Тема исследования – «Проблемы молодой семьи на первом этапе супружеской жизни» Портфолио профессиональных достижений магистранта – практиканта Производственная практика научно-исследовательская работа

Агапова Юлия Юрьевна

Целями производственной практики (научно-исследовательской работы)  является закрепление теоретических знаний, полученных в процессе обучения, приобретение практи\ческих навыков и формирование профессиональных компетенций на оперативном и тактическом уровне развития знаний, умений, навыков; развитие компетенций в области научно-исследовательской деятельности по актуальным проблемам психологического знания.

Задачами производственной практики (научно-исследовательской работы) являются:

освоение методологических принципов и логики проведения научного исследования,

1) самостоятельный поиск, критический анализ, систематизация и обобщение научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных методов и технологий их достижения;

2) постановка проблем, целей и задач исследования, на основе анализа достижений современной психологической науки и практики, обосновывать гипотезы, разрабатывать программу и методическое обеспечение исследования (теоретического, эмпирического)

3) представление результатов научных исследований в различных формах (научные публикации, доклады) и обеспечивать психологическое сопровождение их внедрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nir_1.docx58.01 КБ

Предварительный просмотр:

Портфолио профессиональных достижений магистранта – практиканта

Производственная практика

научно-исследовательская работа

Дата (период)

Содержание и планируемые результаты практики (характеристика выполняемых работ, мероприятия, задания, поручения и пр.)

Проведение установочной конференции;  инструктаж по технике безопасности;  получение индивидуального задания.

Постановка проблем, целей и задач исследования, на основе анализа достижений современной психологической науки и практики, обосновывать гипотезы, разрабатывать программу и методическое обеспечение исследования (теоретического, эмпирического)

Портфолио профессиональных достижений студента-магистранта (формирование отчета)

Написание научной статьи по проблеме исследования и ее публикация

Презентация результатов профессиональной деятельности (сдача зачета по практике)

Дневник практики

(в строгом соответствии с формируемыми компетенциями)

Дата

Виды деятельности

Подписи руководителя практики

Понедельник

Участие в установочной конференции

Вторник

Разработка индивидуального плана НИР на каждую неделю

Среда

Разработка рабочего графика (плана) проведения практики

Четверг

Консультация с научным руководителем по практике: уточнение проблемы исследования;

проведение повторного психодиагностического исследования; проведение повторного изучения проблемы исследования.

Пятница

Составление плана доклада выступления на заседании кафедры по проблеме научного исследования

Суббота

Самостоятельная

работа

магистранта

Целями производственной практики (научно-исследовательской работы)  является закрепление теоретических знаний, полученных в процессе обучения, приобретение практических навыков и формирование профессиональных компетенций на оперативном и тактическом уровне развития знаний, умений, навыков; развитие компетенций в области научно-исследовательской деятельности по актуальным проблемам психологического знания.

Задачами производственной практики (научно-исследовательской работы) являются:

освоение методологических принципов и логики проведения научного исследования,

1) самостоятельный поиск, критический анализ, систематизация и обобщение научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных методов и технологий их достижения;

2) постановка проблем, целей и задач исследования, на основе анализа достижений современной психологической науки и практики, обосновывать гипотезы, разрабатывать программу и методическое обеспечение исследования (теоретического, эмпирического)

3) представление результатов научных исследований в различных формах (научные публикации, доклады) и обеспечивать психологическое сопровождение их внедрения.

Тема исследования – «Проблемы молодой семьи на первом этапе супружеской жизни»

Проблема исследования: изучение концептуальных оснований в организации эффективной психологической помощи семье. Выявление психологических механизмов помощи молодой семье в условиях социальной депривации и неопределенности.

Цель исследования: изучение представления о психологических проблемах у супругов на первичном периоде становления семейных отношений.

Объект исследования – молодые люди в возрасте от 18 до 30 лет, состоящие в браке в период первичной адаптации (1-3 года). .

Предмет исследования –  психологические проблемы семьи на первом этапе супружеской жизни.

Гипотеза исследования: Тип семьи влияет на уровень удовлетворенности супругов браком. Это влияет на появление или разрешение психологических проблем семьи.

На основании объекта, предмета, цели и гипотезы исследования решались  следующие задачи:

- изучить представления о психологических проблемах молодой семьи в современной психологии;

-изучить методы и методики экспериментального изучения психологических проблем молодой семьи

- изучить распределения ролей в современной семье;

- выявить взаимосвязи между типом семьи и уровнем удовлетворенности супругов браком;

- рассмотреть особенность психологической работы с молодой семьей.

Выборка для данного исследования составила 20 человек (10 молодых пар).

Методологической основой исследования: Для решения поставленных задач и проверки гипотезы  были использованы следующие методы исследования:

1.Анализ научной литературы по данной тематике

2.Методика на определение особенностей распределения ролей в семье (Ю.Е. Алешина, Л. Я. Гозман, Е. М. Дубовская)

-. Метод статистической обработки данных. 

3.Тест на удовлетворенность браком , разработанный В.В. Столиным, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко 

Теоретической базой исследования явились работы отечественных специалистов по работе с семьей (М. С. Мацковский , А. Г. Харчев, В. В. Юстицкий, Э. Г. Эйдемиллер) указывающие на необходимость социально-психологической помощи семье, особенно на первых этапах ее существования.Работы психологов и социологов, исследующих семейные отношения, подчеркивающие важность начального периода развития семьи (Антонюк Е.В., Гребенников И.Ф., Дементьева И.Ф., Дмитриенко А.К., Зуськова О.В., Кратохвил С, Левкович В.П., Лидере А.Г., Мацковский М.С., Меньшутин В.П., Навайтис Г., Ричардсон Р., Сысенко В.А., Трапезникова Т.М., Олейник Ю.Н., Филиппова Г.Г., Харчев А.Г., и др.). Обозов Н.Н. «Психология межличностных отношений - М., 1990.» Изучению молодой семьи, ее становлению посвящены следующие исследования: Антонюк Е.В. «Становление ролевой структуры молодой семьи и ее восприятие супругами» . Дорно И.В. «Современный брак: проблемы и гармония». Зацепин В.И. «Молодая семья: социально -экономические, правовые, морально-психологические проблемы».  Косачева В.И. «Проблема стабильности молодой семьи» . Немировский Д.Е. «О некоторых ориентациях молодежи в вопросах любви, брака, семьи». Сысенко В.В. «Молодежь вступает в брак» .

