Программа коррекции тревожности методом директивной игровой терапии: «Самочувствие»

снижение уровня тревожности, выработка у ребёнка уверенности  в

своих силах и повышение навыков самоконтроля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazochnaya_shkatulka.docx28.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное               учреждение детский сад №14 «Красная шапочка»

г. Котовск Тамбовская область

Программа коррекции тревожности

методом директивной игровой терапии:

«Самочувствие»

Педагог-психолог:

Андреева Н.В.

Котовск

2020

Тематический план программы: « Самочувствие»

Возраст: 5-7 лет.

Кол-во детей в группе:4–6 человек

Время проведения занятий: 20-25 минут

Кол-во занятий:13.

Частота проведения:1-2 раза в неделю

Место проведения: МДОУ № 14«Красная шапочка», группа старшая, подготовительная

Занятие № 1

Цель: снижение уровня тревожности, выработка у ребёнка уверенности  в своих силах и повышение навыков самоконтроля.

Упражнение:

«Игра в рисунки».

Альбомные листы, карандаши.

Занятие № 2

Цель: снижение уровня тревожности, выработка у ребёнка уверенности  в

своих силах и повышение навыков самоконтроля.

Упражнение:

« Разрывание бумаги». Старые газеты, ненужные бумаги.

Занятие № 3

Цель: снижение уровня тревожности, выработка у ребёнка уверенности  в

своих силах и повышение навыков самоконтроля.

Упражнение:

«Игра с секундомером».Секундомер, Фишки,  принадлежности для рисования, кубики.

Занятие № 4

Цель :снижение уровня тревожности, выработка у ребёнка уверенности  в

своих силах и повышение навыков самоконтроля.

Упражнение: « Представь, Что ты это можешь».

Занятие №5

Цель: снижение уровня тревожности, выработка у ребёнка уверенности  в

своих силах и повышение навыков самоконтроля.

Упражнение: « Игра с глиной (тестом, песком)».Пластичный материал:

(глина, тесто, пластилин), набор формочек, скалка,  различные изобразительные и поделочные материалы:  (камушки, перья,  зубочистки,

карандаши, молоток, пластмассовый нож).

Занятие № 6

Цель: снижение уровня тревожности, выработка у ребёнка уверенности  в

своих силах и повышение навыков самоконтроля.

Упражнение: « Волшебный ковёр». Легкий, маленький коврик.

Занятие № 7

Цель : снижение уровня тревожности, выработка у ребёнка уверенности  в

своих силах и повышение навыков самоконтроля.

Упражнение: « Спрятанные проблемы». Пустая ёмкость с крышкой (ящичек,

коробка), фломастеры, бумага.

Занятие № 8

Цель: помочь ребёнку осознать собственные чувства. Переживания и освоить новые эффективные социально –приемлемые стратегии поведения.

Упражнение: «Чувства». Кубики с нарисованными на них лицами, изображающими разные чувства (радость, злость, печаль, веселье, обида).

Занятие № 9

Цель: помочь ребёнку осознать собственные чувства. Переживания и освоить новые эффективные социально –приемлемые стратегии поведения.

Упражнение: « Мир чувств». 8 листов бумаги 10:15см.,маркер, стаканчик с

фишками.

Занятие № 10

Цель: помочь ребёнку осознать собственные чувства. Переживания и освоить новые эффективные социально –приемлемые стратегии поведения.

Упражнение: «Направленная визуализация».

Занятие № 11

Цель: помочь ребёнку осознать собственные чувства. Переживания и освоить новые эффективные социально –приемлемые стратегии поведения.

Упражнение: « Сочинение историй с помощью предметов».5 –6 предметов:

(можно игрушки).

Занятие № 12

Цель: помочь ребёнку осознать собственные чувства. Переживания и освоить новые эффективные социально –приемлемые стратегии поведения.

Упражнение: « Стройка». Кубики, используемые в качестве строительного

материала.

Занятие № 13

Цель: помочь ребёнку осознать собственные чувства. Переживания и освоить новые эффективные социально –приемлемые стратегии поведения.

Упражнение: «Фотоальбом». Семейные фотографии детей, ножницы, клей,

фломастеры, бумага, скотч.

Тематический план программы «Самочувствие»

Продолжительность всех занятий не должна превышать 3

0 мин.

