Роль характера в становлении индивидуальности человека. Диагностика характера.

Миронова Светлана Геннадиевна

Характер отражает отношение человека к окружающему миру. Черты характера свидетельствуют об отношении человека к другим людям, к коллективу и обществу, к самому себе. В настоящее время многие области трудовой деятельности человека связаны с нервно-психическим напряжением. Не всегда легко провести четкую грань между чертами, формирующими акцентуированную личность и чертами, определяющими вариации индивидуальности человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент здравоохранения города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж №1»

(ГБПОУ ДЗМ «МК №1»)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 учебного занятия по теме:

«Роль характера в становлении индивидуальности человека. Диагностика характера»

Дисциплина: Психология

Специальность 34.02.01 Сестринское дело

Москва

2019

РАССМОТРЕНО

Составлена в соответствии

Протокол заседания

                      с требованиями ФГОС

Цикловой методической

              по специальности

комиссии № 3

от 13.11.2019 №3

34.02.01 Сестринское дело

Составитель:

Миронова С.Г.                    

преподаватель первой квалификационной  категории ГБПОУ ДЗМ «МК1»            

Рецензент:

Скосырева Ю.А.

методист ГБПОУ ДЗМ «МК №1»

Оглавление

  1. Пояснительная записка………………………………………. 4
  2. Введение ………………………………………………………... 5
  3. Методический блок ……………………………………………6

Рекомендации по использованию методической

разработки  ……………………………………………………... 6

Методическое обоснование темы …………………………….. 6

          План занятия …………………………………………………….7

  1. Информационный блок……………………………………... 10

Теоретический материал …………………………………….... 10

  1. Контролирующий блок …………………………………….. 17

Контроль исходного уровня умений / знаний……………….. 17

Первичное закрепление умений, знаний ……………………...19

Контроль полученных умений / знаний  ………………….......21

Эталоны ответов ………………………………………………..23

  1. Задание на дом ………………………………………………...25
  2. Список литературы …………………………………………. 26
  3. Приложение

Пояснительная записка

           Данная методическая разработка составлена в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Психология» и в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки, является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 34.02.01 Сестринское дело и предназначено для проведения практического занятия у студентов II курса.

                   В пособии рассматриваются основные закономерности и особенности формирования характера, знание которых необходимо каждому медицинскому работнику.

          Структура методического пособия, включающая в себя введение, методический блок, информационный блок, блок контроля, позволяет в полном объеме получить теоретические знания по данной теме и использовать их на практике.

ВВЕДЕНИЕ

          Актуальность темы исследования обусловлена тем, что изучение характера человека, в частности с позиции становления определенных его черт, является важным особенно для рассмотрения в старшем подростковом возрасте. Характер отражает отношение человека к окружающему миру. Черты характера свидетельствуют об отношении человека к другим людям, к коллективу и обществу, к самому себе. В настоящее время многие области трудовой деятельности человека связаны с нервно-психическим напряжением. Урбанизация, ускорение темпа жизни, информационные перегрузки, усиливают это напряжение и зачастую способствуют возникновению и развитию пограничных форм нервно-психической патологии. Не всегда легко провести четкую грань между чертами, формирующими акцентуированную личность и чертами, определяющими вариации индивидуальности человека. Поэтому решение этих проблем связано, прежде всего, с необходимостью проведения ранней диагностики субклинических проявлений такого рода состояний и предрасположенности к ним. Поэтому данная методическая разработка направлена не только на получение новых знаний, но и выработку определенных практических навыков диагностики данных состояний личности.

МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК

  1. Рекомендации по использованию методической разработки (актуальность темы, определение адресата, определение цели, составление плана, накопление фактического материала).
  2. Методическое обоснование темы:
  • Дисциплина: Психология
  • Тема: «Роль характера в становлении индивидуальности человека. Диагностика характера»
  • Тип занятия: открытие новых знаний
  • Вид занятия: смешанный тип
  • Деятельностные цели: научить структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот.
  • Содержательные цели: сформировать систему новых понятий, расширить знания студентов за счет включения новых определений, терминов, описаний.
  • Интеграционные связи:
  1. междисциплинарные – медицина, социология, анатомия и физиология человека.
  2. внутридисциплинарные - Психологические особенности личности; Характер, связь характера с темпераментом.
  • Материально-техническое обеспечение занятия
  1. Информационный материал по теме: «Роль характера в становлении индивидуальности человека. Диагностика характера» для студентов.
  2. ТСО: мультимедийное устройство, компьютер, колонки.
  3. Раздаточный материал (тесты, проблемно-ситуационные задачи).
  4. Презентация по теме: «Роль характера в становлении индивидуальности человека. Диагностика характера».

