Психические состояния, возможные в педагогической и учебной деятельности.
Психические состояния, возможные в педагогической
и учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskie_sostoyaniya.docx | 19.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Психические состояния, возможные в педагогической
и учебной деятельности.
- Психические состояния, возможные в педагогической деятельности.
- Психические состояния, возможные в учебной деятельности.
1.1 Педагогическая деятельность - особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку и обучение подрастающего поколения к жизни в соответствии с экономическими, политическими, нравственными, эстетическими и другими целями общества.
Структуру педагогической психологии составляют три раздела:
- психология обучения;
- психология воспитания;
- психология учителя.
Психология обучения исследует, прежде всего, процесс усвоения знаний и адекватных им умений и навыков. Ее задача состоит в выявлении природы этого процесса, его характеристик и качественно своеобразных этапов, условий и критериев успешного протекания. Исследования непосредственно самого процесса учения, выполненные с позиций принципов отечественной психологии, показали, что процесс усвоения - это выполнение человеком определенных действий лил деятельности. Знания всегда усваиваются как элементы этих действий, а умения и навыки имеют место при доведении усваиваемых действий до определенных показателей по некоторым из их характеристик.
Предмет психологии воспитания - это развитие личности в условиях целенаправленной организации деятельности ребенка, детского коллектива. Психология воспитания изучает закономерности процесса усвоения нравственных норм и принципов, и т.п. в условиях учебной и воспитательной деятельности в школе.
Предмет психологии учителя (преподавателя) состоит из аспектов формирования профессиональной педагогической деятельности, а также их тех особенностей личности, которые способствуют или препятствуют успешной этой деятельности.
Существенную роль в профессиональной деятельности учителя отыгрывают его психические состояния, которые могут быть вызваны всевозможными причинами: поведением учеников, студентов, появлением на уроке родителей или представителей администрации, собственным физическим состоянием и т.д. Другие психические состояния способствуют эффективности учебно-воспитательного процесса (в частности, творческое волнение почти всегда обусловливает успешность работы педагога при объяснении сложной, но интересной темы урока). Иногда психическое состояние наоборот усложняет работу педагога, а то и делает ее невыполнимой: препятствует педагогическому общению, нарушает педагогическую технику учителя, блокирует его познавательные процессы (память, мышление, внимание и т.д.
Всегда помогают работе учителя такие психические состояния, как вдохновение, творческое волнение, переживание радости от работы с детьми, сострадание, иногда - удивление. Нежелательны такие эмоции, как гнев, страдание, страх, презрение к детям.
Страдание, например, носит астенический (ослабляющий человека) характер, поэтому страдающий учитель теряет свой педагогический динамизм, он не в состоянии организовать детей, поддерживать в классе дисциплину, держать в поле своего профессионального внимания все объекты осуществляемой деятельности.
Гнев, в отличие от страдания, наоборот, имеет стенический характер, то есть он вызывает у человека прилив, хотя и кратковременный, жизненных сил. Казалось бы, это хорошо, гнев может помочь педагогу добиться желаемого в учебном процессе результата, но гнев отрицательно влияет на детей, вызывает у них ответную эмоциональную реакцию страха, который блокирует познавательные процессы учащихся, может вызвать устойчивое чувство неприятия ребенком личности учителя в целом. В этом смысле результат работы педагога будет носить отрицательный характер, а временное подчинение детей предъявляемым учителем требования чаще всего формально, несознательно. Конечно, есть педагогические ситуации, в которых проявления гнева педагога оправданы, однако оформление данного психического состояния должно носить педагогический, корректный характер.
Иногда незнание предмета или методики его преподавания вызывает у педагога (особенно начинающего) такие психические состояния в виде устойчивых настроений, как подавленность и тревожность, стрессовые и депрессивные состояния. Все они не просто мешают работе учителя, но являются препятствиями для ее осуществления в целом. Конечно, устранение основных причин появления таких состояний - это хорошая предметно-методическая подготовка. Однако бывают ситуации, когда учитель, хорошо знающий предмет, умеющий преподнести его в методическом плане, недостаточно владеет собой, своими эмоционально-психическими состояниями. На помощь ему в эти моменты должны прийти способы психологической саморегуляции: воспитание в себе оптимизма и доброжелательности в течение всей жизни; разрядка в деятельности; самовнушение, использование аутотренинга, специальные физические упражнения.