Первый цикл

Занятие 1. «Игра в рисунки»

Занятие 2. «Разрывание бумаги»

Занятие 3. «Игра с секундомером»

Занятие 4. «Представь, что ты это можешь»

Занятие 5. «Игра с глиной (тестом, пластилином)»

Занятие 6. «Волшебный ковёр»

Занятие 7. «Спрятанные проблемы»

Второй цикл

Занятие 8. «Чувства»

Занятие 9. «Мир чувств»

Занятие 10. «Направленная визуализация»

Занятие 11. «Сочинение историй с помощью предметов»

Занятие 12. «Стройка»

Занятие 13. «Фотоальбом»

«Представь, что ты это можешь»

Упражнение используется с целью выработки у ребёнка уверенности в своих силах.

Ребёнку предлагается не просто что –то сделать, а представить, что он может это сделать и показать. Например, если попросить ребёнка завязать шнурки, он может отказаться.  В  этом  упражнении  психолог  просит  его  представить,  что  он  может завязать шнурки и показать, как это делается.

В  воображаемой  игровой  ситуации  ребёнок  чувствует  себя  более  свободно  и  не опасается, что у него что –то не получится. При чём в данном случае для ребёнка является более ценным сам процесс самостоятельного действия, чем его результат.

«Игра с глиной (тестом, пластилином)»

Пластичность теста, глины или пластилина позволяет ребёнку выразить значимые для него темы, сохраняя достаточно высокую степень контроля над материалом. Процесс работы с материалом и все те изменения, которые он претерпевает, являются весьма емкими  метафорами  психологической  информации.  Сочетание  теста,  глины  или пластилина  с  другим  изобразительным  материалом  представляет  дополнительные

экспрессивные возможности.

Для  проведения  игры  необходимо  иметь  пластичный  материал  (глину,  тесто, пластилин), набор формочек (позволяющих отразить разнообразные эмоционально значимые  темы),  скалку,  различные  изобразительные  и  поделочные  предметы (камушки, перья, зубочистки, карандаши, стеки, молоток, пластмассовый нож).

Вначале  ребёнку  даётся  возможность  изучить  свойства  предоставленного  ему материала, поиграть с ним. При этом психолог может также играть с материалом. Как правило, вначале ребёнок некоторое время играет с материалом и предметами, изучая их свойства и наблюдая за реакцией терапевта. Затем он переходит к основному этапу работы –созданию определённых образов. Работа каждого ребёнка с материалом индивидуальна, поэтому психологу нужно вести себя достаточно чутко и осторожно, чтобы выбрать оптимальный момент для того, чтобы вмешаться в процесс детского творчества.

Существует два основных способа работы детей с материалом:

1.Создание единичных символических образцов.

2.Создание  набора  фигур  или  изображений,  которые  используются  для

ролевой игры.

Данная игра позволяет ребёнку снизить уровень тревожности, ослабить и снять эмоциональное и физическое напряжение.

«Волшебный ковёр»

Игра направлена на снятие у ребёнка напряжения, скованности и на снижения уровня тревожности.

Для проведения игры необходимо иметь маленьких лёгкий коврик, который ребёнок мог бы легко перемещать, но в то же время мог бы уместиться на нём сидя и лёжа.

Психолог  предлагает  коврик  ребёнку  и  говорит,  что  это  не  простой  

коврик,  а волшебный, и в данный момент он превратился в дом (больницу, садик, кроватку и т. д. в зависимости от проблемы ребёнка).Затем психолог предлагает поиграть на этом коврике и сам включается в игру, беря на себя роль мамы (воспитателя или другого человека в зависимости от проблемы ребёнка).

«Спрятанные проблемы»

Большинство тревожных детей склонны держать в себе склонные переживания. Эта игра  позволит  ребёнку  проявить  свои  чувства,  снизить  уровень  тревожности  и подготовиться к играм второго цикла.

Для проведения игры понадобятся пустая ёмкость с крышкой (ящичек, коробка), фломастеры, бумага. Психолог проделывает в крышке отверстие, чтобы туда можно было просунуть небольшой лист бумаги. Затем он предлагает ребёнку нарисовать, что или кто его тревожит (пугает), рассказать об этом, а потом бросить в «почтовый ящик», т.е. спрятать проблему. Если у ребёнка недостаточно развиты изобразительные навыки или он отказывается рисовать, можно предложить ему рассказать о своей проблеме, затем дунуть на чистый листочек («вложить» в него проблему) и «спрятать» её в «почтовом ящике».