Список научной литературы по теме исследования

  1. Мацковский  М.С. Современная семья и ее проблемы (в соавт.). М., 1978;
  2. Харчев А. Г. Брак и семья в СССР. Опыт социологического исследования. (1-е изд.: М., 1964; 2-е изд.: М., 1979;
  3. Харчев А. Г. Семья как объект философского и социологического исследования. Л., 1974 (отв. ред.).
  4. Семейная психотерапия. Хрестоматия / Составители Э.Г. Эйдемиллер, Н.В. Александрова, В. Юстицкис. – СПб.: Речь., 2007. – 400 с.
  5. Практикум по семейной психотерапии: современные модели и методы. Учебное пособие для врачей и психологов / Под ред. Э.Г. Эйдемиллера. – СПб.: Речь. – 2010. – 425 с.
  6. Агеев B.C. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов.//Психология семьи. Хрестоматия. /Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара, 2002. с. 283-293
  7. Антонов А.И. Социологический подход к изучению взаимоотношений в семье. //Психология семьи. Хрестоматия. /Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара, 2002. с. 404-410
  8. Андреева Т.В Психология семьи. – СПБ.:Речь, 2007. – 188 с.
  9. Антонюк Е.В.Представления супругов о распределении ролей и становление ролевой структуры молодой семьи : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.05 / МГУ. Факультет психологии. - Москва, 1992. - 200 с.
  10. Дорно, И.В. Современный брак : проблемы и гармония . – Москва : Педагогика, 1990. – 272 с
  11. Карклина С. Э. Проблемы семейного воспитания. М., 1993. — 189 с.
  12. Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание. М., 1990. — 156 с.
  13. Интернет – источник: http://www.koob.ru/eydemiller_e_g/ -книги онлайн
  14. Резников В.Е. Социально-психологическая типология конфликтного взаимодействия супругов: Дисс. …канд. психол. наук — Минск, 1991. — 224 с.
  15. Алешина, Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. – 1987. – № 2. – С. 45-66.
  16. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. - М.: Просвещение, 2005. 450 с.
  17.  Дементьева И.Ф. Первые годы брака. Проблемы становления молодой семьи. - М.: Просвещение, 2006. - 117c.
  18. Демидов Н.М. Основы социологии и политологии. - М.: «Академия», 2008 - 279 c.
  19. Шеляг Т.В. Современная семья и социальная работа. - М.: МГСУ, 2007. - 147 с.
  20. Гребенников И.В. Основы семейной жизни: Учеб. пособие для пед. ин-тов. - М.: Просвещение,2011.
  21. Зацепин В.И. О жизни супружеской. М.,2011.
  22. Книга молодой семьи/ В.Лисовский Л.Вебер и др. - Л.: Лениздат 1990.
  23. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. - М.: Мысль, 2011.
  24. Шеляг Т.В. Современная семья и социальная работа. - М.: Социально-технический институт, 2012.
  25. Юркевич Н.Г., Красовский А.С., Бурова С.Н и др. Этика и психология семейной жизни: Кн. для учителя. - Мн.: Нар. аскета,2009г.
  26. Информационный канал subscribe.ru. URL: #"justify">.Информационный портал "Ze Student Journal". URL: #"justify">18.Калмыкова, Е.С. Психологические проблемы первых лет супружеской жизни // Психология семьи: Учеб. пособие для факультетов психологии, экономики и журналистики / Под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара: Изд. дом "Бахрах - М". - 2002. С. 481 - 482.
  27. Степанов, С. Психология достатка. - СПб.: Питер, 2001. - С. 28.
  28. . Сысенко, В.А. Молодежь вступает в брак. - М.: Мысль, 2008.
  29. Гангор, Марк Смех - лучший помошник в браке. Секреты жизни, любви и брака / Марк Гангор. - М.: София, 2014. - 288 c.
  30.  Гэри, Чепмен Семья, о которой ты мечтаешь. Пять способов сделать ее реальностью / Чепмен Гэри. - М.: Библия для всех, 2015. - 968 c.
  31. Образцова, Л. Н. Энциклопедия семейного счастья / Л.Н. Образцова. - М.: АСТ, Сова, Харвест, Кладезь, 2012. - 576 c.
  32. Антонов А. И. Социология семьи / Под. ред. А.И. Антонова, В. М. Медкова, - М.: «Nota Bene», 2008.
  33.  Бурдина Г.С. Новая модель работы с семьей //Социальная работа. -2007. - №4. - С.44-45
  34. Ключников С. Семейные конфликты. СПб.: Питер, 2002. С. 54.
  35. 8 Калмыкова Е.С. Психологические проблемы первых лет супружеской жизни // Психология семьи: Учеб. пособие для факультетов психологии, экономики и журналистики / Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара: Изд. дом «Бахрах – М», 2002. С. 481-482.
  36. Азисов, Н.Н. Социальный статус молодой семьи в условиях современной России / Н.Н. Азисов. - Саранск, 2002. – 35 с.
  37. Интернет-источник  http://familypsychology.ru/
  38. Валдин, В. Гармония брака. / В. Валдин. Д. Капустин. - Минск.- 2007.- 126 с.
  39. Дементьева, И.Ф. Первые годы брака: проблемы становления молодой семьи. / И.Ф. Дементьева. - М.: Знание.- 2001.- 267 с.
  40. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие. / О.А. Карабанова. - М.: Гардарики, 2004. - 320 с.
  41. Новикова, Е.В. О некоторых характеристиках общения между супругами / Е.В. Новикова; под ред. А.А. Бодалева // Семья и формирование личности . - М.: АПН СССР, 2006. - С.45-59.
  42. Шнейдер, Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. / Л.Б. Шнейдер. - М.: Апрель Пресс, «ЭКСМО – Пресс», 2000.
  43. Шуман, С.Г. Шуман В.П. Семейные конфликты: причины, пути устранения. / С. Г. Шуман, В. П. Шуман - Брест., 2004.
  44. Вебер, Г. Кризисы любви: Системная психотерапия Берта Хеллингера. / Г. Вебер. - М.: Издательство Института Психотерапии, 2002. – 304 с.
  45. Интернет-источник: https://www.b17.ru/article/psychological_problems_of_a_young_family/
  46. Кочетов А. И. Начало семейной жизни/ А. И. Кочетов. Мужчина и женщина: отношения полов/ А. А. Логинов. Мн.: Полымя, 2000. 154 с.
  47. . Ковалев С. В. Психология семейных отношений. М.: Педагогика, 2001. 160 с.
  48.  Кратохвил С. Психотерапия семейно - сексуальных дисгармоний. М.: Медицина, 1991. 336 с.
  49.  Навайтис  Г. А., Витек К. Проблемы супружеского благополучия. М., 2004. 138 с.
  50. Андреева Т.В. Психология современной семьи. – СПб.: Речь, 2006, с.427-431.
  51. Обозов Н.Н., Обозова А.Н «Три подхода исследования психологической совместимости» -1981г .-№6
  52. Ростовская Н. А. Культура молодой семьи в современной России. - М, 2013.
  53. Проблемы стабильности молодой семьи в современном обществе

