Зависимое расстройство личности

Привалова Елена Борисовна

У каждого человека есть какие-либо акцентуации личности и это нормально. Но когда эти особенности вызывают нарушение адаптации к широкому диапазону личностных и социальных ситуаций – это патология. Признаки зависимого расстройства личности впервые могут обнаруживаться в ранние школьные годы, проявляясь поначалу астеническими чертами — резким утомлением к концу занятий, снижением успеваемости, а также повышенной робостью, нерешительностью, застенчивостью, чувством собственной неполноценности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_rabota_privalovoy_e.b._gr_208.docx88.81 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра дошкольной педагогики

Факультет дошкольной педагогики и психологии

Курсовая

Зависимое расстройство личности

                                                                   

                                                         Работу выполнила

Студентка 2 курса

Заочного отделения 208 гр.

Привалова Е.Б.

Научный руководитель:

Бахотская М.А.

                                      Москва 2016

Содержание:

Глава I. Общие представления о расстройствах личности

             

             I. 1.  Понятие личность,  расстройства личности, норма и патология.

             I. 2. Причины и механизмы возникновения психопатий.

             I. 3. Этапы становления психопатий. Критерии психопатий.

             I. 4. Виды расстройств личности и психопатий.

             I. 5. Зависимое расстройство личности. Признаки,

                      причины, критерии.

              I. 6. Исторический обзор.  Ученые о зависимом расстройстве.

 

Глава II. Практическая часть.

                   II. 1. Как определить зависимое расстройство личности.

                   II. 2. Практические наблюдения.

                   II. 3. Практический пример из зарубежной практики.

 

Глава III. Вывод.

Глава I.Общие представления о расстройствах личности

I.1. Понятие личность, расстройства личности, норма и патология.

В психиатрии термин «личность» - обозначает способ восприятия, мышления, реагирования и поведения, который характеризует уникальный образ жизни и вариант адаптации человека и определяется конституциональными факторами, особенностями развития и социального опыта.

     Определение «личностных и поведенческих расстройств» включает нарушения в различных личностных сферах эмоциональной, интеллектуальной и поведенческой. И фиксируются, как разнообразные клинически значимые варианты состояний и поведения, имеющие склонность к постоянству, в качестве выражения индивидуального образа жизни и способа отношений к себе и окружающим.

    Расстройства личности – приобретенные черты психопатий, которые появляются в результате внешних причин, приводящих к  повреждениям головного мозга. Варианты расстройств личности совпадают с вариантами  психопатий, и зависят от наследственной предрасположенности.

    Расстройства личности разделяется на следующие варианты:

Психопатии – (от греч. psyche — душа и pathos — страдание) — врожденная или развившаяся в ранние годы аномалия личности, обусловливающая психическую неполноценность личности, приводящие на всем протяжении жизни человека к частым «срывам», патологическим поведенческим реакциям, и, как следствие, социальной и семейной дезадаптации.

Акцентуации – особенности характера, которые могут на протяжении жизни приводить к индивидуальным невротическим расстройствам или реакциям в личностно значимых психотравмирующих ситуациях,  характеризуют индивидуальность человека, которая проявляется в различных сферах жизни и деятельности,  но патологией сами по себе не являются.

    У каждого человека есть какие-либо акцентуации личности и это нормально. Но когда эти особенности вызывают нарушение адаптации к широкому диапазону личностных и социальных ситуаций – это патология.

    Характерологической особенностью психопатизированной личности является дисгармоничность ее эмоционально-волевой сферы при относительной сохранности интеллекта.

   В отличие от настоящих психических заболеваний психопатические личности, как правило, способны это осознавать, иметь к себе критическое

отношение. К. Шнейдер определял их как лиц, которые по этой причине «страдают сами и заставляют страдать других».

Психопатические особенности личности затрудняют ее социальную адаптацию, а при психотравмирующих обстоятельствах ведут к дезадаптивным поведенческим актам. Психопатии являются врожденными болезненными состояниями, конституциональными аномалиями, своеобразными характерологическими уродствами, которые проявляются, прежде всего, поведенческими расстройствами.

