Межличностный конфликт, типология. Специфика разворачивания, работа психолога с межличностным конфликтом.
Межличностный конфликт, типология. Специфика разворачивания, работа психолога с межличностным конфликтом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mezhlichnostnyy_konflikt.docx | 16.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Межличностный конфликт, типология. Специфика разворачивания, работа психолога с межличностным конфликтом.
Под межличностным конфликтом понимают открытое столкновение
взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в
виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации.
При системном изучении конфликтов в них выделяют структуру и элементы.
Элементами в межличностном конфликте являются: субъекты конфликта, их
личностные характеристики, цели и мотивы, сторонники, причина конфликта.
Структура конфликта - это взаимосвязи между его элементами. Конфликт всегда
находится в развитии, поэтому его элементы и структура постоянно изменяются.
К субъектам межличностного конфликта относят тех участников, которые
отстаивают свои собственные интересы, стремятся к достижению своей цели. Они
всегда выступают от своего лица.
Объектом межличностного конфликта считают то, на что претендуют его
участники. Это та цель, к достижению которой стремится каждый из
противоборствующих субъектов.
Предметом конфликта служат противоречия, в которых проявляются
противоположные интересы объектов.
Отличительные особенности межличностного конфликта:
1. противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, на
основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу.
2. Проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных.
3. межличностные конфликты для субъектов конфликтного взаимодействия являются своеобразным полигоном проверки характеров, темпераментов,
проявления способностей, интеллекта, воли и других индивидуально-психологических особенностей.
4. отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами.
5. затрагивают интересы окружения.
Виды межличностных конфликтов:
1. По направленности:
- горизонтальные – участники не подчиняются друг другу,
- вертикальные – участники находятся в подчинении друг с другом,
- смешанные – где есть обе составляющие (организация).
2. По значению:
- конструктивные (созидательные) - оппоненты не выходят за рамки
этических норм, деловых отношений, разумных аргументов, приводит к
развитию отношений между людьми;
- деструктивные (разрушительные) - одна из сторон жёстко настаивает на
своей позиции и игнорирует вторую, одна из сторон прибегает к
осуждаемым методам борьбы.
3. По характеру причин:
- объективные,
- субъективные (плохое настроение, самочувствие).
4. По сфере разрешения:
- деловые,
- личностно-эмоциональные.
5. По форме проявления:
- скрытые (плохо осознаются людьми),
- открытые (осознаются).
6. По времени протекания:
- ситуативные,
- пролонгированные (длительные).
Причины конфликтов:
- информация, приемлемая для одной стороны, и неприемлемая для другой
(сплетни, неполная информация, неточная информация и др.);
- структура - связана с существованием в организации социальных групп
(статус, права, роли, возраст и др.);
- ценности – те принципы, которые мы провозглашаем или отвергаем
(идеология, религия, культура и др.);
- поведение – неприемлемое для одной из сторон (эгоистическое, опасное и др.);
- отношения – обычно связаны с удовлетворением от взаимодействия между сторонами, либо его отсутствием.
Стратегия поведения психолога:
- определите причину и суть проблемы;
- поговорить с каждым, кого затронул конфликт, дать выразить эмоции, обсудить мнения;
- выясните все желания и интересы участников;
- найдите все возможные решения, пытаясь не отказываться от других предложений и выделите самые лучшие варианты.
При разрешении межличностных конфликтов различаются две модели
переговоров:
- модель "взаимных выгод": возможно нахождение таких вариантов
решения проблемы, которые полностью удовлетворяют интересам обеих
сторон. Это возможно в тех ситуациях, когда интересы сторон, хотя и
противоречат друг другу, но не являются несовместимыми.
- модель “уступок – сближения”: используется в тех случаях, когда
интересы сторон несовместимы и оказываются возможными только
компромиссные решения, получаемые с помощью уступок сторон.
Разрешение конфликта можно считать окончательным только в том случае, если участники конфликтной ситуации не просто находят какое-то решение проблемы, ставшей предметом их разногласий, но приходят к этому решению в результате согласия. Это позволяет рассчитывать не только на устранение разделяющих их
спорных вопросов, но и на восстановление, нормализацию их отношений и взаимодействия, которые могли быть нарушены. Согласие же сторон относительно того
или иного варианта решения возможно только в результате договоренностей сторон,
именно поэтому переговорные стратегии - действительно конструктивные способы разрешения межличностных конфликтов.