URL: http://cyberleninka.ru/article/n/obschekulturnye-problemy-molodoy-semi.

54.Минияров В.М. Педагогическая психология:Психология воспитания. Ч.1. /Самара: Изд-воСамГПу, 2003. – 169 с.

55.Пилипишин Д.В. Мужской взгляд на стратегию совместной жизни /Д.В. Пилипишин. Ростов н\Дону: «Феникс», 2005. – 240 с.

56.Розин В.М. Судьба молодой семьи: Психология.Размышление о своевременнойлюбви и семье.Ожидание и разочарование.Идеалы и реальность \ В.М.Розин М.:Моск.Рабочий,1990 – 107 с.

57.Витек Карел. Проблемы супружеского благополучия /Карел Витек М.:Прогресс , 1988 – 138 с.

Перечень психодиагностических методик, в соответствии с проблемой исследования: Изучение концептуальных оснований в организации эффективной психологической помощи семье.Выявление психологических механизмов помощи молодой семье в условиях социальной депривации и неопределенности.

Теоретические основы  исследования:

Для решения задач и проверки гипотезы используются следующие методы исследования:

1.Теоретические

 -Анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме;

2.Эмпирические :наблюдение,беседа,тестирование:

-Методы на определение особенностей распределения ролей в семье (Ю.Е. Алешина, Л. Я.        Гозман, Е. М. Дубовская

-Тест  на удовлетворенность браком (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко).

       - Метод статистической обработки данных. 

1.Методы на определение особенностей распределения ролей в семье (Ю.Е. Алешина, Л. Я. Гозман, Е. М. Дубовская .

Традиционная семья – это семья, где за супругами в соответствии с их полом закреплены определённые роли – жена играет роль матери и хозяйки, муж в основном ответственен за материальное обеспечение семьи и сексуальные отношения.

Нетрадиционная — семья, в которой исключительное право на домашний труд закреплено за женщиной, хотя сохраняются традиционные установки на мужское лидерство. 

Эгалитарная семья - это семья равных. Для такой семьи характерно: а) занятие мужем и женой в равной степени и домашним хозяйством, и профессиональной деятельностью, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых проблем; б) обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений; в) ролевая структура в семье не предполагает жесткого распределения ролей по половому признаку. Оба супруга в равной степени могут быть лидерами.

Методика содержит в себе следующие шкалы:

  • воспитание детей, эмоциональный климат в семье («психотерапевтическая» функция),
  • материальное обеспечение семьи, организация развлечений, роль «хозяина» («хозяйки»),
  • сексуальный партнер,
  • организация семейной субкультуры.

Наиболее полная информация может быть получена, если в опросе принимают участие оба супруга, тогда представляется возможность не только выяснить мнение каждого из них о распределении ролей в семье, но и сопоставить их ответы на предлагаемые вопросы. Рассогласование же позиций супругов при оценке распределения ролей в семье может стать показателем конфликтных моментов (явных или скрытых) в отношениях между ними.

Методы на определение особенностей распределения ролей в семье (Ю.Е. Алешина, Л. Я. Гозман, Е. М. Дубовская) предназначены для диагностики особенностей распределения ролей в семье между супругами.

Опрашиваемым предлагается ответить на ряд вопросов, касающихся некоторых моментов организации семейной жизни. Для каждого вопроса предлагается набор вариантов ответов, нужно выбрать тот ответ, который в большей мере отражает их идеальные представления о распределении ролей в семье. За каждый ответ начисляется определенный балл. Чем выше балл, тем в большей степени данная роль в опрашиваемой семье реализуется женой, чем ниже — реализуется мужем. Если величина близка к срединному значению, то, следовательно, данную роль оба супруга реализуют приблизительно в равной степени. Исходя из этого можно определить к семье какого типа относится семья опрашиваемых.

Текст опросника:

  1. От кого зависят интересы и увлечения семьи?

1)  в основном это зависит от мужа;

2)  это в большей степени зависит от мужа, но и от жены тоже;

3)  это в большей степени зависит от жены, но и от мужа тоже;

4)  в основном это зависит от жены.

  1. От кого в большей степени зависит настроение в семье?

1)  в основном настроение зависит от жены;

2)  в большей степени настроение зависит от жены, но и от мужа тоже;

3)  в большей степени настроение зависит от мужа, но и от жены тоже;

4)  в основном настроение зависит от мужа.

  1. Если возникнет необходимость, кто из супругов в первую очередь

найдет, где можно занять крупную сумму денег?

