Ромашка чувств и эмоций

Колупаева Елена Викторовна

В презентации объясняется ребенку о наших эмоциях и настроении. Методика проведения психологических занятий.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ромашка чувств и эмоций Мащенко Елена Викторовна педагог-психолог ГБДОУ «Д/с № 76 Красносельского района СПб .

Слайд 2

Наше поведение зависит от настроения, а настроение меняется в зависимости от радостных или грустных событий. Это и есть эмоции человека.

Слайд 3

Когда мы испытываем радость, нам бывает приятно, мы улыбаемся, хохочем, у нас радостный голос. Радость полезна не только для человека, который ее испытывает, но и для тех, кто его окружает.

Слайд 4

Грусть - это когда человека ничего не радует. Ему не хочется ни с кем играть. Лицо у него несчастное, глаза грустные, на лице нет улыбки. Если тебе грустно, то о своей грусти надо рассказать маме или папе и они обязательно тебе помогут.

Слайд 5

Удивление – это эмоция, которая возникает при неожиданных ситуациях. Удивление – очень быстрая эмоция. Она очень быстро возникает и очень быстро пропадает.

Слайд 6

Злость проявляется, когда мы на кого-то злимся. Например, когда нас обидели, толкнули, обозвали.

Слайд 7

Испуг – это проявление внезапного страха в опасной или неожиданной ситуации

Слайд 8

удивлённое Угадай настроение ромашки

Слайд 9

злое Угадай настроение ромашки

Слайд 10

грустное Угадай настроение ромашки

Слайд 11

Испуганное Угадай настроение ромашки

Слайд 12

Радостное Угадай настроение ромашки

Слайд 13

А какое настроение у тебя сейчас?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мащенко Елена Викторовна педагог-психолог ГБДОУ «Д/с № 76 Красносельского района СПб . Методика проведения психологических занятий в детском саду

Слайд 2

Индивидуальность ребёнка во многом определяется пластичностью психики малыша, то есть неодинаковостью развития у детей психики. Изучением этих особенностей и коррекцией возможных нарушений в детском саду занимается педагог-психолог. Иными словами, суть его работы заключается в создании условий для комфортного проживания ребёнком периода дошкольного детства с учётом индивидуальных особенностей развития малыша. Рассмотрим методику подготовки и проведения психологических занятий в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).

Слайд 3

Суть деятельности психолога в ДОУ Суть деятельности психолога в ДОУ Педагог-детский психолог — это специалист узкого профиля, который занимается с ребятами, не имеющими (!) отклонений в сфере психики, с целью совершенствования их психологических функций. Психолог не ставит диагноз по результатам своей деятельности, он только составляет условный прогноз развития малыша, а также в случае необходимости рекомендует пройти консультацию у психиатра, логопеда или невролога. Несколько слов о терминологии Деятельность педагога-психолога затрагивает несколько понятий психологии, из которых наиболее значимыми в контексте работы с детьми являются психологические функции. Это организованные психофизиологические процессы, к которым относятся память; мышление; речь; воображение; восприятие.

Слайд 4

Цели и задачи занятий по психологии в детском саду Миссия занятий по психологии сводится к следующим позициям: развивать психологические функции малышей; способствовать созданию положительного микроклимата в группе (в том числе и определить характер взаимоотношений ребёнка с воспитателями, сверстниками, а также помочь детям первой младшей группы адаптироваться к новым условиям и помочь ребятам подготовительной группы настроиться на новый этап жизни — обучение в школе); оценить психологические качества малышей (морально-этические установки, характер устанавливаемых взаимоотношений с окружающими, притязания, стереотипы, мировоззрение); диагностировать уровень интеллектуального развития детей; заниматься психологическим просвещением семей воспитанников (через беседы, проведение семинаров, дискуссий, организацию совместных с детьми проектов или участие в открытых занятиях

Слайд 5

Таблица: задачи проведения занятий по психологии с детьми разного возраста Возрастная группа Задачи Младшие (первая и вторая) Создавать условия для саморегуляции малышей через прослушивание сказак , музыки, просмотра мультфильмов; Формировать позитивный эмоциональный настрой во время пребывания в детском саду. Средняя Развивать сферу познания; Развивать навыки коммуникации и как следствие, умение работать в группе; Повышать самооценку за счёт создания условий для проявлений индивидуальности, к примеру, дети создают рисунки на свободную тему; Тренировать психологические качества; Формировать эмоционально-выразительные жесты, мимику; Учиться преодолевать застенчивость, нерешительность; Отрабатывать координацию движений Старшая Развивать сферу познания; Учиться передавать чувства в эмоциях; Осваивать навык вербализации ощущений (к примеру, после похвалы или после того, как мама отругала); Практиковаться в разрешении конфликтных ситуациях. Подготовительная Развивать сферу познания; Воспитывать в малышах чувство принадлежности к группе (через использование групповых форм работы); Практиковаться в словесном разрешении конфликтов (путём рассмотрения условных ситуаций); Учиться описывать свои переживания словами; Сбалансировать представления ребёнка о признании в социуме (не всегда делать в угоду других, но и не проявлять эгоизм)