План занятия

Хронологическая карта

п/п

Этапы

занятия

Время

(мин)

Методы, приемы обучения

и контроля

Деятельность преподавателя

Деятельность

студента

Организационный

момент

5

- Приветствие

- Проверка присутствующих и определение готовности к совместной деятельности

Организует

Уточняет тематические рамки. Проверяет готовность обучающихся к занятию

Приветствие преподавателя.

Подготовка студентов к занятию

Актуализация темы, постановка целей, определение задач, мотивация обучающихся на активную деятельность

5

На слайде тема занятия. Преподаватель сообщает тему занятия, его цели, задачи, ключевые понятия, конечный результат, который необходимо достигнуть в процессе работы

Озвучивает тему и цель занятия. Уточняет понимание студентов поставленных целей занятия.

Выдвигает проблему

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему занятия

Контроль исходного уровня умений / знаний (с указанием тем контроля)

10

Давайте вспомним, что мы с вами узнали на предыдущем занятии? Тема: «Характер, связь характера с темпераментом».

1.Что такое характер?

2. Каких авторов теорий изучения характера вы знаете?

3. Что собой представляют черты характера человека?

4. В чем заключается связь характера с темпераментом?

Выдвигает проблему.

Создает эмоциональный настрой на усвоение новых знаний.

Формулирует задание.

Проводит параллель с ранее изученным материалом. Организует студентов по исследованию проблемной ситуации.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель).

Обучающиеся  устно отвечают на вопросы, и обсуждают с преподавателем данные ответы.

Первичное открытие новых знаний / освоение умений

30

Объяснение нового материала проходит в форме эвристической беседы с одновременным показом мультимедийной презентации на демонстрационном экране

Объясняет новый материал

Студенты конспектируют новый материал, просматривают анимационные ролики, задают вопросы по проблемной ситуации, знакомятся со вспомогательными материалами лекции (схемы, плакаты)

Первичное закрепление умений, знаний (работа по образцу, алгоритму, эталону)

10

Самопроверка полученных знаний

Организует и контролирует самопроверку студентов в форме решения тестовых заданий

Решают тестовые задания по теме

Контроль полученных умений / знаний

20

Затем вам предлагается закрепить полученные знания и выполнить небольшую практическую работу по решению ситуационных задач. Студенты делятся на две команды

Контролирует выполнение работы

Организует: взаимопроверку; коллективную проверку; проверку решения ситуационных задач; беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний; оценочные высказывания обучающихся; обсуждение способов решения; самостоятельную работу с учебником; беседу, связывая результаты занятия с его целями

Осуществляют:

самооценку;

самопроверку;

взаимопроверку;

создают отчет по выполненному заданию

Подведение итогов занятия

5

Рефлексия

Отмечает степень вовлеченности студентов в работу на занятии

Формулируют конечный результат своей работы на занятии.

Называют  основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

Определение объема и содержания самостоятельной работы (внеаудиторной)

5

Пройти самостоятельно опросник Шмишека на определение акцентуаций характера.

Озвучивает домашнее задание, дает комментарий к домашнему заданию

Записывают домашнее задание

Общее время занятия

(мин.)

90

мин.

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

Подводит итог урока, выставляет оценки

Устанавливают значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей,  мотивов, жизненных интересов

Теоретический материал

          На протяжении веков человечество оценивает характер человека, как утверждают источники – это очень сложное образование. О характере человека следует судить первоочередно на основании его поступков, поведения. Система первичных действий – фундамент характера человека. Личность вступает в отношение к характеру как к чему-то внешнему, с чем волей-неволей приходится считаться при выборе путей достижения главных жизненных целей.

Конституциональная типология Э. Кречмера

Фото Эрнста Кречмера

Эрнст Кречмер (1888-1964)

     Эрнст Кречмер родился в 1888 г. в Германии. Был директором неврологической клиники в Марбурге, руководителем клиники Тюбингенского университета. В 1939 г. отказался занять пост президента Немецкой психиатрической ассоциации, выразив несогласие с теорией расовой неполноценности, проповедовавшейся официальной психиатрией гитлеровской Германии. Умер в 1964 г.