1)  это сделает жена;

2)  это сделает жена, но и муж тоже;

3)  это сделает муж, но и жена тоже;

4)  это сделает муж.

  1. Кто в семье чаще приглашает в дом гостей?

1)  чаще приглашает муж;

2)  обычно приглашает муж, но и жена тоже;

3)  обычно приглашает жена, но и муж тоже;

4)  чаще приглашает жена.

  1. Кого в семье больше заботит уют и удобство квартиры?

1)  в основном мужа;

2)  в большей степени мужа, но и жену тоже;

3)  в большей степени жену, но и мужа тоже;

4)  в основном жену.

  1. Кто чаше первым целует и обнимает другого?

1)  обычно это делает муж;

2)  обычно это делает муж, но и жена тоже;

3)  обычно это делает жена, но и муж тоже;

4)  обычно это делает жена.

  1. Кто в семье решает, какие газеты и журналы выписывать?

1)  обычно решает жена;

2)  обычно решает жена, но и муж тоже;

3)  обычно решает муж, но и жена тоже;

4)  обычно решает муж.

  1. По чьей инициативе чаще ходите в кино, театр?

1)  по инициативе мужа;

2)  в основном по инициативе мужа, но и жены тоже;

3)  в основном по инициативе жены, но и мужа тоже;

4)  по инициативе жены.

  1. Кто в семье играет с маленькими детьми?

1)  в основном жена;

2)  чаще жена, но и муж тоже;

3)  чаще муж, но и жена тоже;

4)  в основном муж.

  1. От кого зависит взаимная удовлетворенность интимными отношениями?

1)  в основном это зависит от мужа;

2)  в большей степени это зависит от мужа, но и от жены тоже;

3)  в большей степени это зависит от жены, но и от мужа тоже;

4)  в основном это зависит от жены.

  1. Почти все супружеские пары время от времени испытывают трудности в интимных отношениях: как вы считаете, от кого это может зависеть в семье (вольно или невольно) в большей степени?

1)  чаще от мужа;

2)  обычно от мужа, но и от жены тоже;

3)  обычно от жены, но и от мужа тоже;

4)  чаще от жены.

  1. Чьи жизненные принципы и правила (отношение ко лжи, обязательность выполнения обещаний и т. д.) должны быть определяющими в семье?

1)  жизненные принципы жены;

2)  как правило жены, но в некоторых случаях и мужа;

3)  как правило мужа, но в некоторых случаях жены;

4)  жизненные принципы мужа.

  1. Кто в семье следит за поведением маленьких детей?

1)  в основном это делает жена;

2)  чаще это делает жена, а иногда и муж;

3)  чаще это делает муж, а иногда и жена;

4)  в основном это делает муж.

  1. Кто в семье ходит с ребенком в кино, театр, цирк и на прогулки и т. д.?

1)  в основном это делает муж;

2)  в большей степени муж, а иногда и жена;

3)  в большей степени жена, а иногда и муж;

4)  в основном это делает жена.

  1. Кто в семье в большей степени обращает внимание на самочувствие другого?

1)  муж;

2)  в большей степени муж, но и жена тоже;

3)  в большей степени жена, но и муж тоже;

4)  жена.

  1. Представьте себе такую ситуацию: у обоих супругов появилась возможность сменить работу на более высокооплачиваемую, но менее интересную. Кто должен сделать это в первую очередь?

1)  это сделает жена;

2)  скорее жена, чем муж;

3)  скорее муж, чем жена;

4)  это сделает муж.

  1. Кто в семье занимается повседневными покупками?

1)  в основном муж;

2)  в большей степени муж, но и жена тоже;

3)  в большей степени жена, но и муж тоже;

4)  в основном жена.

  1. Кто в семье имеет больше оснований обижаться на равнодушие, черствость, бестактность другого?

1)  муж;

2)  в большей степени муж, но и жена тоже;

3)  в большей степени жена, но и муж тоже;

4)  Жена.

  1. Если в семье возникнут денежные трудности, то кто из супругов займется поисками дополнительного заработка?

1)  это сделает муж;

2)  в первую очередь это сделает муж, но и жена тоже;

3)  в первую очередь это сделает жена, но и муж тоже;

4)  это сделает жена.

  1. Кто в семье планирует, как и где провести отпуск?

1)  в основном жена;

2)  чаще жена, но и муж принимает участие;

3)  чаще муж, но и жена принимает участие;

4)  в основном муж.

  1. Кто в семье вызывает представителей различных ремонтных служб и ведет с ними переговоры?

1)  обычно это делает жена;

2)  чаще это делает жена, но иногда и муж;

3)  чаще это делает муж, но иногда и жена;

4)  обычно это делает муж.

Бланк ответов:

      Номер вопроса

Вариант

ответа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

1

2

3

4

(Выберите наиболее подходящий  для вас вариант ответа и в соответствующей строке поставьте символ – ( V)).

Обработка результатов тестирования:

Ответы испытуемых оцениваются в соответствии с ключом.

Ключ для обработки результатов:

 

Шкала вопросов

Номера вопросов

Материальное обеспечение семьи

вопросы № 19,3, 16.

Эмоциональный климат в семье («психотерапевтическая» функция)

вопросы №2, 15, 18.

Роль «хозяина», «хозяйки»

вопросы № 17, 5, 21.

Организация развлечений

вопросы № 20, 8, 4.

Воспитание детей

вопросы № 9, 13, 14.

Сексуальный партнер

вопросы № 10, 6, 11.

Организация семейной субкультуры

вопросы № 1, 7, 12

Индексы по каждой сфере подсчитываются как среднее арифметическое трех вопросов. 

В вопросах № 1, 4, 5, 6, 8, 10, 11, 14, 15, 17, 18, 19 первой альтернативе приписывается значение «1», второй — «2», третьей — «3», четвертой — «4». В остальных вопросах значения приписываются в обратном порядке, т. е. в вопросах № 2, 3, 7, 9, 12, 13, 16, 20, 21 первой альтернативе приписывается значение «4», второй — «3», третьей -«2», четвертой — «1».