Поскольку поведение человека в первую очередь обусловлено состоянием эмоционально-волевой сферы, отклонение в функционировании именно этой личностной составляющей определяет клиническое содержание психопатий.

I. 2. Причины и механизмы возникновения психопатий.

   

Психопатия, как и любая другая аномалия, является статической данностью и в своей динамике не ведет к развитию выраженной личностной деструкции. Эти пациенты, несмотря на кризисный характер отношений с окружающими, способны сохранять профессиональную, творческую, интеллектуальную продуктивность, обладают различными талантами, дарованиями. По этой причине среди людей незаурядных психопатические личности встречаются даже чаще, чем среди обычных людей.

    Психопатам не присущи необратимые дефекты личности. При благоприятных средовых условиях их психические аномалии сглаживаются. Однако во всех психически трудных для них условиях неизбежна реакция срыва, поведенческая дезадаптация. Среди лиц, совершающих насильственные преступления, психопаты также  занимают ведущее место. Для психопатов характерна незрелость психики, проявляющаяся в повышенной внушаемости, склонности к преувеличениям, необоснованной мнительности.

    Многообразие форм психопатий определяется как качественными особенностями эмоционально-волевой дезорганизации, так и степенью ее выраженности.

    У одних пациентов бесконтрольность эмоциональных реакций может характеризоваться эксплозивностью, бурными вспышками гнева, агрессивным поведением, у других – подавленностью, переживанием чувства неполноценности, тревогой, необоснованными страхами. Одни, погруженные в мир собственных переживаний, иногда весьма интересный и причудливый, избегают общения с окружающими, страдают от неспособности устанавливать с ними гармоничные отношения, другие – напротив, ищут

способ любой ценой обратить на себя внимание, оказаться в центре событий,

проявляют повышенную социальную активность. Возникающие в связи с этими личностными отклонениями особенности поведения и их оттенки весьма многообразны. Общей чертой является их дисгармоничность, а иногда социально-деструктивный характер. При этом, внешняя конфликтность, отражает внутреннюю.

I. 3. Этапы становления психопатий. Критерии психопатий:

В становлении психопатии условно выделяют следующие этапы.

1 этап – начальные проявления психопатии (в детстве), выражаются преимущественно элементарными психопатическими реакциями по возбудимому, истерическому, астеническому или неустойчивому типам. Клиническая картина малодифференцирована,  фрагментарна и изменчива.

2 этап – отмечается полиморфизм клинической картины, главным образом за счет присоединения пубертатной симптоматики в виде утрированных возрастных особенностей психики (стремление к самоутверждению, эгоцентризм, максимализм, реакций оппозиции, имитация, отказа; склонности к сверхценным  образованиям), психоэндокринных, психосексуальных проявлений, педагогической запущенности.

3 этап – формирование определенного клинического типа психопатии.

    Ни один из типов психопатий, не выявляется в готовом виде в раннем детстве. Раньше других могут заявить о себе шизоидная и истероидная психопатии. Становление психопатии происходит в детском, подростковом и продолжается в юношеском возрасте, искажая нормальное онтогенетическое развитие. Диагноз психопатии ставится после 16-17 лет.

Критерии психопатий:

  1. нарушения адаптации вследствие выраженных патологических свойств личности;
  2. тотальность психопатических особенностей;  
  3. относительная  стабильность и малая обратимость отклонений.

Отклонения носят глобальный и стабильный характер, они проявляются в детском и подростковом возрасте в виде утрированных черт характера либо поведенческих нарушений, ведущих к социальной дезадаптации или стрессам при воздействии широкого круга ситуационных факторов, не ограничиваясь личностно значимыми событиями.