           Немецкий психиатр Э. Кречмер по сути является главным идеологом конституциональной типологии. В начале 20-х годах Э. Кречмер пережил особый творческий подъём, и в это время появилась основная его работа, принесшая ему всемирную известность — «Строение тела и характер» («Krperbau und Charakter», 1921 (24. Aufl., 1964; рус. пер. «Строение тела и характер», 2 изд., М.-Л., 1930)). Здесь было описано обследование около 200 больных — на основании множества вычислений соотношения частей тела Кречмер выделил основные типы строения тела (чётко выраженные — лептосомный, или психосоматический, пикнический, атлетический, и менее определённый — диспластический). Эти типы телосложения он соотнес с описанными Крепелином психическими заболеваниями — маниакально-депрессивным психозом и шизофренией, и оказалось, что существует определённая связь: к маниакально-депрессивным психозам более склонны люди с пикническим типом конституции, а к шизофрении — с лептосомным.

           Многочисленные клинические наблюдения побудили Э. Кречмера предпринять систематические исследования строения человеческого тела. Произведя множество измерений различных его частей, автор выделил четыре конституциональных типа.

1. Лептосоматик (греч. leptos – «хрупкий», soma – «тело»). Обладает цилиндрической формой туловища, хрупкого телосложения, высокого роста, грудная клетка плоская, вытянутое лицо яйцеобразной формы (анфас). Длинный тонкий нос и неразвитая нижняя челюсть образуют так называемый угловой профиль. Плечи у лептосоматика узкие, нижние конечности длинные, кости и мышцы тонкие. Индивидов с крайней выраженностью этих особенностей Э. Кречмер называл астениками (греч. astenos – «слабый»).

2. Пикник (греч. pγκnos – «толстый, плотный»). Ему свойственны чрезмерная тучность, малый или средний рост, расплывшееся туловище, большой живот, круглая голова на короткой шее. Относительно большие периметры тела (головы, груди и живота) при узких плечах придают телу бочкообразную форму. Люди этого типа склонны к сутулости.

3. Атлетик (греч. athlon – «борьба, схватка»). Имеет хорошую мускулатуру, крепкое телосложение, высокий или средний рост, широкий плечевой пояс и узкие бедра, отчего фронтальный вид тела образует трапецию. Жировая прослойка не выражена. Лицо в форме вытянутого яйца, нижняя челюсть хорошо развита.

4. Диспластик (греч. dγs – «плохо», plastos – «сформированный»). Его строение бесформенное, неправильное. Индивиды этого типа характеризуются различными деформациями телосложения (например, чрезмерным ростом).

           Выделенные типы не зависят от роста человека и его худобы. Речь идет о пропорциях, а не об абсолютных размерах тела. Могут быть толстые лептосоматики, тщедушные атлетики и худые пикники.

Классификация акцентуаций характера К. Леонгарда

Классификация акцентуации характера по К. Леонгарду

Карл Леонгард (1904 – 1988)

          Родился Карл Леонгард в 1904 году в Баварии, воспитывался в верующей семье – его отец был евангельским священником. До 19-ти летнего возраста мечтал стать юристом, обучаясь в гимназии с гуманитарным уклоном, однако поменял свои видения будущего и занялся изучением медицины. После окончания университета К. Леонгард определился с направлением, которому посвятил всю оставшуюся жизнь, а именно – психиатрией.

          В возрасте 28-ми лет, всего спустя год практики, он становится главным врачом психиатрической больницы. В 1937 году получает степень ученого и, вместе с тем, право на ведение преподавательской деятельности, которую он начал в 1944 году. Далее следует период смены нескольких университетов, где он преподавал, пока в 1957 году не переходит в место, с которым будут связаны долгие годы его карьеры. Речь идет о знаменитой в то время клинике «Шарите».

          К. Леонгард много сил вложил в изучение шизофрении, ее классификации и клинике, в том числе и диагностики ее на ранних этапах развития, в детском возрасте. На эту тему написано много стаей, публикаций. Кроме того, он занимался исследованием поведенческой терапии и психозов, психопатологии человеческого поведения.

          Поддерживая связи со своими коллегами из Советского Союза, он был завсегдатаем конференций по психиатрии, в своих трудах нередко цитировал знаменитых русских психологов и ученых.

Классификация акцентуаций характера

(основано на оценке стиля общения человека с окружающим миром)

Застревающий (ригидный) тип. Умеренно общительный, склонный к нравоучениям, неразговорчивый. В конфликтах такой человек обычно выступает инициатором. Чувствителен к социальной справедливости. Дело, за которое он берётся, стремится выполнить качественно, добиться высоких показателей в любой деятельности, предъявляя повышенные требования к себе. Честолюбив, ревнив, иногда чрезмерно самонадеян. На работе предъявляет повышенные требования к подчинённым, в семье также непомерно требователен.