Подсчет по сферам ведется следующим образом:

  1. (9+13+14)/3.
  2. (2+15+18)/3.
  3. (19+3+16)/3.
  4. (20+8+4) / 3.
  5. (17+5+21)/3.
  6. (10+6+11) / 3.
  7. (1+7+12)/3.

Интерпретация:

В методике на определение особенностей распределения ролей в семье чем выше балл, тем в большей степени данная роль в опрашиваемой семье реализуется женой, чем ниже — реализуется мужем. Если величина близка к срединному значению, то, следовательно, данную роль оба супруга реализуют приблизительно в равной степени. Для более точного анализа будем рассматривать средний балл в пределах 1-1.9 – данная роль выполняется в основном мужем, в пределах 2-2.9 – выполняется обоими, 3-3.9 – в основном женой. На основании этого будем определять тип семьи, к которой относятся испытуемые.

  1. Тест на удовлетворенность браком (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко). 

Значимый вклад в разработку проблемы связи сходства установок супругов в сфере семейных ролей и удовлетворенности браком был внесен И. Н. Обозовым и А. Н. Обозовой . Полученные ими данные свидетельствуют о том, что несовпадение мнений супругов по поводу функций семьи, характера распределения основных семейных ролей приводит к дезорганизации семьи. Ими так же было показано, что совпадение мнений супругов по этим вопросам влияет на их совместимость и успешность брака.

Супружеское удовлетворение браком есть не что иное, как субъективное восприятие супругами сквозь призму социокультурных норм эффективности функционирования в плане удовлетворения их индивидуальных потребностей.

Огромную роль в стабильности супружеских отношений играют хорошее социально-экономическое положение семьи: высокий статус мужа, стабильность экономического положения семьи, положительное отношение мужа/жены к работе жены/мужа, удовлетворенность жены/мужа работой; включенность супругов в более широкую сеть социальных взаимоотношений – наличие у супругов общих друзей, участие пары в работе общественных организаций.

Не следует забывать о личностных факторах: легкость общения, сексуальная, физическая, интеллектуальная привлекательность партнера, совпадение ценностных ориентаций, выражение любви друг к другу, уважение, взаимная помощь личностному росту каждого из супругов, равноправие в отношениях, выполнение предписываемой социально-эмоциональной роли, наличие удовлетворенности в сфере интимных отношений, соответствие образа супруга образу идеального мужа/жены, ощущение супругами себя единым целым.

Результаты обследования с помощью данного опросника позволяют судить о том, каково общее эмоциональное и морально-психологическое состояние взрослого человека.

В опроснике имеются 24 утверждения, и каждому из них соответствуют три возможных варианта ответов на них: а) верно, б) неверно, в) не знаю. В тексте опросника они могут даваться в несколько иных формулировках и в другом порядке. Испытуемый, читая опросник, должен с помощью данных суждений выразить свое согласие или несогласие с соответствующими утверждениями.

По сумме полученных баллов следующим образом оценивается удовлетворенность браком:

0-16 баллов — полная неудовлетворенность;

17-22 балла — значительная неудовлетворенность;

23-26 баллов — скорее неудовлетворенность, чем удовлетворенность.

27-28 баллов — частичная удовлетворенность, частичная (примерно в

равной степени) неудовлетворенность.

29-32 балла — скорее удовлетворенность, чем неудовлетворенность.

33-38 баллов — значительная удовлетворенность.

39-48 баллов — практически полная удовлетворенность.

Текст опросника:

  1. Когда люди живут так близко, как это происходит в семейной жизни, они неизбежно теряют взаимопонимание и остроту восприятия другого человека:

а) верно,

б) не уверен,

в) неверно.

  1. Ваши супружеские отношения приносят Вам:

а) скорее беспокойство и страдание,

б) затрудняюсь ответить,

в) скорее радость и удовлетворение.

  1. Родственники и друзья оценивают Ваш брак:

а) как удавшийся,

б) нечто среднее,

в) как неудавшейся. 

  1. Если бы Вы могли, то:

а) Вы бы многое изменили  в характере вашего супруга (Вашей супруги),

б) трудно сказать,

в) вы бы не стали ничего менять. 

  1. Одна из проблем современного брака в том, что все «приедается», в том числе и сексуальные отношения:

а) верно,

б) трудно сказать,

в) неверно.

  1. Когда Вы сравнивайте Вашу семейную жизнь с семейной жизнью   Ваших друзей и знакомых, Вам кажется:

а) что Вы несчастнее других,

б) трудно сказать,

в) что Вы счастливее других.

  1. Жизнь без семьи, без близкого человека – слишком дорогая цена за полную самостоятельность:

а) верно,

б) трудно сказать,

в) неверно. 

  1. Вы считайте, что без Вас жизнь Вашего супруга ( супруги) была бы неполноценной:

а) да, читаю,

б) трудно сказать,

в) нет, не считаю.

  1. Большинство людей в какой-то мере обманываются в своих ожиданиях относительно брака:

а) верно,

б) трудно сказать,

в) неверно.

  1. Только множество различных обстоятельств мешает подумать Вам о разводе:

а) верно,

б) трудно сказать,

в) неверно.

  1. Если бы вернулось время, когда Вы вступали в брак, то Вашим мужем (женой) мог бы стать:

а) кто угодно, только не теперешний супруг (супруга),

б) трудно сказать,

в) возможно, что именно теперешний супруг (супруга).

  1. Вы гордитесь, что такой человек, как Ваш супруг (супруга), рядом с Вами:

а) верно,

б) трудно сказать,

в) неверно. 

  1. К сожалению, недостатки Вашего супруга (супруги) часто перевешивают его достоинства.

а) верно,

б) трудно сказать,

в) неверно.

  1. Основные помехи для счастливой супружеской жизни кроются:

а) скорее всего в характере Вашего супруга (супруги),

б) трудно сказать,

в) скорее, в Вас самих.