    Американская психологическая ассоциация (American Psychological Associated) выделяет следующие причины возникновения и развития

расстройств личности 

1.Генетический фактор. Некоторые американские исследователи занимаются тем, что исследуют генетическую предрасположенность индивида к развитию расстройств личности. Так, допустим, одной командой был выделен ген, который может являться фактором обсессивно-компульсивного расстройства; а другие исследователи изучают взаимосвязи между агрессией, тревогой и страхом - чертами, которые могут иметь отношение к возникновению расстройств личности.

2.Детская травма. Были проведены лонгитюдные исследования личностных расстройств, на основе одного из которых, была выявлена взаимосвязь между типом детской травмы, её частотой и развитием расстройств личности. Так, например, люди с пограничным расстройством личности имели в детстве довольно высокий уровень сексуальных травм.

3.Словесные оскорбления. Были проведены исследования 793 матерей и их детей, на основе которых было выявлено, что даже словесные оскорбления, угрозы имеют значение. Матерей просили, чтобы, когда они будут кричать на своих детей, они говорили им, что они их не любят, либо что избавятся от них. Дальнейшее исследование выявило, что такие дети стали ближе к развитию у себя в будущем таких расстройств личности, как обсессивно-компульсивное расстройство, пограничное, нарциссическое или параноидное расстройство.

4.Высокая реактивность. Чувствительность к свету, шуму, текстуре и другим стимулам тоже могут играть роль. Чрезмерно чувствительные дети, которые обладают высокой реактивной способностью, являются более склонными к развитию таких личностных качеств, как застенчивость, робость или тревога.      Однако и эти исследования не дают однозначного ответа на вопрос о возникновении личностных расстройств.

5.Отношения с окружающими.

    Наличие расстройств личности в подростковом возрасте удваивает риск развития депрессивных, тревожных и зависимых расстройств, а также суицидального поведения в старшем возрасте. Личностные расстройства также тесно связаны с расстройствами пищевого поведения, шизофренией, соматоформными, сексуальными и некоторыми другими  психическими патологиями.

Каждый человек уникален: то есть он обладает изначальным определенным набором, комбинацией психологических характеристик, черт. В зависимости от того, какая из этих характеристик доминирует, и будет зависеть то, к какой акцентуации или к какому типу расстройства личности человек

наиболее склонен.

     Однако большое значение в наше развитие вносит раннее  детство. Именно в этот период закладывается фундамент для закрепления дезадаптивных форм поведения. Когда ребенок сталкивается с проблемной ситуацией, то у него автоматически включается соответствующая ей генетически заложенная стратегия поведения.

Из этого следует, что если данная ситуация имеет тенденцию к повторению, то происходит своеобразное упражнение в использовании данной стратегии поведения, и если эта стратегия подкрепляется (допустим, приводит к желаемому результату), то со временем она становится для данного индивида естественной и привычной, но при этом дезадаптивной.

    Ещё одним уровнем нарушения личности человека является его самооценка. Неадекватно подкрепленная в детстве или намеренно и излишне ущемленная она может привести к образованию у человека определенных убеждений: от ощущения и идентификации себя как самого лучшего и незаменимого до идентификации себя как самого ничтожного. Многократное внушение ребенку его существующих или несуществующих качеств, приведут к формированию у него определенных убеждений, которые в будущем могут воплотиться в расстройствах личности. Подобным образом действуют и правила поведения, внушаемые нам с детства: допустим, повышенный контроль (придание гипертрофированного значения словам "нельзя", "надо") может привести к формированию обсессивно-компульсивного расстройства.

    Однако не меньшую роль в развитии расстройств личности играет и когнитивная сфера человека. Каждое психическое расстройство несет с собой определенные дисфункциональные убеждения (установки). Они не всегда

являются уникальными, но так же входят в основу развития расстройств личности.

    Беком и Фрименом были выделены ряд дисфункциональных убеждений, каждое из которых соответствует определенному расстройству личности и приводит к активации конкретной стратегии поведения.