Возбудимый тип. Характеризуется низкой контактностью в общении, замедленностью вербальных и невербальных реакций. Они часто угрюмы, занудны, склонны к брани и конфликтам, в которых сами являются активной и провоцирующей стороной. Очень властны в семье, в коллективе неучтивы. Если находятся в спокойном эмоциональном состоянии, они добросовестны и аккуратны, любят животных и маленьких детей. Однако, в состоянии эмоционального возбуждения плохо контролируют своё поведение, раздражительны и вспыльчивы.

Демонстративный (истероидный). Люди данного типа легко устанавливают контакты, стремятся к лидерству, любят власть и похвалу. Быстро приспосабливаются к людям, но склонны к интригам,  при своей внешней мягкости. Окружающих они раздражают своей самоуверенностью и высоким уровнем притязаний. Как правило, сами провоцируют конфликты, но при этом активно защищаются. Люди данного типа артистичны, обходительны, неординарны в мышлении и поступках. Людей отталкивают их негативные черты: хвастовство, отказ выполнять сложную работу, лицемерие, эгоизм.

Педантичный. Добросовестны, серьёзны, надёжны, аккуратны. В конфликты вступают редко. На работе предъявляют многочисленные формальные требования к членам коллектива, ведут себя как бюрократы. Их формализм и брюзжание сильно раздражает окружающих. В семье чрезмерно требовательны к аккуратности и порядку.

Гипертимный. Характеризуется чрезмерной контактностью, словоохотливостью. У этого типа ярко выражены жесты, мимика и пантомимика. Во время общения отклоняются от темы, либо меняют её. Не терпят замечаний. Они инициативны, энергичны, полны оптимизма, жаждут деятельности. Однако часто бывают зачинщиками конфликтов, легкомысленны, не всегда добросовестно относятся к своим обязанностям. Не любят одиночество, жёсткую дисциплину и монотонную работу.

Дистимичный. Его характеризует низкая контактность, немногословие, доминирующее пессимистическое настроение. Они обычно домоседы, избегают шумных компаний и вечеринок, ведут замкнутый образ жизни. Легко вступают в конфликты. Наделены обстоятельным чутьём, серьёзны, добросовестны. Имеют обострённое чувство справедливости. Дистимному типу характерны замедленность мышления, пассивность, неповоротливость, индивидуализм.

Циклоидный (аффективно-лабильный, неустойчивый). Циклоидам свойственны частые смены настроения, высокомерность в обращении с людьми. В период повышенного настроения они общительны, в период подавленного настроения – замкнуты. Во время душевного подъёма ведут себя как люди с гипертимной акцентуацией характера, а в период спада – с дистимной.

Экзальтированный (аффективно-экзальтированный). Людям этого типа свойственны высокая контактность, влюбчивость, словоохотливость. Они часто спорят, но не доводят дело до открытых конфликтов, в споре могут быть как активной, так и пассивной стороной. Дорожат близкими и друзьями, очень к ним привязаны и внимательны. Склонны к состраданию, альтруистичны, имеют хороший вкус, способны проявлять яркие и искренние чувства. Их негативные черты: приверженность к сиюминутным настроениям, паникёрство.

Тревожный. Данный тип отличается низкой контактностью, робостью, неуверенностью в себе, часто доминирует минорное настроение. Редко вступают в конфликты с людьми, играя в них лишь пассивную роль. Часто бывают мишенями для насмешек и издевательств. Они дружелюбны, самокритичны, исполнительны.

Эмотивный. Люди с таким типом акцентуации характера предпочитают общение в узком кругу избранных, которых они понимают с полуслова. В конфликтах играют пассивную роль, стараются их избегать. Обидчивы, но обиды носят в себе. Чрезмерно чувствительны и слезливы. Обладают сосредоточенностью, обострённым чувством долга, исполнительностью.

          В заключение хотелось бы добавить, что знание психотипа личности наделяет рядом преимуществ. Понимая тип людей, можно предугадать, что от них ожидать, и как они себя будут вести. Благодаря этому можно научиться строить отношения так, чтобы вызывать доверие по отношению к себе у окружающих.

Контролирующий блок

Контроль исходного уровня умений / знаний

(вопросы по теме: «Характер, связь характера с темпераментом»)

1.Что такое характер?

2. Каких авторов теорий изучения характера вы знаете?