  1. Чувства, с которыми Вы вступали в брак:

а) усилились,

б) трудно сказать,

в) ослабли.

 

  1. Брак притупляет творческие возможности человека:

а) верно,

б) трудно сказать,

в) неверно.

  1. Можно сказать, что Ваш супруг (супруга) обладает такими достоинствами, которые компенсируют его недостатки :

а) согласен,

б) нечто среднее,

в) не согласен.

  1. К сожалению, в Вашем браке не все обстоит благополучно с эмоциональной поддержкой друг друга:

а) верно,

б) трудно сказать,

в) неверно.

  1. Вам кажется, что Ваш супруг (супруга) часто делают глупости, говорит невпопад, неуместно шумит:

а) верно,

б) трудно сказать,

в) неверно. 

  1. Жизнь в семье, как Вам кажется, не зависит от Вашей воли:

а) верно,

б) трудно сказать,

в) неверно. 

  1. Ваши семейные отношения не внесли в жизнь того порядка и организованности, которых Вы ожидали:

а) верно,

б) трудно сказать,

в) неверно.

  1. Неправы те, кто считает, что именно в семье человек меньше всего может рассчитывать на уважение:

а) согласен,

б) трудно сказать,

в) не согласен.

  1. Как правило, общество Вашего супруга (супруги) доставляет Вам удовольствие:

а) верно,

б) трудно сказать,

в) неверно.

  1. По правде сказать, в Вашей супружеской жизни нет и не было ни одного светлого момента:

а) верно,

б) трудно сказать,

в) неверно.

Бланк ответов:

Номер вопроса

Варианты ответа

А

Б

В

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

Интерпретация:

Ключ:

1в, 2в, 3а, 4в, 5в, 6в, 7а, 8а, 9в, 10в, 11в, 12а, 13, 14в, 15а, 16, 17а, 18в, 19, 20в, 21в,22а, 23а,24в.

Порядок подсчета:

Если выбранный испытуемыми вариант ответа (а, б или в) совпадает с приведенными в ключе, то начисляется 2 балла; если промежуточный (б) – то 1 балл; за ответ не совпадающими  с приведенными, - 0 баллов. Далее подсчитывается суммарный балл по всем ответам. Возможный диапазон тестового балла – от 0 до 48 баллов. Высокий балл говорит об удовлетворенности браком.

Нормы:

Различия между средними для разводящихся и благополучными достоверны по критерию Стьюдента (t = 10,835) на уровне значимости 0,01.

Доверительный интервал  коэффициентом 0, 95 для средних суммарных баллов равны:

  • для разводящихся (20, 76; 23,36),
  • для «благополучных» (30, 92; 33,34).

Выделяется ось суммарных баллов теста, которая разбита на 7 категорий:

0-16 баллов – абсолютно неблагополучные,

17-22 баллов – неблагополучные,

23-26 баллов – скорее неблагополучные,

27-28 баллов – переходные,

29-32 баллов – скорее благополучные,

33-38 баллов – благополучные,

39-48 баллов – абсолютно благополучные.

В опроснике имеются 24 утверждения, и каждому из них соответствуют три возможных варианта ответов на них: а) верно, б) неверно, в) не знаю. В тексте опросника они могут даваться в несколько иных формулировках и в другом порядке. Испытуемый, читая опросник, должен с помощью данных суждений выразить свое согласие или несогласие с соответствующими утверждениями.

По сумме полученных баллов следующим образом оценивается удовлетворенность браком:

0-16 баллов — полная неудовлетворенность;

17-22 балла — значительная неудовлетворенность;

23-26 баллов — скорее неудовлетворенность, чем удовлетворенность.

27-28 баллов — частичная удовлетворенность, частичная (примерно в

равной степени) неудовлетворенность.

29-32 балла — скорее удовлетворенность, чем неудовлетворенность.

33-38 баллов — значительная удовлетворенность.

39-48 баллов — практически полная удовлетворенность.

 В исследовании участвовало 20 человек (10 молодых, семейных пар):

Супруги № 1 - Алена и Михаил

Ролевая сфера

Муж

Жена

Материальное обеспечение семьи

2,3

2,7

Эмоциональный климат в семье («психотерапевтическая» функция)

2,3

2,7

Роль «хозяина», «хозяйки»

3

3,3

Организация развлечений

4

4

Воспитание детей

3

3

Сексуальный партнер

2,7

2,3

Организация семейной субкультуры

2,3

2,7

Итого средний бал

2,8

2,95

Данная семья относиться к эгалитарному типу.

 

Супруги № 2 – Ольга и Алексей

Ролевая сфера

Муж

Жена

Материальное обеспечение семьи

2,7

3

Эмоциональный климат в семье («психотерапевтическая» функция)

3,6

3,6

Роль «хозяина», «хозяйки»

3

3,6

Организация развлечений

4

4

Воспитание детей

3,3

3,3

Сексуальный партнер

1,7

1,7

Организация семейной субкультуры

3

3

Итого средний бал

3,04

3,17

Данная семья относится к нетрадиционному типу, но при этом ответственность за сексуальные отношения лежит на муже.

 

Супруги № 3 Юлия и И        ван

Ролевая сфера

Муж

Жена

Материальное обеспечение семьи

1,3

2,3

Эмоциональный климат в семье («психотерапевтическая» функция)

2,3

3,3

Роль «хозяина», «хозяйки»

3

3,3

Организация развлечений

2

2,7

Воспитание детей

3,3

2,7

Сексуальный партнер

2

2,3

Организация семейной субкультуры

2,7

2,3

Итого средний бал

2,37

2,7

Данная семья относится к эгалитарному типу, при этом у супругов расходятся мнения относительно ответственности за материальное обеспечение.

Супруги № 4 Наталья и Николай

Ролевая сфера

Муж

Жена

Материальное обеспечение семьи

1,3

2,7

Эмоциональный климат в семье («психотерапевтическая» функция)

2

3

Роль «хозяина», «хозяйки»

3,7

3

Организация развлечений

2,3

2

Воспитание детей

2,7

2,3

Сексуальный партнер

1,3

1,7

Организация семейной субкультуры

1,7

3,3

Итого средний бал

2,14

2,57

Данная семья относится по результатам ответов мужа скорее к эгалитарному типу, хотя по результатам ответов жены семью скорее можно отнести к нетрадиционному типу.