Дисфункциональные убеждения возникают также за счет многократного повторения релевантных ситуаций. С каждым повторением (или "упражнением") происходит усиление убеждения: допустим "В данной ситуации я ничего не могу поделать, потому что пока не обладаю достаточными умениями" перерастает в "Я бесполезен", или "Я поступаю часто правильно, поэтому меня хвалят" перерастает в "Я всегда всё делаю правильно. Я особенный".

 

Таким образом, со временем убеждения становятся всеобъемлющими и негибкими. Они не дают человеку пути к отступлению - к переосмысливанию себя, к сравнению с реальностью.

    И это важное замечание: люди с расстройством личности по причине своих дисфункциональных убеждений не могут проверять их реальностью.

Для них их мысли и их поведение применимы везде и всегда, в любых ситуациях.

     Значительно меньшая выраженность психопатологических нарушений при психопатиях также касается и продуктивной симптоматики. Здесь отсутствуют грубые нарушения сознания, памяти, восприятия, стойкие галлюцинаторно-бредовые расстройства. Доминируют связанные с нарушением аффективной координации мышления сверхценные идеи, определяющие главным образом поведенческие особенности.

В редких случаях они могут достигать степени «сверхценного бреда» (А.Б. Смулевич). Иначе говоря, клиническая симптоматика психопатий редко выходит за рамки невротического уровня. Наличие при психопатиях симптоматики невротического уровня ставит перед необходимостью дифференциации их с неврозами. При этих пограничных заболеваниях психогенного происхождения могут наблюдаться, хотя, как правило, и менее выраженные, но похожие эмоциональные и поведенческие нарушения. Отличие состоит в том, что они возникают у, в целом гармоничных (иногда акцентуированных) личностей под влиянием психотравмирующих переживаний и являются реакцией на внешний конфликт. Можно сказать, что больной неврозом становится объектом внешних психотравмирующих обстоятельств.

    Психопатические личности также выявляют свою аномальность в ситуации конфликта, однако либо по причине своей дисгармоничности инициируют его сами, либо оказываются в окружении людей, не способных проявить компромиссную толерантность. Подобное может произойти, если, например, воспитанные в тепличных условиях вседозволенности сын или дочка оказываются в ситуации обычной, или повышенной требовательности: поступают в школу, институт, устраиваются на работу, призывается в армию, выходит замуж и т.п. Эти обстоятельства играют роль декомпенсирующих факторов. И обнажают существовавшую до того за фасадом внешней терпимости, неспособность к социальной адаптации.

Таким образом, можно сказать, что расстройства личности формируются под воздействием множества факторов и имеют под собой очень сложный механизм взаимосвязей   когнитивной, аффективной, сознательной и

другими сферами человеческой личности.

И психопатия как врожденная аномалия личности существует как врожденная данность, но ее клинические проявления становятся очевидными в результате изменения условий существования. Последние, определяя динамику психопатии, могут оказывать как компенсирующее, так и декомпенсирующее воздействие. В принципе то же самое может происходить и с нормальными личностями, находящимися постоянно в ситуации хронического конфликта (невротического развития). В этих случаях также могут развиваться достаточно стойкие личностные девиации, что делает дифференциальную диагностику этих состояний достаточно проблематичной. Однако патологическое развитие психопатической личности под влиянием неблагоприятных жизненных обстоятельств, как правило, приводит к более тяжелым личностным трансформациям, достигающим подчас по выраженности клинических проявлений психотического уровня. При подобной неблагоприятной динамике течение психопатии может приобретать характер бредового психоза (паранойя), осложняться алкоголизмом, токсикоманиями, различными психогенными, в том числе и психотическими реакциями.

    I.4. Виды расстройств личности и психопатии.

Рассмотрим некоторые, наиболее ярко выраженные, виды расстройств личности и психопатий. В чистом виде описанные варианты встречаются редко, как правило, варианты расстройств личности смешанные с преобладанием того или иного типа. 