3. Что собой представляют черты характера человека?

4. В чем заключается связь характера с темпераментом?

Критерии оценки знаний и умений

Оценка «5» ставится, если студент:

  1. Обстоятельно, с достаточной полнотой излагает соответствующую тему.
  2. Дает правильные формулировки, точные определения и понятия терминов, обнаруживает полное понимание материала и может обосновать свой ответ и привести необходимые примеры.
  3. Уверенно и правильно проводит разбор ошибок.
  4. Свободно владеет речью.

Оценка «4» ставится, если студент:

  1. Дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и оценки

«5».

  1. Допускает единичные ошибки, которые исправляет после замечаний педагога.

Оценка «3» ставится, если студент:

  1. Знает и понимает основные положения данной темы, но допускает неточности в формулировке основных понятий.
  2. Излагает материал недостаточно полно и допускает частичные ошибки.

Оценка «2» ставится, если студент:

  1. Обнаруживает незнание общей части соответствующего раздела темы, допускает ошибки в формулировке основных понятий, искажающие их смысл.
  2. Беспорядочно и неуверенно излагает материл, сопровождая изложение частыми остановками и перерывами.

Первичное закрепление умений, знаний

(решение тестовых заданий)

  1. Приведенные ниже характеристики относятся к понятию:

             А) Личность                  1) свойство определяется включенностью в

             Б) Индивид                       систему социальных отношений;

                                                     2) человек как представитель вида;

                                   3) характер;

                                   4) направленность.

  1. Какие из приведенных формулировок относятся к характеру, а какие к темпераменту:

              А) Характер                  1) характеристика личности со стороны

              Б) Темперамент                динамических особенностей;

                                                     2) выражает отношение человека к  

                                                         окружающему миру, к другим, к себе;

                                                     3) определяет стиль и темп деятельности;

                                                     4) закрепляется в привычных способах                        

                                                         поведения.

  1. По Г. Айзенку, к экстравертированным типам темперамента принадлежат:

  1. Акцентуация характера, при которой у человека наблюдается цикличная смена настроения (цикл от 1 -3 недель):

              А) экзальтированность;                       В) циклотимность;

              Б) возбудимость;                                  Г) дистимичность.

  1. По Г. Айзенку,  к эмоционально нестабильным типам темперамента относятся:

  1. Акцентуация  характера, при которой человек почти всегда пребывает в хорошем расположении духа:

              а) экзальтированность;                        в) циклотимность;

              б) возбудимость;                                  г) гипертимность.

  1. Характер формируется на основе __________________________

8.____________ характера позволяет, зная определенную присущую человеку черту, предполагать у него наличие ряда других, связанных с ней, черт.

9. Найдите соответствие:

Типы акцентуаций:

  1. Гипертимный
  2. Дистимичный
  3. Циклотимный
  4. Застревающий
  5. Педантичный

Характеристики:

А) частые смены настроения

Б) обидчивость, подозрительность, мстительность

В) чрезвычайная контактность, оптимизм

Г) серьезность, добросовестность, пассивность

Д) сверхаккуратность, надежность, занудливость, брюзжание

Критерии оценки знаний и умений

Оценка в баллах

% выполнения

Оценка по традиционной системе

90-100

90-100

Отлично

75-89

75-89

Хорошо

50-74

50-74

Удовлетворительно

0-49

0-49

Неудовлетворительно

Контроль полученных умений / знаний

(решение проблемно-ситуационных задач)

Форма проведения: деловая игра

Правила проведения: группа делится на две команды. Поочередно каждая команда обсуждает сначала первую, затем вторую предложенную задачу. Победу одерживает та команда, которая набирает большее количество баллов.

Критерии оценивания: за каждый верный ответ ставится один балл, максимальное количество баллов за одну задачу – 3.

Вопросы и задания к задаче №1:

  1. Определите темперамент Моники К.
  2. Какая акцентуация характера является доминирующей у данной девочки?
  3. Почему Моника ко взрослым пыталась втереться в доверие, а с детьми была груба и бесцеремонна?

          Задача №1. Моника К., 7 лет 11 месяцев. Уже в 4 года девочка была дикой, неуправляемой, дезорганизовывала детский коллектив. В школе оказалась невыносимой, родители были вынуждены забрать ее. Она постоянно лгала, забирала у детей вещи, которые ей нравились, прогуливала уроки, класс ее «не принял». В клинике без всякого стеснения рассказывала о своих выходках, кражах. Никаких признаков стыда не было и в помине. Кроме того, Моника все время была неспокойна, ерзала на стуле, говорила возбужденно и без умолку. Вообще, настроение у девочки всегда приподнятое. С игрушками Моника обращается на редкость неряшливо. Другие дети в клинике не хотели с ней играть, так как она была нетерпима, груба и бесцеремонна. Однако ко взрослым она пыталась втереться в доверие, льстила напропалую, старалась им понравиться.  