Слайд 6

Формы психологических занятий в ДОУ Таблица: классификация форм занятий по психологии Принцип классификации Вид занятия (его суть) Примеры По количеству участников Групповое (направлено на воспитание чувства коллектива, а также обогащение опыта общения) Задания в основном носят групповую форму. Так, в начале рассмотрения темы «Давайте жить дружно» дети подготовительной группы вместе поют песенку «Настоящий друг». Индивидуальное (направлено на коррекцию поведенческой линии) Тема «Почему я дерусь» для воспитанников средней (реже второй младшей) возрастной группы организуется в форме беседы психолога и малыша в присутствии воспитателя. Беседу можно выстраивать от лица сказочного персонажа, который рассказывает от первого лица ситуацию, сложившуюся в отношениях малыша со сверстниками. Совместное для детей и родителей В старшей группе урок на тему «Как мы преодолеваем конфликты дома» уместно организовать с обеими сторонами потенциальных инициаторов конфликта. Занятие построено на решении проблемных ситуаций (к примеру, малыш разбил дорогую для мамы вазу или ребёнок страдает оттого, что в разговоре взрослые его всегда перебивают, не дают договорить до конца) в форме сюжетно-ролевой игры «Семья».

Слайд 7

Таблица: классификация форм занятий по психологии По направлению образователь- ного процесса Познавательное (направлено на расширение представлений о том или ином объекте или явлении) В старшей группе занятие «Геометрические фигуры» построено на упражнениях, развивающих психологические функции. Например, задание «Геометрический квартал», цель которого развивать логическое мышление. Дети рассматривают дома страны Геометрии и отвечают на вопросы («Какая геометрическая фигура в каком домике живёт?», «У кого самый высокий/низкий дом?» и пр.). Развивающее (может быть направлено на развитие эмоциональной сферы или коррекцию того или иного потенциального отклонения) На занятии «Радуга эмоций» во второй младшей группе дети выполняют блок упражнений психогимнастики . Например, игра- упражнение «Повернись, повернись и улыбнись»: дети показывают мимикой и жестами хорошее настроение и плохое, а затем комментируют, когда у них может быть то одно, то другое. По методике проведения По О.В. Хухлаевой , автору программы «Тропинка к своему я». Методика направлена на создание условий для повышения уровня психологической сопротивляемости негативным факторам окружающей среды. Тема «Мои чувства. Радость» в старшей группе. Педагог рассказывает о том, что такое радость, малыши, закрыв глаза под музыку, представляют себе образ радости и рисуют её цветными карандашами.

Слайд 8

Таблица: наполнение уголка психологии в группе Направление работы Наполнение уголка Диагностика методическая литература; документация, по которой работает педагог-психолог в ДОУ; папка с результатами тестов малышей. Групповые и индивидуальные занятия полка или стеллаж с играми; игрушки (герои занятий); песок с мелкими игрушками для релаксации. Работа с родителями лэпбуки по вопросам воспитания; стенгазеты, рисунки малышей по темам занятий.

Слайд 9

Важные нюансы оформления кабинета психолога Помещение, в котором предполагается работа с тонкой психикой малышей, требует соблюдения определённых правил оформления: для оформления стен лучше выбирать один или два варианта из трёх возможных цветовых решений (жёлтый, настраивающий на контакт с психологом, освежающий зелёный или светло-зелёный — успокаивающий); в комнате должен быть стол и стулья, а также мягкие 2–3 кресла для детей; в помещение стоит сделать одну акцентную деталь, например, фальш -окно с изображением волшебного леса с несколькими расходящимися в разные стороны дорогами — дети смогут придумывать свои маршруты по этим тропинкам, развивая фантазию и воображение, проникаясь занятиями; в кабинете (а лучше на двери снаружи) можно разместить почтовый ящик, куда свои вопросы и пожелания могли бы отправлять родители и педагоги.

Слайд 10

Практические приёмы Задания такого вида являются очень продуктивными способами достижения целей и решения задач по психологии. К практическим приёмам относятся: рисунки (в двух вариантах — как средство выполнения задания, например, при проведении индивидуального рисуночного тестирования, и как способ отобразить суть занятия, например, нарисовать героя занятия, к примеру, Волка, Медведя, мальчика Петю, девочку Машу и др.); аппликации, поделки (применяются тогда, когда тема занятия довольно обширна, а выполнение рисунка как раз таки также способствует развитию воображения, выделение ключевой для конкретного занятия темы и пр.); проекты (в виде стенгазет, буклетов и пр.), посвящённые конкретизации проблемы какой-либо темы, например, «Герои сказок, которые в начале были злые, а потом подобрели» при рассмотрении вопроса о добре и зле.

