Сенсорное и сенсомоторное развитие
  • Нормализация ведущей деятельности возраста
  • Формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях, обогащение словаря, развитие связной речи
  • Формирование пространственно-временных представлений
  • Готовность к восприятию учебного материала
  • Умственное развитие
  • Формирование умений и навыков, необходимых для усвоения программного материала

Для проведения коррекционно-развивающих занятий с обучающимися  разрабатывается рабочая программа.

Основание для разработки:

  • индивидуальные особенности учащихся;
  • рекомендации ЦПМПК;
  • появление новых программ и специальных пособий.

В 2018-2019 учебном году рабочие программы разработаны на основе пособий Л.В. Мищенковой «36 занятий для будущих отличников».

Подбирая основные и дополнительные задания, коррекционные игры и упражнения, свой выбор делаю на основе научно-практического пособия ведущего специалиста по работе с детьми, имеющими нарушения психического развития, И. И. Мамайчук «Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии». В данном научно-практическом пособии излагаются различные психокоррекционные технологии, направленные на компенсацию и исправление интеллектуальных проблем у детей с различными вариантами нарушений.

 Психокоррекция активации внимания проводится поэтапно на основе развития навыков самоконтроля и на основе переноса сформированных навыков на новые объекты и ситуации, то есть не только развитие точности, продуктивности, концентрации внимания, но и саморегуляция, общение, переживание успеха.

Психотехники для групповых занятий по коррекции внимания:

  • развитие концентрации внимания: игры «Пальцы»,  «Муха», «Корректурные задания», «Кто быстрее?»;
  • развитие распределения внимания: упражнения «Найди слова», «Найди числа», «Корректурные пробы с созданием помех»;
  • переключение внимания: упражнения на основе «красно-черных таблиц», «Каждой руке –свое дело», «Заметить всё», «Ищи безостановочно».

В коррекционно-развивающей работе использую упражнения на основе методики Д. Б. Эльконина «Графический диктант».

Целью применения методики является:

  • совершенствование системы: глаз — рука, ухо — рука;
  • формирование  графических  навыков;
  • развитие слухового и зрительного анализатора;
  • развитие умения поддерживать необходимый темп деятельности;
  • развитие  пространственной ориентации на листе бумаги;
  • развитие творческого мышления, навыков работы в роли ведущего;
  • обучение знаково-символическому замещению.

Работа по данной методике состоит из нескольких этапов:

  1. Рисование под диктовку педагога. Игра «Офицер-солдат», соблюдение правил, ориентация в пространстве.
  2. Обмен ролями. Ребенок диктует ровеснику или взрослому.
  3. Обучение знаковому письму. Ребенок учится читать письмо и создавать письмо.
  4. Усложнение рисунка. Появляется новое направление. Рисунок выполняется под диктовку.
  5. Рисунок становится более сложным, дети дополняют его своими элементами (глаза, крылья, шерсть и пр.)

6.  Творческое задание: «Что можно сделать из этого рисунка?».

7.  Выполнение композиций (пейзаж, открытка и т. д.), комбинирование шифровки.

      Общей особенностью детей с ЗПР и общим психическим недоразвитием является неумение рационально организовывать и контролировать процесс запоминания, применять различные мнемотехничесие приемы.

Психотехники по коррекции памяти:

  • воссоздание мыслительных образов на основе пиктограмм;
  • воссоздание мыслительных образов на основе эмоций;
  • развитие памяти на основе мненических приемов группировки по смыслу, по ассоциации, классификации.

Мышление детей, обучающихся в специальных коррекционных классах VII, VIII видов, характеризуется неоднородностью развития мыслительных операций, это указывает на необходимость дифференцированного подхода к коррекции мышления у детей с учетом варианта нарушений психического развития.

Психокоррекционная работа по развитию видов мышления:

  • наглядно-действенное мышление – конструирование;
  • наглядно-образное мышление- рисование, прохождение лабиринтов, задания с палочками;
  • логическое мышление: упражнения «Четвертый лишний», «Составь предложение», «Поиск аналогов», «Способы применения предметов», придумывание недостающих частей рассказа.