Вопросы и задания к задаче №2:

  1. Определите темперамент Хельмута К.
  2. Какая акцентуация характера является доминирующей у данного подростка?
  3. Как вы считаете, с чем связано возникшее заикание мальчика?

          Задача №2.  Хельмут К., 12 лет. С малых лет очень боязлив, неохотно уходит из дому, контакт со сверстниками находить не может. Боится матери (мать раздражительна, плохо слышит). Если о чем-либо хочет попросить родителей, посылает младших братьев. Боится детей, которые часто бьют его, со взрослыми крайне робок. В школе хорошо учится, один из лучших учеников в классе. Весьма аккуратен в одежде, экономно расходует карманные деньги. Говорить начал в два года, но артикуляция многих слов была неправильной. Позже это перешло в заикание, которое усилилось, когда он поступил в школу: его непрерывно дразнили и сделали посмешищем класса. Когда мальчика журили, он плакал. Хельмут поступил в клинику по поводу заикания. Был боязлив и заторможен. Над предлагаемыми заданиями думал очень долго. При трудностях у него сразу опускались руки. Прошло много времени, пока он привык к персоналу. Всегда искал общение с младшими детьми. Когда Хельмут свыкся с обстановкой, лечение пошло хорошо. В процедуры и тренировки вкладывал много рвения.

Эталоны ответов

 Ответы на вопросы по теме: «Характер, связь характера с темпераментом». 1. Характер – это сложившийся и закрепившийся под влиянием природных и средовых воздействий устойчивый склад психических свойств, выражающий различные типы отношений человека к себе и к окружающей его действительности.

2. Классификация У. Шелдон, типология К. Хорни, теория врожденных типов личности Г. Айзенка, теория психических способностей человека В.Н. Дружинина.

3. Черта характера – это конкретное отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе.

4. Темперамент – составная часть характера, его биологическая основа, стиль, почерк психических процессов. Характер – внутренние свойства человека, самые устойчивые черты личности.

Ответы к тестовым заданиям.

  1. А – 1,3,4; Б - 2
  2. А – 2,4; Б – 1,3
  3. Сангвиник, холерик
  4. Циклотимность
  5. Меланхолик, холерик
  6. Гипертимность
  7. Темперамента
  8. Структурность
  9. 1. – В

2. – Г

3. – А

4. – Б

5. – Д

 Ответы на вопросы проблемно-ситуационных задач:

          Задача №1

  1. Моника К. по темпераменту сангвиник. На это указывает ее быстрая адаптация в любых условиях, активность, устойчивая психика.
  2. Доминирующей акцентуацией является гипертимность. Такие дети гиперактивны, безудержно веселы, не боятся даже самых рискованных авантюр.
  3. Гипертимные дети очень умны и находчивы, к каждому человеку умеют найти подход. От действий взрослых Моника полностью зависит, поэтому пытается им понравиться. Своих же сверстников считает слабыми и неинтересными.

     Задача №2

  1. По темпераменту Хельмут К. меланхолик. У таких людей наличествует слабая нервная система, они чувствительны и очень ранимы.
  2. У данного подростка можно наблюдать две основные доминирующие акцентуации характера. Одной из них является тревожность. Это проявляется в неуверенности в себе, в нерешительности, сильной тревожности, робости. Также Хельмута можно считать излишне эмоциональным. На что указывает его скрытность, привязанность к близким людям.
  3. Для эмоциональных детей основной стрессовый фактор – это несправедливость по отношению к ним со стороны близких, в частности родителей. Учитывая характер его матери, не сложно предположить причину заикания у данного подростка.

Домашнее задание

          Пройти самостоятельно опросник Шмишека на определение акцентуаций характера. Затем выпишите акцентуации характера от наиболее выраженных показателей к менее выраженным.