Слайд 11

Арт-терапия Таблица: техники арт-терапии Техника Суть Марания Дети создают изображения (вход в пещеру, басен для дракона и пр.) красками, используя подручные материалы, в том числе ладони, пальцы, то есть в образной форме забывает о запретах и табу. Штриховка Нанесение хаотичных линий карандашами или мелками и чтение случайно созданных образов. Важность техники заключается в том, что каждый малыш действует в своём темпе, а такой природный психофизиологический ритм тонизирует и настраивает малыша на деятельность. Кляксография Среди нескольких видов этой техники малышам особенно нравится получать оттиск при помощи нитки. Нитку окунаем в краску, кладём между двух половинок сложенного листа, оставив свободный кончик, прижимаем и вытягиваем нитку. Создание таких образов развивает фантазию ребят, к тому же полученный результат — это своего рода сюрпризный момент. Рисование на мокрой бумаге Лист смачивается водой, а затем хаотично наносятся мазки краски. Наблюдение за растекающимися красками дарит детям положительные эмоции. Рисование пластилином Выкладывание изображений по контуру пластилином. Эта техника довольно сложная, но особенно эффективной она оказывается в работе с гиперактивными детьми. Рисование пальцами Помогает пережить необычные тактильные ощущения (обмакивание пальца в густую краску, нанесение её на лист), развивает фантазию и расширяют образ своего я.

Слайд 12

Таблица : критерии для проведения психологической диагностики Сфера развития Элементы сферы Критерии Как исследуются Познаватель-наяная сфера Сенсорика предметность; осмысленность; обобщённость; избирательность; точность; полнота; быстрота; эмоциональная окрашенность; объём. С помощью наблюдения за ребёнком в группе в процессе игр со сверстниками. Мышление гибкость; темп; быстрота; самостоятель-ность ; глубина; последователь- ность ; критичность. Тесты: «Разрезные картинки» (дети собирают целую картинку из элементов, которым предварительно нужно придать нужное положение); «Почтовый ящик» (малыши подбирают предмет, который размерами вписывается в прорезь ящика, причём в первой младшей дети повторяют манипуляции за взрослым, а в старшей оценивают совместимость отверстия и объекта на основании зрительного сопоставления); «Сходства и различия» (взрослый называет пары объектов, дети выделяют в них сходства и различия) и пр. Речь умение элементарно анализировать литературное произведение по программе; навык подбирать синонимы и антонимы к словам; понимание значения слов. В старшей группе в качестве материала для анализа дети разбирают поступки героев в «Сказке о Золотой рыбке». Моторика моторные функции; графические движения; автоматизирован- ные движения; одновременные движения; динамическая координация; двигательная память. Наблюдение за малышом во время подвижных игр, а также в процессе выполнения письменных заданий (в старших группах).

Слайд 13

Эмоционально-волевая сфера Для первой младшей группы: настроение и активность. Для определения характера течения адаптации малыши расставляют несколько паровозиков в ряд от самого красивого, по их мнению, до самого некрасивого. Для второй младшей группы: настроение, половая идентификация, уровень притязаний. Например, для определения эмоционального состояния, то есть настроения, необходимо определить уровень тревожности. Для этого используется тест «Выбери нужное лицо»: дети смотрят на изображённые на картинках ситуации и подбирают подходящее выражение лица для человечка, в ней участвующего. Для средней группы: настроение, самосознание. Цветовой тест Люшера для определения внутриличностных конфликтов: дети выбирают из набора карточек наиболее привлекательные. Для старшей группы: самооценка, статус в группе, настроение. Тест «Лесенка» для изучения самооценки малыша: ребёнок рисует человечка (себя) на одной из ступеней, отталкиваясь от условия теста — на нижней располагаются самые плохие дети, на верхней — самые лучшие. Для подготовительной группы: мотивация, произвольность (то есть намерения относительно операций памяти, внимания), самооценка. Например, тест «Несуществующее животное» для определения уровня самооценки: малыш изображает воображаемого зверя, придумывает ему название.

Слайд 14

Роль психолога в работе с детьми переоценить сложно. Работа этого специалиста направлена на определение и коррекцию развития психологических функций малышей, а также оказание помощи воспитателю относительно выработки общей стратегии образовательной деятельности с ребятами разных возрастных групп. В итоге от сотрудничества педколлектива и родителей с педагогом-психологом во многом зависит развитие личности ребёнка в дальнейшем.