Описание педагогического опыта
описание собственного педагогического опыта по темесамообразования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_sobstvennogo_pedagogicheskogo_opyta.docx | 85.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание собственного педагогического опыта
«Развитие познавательных процессов, как одного из важнейшего компонента подготовки детей к школе»
Выполнила: Д. Ж. Исмаилова
педагог – психолог
первой квалификационной
категории
МДОАУ ДС №3 «Тополёк»
г. Ясный, 2015
«Развитие познавательных процессов, как одного из важнейшего компонента подготовки детей к школе»
"Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит, Быть готовым всему этому научиться" (Венгер Л.А.).
Условия возникновения, становления опыта
Мой педагогический опыт формировался в условиях МДОАУ «ДС № 4 «Золушка» г. Ясный.
Одной из задач дошкольного учреждения является подготовка детей к школе. Подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. При её решении принято выделять ряд аспектов. Во-первых, продолжающееся развитие личности ребёнка и его познавательных процессов, лежащих в основе успешной учебной деятельности в будущем, и, во-вторых, необходимость обучения начальным школьным умениям и навыкам, таким, как элементы письма, чтения, счёта.
Познавательная активность детей очень высока: каждый ответ взрослого рождает новые вопросы. Следовательно, чрезвычайно важно в этом возрасте способствовать формированию у детей творческого отношения к окружающему миру и к своей деятельности.
Развитие интеллектуальных способностей дошкольника не может происходить без постановки и решения самых разнообразных задач.
Задача – это начало, исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса, именно в ней выражается первое пробуждение мысли.
Задачей педагога, используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, систематически и целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления. Настойчиво стимулировать процессы перестройки, переключения, поисковой активности; учить детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, мыслить, самим делать выводы, находить новые, оригинальные подходы, чтобы ощутить удовольствие от обучения.
Именно поэтому главной целью моей работы является развитие познавательных способностей ребенка, способности формирования творческого отношения к окружающей действительности.
В нашем детском саду проводится огромная работа для развития познавательных способностей ребенка: отслеживаются результаты диагностики, мониторинга интеллектуальных способностей детей, внедряются в практику тематические проекты, создаются оптимальные условия для интеллектуальных проявлений в различных видах познавательной деятельности. Вся эта работа позволила мне обобщить опыт работы по теме: «Развитие познавательных процессов, как одного из важнейшего компонента подготовки детей к школе».
Актуальность и перспективность опыта.
На сегодняшний день общепризнанно, что готовность к школьному обучению многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований. Проблема изучения познавательного развития детей имеет большое значение сегодня, так как влияет на готовность ребенка к школьному обучению.
В связи с этим остро стоит проблема готовности ребенка к школьному обучению. Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к школьному обучению — значит, прежде всего, обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира, отсюда и вытекает актуальность опыта
Перспективность опыта заключается в том, что предлагаемый опыт дает возможности для самореализации, самоутверждения детей с различным уровнем способностей. Предполагаемая система работы по развитию познавательной активности позволяет предоставить детям инструмент самостоятельного познания окружающего мира.
Полученный багаж знаний и умений, позволяет каждому ребенку раскрыть его индивидуальные и творческие способности, поддержать в дошкольнике интерес к исследовательской деятельности, и, как следствие, успешно подготовить его к школе.
Новизна опыта
Новизна опыта состоит в создании системы использования занимательных дидактических игр, упражнений, интеллектуальных игр, нацеленных на развитие познавательных интересов, логического мышления детей в процессе воспитания и обучения на современном уровне. На мой взгляд, развитие познавательных процессов детей, необходимо взять за основу при подготовке их к школьному обучению.
Факторы, позволяющие мне не допустить в детскую познавательную деятельность однообразие и скуку, обеспечивающие легкость и непосредственность детского восприятия:
• разнообразие и вариативность работы с детьми;
• новизна обстановки;
• необычное начало работы;
• красивые и разнообразные материалы;
• интересные для детей неповторяющиеся задания;
• возможность выбора.
Всякий раз я создаю новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой – искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться.
Включение в образовательную деятельность игр и упражнений для развития познавательных процессов и речи не только способствуют психическому развитию детей, но и перестраивают саму моторику, обеспечивая быстрое запоминание и воспроизведение, умение самостоятельно принимать решение и действовать в условиях стремительно меняющейся окружающей обстановки.
Всё это делает особо важным участие педагога-психолога в проведении развивающей работы с детьми.
Цель работы:
вывести формирование познавательных психических процессов у детей на оптимальный уровень развития, необходимый при подготовке к школе.
Для формирования интеллектуально-познавательных способностей у детей я определила следующие задачи:
• Расширять представления детей о "большом мире" через мультимедийные презентации;
• систематизировать уже имеющуюся и новую информацию посредством логических операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация);
• развивать способность к наглядному моделированию, самостоятельно строить и использовать пространственные модели;
• способствовать развитию интеллектуальных способностей, образных форм познания (восприятия, памяти, воображения, мышления).
