Нарушения психофизического развития и их этиология. Нарушения психического развития.
Причины нарушений развития. Нарушения эндогенного происхождения и их причины. Нарушения экзогенного происхождения и их причины.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Нарушения психофизического развития и их этиология. Нарушения психического развития.
Причины нарушений развития. Нарушения эндогенного происхождения и их причины. Нарушения экзогенного происхождения и их причины.
Понятие дизонтогенеза. Параметры дизонтогенеза. Виды дизонтогенеза: задержанное психическое развитие, психическое недоразвитие, поврежденное психическое развитие, дефицитарное психическое развитие, дисгармоничное психическое развитие, искаженное психическое развитие. Закономерности нормального и отклоняющегося развития. Олигофренопсихология: объект, предметы, цели, задачи и методы. Особенности психологии детей с ЗПР.
Все нарушения развития принято подразделять на нарушения, имеющие эндогенную (внутреннюю) или экзогенную (внешнюю) природу. Основой нарушения развития у детей принято считать нарушения работы нервной системы или отдельных сенсорных систем (анализаторов).
Эндогенные (внутренние) нарушения являются врожденными. Эти могут появиться еще на начальном этапе развития эмбриона – так называемые, хромосомные нарушения. Например, трисомия по 21 хромосоме – синдром Дауна (13 % всех хромосомных нарушений). При синдроме Дауна нарушения проявляются и в физическом, и в психическом развитии. Также, к хромосомным нарушениям можно отнести синдром Клайнфелтера, синдром Тернера, синдром Патау и т.д.
К эндогенным причинам нарушений развития относят различные наследственные заболевания: нарушения обмена веществ в мышцах – миопатия, недоразвитие внутреннего уха – аплазия, структурные изменения глаз – микрофтальм и т.п.
Экзогенные (внешние) причины нарушений развития отличаются в разные периоды онтогенеза. Например, в пренатальный период развития, одной из причин нарушений могут выступить хронические или инфекционные заболевания матери; в натальный период развития – родовая травма, гипоксия; в постнатальный период развития – инфекции, черепно-мозговые травмы и т.д.
Важной составляющей всех нарушений развития выступают нарушения психического развития ребенка, так называемые дизонтогении. Термин «дизонтогенез» был впервые употреблен Швальбе в 1927 году и обозначал отклонения от нормы во внутриутробном развитии организма. Термин «психический дизонтогенез» употребил В.В. Ковалев и объяснял этим термином нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте. Эти нарушения он связывал с недостаточным созреванием структур головного мозга.
Причинами психического дизонтогенеза могут выступить биологические, патогенные, социально-психологическические средовые воздействия, социальные и биологические факторы. Существуют различные классификации видов дизонтогенеза, но стоит остановиться на классификации В.В. Лебединского, который выделил 6 основных видов психического дизонтогенеза. Кратко опишем каждый из них.
Задержанное психическое развитие (ЗПР) – устойчивое замедление темпа развитие ребенка, выражающееся в дефицитности запаса знаний, незрелом мышлении, преобладании интересов игры.
Психическое недоразвитие – олигофрения – общее недоразвитие психики, которое обусловлено наследственным фактором либо поражением мозга во внутриутробе. Виды олигофрении по степени тяжести: дебильность, имбецильность, идиотия. Недоразвитие при олигофрении затрагивает все сферы развития ребенка – как интеллектуальное, так и все остальные функции организма.
Поврежденное психическое развитие – характеризуется развитием психики ребенка с органическим поражением ЦНС. Относятся такие нарушения, как минимальная мозговая дисфункция (ММД), локальные поражения головного мозга, эпилепсия и т.п.
Дисгармоническое психическое развитие – недостаточность развития мотивационной и эмоционально-волевой сферы личности. При этом остальные структуры относительно сохранны. Относятся такие виды нарушений, как психопатии, невротическое развитие.
Дефицитарное психическое развитие – нарушения анализаторных систем. Искаженное психическое развитие – расстройства аутичного спектра (РАС), ранний детский аутизм (РДА).