 

Особенность проводимых мною коррекционно-развивающих занятий заключается в том, что создается оболочка занятия. Это позволяет увеличить познавательную активность учащихся во время занятия. Темы таких занятий звучат так: «Камни в легендах. Кораллы», «Любителям старины. Лапти», «История христианского праздника Рождество», «Из истории Паралимпийских игр», «ЖЗЛ. Альфред Нобель». Тематические занятия, поданные в занимательной форме, способствуют непринужденной коррекции. В занятия интегрированы задания из различных областей: русского языка, литературы, математики, истории, природоведения и др.

 Занятия построены в виде игровых ситуаций, упражнений, бесед, тестовых заданий. Предусмотрена повторяемость видов заданий для сравнительной характеристики результатов.

Материал такого занятия расширяет кругозор детей, способствует развитию познавательных процессов, воображения, речи, коммуникативных способностей, развитию любознательности, творческой активности.

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие интеллектуального потенциала личности через систему коррекционно-развивающих занятий Нармаева А.В., учитель-дефектолог

Слайд 2

Цель психологической коррекции детей с проблемами в развитии: Оптимизировать интеллектуальную деятельность за счет стимуляции психических процессов Формировать позитивную мотивацию на познавательную деятельность

Слайд 3

Задачи: Развитие познавательных процессов Развитие творческой деятельности Формирование представлений о своих возможностях, способностях, своем месте среди окружающих людей

Слайд 4

Центральным звеном в психокоррекционных технологиях является составление программ на основе диагностики

Слайд 5

ИЗДАТЕЛЬСТВОМ «ПРОСВЕЩЕНИЕ» РАЗРАБОТАНО И ВЫПУЩЕНО 9 КОМПЛЕКТОВ ПРП ДЛЯ 1 ДОП. И 1 КЛАССОВ

Слайд 6

Учебные пособия

Слайд 7

Темы занятий Камни в легендах. Кораллы Любителям старины. Лапти История христианского праздника Рождество Из истории Паралимпийских игр ЖЗЛ. Альфред Нобель

Слайд 8

И.И. Мамайчук – ведущий специалист по работе с детьми, имеющими нарушения психического развития

Слайд 9

Психотехники для занятий по коррекции внимания Развитие концентрации внимания: игры «Пальцы», «Муха», «Корректурные задания», «Кто быстрее» Развитие распределения внимания: упражнения «Найди слова», «Найди числа», «Корректурные пробы с созданием помех» Переключение внимания: упражнения на основе «красно-черных таблиц», «Каждой руке –свое дело», «Заметить всё», «Ищи безостановочно»

Слайд 10

Графический диктант Что можно сделать из этого рисунка?

Слайд 11

Психотехники по коррекции памяти Воссоздание мыслительных образов на основе пиктограмм Воссоздание мыслительных образов на основе эмоций Развитие памяти на основе мнемических приемов группировки по смыслу, по ассоциации, классификации

Слайд 12

Психокоррекционная работа по развитию видов мышления: Наглядно-действенное мышление – конструирование Наглядно-образное мышление - рисование, прохождение лабиринтов, задания с палочками Логическое мышление: упражнения «Четвертый лишний», «Составь предложение», «Поиск аналогов», «Способы применения предметов», придумывание недостающих частей рассказа

Слайд 13

Творчество Предоставляет ребенку возможность творить, созидать, действовать в любой ситуации нестандартно, оригинально.

Слайд 14

Индивидуальные занятия обучающихся по АООП 7.2 (математика, русский язык) «А «на» это предлог?» Самоконтроль, осознанность, применение знаний

Слайд 15

Повысилась самостоятельность и ответственность

Слайд 16

Раскрытие личностного потенциала - можно смело назвать одной из целей в жизни каждого человека. И педагогам, и родителям важно знать условия и факторы развития личностного потенциала ребенка.