После занятия можно спросить ребёнка, что он хочет сделать с содержимым ящика.

Если  ребёнок  затрудняется  с  ответом  психологу  нужно  предложить  различные варианты: выбросить, порвать, смять,сжечь и т.д.

Второй цикл

«Чувства»

Данная игра поможет ребёнку быстрее адаптироваться к обстановке терапевтического процесса для работы на занятиях этого цикла. Основная цель игры - помочь ребёнку в выражении  чувств  и  обучение  соотнесению  эмоциональных  состояний  с  их рисуночными сообщениями.

Для проведения игры психологу необходимо подготовить кубики с нарисованными на них лицами, изображающими различные чувства (радость, злость, печаль, веселье, обида и др.).

На первом этапе психолог знакомит ребёнка с изображениями, называя чувства. Затем он просит ребёнка показывать ему кубик и называть, какое чувство на нём нарисовано.

При этом вовсе не обязательно, чтобы ребёнок назвал именно то чувство, которое первоначально было закреплено за изображением.

На следующем этапе психолог предлагает ребёнку башню или дом из кубиков. При этом ребёнку необходимо брать любой кубик, называть чувство, которое на нём изображено, а затем использовать его для постройки.

Усложнение игры заключается в том, что ребёнку предлагается не только назвать чувство,  которое  изображено  на  кубике,  но  и  рассказать,  в  какой  ситуации  он испытывал (испытывает, мог бы испытать) это чувство.

«Мир чувств»

Одной из широко распространённых проблем в психотерапевтической работе

с детьми дошкольного  возраста  является  их  неспособность  передать  словами  свои переживания. Данная игра позволяет ощутить безопасную дистанцию, необходимую для словесного описания своих переживаний. Вовлечение в игру способствует снятию психологических защит и в условном игровом контексте делает возможным словесное описание  ребёнком  своих  переживаний.  Кроме  того,  игра  позволяет  ребёнку

отреагировать на свои чувства, которые он осознаёт, но не может выразить словами.

В ходе игры психолог располагается на уровне ребёнка: либо за столом, либо на полу.

У него имеются 8 листов бумаги размером 10 15 см, а также маркер и стаканчик с фишками. Это могут быть крышки от бутылок, кружочки, вырезанные из цветного картона, или игральные фишки.

В начале игры ребёнка просят перечислить все знакомые ему чувства. При этом психолог с помощью рисунков на листе бумаги схематично передаёт это чувство (например, радость –улыбка, грусть –слёзы и т.д.). Психолог старается прежде всего выяснить те чувства, которые связанны с имеющим

ся нарушением у ребёнка. При затруднении  словесного  выражения  чувства  психолог  может  подсказать  ребёнку варианты. После того как все 8 листов заполнены, психолог располагает их перед ребёнком. Затем психолог рассказывает какую –либо историю, при этом он кладёт фишки  на  те  картинки,  которые  соответствуют  его  чувствам.  Задание  можно

несколько  усложнить,  если  с  помощью  фишек  передавать  интенсивность  и  силу чувства: чем сильнее чувство, тем больше фишек на одной картинке.

Следующие  истории  ребёнок  рассказываетсам,  а  психолог  кладёт  фишки  на соответствующие рисунки. Если для передачи чувств не хватает изображений, их можно нарисовать дополнительно. Данная игра особенно эффективна при работе с тревожными детьми: она позволяет разобраться в причинах вызывающих у ребёнка тревожное состояние.

«Направленная визуализация»

В основе этой игры лежит метод релаксации. При использовании этой игры в работе с детьми в начале необходимо применять упражнения, направленные на достижение сфокусированного  внимания  на  фоне  релаксации,  а  затем  вызывать  у  ребёнка зрительные образы.

При использовании этого метода ребёнок получает контроль над собственным телом и чувствами, но только при условии, что он способен к последовательному выполнению простых заданий и не сопротивляется

релаксации. Хотя конечной целью является овладение  ребёнком  приёмами  саморегуляции,  на  начальной  стадии  ребёнок выступает в качестве ведомого, а психотерапевт  обучает его выполнять инструкции.