Раздел "Расстройства личности" в DSM-IV-TR включает в себя три больших группы - кластера. DSM-IV-TR -это диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (англ. Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders — DSM) — принятая в США номенклатура психических расстройств. Разрабатывается и публикуется Американской Психиатрической Ассоциацией (АПА) (American Psychiatric Association, APA)..

 Они выделяются на основе сходства основных характерологических черт расстройств личности и способах реагирования личности на внешние воздействия. Каждый кластер включает в себя определенный набор личностных расстройств. 

 «Кластер A» включает в себя параноидное, шизоидное и шизотипическое

расстройства.

«Кластер B» включены антисоциальное, пограничное, гистреонное и нарциссическое расстройства личности.

«Кластер C» включает избегающее, зависимое и обсессивно-компульсивное расстройство личности, а так же неспецифические расстройства    личности.

 

Параноидное расстройство личности

Существенной особенностью параноидного расстройства личности является крайняя подозрительность и недоверие к окружающим. Данные признаки проявляются в раннем зрелом возрасте и проявляются практически во всех ситуациях.

Шизоидное расстройство личности

Существенной особенностью шизоидного расстройства личности является всеобъемлющий паттерн отрешенности и ограниченный круг выражаемых и испытываемых эмоций. Данный паттерн проявляется в раннем зрелом возрасте и проявляется во многих контекстах.

Шизотипическое расстройство личности

Существенной особенностью проявления шизотипического расстройства личности является тотальный паттерн недостатка межличностных отношений, характеризующийся дискомфортом, снижением способности к установлению близких отношений, а также проявляющийся в искаженных когнитивных процессах и поведении. Данный паттерн проявляется в раннем возрасте и присутствует почти во всех контекстах.

Антисоциальное расстройство личности

Существенной особенностью антисоциального расстройства личности является тотальный паттерн пренебрежения или нарушения прав других лиц, который начинается в детстве или раннем подростковом возрасте и продолжает развиваться в зрелости. Этот паттерн также определяется как психопатия, социопатия или диссоциальное расстройство личности. Центральными особенностями данного расстройства будут являться манипуляции и обман.

Пограничное расстройство личности

Отличительной особенностью пограничного расстройства является тотальный паттерн нестабильности межличностных отношений, эмоций и самооценки, который проявляется в ранней зрелости и присутствует в различных контекстах.

Гистрионное расстройство личности

Существенной особенностью гистрионного расстройства личности является

тотальный паттерн чрезмерной эмоциональности и стремления привлечь к себе внимания. Он развивается в начале зрелости и присутствует во всех контекстах.

Нарциссическое расстройство личности

Отличительной особенностью нарциссического расстройства личности является тотальный паттерн грандиозности, потребности в восхищении и отсутствие эмпатии, который развивается в раннем зрелом возрасте и проявляется в различных контекстах.

Избегающее расстройство личности

Избегающее расстройство личности характеризуется тотальным паттерном социального дискомфорта, чувства неполноценности и повышенной чувствительности к негативной оценке, Этот паттерн проявляется в ранней зрелости и практически во всех контекстах.

Зависимое расстройство личности

Характерной особенностью зависимого расстройства является тотальный паттерн потребности в заботе, что приводит к возникновению покорности и страху разлуки. Этот паттерн начинает проявляться в ранней зрелости и практически во всех контекстах. Зависимость и покорность вытекают из самооценки человека, так что он перестает мочь существовать без других.

Обсессивно-компульсивное расстройство личности

Существенной особенностью обсессивно-компульсивного расстройства личности является тотальный паттерн озабоченности упорядоченностью,

перфекционизм, стремление к межличностному контролю за счет открытости и эмоциональности. Данный паттерн проявляется в раннем зрелом возрасте и присутствует в различных контекстах.

Неспецифические расстройства личности

Эта категория содержит расстройства личности, которые не обладают своим собственным набором критериев для диагностики. Примером может служить наличие признаков более чем одного конкретного расстройства, которое не отвечает определенному набору критериев для диагностики какого-то одного расстройства (так называемые "смешанные расстройства"), но при этом они вызывают значительные ухудшения или нарушения какой-либо из сфер жизнедеятельности человека (например, социальной или профессиональной).