Ведущая педагогическая идея. Адресность.
Ведущей педагогической идеей моей работы является развитие познавательных процессов способностей детей подготовительного дошкольного возраста в условиях познавательной деятельности на основе изучения и освоения различных интеллектуальных игр и упражнений.
Обучение детей наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимы им, так как помогают решать практическую задачу, а потому усваиваются легче, быстрее.
Предлагаемый опыт может использоваться как молодыми специалистами, так и педагогами со стажем. Он не является материалом, который необходимо в обязательном порядке внедрять в свою практику. Каждый творческий педагог может распорядиться им по своему усмотрению: внести свои замыслы и задумки, пополнить его своими творческими находками. Для молодых специалистов он может стать хорошим подспорьем или даже фундаментом в работе по данной теме.
Трудоемкость. Технология опыта
Сущность опыта: процесс развития познавательных процессов дошкольников строится на основе формирования у детей любознательности, пытливости, навыков поисковой деятельности. Необходимо, чтобы их окружение содержало стимулы, способствующие знакомству детей со средствами и способами познания, развитию их интеллекта и представлений об окружающем.
Для успешной подготовки детей к обучению в школе необходимы не столько определенные знания, сколько умение последовательно и логически мыслить, догадываться, умственно напрягаться. Познавательный материал
используется в определенной системе, основанной на следующих принципах: - Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальной нагрузки;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности;
-дифференциальный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- непрерывность и преемственность педагогического процесса;
- опора на жизненный опыт ребенка;
- позитивный центризм – отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста
В основе работы по развитию познавательных психических процессов лежат следующие принципы:
- системность подачи материала;
- наглядность обучения;
- цикличность построения занятия;
- доступность;
- проблемность;
- развивающий и воспитательный характер материала.
Каждая наша встреча содержит в себе следующие этапы:
- создание эмоционального настроя в группе;
- выяснение исходного уровня знаний детей по данной теме;
- подача новой информации на основе имеющихся данных;
- задания на развитие познавательных процессов;
- обработка полученных навыков на практике.
Все вышеперечисленное дает возможность вести работу системно и комплексно. В основу реализации поставленных задач вошли основные направления работы с детьми и родителями:
• познавательные занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования;
• творческие задания, коллекционирование; решение логических задач;
• развивающие игры и упражнения; познавательные опыты;
• анкетирование; консультационный материал (для педагогов и родителей).
Для развития у детей интереса к окружающему, пытливости, любознательности используются занятия с экспериментированием, подталкивающие детей к активной поисковой деятельности, где они могут длительно сосредотачиваться на интересующей их проблеме: изучать жизнь муравейника, экспериментировать с водой, с предметами, придумать новые конструкции. При этом они задают много вопросов, пытаются самостоятельно найти решение, высказывают оригинальные догадки, предположения, иными словами, проявляют творческое отношение к объекту и процессу познания. Интеллектуальная и практическая деятельность ребёнка на занятии должна быть разнообразна.
Особое место в работе занимает также использование фантастических образов, небылиц, «перевёртышей». Дети сравнивают небылицы со своим опытом и стремятся рассуждать и спорить, и доказывать. Важно использовать на занятиях речевые логические задачи, рассказы-загадки, решение которых развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям: «Почему деревья белые?», «Удивительные капельки», «Летом», «Кто, где зимует», «Разноцветные кораблики». И предметы, побуждающие детей к проявлению интеллектуальной активности – это таинственные схемы-знаки «Найди указанное место», «Остров в океане»; зашифрованные записи – с помощью слов, картинок, знаков; кодовые замки для решения игровой ситуации (шифровка чисел); логические цепочки «Продолжи ряд», в основе выполнения которых лежит сериация, нахождение закономерности. Игры «Найти фигуру», «Где спрятана простая фигура», способствуют умению вычленить из сложной фигуры заданную простую.
Использование лабиринтов различной конфигурации в работе с детьми способствует повышению уровня заинтересованности детей. Для совершенствования интеллектуальных умений детей предлагаются упражнения, направленные на наглядные определения сходства и различия, а также нахождение закономерных отношений путём умозаключения. На одних и тех же рисунках сначала найти одинаковые изображения, а затем пару с одним отличием.
Работа над развитием познавательно-интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста, включает в себя деятельность всех участников педагогического процесса: педагога, детей, родителей.
Предполагает установлению новых взаимоотношений взрослых с детьми, отношений тесного сотрудничества и партнерства. А при таком подходе не только воспитатели, но и родители включаются в образовательно-воспитательный процесс.
Такая целенаправленная работа дает дошкольникам возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет в дальнейшем успешно адаптироваться к школьному обучению. А родителям в свою очередь быть активными участниками образовательно-воспитательного процесса.