2.1 Если проанализировать психические состояния со стороны их энергетических характеристик, то можно выстроить «лестницу состояний», где каждая следующая ступень будет соответствовать более высокому уровню напряженности психической активности. Тогда на «нижнем» конце будет располагаться состояние сна, а на «верхнем» - состояние психологического стресса. Дадим краткие характеристики этим состояниям. «Оптимальное рабочее (учебное) состояние» - состояние, обеспечивающее наибольшую эффективность деятельности при среднем темпе и интенсивности труда (состояние ученика или учителя на обычном уроке). Для него характерно наличие сознательной цели деятельности, высокая концентрация внимания и активизация мышления. «Состояние напряженной деятельности» – это состояние, возникающее в процессе учебы в экстремальных условиях (во время экзамена, зачета, презентации и пр.) Психическое напряжение обусловлено наличием особо значимой цели или повышенными требованиями к ученику. Оно также может быть определяться высокой мотивацией к достижению результата или высокой ценой ошибки. При длительном нахождении ученика в рабочем состоянии возможен переход к состоянию монотонии, а при длительном нахождении в состоянии напряженной деятельности – переход к состоянию стресса или утомления. «Монотония» – состояние, развивающееся при длительных, повторяющихся нагрузках средней и малой интенсивности (например – во время скучного урока, который не вызвал интереса ученика). Оно вызывается однообразной, повторяющейся информация, а преобладающие эмоции – скука и равнодушие, что ведет к снижению показателей внимания. При этом часть поступающей информации блокируется на уровне таламуса и не доходит до сознания. «Утомление» – временное снижение работоспособности под влиянием длительной и высокой нагрузки. Оно обусловлено истощением ресурсов организма при длительной или чрезмерной деятельности. Для него характерно снижение мотивации к труду, нарушение внимания и памяти. На физиологическом уровне отмечается появление запредельного торможения центральной нервной системы. «Стресс» – состояние повышенного и длительного напряжения, связанного с невозможностью приспособления к требованиям среды обитания. Это состояние обусловлено длительным воздействием факторов среды, превышающее возможности адаптации организма. Оно характеризуется психическим напряжением, чувством фрустрации, тревоги, беспокойства, а в последней стадии – равнодушия и апатии.
Управление психическим состоянием может осуществляться различными путями: с помощью физических, фармакологических, физиологических и психологических методов, из которых в педагогическом процессе применяется только последний из перечисленных. Особую актуальность проблема управления психическими состояниями в системе образования приобретает во время промежуточного и итогового контроля знаний, реализуемых в виде зачетов и экзаменов. При определенной значимости для ученика результатов экзамена, нередко развивается сильный психологический стресс, который получил наименование «экзаменационного» .
Экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих психическое напряжение у учащихся средней и, особенно, высшей школы. Очень часто экзамен становится психотравмирующим фактором, последствия которого могут проявляться длительное время после его завершения, а сам стресс оказывает негативное влияние на нервную, сердечно-сосудистую и иммунную системы студентов. В последние годы показано, что экзаменационный стресс, особенно в сочетании с употреблением кофеина, может приводить в последующем к стойкому повышению артериального давления у студентов. Следует также отметить, что проблема экзаменационного стресса ежегодно затрагивает сотни тысяч студентов и школьников нашей страны и для своего решения требует совместных усилий ученых разных научных дисциплин – физиологии, психологии и медицины.
Огромное значение для педагога имеет умение определять свой собственный стиль педагогического воздействия и его влияние на психические состояния учащихся. При этом следует учитывать некоторые особенности этого влияния:
- психические состояния неодинаково быстро и хорошо возникают у учащихся разного возраста;
один и тот же стиль общения педагога неодинаково воздействует на психические состояния учащихся, относящихся к различным группам по успеваемости;
один и тот же стиль общения педагога неодинаково часто вызывает те или иные психические состояния у школьников, относящихся к разным группам, объединенным по признаку активности.
Управление психическим состоянием участников учебного процесса является важным фактором повышения его эффективности и сохранением психического и соматического здоровья учащихся. Имеющиеся в настоящее время методы психологического воздействия позволяют нормализовать функциональное состояние вегетативной нервной системы студентов и школьников и уменьшить остроту стрессорных реакций во время экзамена.
Я считаю, что психологическое состояние педагогов и учащихся очень тесно взаимосвязано. Преподаватель в первую очередь должен четко и ясно контролировать свое эмоциональное состояние, при общении с учащимися быть честным и относиться справедливо ко всем ученикам без исключения, ведь без этого ему не достигнуть поставленной педагогической цели. Я убеждён, что педагог всегда на первое место должен ставить психологическое состояние учащихся и помнить, что именно от его поведения, собранности, самообладания зависит их психика, успеваемость, самореализация и становление в обществе.