 

Супруги № 5 Ольга и Николай

Ролевая сфера

Муж

Жена

Материальное обеспечение семьи

1,3

2,7

Эмоциональный климат в семье («психотерапевтическая» функция)

2,3

3,3

Роль «хозяина», «хозяйки»

3

2,3

Организация развлечений

3

3,3

Воспитание детей

2,7

3

Сексуальный партнер

4

2,7

Организация семейной субкультуры

3,3

2,7

Итого средний бал

2,8

2,85

Данная семья относится к традиционному типу, но муж не совсем отстранен от домашних обязанностей и при необходимости их выполняет. При этом наблюдаются разногласия в сексуальной сфере, где муж лидирующую роль отводит жене, которая в свою очередь делит ответственность между обоими супругами.

 

Супруги № 6 Екатерина и Алексей

Ролевая сфера

Муж

Жена

Материальное обеспечение семьи

1

3,3

Эмоциональный климат в семье («психотерапевтическая» функция)

1,3

2,3

Роль «хозяина», «хозяйки»

4

3,7

Организация развлечений

1,7

3,7

Воспитание детей

4

4

Сексуальный партнер

2,7

1,3

Организация семейной субкультуры

2

3,7

Итого средний бал

2,38

3,14

Данная семья относится по мнению мужа к эгалитарной семье, при этом на него накладывается значительная часть обязанностей. По мнению жены семья относится к нетрадиционному типу, лишь в сексуальной сфере она лидерство отводит мужу.

 

Супруги № 7 Юлия и Матвей

Ролевая сфера

Муж

Жена

Материальное обеспечение семьи

1

3,3

Эмоциональный климат в семье («психотерапевтическая» функция)

1,7

3,3

Роль «хозяина», «хозяйки»

2,3

3,7

Организация развлечений

2,7

3,7

Воспитание детей

3

3

Сексуальный партнер

1,7

2,7

Организация семейной субкультуры

3,7

2

Итого средний бал

2,3

3,1

Данная семья по мнению мужа относится к эгалитарному типу. Согласно ответам жены, семью можно отнести к нетрадиционному типу.

Супруги № 8 Светлана и Сергей

Ролевая сфера

Муж

Жена

Материальное обеспечение семьи

1

3,3

Эмоциональный климат в семье («психотерапевтическая» функция)

3,3

3,3

Роль «хозяина», «хозяйки»

3,3

3,3

Организация развлечений

2,3

2,3

Воспитание детей

3

3

Сексуальный партнер

3,7

3,7

Организация семейной субкультуры

2,7

2,3

Итого средний бал

2,75

3,02

Данная семья относится скорее к нетрадиционному типу. При этом муж по мере необходимости выполняет определенные домашние обязанности.

 

Супруги № 9 Валентина и Платон

Ролевая сфера

Муж

Жена

Материальное обеспечение семьи

2

2

Эмоциональный климат в семье («психотерапевтическая» функция)

1,7

3,7

Роль «хозяина», «хозяйки»

2,7

2,7

Организация развлечений

2,3

2,3

Воспитание детей

2,3

3

Сексуальный партнер

2,3

2,7

Организация семейной субкультуры

2,3

2,7

Итого средний бал

2,22

2,72

Данная семья относится к эгалитарному типу, лишь в «психотерапевтической функции» наблюдаются разногласия.

 

Супруги № 10 Юлия и Сергей

Ролевая сфера

Муж

Жена

Материальное обеспечение семьи

1,3

1,3

Эмоциональный климат в семье («психотерапевтическая» функция)

3

2

Роль «хозяина», «хозяйки»

3,3

3,3

Организация развлечений

1,7

1,7

Воспитание детей

3

3

Сексуальный партнер

2,7

2

Организация семейной субкультуры

3

2,3

Итого средний бал

2,57

2,22

Данная семья относится к эгалитарному типу.

Таким образом, типы семей расположились в следующем порядке:

-Эгалитарные-50 %

-Нетрадиционные– 20%

-Традиционные-10%

-Смешанные-20%

50% семей, из опрошенных, относятся к эгалитарному типу семьи. Это говорит о том, что распределение супружеских ролей в современной семье является наиболее благополучным и способствует повышению уровня удовлетворенности супругов браком и его устойчивости.

20% семей, относятся к нетрадиционному типу семьиЮ,что свидетельствует о том, что супруги по разному расценивают распределение семейных ролей наблюдается наибольший разброс результатов. При чем есть семьи, в которых жена неудовлетворенна браком, в то время как у мужа удовлетворенность им гораздо выше. У женщин снижение удовлетворенности браком в таких семьях может быть связано с повышенной нагрузкой, как физической, так и психологической. У мужчин – с несоответствием своей роли и гендерным представлениям о «хозяине в доме». Кроме этого на удовлетворенность браком могут влиять конфликты в семье, вытекающие из напряженного психологического положения супругов.

20% семей,так же отнеслись к смешанному типу семьи,здесь может наблюдаться высокая конфликтность, где жена считает, что на нее распространяется выполнение основных домашних обязанностей, а муж считает, что все они делятся поровну. Как следствие – самый низкий уровень удовлетворенности жен в таких семьях при высокой удовлетворенности браком мужей.

10% семей отнеслись к традиционному типу семьи. Можно предположить, что здесь играют роль личные представления супругов о желаемом распределении ролей в семье и готовность мужа при необходимости помогать жене. 
Помимо этого наблюдается тенденция к большей удовлетворенности браком мужей, чем жен. Вероятно, здесь играет роль то, что даже в эгалитарных семьях, не говоря о семьях других типов, жена все же выполняет гораздо больше обязанностей, чем муж.