Ребёнку предлагается расположиться в специальном, удобном кресле ил

и на кроватке. Затем ребёнка просят сконцентрироваться поочерёдно на каждой группе мышц (ноги, руки,  тело,  лицо),  попеременно  напрягая  и  расслабляя  их.  В  конечном  итоге достигается  расслабление  всех  мышц.  Хотя  глубокая  мышечная  релаксация способствует  успешному  проведению  направленной  визуализации,  на  начальных этапах  работы  или  при работе с  маленькими детьми  (которым  трудно  сохранять

неподвижное  положение)  достаточно  просить  ребёнка  просто  выполнять  задания, связанные с фокусировкой внимания на разных мышечных группах. Следует учить ребёнка достигать релаксации с открытыми глазами. Это поможет ему в дальнейшем активизировать  своё  воображение  в  условиях,  не  способствующих  погружению  в глубокую релаксацию.

«Сочинение историй с помощью предметов»

Эта  игра  позволяет  ребёнку  определиться  со  своими  чувствами  и  осознать последствия своих действий в той или иной ситуации.

Для  проведения  игры  понадобится  пять  или  шесть  предметов.  (Это  могут  быть игрушки.)  Эти  предметы  кладут  перед  ребёнком  и  объясняют,  что  ему  нужно придумать о них историю, причём история должна быть интересной и должна чему –то учить. После этого ребёнок выбирает предмет и придумывает о нём историю. Во время  рассказывания  психолог  может  проанализировать,  с  каким  героем идентифицирует себя ребёнок, какие приписывает ему чувства и поступки, насколько они реальны. Затем психолог рассказывает историю придуманную ребёнком. Основная  цель  сочинения  ребёнка  и  его  пересказа  психологом  заключается  в

предоставлении ребёнку возможности понять свои чувства и осознать последствия своих действий. Эта игра даёт достаточно большой терапевтический эффект, так как ребёнок  без  каких –либо  эмоциональных  затруднений  рассказывает  о  своих проблемах, о том, что происходит в его жизни.

«Стройка»

Данная игра поможет ребёнку научиться вербально и невербально выражать свои эмоции. Для проведения игры необходимы кубики, используемые в качестве строительного материала. Психолог объясняет ребёнку, что они вместе будут строить дом (заборчик, башню и т. п.). Но прежде чем положи

ть кубик, ребёнку нужно рассказать, что его раздражает больше всего. Только после этого он может положить свой кубик. Затем психолог делает тоже самое. В следующий раз ребёнок может рассказать, что ему больше всего нравится, затем –что его веселит, от чего ему грустно, чего он боится и

т.  д.  Тематика  может  повторяться.  Лучше  чаще  использовать  те  темы,  которые позволяют ребёнку больше рассказать о своей проблеме. К игре можно подключить родителей  или  воспитателей,  особенно  если  они  являются  повышением  уровня тревожности у ребёнка.

«Фотоальбом»

Данная игра позволяет не травмирующим ребёнка образом выяснить его чувства по поводу определённых событий и значимых для него людей, а также помогает ребёнку выразить свои чувства. Для  проведения  игры  необходимо  попросить  родителей,  чтобы  они  подобрали  и принесли семейные фотографии, на которых достаточно чётко были бы  изображены

близкие родственники ребёнка и, по возможности, жизненной ситуации, отражающие различные стороны жизни ребёнка. Также понадобятся ножницы, клей, фломастеры, бумага, скотч. Принесённые фотографии раскладываются на полу, чтобы их можно было хорошо видеть. Затем психотерапевт задаёт ребёнку вопросы, касающиеся изображённых на

фотографиях людей. После чего выявляются фотографии, которые ребёнку

почему либо  не  нравятся.  Психолог  расспрашивает  ребёнка,  что  именно  на  них  ему  не нравится, и просит сделать так, как ему бы понравилось: разрисовать фотографии, вырезать тех людей, которые ему не нравятся, и т. д. Если ребёнок не обладает достаточными техническими навыками, психолог может помочь ему в изменении фотографий. Изменённые фотографии складываются в отдельный «фотоальбом».

Подобную игру можно проводить несколько раз в течение всего процесса коррекции для отслеживания того, изменяется ли отношение

ребёнка к близким родственникам. Переделанные  фотографии  могут  служить  также  достаточным  информационным материалом. С разрешения ребёнка этот фотоальбом можно показать родителям.