Данная категория включает в себя депрессивное расстройство личности и пассивно-агрессивное расстройство личности. Депрессивные когниции и поведение включают в себя устойчивое и тотальное чувство уныния, мрачность, безрадостность и несчастье. Пассивно-агрессивное расстройство -

такие люди обычно легко обижаются, сопротивляются и отказываются функционировать на том уровне, которого от них требуют другие.

I. 5. Зависимое расстройство личности. Признаки,

                      причины, критерии.

Основным признаком является стабильное отсутствие самостоятельности со стремлением к получению помощи и заботы, что ведет к соглашательству, покорной зависимости и опасениями быть покинутыми. В основе несамостоятельности лежит неуверенность с ощущением невозможности сделать что-либо правильно без помощи окружающих. С трудом принимают решения в повседневной жизни без дополнительных подтверждений и советов других людей. Как правило, они  пассивны и позволяют другому человеку овладеть инициативой в решении всех своих жизненных проблем. Зависимость от родителей или супруга проявляется в невозможности самостоятельно решать вопросы места жительства, трудоустройства, дружеских отношений и т.п. Опасения потерять поддержку и одобрение приводят к трудностям в выражении несогласия с другими людьми, особенно с теми, от кого находятся в зависимости. Они скорее согласятся с теми, от кого находятся в зависимости. Они скорее согласятся с тем, что считают неправильным, чем будут рисковать потерять помощь и поддержку. В этой же связи, они никогда не раздражаются и не сердятся на людей, от которых находятся в зависимости.

 У таких лиц наблюдаются трудности в организации каких-либо дел и длительной независимой деятельности. Постоянная неуверенность приводит к необходимости помощи при совершении любого поступка. Чувство собственной несостоятельности и неспособности к самостоятельной деятельности ставит их в зависимость от окружающих. Опасения потерять зависимость и связанную с ней поддержку также могут способствовать усилению несамостоятельности.  Как правило, при наличии поддержки, одобрения или помощи успешно справляются с заданиями. Поскольку они всегда перекладывают ответственность в решении своих проблем на других, у них недостаточен или отсутствует опыт самостоятельной жизни. Для получения помощи и поддержки могут включаться в неприятную для них деятельность, выполнять все, даже необоснованные желания партнера. Повышенная жертвенность позволяет переносить вербальную, физическую или сексуальную эксплуатацию. Характерно чувство растерянности и беспомощности, когда остаются в одиночестве, поскольку опасаются, что не

смогут позаботиться о себе. Они постоянно связаны со значимыми им людьми и опасаются потерять эту связь, однако при расставаниях довольно быстро находят замену, поскольку плохо переносят одиночество. Склонность к тревоге, сомнениям и пессимизму в связи с низкой самооценкой снижает и реальные возможности.

    Основные убеждения и когнитивные искажения  ведут к таким автоматическим мыслям, как «Я не могу», «Я никогда не научусь это делать» и «Я слишком глуп и слаб». Когда их просят что-нибудь сделать, у них возникают такие мысли, как «О, мой супруг мог бы сделать это намного лучше» и «Я уверен, они понимают, что я этого не смогу». А критика со стороны окружающих еще более усугубляет переживания собственной несостоятельности.

    Признаки зависимого расстройства личности впервые могут обнаруживаться в ранние школьные годы, проявляясь поначалу астеническими чертами — резким утомлением к концу занятий, снижением успеваемости, а также повышенной робостью, нерешительностью, застенчивостью, чувством собственной неполноценности. Чаще всего формирование зависимой психопатии происходит в пубертатный период.        Зависимым личностям  свойственны такие качества, как: общая «нервная слабость», чрезмерная чувствительность и впечатлительность, склонность к самонаблюдению. Эти качества выявляются, прежде всего, в необычных, экстремальных ситуациях. Внутренний мир при этом типе личностных аномалий определяется сложным комплексом переживаний, среди которых преобладают сознание собственной несостоятельности, беспомощности, ощущение зависимости от окружающих, опасения предстоящих трудностей, превратностей судьбы. Страшась ответственности и необходимости проявлять инициативу, они обычно довольствуются второстепенными ролями, обнаруживают пассивную подчиняемость, послушно выполняя порученные им задания.

