Как можно и нельзя наказывать ребенка?

Карева Татьяна Сергеевна

Как  можно  и  нельзя  наказывать  ребенка?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_pravilno_nakazyvat_rebenka.docx40.27 КБ

Предварительный просмотр:

Как  можно  и  нельзя  наказывать  ребенка?

Одни родители используют в воспитательных целях телесное наказание, другие ставят детей в угол, третьи лишают привилегий, четвёртые не наказывают вообще. Кто же прав?

Физическое наказание, на мой взгляд, недопустимо. Такое наказание в дальнейшем аукнутся неуверенностью в себе, понижением самооценки, недоверием к окружающему миру, проблемами во взаимоотношениях.

Для чего нужно наказывать?

Наказание нужно, чтобы ребенок понимал те границы, в которых он может находиться: что можно делать, что нельзя.

По мнению психологов, адекватное наказание преследует несколько важных задач, таких как:

  • исправление нежелательного поведения ребенка;
  • поддержка авторитета родителей;
  • предотвращение нежелательных поступков в будущем.

Поэтому большинство психологов считают, что наказывать всё же нужно. Вопрос лишь в том, как правильно это делать, с какого возраста и за что.

Специалисты утверждают, что малыши до двух лет не выделяют собственное "я", не способны понять связь между своим неправильным поведением и воспитательным воздействием со стороны родителей. Поэтому не рекомендуют наказывать таких маленьких детей.

Как же можно наказывать?

Психологи советуют в качестве наказания для детей применять временное лишение чего-либо: телевизора, игр, сладостей, развлечений, походов в гости к друзьям, отказ в покупке подарка.

Детям постарше можно дать внеочередное мытье посуды на кухне, дополнительное задание по школьным предметам (в зависимости от того, какой предмет "хромает").

За что нельзя наказывать?

Психологи не рекомендуют наказывать ребёнка за:

  • нарушение тех правил, о которых ребенок не знает. Сначала нужно объяснить, что так делать нельзя.
  • то, что вы делаете сами. Если вы ужинаете в комнате за просмотром телевизора, нельзя наказывать ребенка за то, что он сидит с тарелкой перед компьютером.
  • стремление к познанию: прыжки в лужу для проверки их глубины
  • разбор предметов/ игрушек на части
  • исследование собственных половых органов
  • особенности физиологии в силу возраста: например, неумение ходить в туалет на горшок
  • проблемы с засыпанием
  • гиперактивность
  • поведение, обусловленное болезнью
  • естественные эмоции
  • неосторожные поступки: разбил чашку, испачкался на улице, разлил воду.
  • отстаивание своего мнения. Если у ребенка просят игрушку, а он не хочет ее давать, он имеет на это право, и наказывать за это не стоит.
  • помощь. Даже если он разбил телевизор, пытаясь вытереть с него пыль.

Чего избегать при наказании детей, в частности, подростков?

Применяя дисциплинарные меры к ребенку, психологи советуют отказаться от:

  • унижения. Нельзя говорить, что он плохой, дурак, тупой, идиот и т.д. Говорите о том, как вы расстроены, акцентируйте внимание не на личности ребенка, а на совершенных им действиях.
  • нанесения вреда здоровью. Сюда относятся такие жестокие методы воспитания, как порка, обливание холодной водой, приседания, стояние в углу на коленях, лишение еды.
  • одновременного наказания сразу за несколько ошибок. Должен быть принцип: одно наказание за один проступок. Лучше за самый тяжкий.
  • публичного наказания. Оно наносит ребенку психологическую травму.
  • использования наказания в качестве превентивной меры.

К чему приводит неправильное наказание?

Если на ребенка кричат, унижают, то он становится впоследствии закомплексованным взрослым, который внутри уверен, что он плохой. Он всю жизнь будет стремиться стараться быть хорошим, заслужить любовь других людей, но внутри все равно чувствовать, что он плохой.

Основные правила при наказании детей:

  1. Учитывайте возраст ребенка. В разные возрастные периоды стоит применять разные методы наказания. Детей младше 2 — 3 лет наказывать нет смысла, так как они ещё не понимают связи между своим поступком и родительским воздействием.
  2. Стоит учитывать мотивы совершенного проступка, потому что это иногда приводит к отказу от наказания.
  3. Нельзя наказывать за стремление познать окружающий мир, желание помочь, неосторожные поступки.
  4. Нельзя применять телесные наказания.
  5. Наказание должно следовать сразу после совершенного проступка, а не когда у вас будет время.
  6. Родители должны быть солидарны в наказании. Если папа ругает, а мама или бабушка все прощают, то такое наказание не будет эффективным.
  7. Не наказывайте при посторонних, потому что это формирует не чувство вины, а стыда перед коллективом или ровесниками.

Помните, что идеального ребёнка не существует. Даже годовалый малыш – уже это личность, желания и интересы которого не всегда совпадают с требованиями родителей. Главная цель наказания – улучшить поведение ребёнка, а не испортить ваши отношения.