Таким образом, гендерные стереотипы, связанные с закреплением профессиональных ролей исключительно за мужчинами, а семейных - за женщинами, не отражают и не учитывают реалии современной жизни, которая намного сложнее и многообразнее этих весьма упрощенных моделей поведения мужчин и женщин. Следование эти стереотипы негативно сказывается на психологическом самочувствии мужчин и женщин, так как такая ситуация ограничивает возможности их личностного развития. Женщины не реализуют себя в профессиональной сфере, мужчины испытывают стрессовые состояния из-за повышенной ответственности за материальное обеспечение семьи и не реализуют себя в полной мере во внутрисемейной жизни.

Сама ситуация в обществе способствует тому, что возникла необходимость в перераспределении супружеских ролей и наиболее благополучны и устойчивы семьи эгалитарного типа, где обязанности разделены между супругами. Это способствует снижению физической и психологической нагрузки на супругов, самореализации во всех сферах жизни и как результат - повышению удовлетворенности супружескими отношениями.

Тест - опросник удовлетворенности браком по методике В.В. Столина, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко).

В выборке участвовали 20 человек (10 молодых семей)

Удовлетворенность браком - жена

Удовлетворенность браком - муж

Супруги № 1 - Алена и Михаил

39 б - практически полная удовлетворенность

 32 б - скорее удовлетворенность, чем неудовлетворенность

Супруги № 2 – Ольга и Алексей

28 – удовлетворенность и неудовлетворенность в равной степени

30 – скорее удовлетворенность, чем неудовлетворенность

Супруги № 3 Юлия и И        ван

41 - практически полная удовлетворенность

39 – практически полная удовлетворенность

Супруги № 4 Наталья и Николай

20 – значительная неудовлетворенность

42 - практически полная удовлетворенность

Супруги № 5 Ольга и Николай

46 - практически полная удовлетворенность

45 - практически полная удовлетворенность

Супруги № 6 Екатерина и Алексей

12 – полная неудовлетворенность

26 – скорее неудовлетворенность, чем удовлетворенность

Супруги № 7 Юлия и Матвей

28 - удовлетворенность и неудовлетворенность в равной степени

28 – удовлетворенность и неудовлетворенность в равной степени

Супруги № 8 Светлана и Сергей

31 – скорее удовлетворенность, чем неудовлетворенность

32 – скорее удовлетворенность, чем неудовлетворенность

Супруги № 9 Валентина и Платон

29 – скорее удовлетворенность, чем неудовлетворенность

37 – значительная удовлетворенность

Супруги № 10 Юлия и Сергей

34 – значительная удовлетворенность

42 –практически полная удовлетворенность

Практически во всех эгалитарных семьях удовлетворенность семейными отношениями выше и колеблется в пределах от «скорее удовлетворен, чем неудовлетворен» до «практически полной удовлетворенности», причем значительная часть находится в рамках полной удовлетворенности. Это подтверждает то, что такое распределение супружеских ролей в современной семье является наиболее благополучным и способствует повышению уровня удовлетворенности супругов браком и его устойчивости. В нетрадиционных семьях она находится в пределах от «удовлетворенность и неудовлетворенность в равной степени» до «скорее удовлетворен, чем неудовлетворен», причем больше в последних. В семьях, где муж и жена по разному расценивают распределение семейных ролей наблюдается наибольший разброс результатов. 

Неоднозначные результаты наблюдаются в традиционных семьях, где также большой разброс результатов. Можно предположить, что здесь играют роль личные представления супругов о желаемом распределении ролей в семье и готовность мужа при необходимости помогать жене. 

Современные исследования в психологической науке позволяют судить о непреходящем интересе к проблемам семейного и, в частности, супружеского взаимодействия. Несмотря на закрытость супружеской системы, исследователями предпринимаются попытки изучения многообразных связей, существующих в семейном социуме между его членами, а также закономерностей, описывающих ход развития и функционирования данной системы.

По итогам нашего исследования, можно сказать, что тип семьи влияет на уровень удовлетворенности супругов браком. Это также влияет на появление или разрешение психологические проблемы семьи.

Самоанализ магистранта

В ходе научно-исследовательской работы я научилась находить способы и методы самостоятельного поиска, критического анализа, систематизации и обобщения научной информации, постановки целей исследования и выбору оптимальных методов и технологий их достижения. Также я научилась применять данные методы.

В ходе научно-исследовательской работы я приобрела способность постановки проблем, целей и задач исследования, на основе анализа достижений современной психологической науки и практики, обосновывать гипотезы, разрабатывать программу и методическое обеспечение исследования (теоретического, эмпирического).

Я научилась самостоятельно определять наиболее эффективные методы и способы представления результатов научных исследований в различных формах (научные публикации, доклады) и обеспечения психологического сопровождения их внедрения.

 В ходе производственной практики: научно-исследовательской работы мной освоены следующие компетенции:

ОПК-3 способностью к самостоятельному поиску, критическому анализу, систематизации и обобщению научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных методов и технологий их достижения;

ПК-1 способностью осуществлять постановку проблем, целей и задач исследования, на основе анализа достижений современной психологической науки и практики, обосновывать гипотезы, разрабатывать программу и методическое обеспечение исследования (теоретического, эмпирического);

ПК-4 готовностью представлять результаты научных исследований в различных формах (научные публикации, доклады) и обеспечивать психологическое сопровождение их внедрения, способствующие освоению компетентностного подхода в подготовке практического психолога. На наш взгляд, приобретенные способности и готовности помогут мне в самостоятельной профессиональной деятельности и будут способствовать продолжению научно-исследовательской работы, профессиональному и личностному росту меня, как практического психолога.

Кроме того, я научилась представлять результаты научных исследований в различных формах (научные публикации, доклады) и обеспечивать психологическое сопровождение их внедрения в практическую работу.

Так, в ходе практики, мной подготовлен и осуществлен доклад для публичного выступления на кафедре, в ходе которого мной тренировалась способность подбора материала для доклада, подготовка мультимедийной презентации, для иллюстрации излагаемого материала. Осуществлялась отработка ораторского мастерства и владения публикой.