    В семье также находятся на положении «взрослых детей», за которых родители или супруг решают все основные вопросы; из боязни быть отвергнутыми стараются не противоречить сослуживцам и родственникам, безропотно сносят все обиды и унижения, всегда готовы всем услужить.

    При внезапном изменении обстоятельств, связанном с необходимостью принятия самостоятельных решений, могут возникнуть кратковременные тревожные состояния с ощущением беспомощности, собственной несостоятельности. В более тяжелых ситуациях: разрыв с супругом, болезнь

опекающего родственника, возможны реакции «ухода из действительности» (реакции отказа — по П. Б. Ганнушкину, 1964), протекающие с картиной

тревожно-апатической депрессии со страхом одиночества и стремлением уйти от жизненных невзгод.

    Причины развития расстройства точно не установлены. Предполагается, что данная патология возникает под влиянием внешних и внутренних факторов. К числу внутренних факторов относят наследственно обусловленные особенности характера и темперамента. Такие черты как нерешительность, тревожность, повышенная эмоциональная чувствительность, низкая устойчивость к стрессам и т. д. В качестве основных внешних факторов, провоцирующих развитие зависимого расстройства личности, современные психологи рассматривают чрезмерную опеку или депривацию важных потребностей в раннем детском возрасте.

    Представители психоаналитического направления считают, что зависимое расстройство возникает при фиксации на оральной стадии развития. Некоторые психоаналитики связывают развитие расстройства у женщин с неудовлетворенными фаллическими желаниями. Сторонники других направлений указывают на возможную связь между зависимым расстройством личности и подавляющим стилем воспитания.

Ряд специалистов акцентируют внимание на традиционных социальных стереотипах, предписывающих женщинам быть слабыми, несамостоятельными, зависимыми от мужчин.

    Основным проявлением расстройства является покорное зависимое поведение. Пациенты испытывают затруднения при принятии решений (даже обычных повседневных), не могут начать новое дело, не заручившись поддержкой окружающих, руководствуются чужими советами и чужим мнением. Постоянная потребность в поддержке и одобрении становится причиной формирования особых отношений, в которых больной зависимым расстройством личности исполняет подчиненную роль, а его партнер доминирует и несет на себе ответственность за происходящее.

Из-за потребности занимать подчиненное положение и перекладывать ответственность за решения на партнера пациентам редко удается построить гармоничные отношения. Люди, настроенные на равноправное партнерство, обычно не удерживаются в таких отношениях, в результате больные с зависимым расстройством личности оказываются в окружении доминирующих личностей, которые нередко используют пациентов в своих целях. Женщины с этим расстройством могут годами жить с алкоголиком или наркоманом, терпеть насилие и постоянные измены.

Характерным признаком зависимого расстройства личности является паттерн «тревожной привязанности», который проявляется постоянными сомнениями во взаимности, отзывчивости и доступности партнера. При разрыве существует высокая вероятность развития депрессии.

    Больные зависимым расстройством личности настолько боятся отвержения, что соглашаются с другими людьми, даже когда уверены, что те не правы. Они преуменьшают свои способности и возможности, по своей воле совершают унизительные или неприятные действия, чтобы понравиться окружающим. Пациенты с зависимым расстройством личности легко уязвимы. Возможно развитие генерализованного тревожного расстройства.

    Установлено, что больные зависимым расстройством личности чаще других страдают фобическими расстройствами. Эта закономерность обусловлена как изначальной повышенной тревожностью, так и целым рядом вторичных выгод. Фобии существенно ограничивают жизнь больных зависимым расстройством личности, избавляют их от необходимости работать, продвигаться по карьерной лестнице, принимать серьезные решения и т. д.