Используемая литература

  1. Ганнушкин П. Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика. - Н. Новгород: Изд-во НГМА, 1998.
  2. Личко  А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Изд. 2-е доп. и перераб., Л.: Медицина, 1983.
  3. Леонград К. Акцентуированные личности/ К. Леонгард. // litru.ru - электронная библиотека [Электронный ресурс]. – 2009.
  4. Островская И.В. Психология: учебник для медицинских училищ и колледжей, М.: ГЗОТАР-МЕДИА, 2-е издание, исправленное, 2019.
  5. Полянцева О.И. Психология для средних медицинских учреждений: учебник, Ростов н/Д: Феникс, 8-е издание, 2018.
  6. Свенцицкий А.Л.  Краткий психологический словарь. М.: Проспект, 2020.
  7. Столяренко Л.Д. Психология общения,        Ростов н/Д: Феникс, 2016.

Приложение

Опросник Шмишека

Акцентуации характера

1. Является ли ваше настроение в общем веселым и беззаботным?

2. Восприимчивы ли вы к обидам?

3. Случалось ли вам иногда быстро заплакать?

4. Всегда ли вы считаете себя правым в том деле, которое делаете, и вы не успокоитесь, пока не убедитесь в этом?

5. Считаете ли вы себя более смелым, чем в детском возрасте?

6. Может ли ваше настроение меняться от глубокой радости до глубокой печали?

7. Находитесь ли вы в компании в центре внимания?

8. Бывают ли у вас дни, когда вы без достаточных оснований находитесь в угрюмом и раздражительном настроении и ни с кем не хотите разговаривать?

9. Серьезный ли вы человек?

10. Можете ли вы сильно воодушевиться?

11. Предприимчивы ли вы?

12. Быстро ли вы забываете, если вас кто-нибудь обидит?

13. Мягкосердечный ли вы человек?

14. Пытаетесь ли вы проверить после того, как опустили письмо в почтовый ящик, не осталось ли оно висеть в прорези?

15. Всегда ли вы стараетесь быть добросовестным в работе?

16. Испытывали ли вы в детстве страх перед грозой или собаками?

17. Считаете ли вы других людей недостаточно требовательными друг к другу?

18. Сильно ли зависит ваше настроение от жизненных событий и переживаний?

19. Всегда ли вы прямодушны со своими знакомыми?

20. Часто ли ваше настроение бывает подавленным?

21. Был ли у вас раньше истерический припадок или истощение нервной системы?

22. Склонны ли вы к состояниям сильного внутреннего беспокойства или страстного стремления?

23. Трудно ли вам длительное время просидеть на стуле?

24. Боретесь ли вы за свои интересы, если кто-то поступает с вами несправедливо?

25. Смогли бы вы убить человека?

26. Сильно ли вам мешает косо висящая гардина или неровно настланная скатерть, настолько, что вам хочется немедленно устранить эти недостатки?

27. Испытывали ли вы в детстве страх, когда оставались одни в квартире?

28. Часто ли у вас без причины меняется настроение?

29. Всегда ли вы старательно относитесь к своей деятельности?

30. Быстро ли вы можете разгневаться?

31. Можете ли вы быть бесшабашно веселым?

32. Можете ли вы иногда целиком проникнуться чувством радости?

33. Подходите ли вы для проведения увеселительных мероприятий?

34. Высказываете ли вы обычно людям свое откровенное мнение по тому или иному вопросу?

35. Влияет ли на вас вид крови?

36. Охотно ли вы занимаетесь деятельностью, связанной с большой ответственностью?

37. Склонны ли вы вступиться за человека, с которым поступили несправедливо?

38. Трудно ли вам входить в темный подвал?

39. Выполняете ли вы кропотливую черную работу так же медленно и тщательно, как и любимое вами дело?

40. Являетесь ли вы общительным человеком?

41. Охотно ли вы декламировали в школе стихи?

42. Убегали ли вы ребенком из дома?

43. Тяжело ли вы воспринимаете жизнь?

44. Бывали ли у вас конфликты и неприятности, которые так изматывали вам нервы, что вы не выходили на работу?

45. Можно ли сказать, что вы при неудачах не теряете чувство юмора?

46. Сделаете ли вы первым шаг к примирению, если вас кто-то оскорбит?

47. Любите ли вы животных?

48. Уйдете ли вы с работы или из дому, если у вас там что-то не в порядке?

49. Мучают ли вас неопределенные мысли, что с вами или с вашими родственниками случится какое-нибудь несчастье?

50. Считаете ли вы, что настроение зависит от погоды?

51. Затруднит ли вас выступить на сцене перед большим количеством зрителей?

52. Можете ли вы выйти из себя и дать волю рукам, если вас кто-то умышленно грубо рассердит?

53. Много ли вы общаетесь?

54. Если вы будете чем-либо разочарованы, придете ли в отчаяние?