Таким образом, развивающий эффект данного курса проявляется прежде всего в интересе детей к разным видам упражнений, который со временем перерастает в познавательный мотив деятельности детей. Дети становятся более активными и уверенными в своих силах и возможностях на других занятиях. К концу учебного года улучшаются графические навыки и зрительно-моторные координации детей, формируется произвольность, улучшаются процессы памяти и внимания и мышления.
Реализация опыта:
Как одно из пособий при обучении детей, я использую мультимедийные презентации.
Презентация несет в себе образный тип информации, понятный детям; формирует у них познавательную активность, интерес к обучению. Дошкольнику, с его наглядно - образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта.
Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.
Моя задача, как педагога – психолога - поддерживать стремление ребенка получать новые сведения об окружающем мире, извлекая из этого нужную и полезную информацию, подготовить ребенка к школе, воспитывать психологическую готовность к систематическому обучению. Создаваемый на занятиях благоприятный эмоциональный фон, использование новых методов и приемов в немалой степени способствует развитию учебной мотивации, что является необходимым условием эффективной адаптации дошкольника к условиям новой для него среды и успешного протекания всей последующей деятельности.
Опыт моей работы убеждает меня в том, что в детском саду необходимо создавать благоприятные условия для развития образных форм познания, а именно:
• Восприятия, и, прежде всего таких его видов, как целенаправленное произвольное наблюдение (за поведением животных и деятельностью человека, многообразием форм жизни в окружающем мире, восприятия и понимания самого себя и другого человека);
• Наглядно-образного и наглядно-схематичного мышления, как способности оперировать образами и наглядными моделями;
• Творческого воображения, фантазирования, как способности к творческому воссозданию и моделированию нового.
Работа с родителями
Работая с детьми, не остаются в стороне и родители. Для них я использую различные формы работы, целью которых является привлечение родителей к созданию в семье условий для закрепления и реализации в повседневной жизни всего нового, что узнал и чему научился ребёнок.
Родители так же могут «окунуться» в ту жизнь, которую проживает ребёнок на наших встречах. Я им предлагаю стать детьми и поиграть в те игры, которые развивают их детей. Это позволяет им увидеть своего ребёнка другими глазами, осмыслить ту проблему в развитии познавательных психических процессов, которая есть. Так родитель учится использовать игру в повседневной жизни, что даёт положительный результат.
Стараюсь донести до родителей, что главное – это не объём знаний, умений и навыков, и не огромный поток информации, которой нужно дать ребёнку для успешного обучения в школе. Самым важным является развитие психических процессов, тех качеств, которые помогут сделать процесс усвоения новых знаний и умений успешным.
Достижения детей
Результаты работы свидетельствуют о том, что дети, с низким уровнем развития сумели овладеть логическими операциями и выполняли их в речевом и практическом планах. Они научились осуществлять логические операции с опорой на наглядно - представленные образы.
Все дети научились абстрагировать свойство от самого предмета и ориентироваться на него в процессе осуществления классификации, обобщения. Подбор предметов с учётом какого-либо свойства, обозначение класса предметов обобщающим словом затруднения не вызывали.
Дети с высоким уровнем развития логических операций могли без осуществления практической группировки предметов определить и рассказать разные варианты классификации фигур при условии, что фигуры будут наглядно представлены. Дети со средним уровнем развития логических операций осуществляли классификацию практически и могли рассказать до практического выполнения задания, какие классы будут образованы, какие фигуры будут туда входить.
Полученные данные подтверждают предположение о том, что организация развивающих игр с учётом индивидуальных особенностей ребенка является эффективной для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. И, именно поэтому, развитие словесно-логического мышления у старших дошкольников является обязательным элементом программы дошкольного учреждения, что помогает детям в дальнейшем лучше усваивать школьную программу. Данные об успеваемости выпускников группы свидетельствуют о том, что именно развитие логического мышления у детей является основой для усвоения школьного материала по любым предметам.
Дошкольники, которые научились логически мыслить, обладают следующими качествами:
- умением гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разных проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
- самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей действительности; быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;
- грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для исследования определенной задачи, факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения);
- быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело выходя из них;
- самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Перечисленные выше качества личности дошкольника не формируются сами собой. Необходимо регулярно создавать такие ситуации, попадая в которые воспитанники осознавали бы необходимость воспитания их у себя.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Ануфриев, А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей/ С. Н. Костромина. - М., 2000
- Катаева, Л. И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе./ Л. И. Катаева. – М., 2004.
- Коноваленко, С. В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет./С. В. Коноваленко. - М., 2000.
- Котелевская В.В., Анисимова Т.Б. Дошкольная педагогика. Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах. – Ростов н/Дону.: Феникс, 2002.
- Парамонова Л.А. Качество современного дошкольного образования. – М.: наука, 2008, с. 4-19.
- Стародубцева, И. В. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников./Т. П. Завьялова. - М., 2008.
Исмаилова Дамира Жололиддиновна, Ясненский районСтраница