55. Нравится ли вам работа организаторского характера?

56. Упорно ли вы стремитесь к своей цели, даже если на пути встречается много препятствий?

57. Может ли вас так захватить кинофильм, что слезы-выступят на глазах?

58. Трудно ли вам будет заснуть, если вы целый день размышляли над своим будущим или какой-нибудь проблемой?

59. Приходилось ли вам в школьные годы пользоваться под-, сказками или списывать у товарищей домашнее задание?

60. Трудно ли вам пойти ночью на кладбище?

61. Следите ли вы с большим вниманием, чтобы каждая вещь в доме лежала на своем месте?

62. Приходилось ли вам лечь спать в хорошем настроении, а проснуться в удрученном и несколько часов оставаться в нем?

63. Можете ли вы с легкостью приспособиться к новой ситуации?

64. Есть ли у вас предрасположенность к головной боли?

65. Часто ли вы смеетесь?

66. Можете ли вы быть приветливым с людьми, не открывая своего истинного отношения к ним?

67. Можно ли вас назвать оживленным и бойким человеком?

68. Сильно ли вы страдаете из-за несправедливости?

69. Можно ли вас назвать страстным любителем природы?

70. Есть ли у вас привычка проверять перед сном или перед тем, как уйти, выключен ли газ и свет, закрыта ли дверь?

71. Пугливы ли вы?

72. Бывает ли, что вы чувствуете себя на седьмом небе, хотя объективных причин для этого нет?

73. Охотно ли вы участвовали в юности в кружках художественной самодеятельности, в театральном кружке?

74. Тянет ли вас иногда смотреть вдаль?

75. Смотрите ли вы на будущее пессимистически?

76. Может ли ваше настроение измениться от высочайшей радости до глубокой тоски за короткий период времени?

77. Легко ли поднимается ваше настроение в дружеской компании?

78. Переносите ли вы злость длительное время?

79. Сильно ли вы переживаете, если горе случилось у другого человека?

80. Была ли у вас в школе привычка переписывать лист в тетради, если вы поставили на него кляксу?

81. Можно ли сказать, что вы больше недоверчивы и осторожны, нежели доверчивы?

82. Часто ли вы видите страшные сны?

83. Возникала ли у вас мысль против воли броситься из окна, под приближающийся поезд?

84. Становитесь ли вы радостным в веселом окружении?

85. Легко ли вы можете отвлечься от обременительных вопросов и не думать о них?

86. Трудно ли вам сдержать себя, если вы разозлитесь?

87. Предпочитаете ли вы молчать (да), или вы словоохотливы (нет)?

88. Могли бы вы, если пришлось бы участвовать в театральном представлении, с полным проникновением и перевоплощением войти в роль и забыть о себе?

Ключ

При совпадении ответа на вопрос с ключом, ответу присваивается один балл. 

Демонстративность/демонстративный тип:

+: 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88.

-: 51.

Сумму ответов умножить на 2.

Застревание/застревающий тип:

+: 2, 15,24,34,37,56,68,78,81.

-: 12,46,59.

Сумму ответов умножить на 2.

Педантичность/педантичный тип:

+: 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83.

-: 36.

Сумму ответов умножить на 2.

Возбудимость/возбудимый тип:

+: 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86.

Сумму ответов умножить на 3.

Гипертимность/гипертимный тип:

+: 1, 11,23, 33, 45, 55,67,77.

Сумму ответов умножить на 3.

Дистимность/дистимический тип:

+: 9, 21, 43,75, 87.

Сумму ответов умножить на 3.

Тревожность/тревожно-боязливый тип:

+: 16, 27, 38,49,60,71,82.

-: 5.

Сумму ответов умножить на 3.

Экзальтированность/аффективно-экзальтированный тип:

+: 10, 32,54,76.

Сумму ответов умножить на 6.

Эмотивность/эмотивный тип:

+: 3, 13, 35,47,57,69,79.

-: 25.

Сумму ответов умножить на 3.

Циклотимность/циклотимный тип:

+: 6, 18,28,40, 50,62,72, 84.

Сумму ответов умножить на 3.

Максимальная сумма баллов после умножения — 24. По некоторым источникам, признаком акцентуации считается величина, превосходящая 12 баллов. Другие же на основании практического применения опросника считают, что сумма баллов в диапазоне от 15 до 19 говорит лишь о тенденции к тому или иному типу акцентуации. И лишь в случае превышения 19 баллов черта характера является акцентуированной. Полученные данные могут быть представлены в виде “профиля личностной акцентуации”