   Одновременно фобии создают впечатление слабости и беспомощности, побуждают партнера взять на себя ответственность за материальное обеспечение и моральную поддержку пациента.

Специалисты в области психического здоровья также отмечают, что у больных зависимым расстройством личности часто развиваются соматические заболевания и соматоформные расстройства. Нередко выявляются различные зависимости: склонность к перееданиюкурениеалкоголизм, злоупотребление лекарственными препаратами и пр. Психологи объясняют развитие зависимостей при данной патологии склонностью к пассивному поведению, стремлению «убежать» и «спрятаться» от проблем.

Критерии зависимого расстройства личности по DSM-III-R:

 1) Человек не способен принимать повседневные решения без большого количества советов или поддержки окружающих;

2) позволяет другим принимать за себя большинство важных решений, например,  где жить, на какую работу устраиваться;

3) из-за боязни отвержения соглашается с людьми, даже когда полагает, что они не правы;

4) испытывает трудности с началом реализации своих намерений или самостоятельными действиями;

5) добровольно делает неприятные или унизительные вещи, чтобы

понравиться другим людям;

6) ощущает дискомфорт или беспомощность в одиночестве либо идет на все,

чтобы не оставаться одному;

7) чувствует опустошенность или беспомощность, когда заканчиваются близкие отношения;

8) часто озабочен боязнью того, что его бросят;

9) уязвим к критике или неодобрению.

Тотальный паттерн зависимого и покорного поведения, возникающий в ранней взрослости и проявляющийся в различных контекстах, на что указывают, по крайней мере, пять  из перечисленных признаков.

    Следует проявлять осторожность и дифференцировать зависимое расстройство личности от других расстройств, которые имеют некоторые сходные характеристики.

Например, хотя непосредственными и привязчивыми кажутся пациенты и с гистрионным, и с зависимым расстройством личности, пациенты с последним диагнозом менее ярки, эгоцентричны и поверхностны, чем пациенты с первым диагнозом. Человек с зависимым расстройством обычно пассивен, покорен, скромен и послушен; это контрастирует с активной манипулятивностью, общительностью, обаянием и склонностью очаровывать у человека с гистрионным расстройством личности.

Человек с избегающим расстройством личности также испытывает сильную потребность в любви, но сомневается в ней и боится, что такая любовь невозможна; человек с зависимым расстройством  склонен доверять и искренне полагаться на людей, ожидая, что его усилия будут вознаграждены любовью и заботой.

Агорафобические пациенты зависят от других людей довольно специфическим образом, — они нуждаются в надежном человеке для сопровождения их в различных местах, чтобы они не боялись приступов паники, случающихся, когда они одни. Агорафобические пациенты вообще более настойчиво говорят о своей зависимости, чем люди с зависимым расстройством, активно требуя, чтобы их сопровождали везде, куда бы они ни пошли. Но бывают случаи, когда пациент удовлетворяет критериям и панического расстройства с агорафобией, и зависимым расстройством, и тогда следует ставить оба диагноза.

I. 6. Исторический обзор. Ученые о зависимом расстройстве.

Первые описания зависимых людей часто были уничижительными. В описании   психиатров XIX века пассивность, неэффективность и чрезмерное послушание, характерные для этих пациентов, рассматривались как неудачи в нравственном развитии, и для характеристики этих людей использовались такие термины, как «беспомощные», «слабовольные» и «дегенераты». Хотя чрезмерно зависимый тип личности отмечался довольно часто, в наиболее ранних системах классификации такой диагноз отсутствует.

    Совершенно иной точки зрения придерживались ранние теоретики психоанализа. И Фрейд, и Абрахам описывали «орально-рецептивный» характер как результат либо чрезмерного потакания, либо депривации на оральной, или младенческой, стадии развития. Абрахам (Abraham, 1924/1948) утверждал: «У некоторых людей доминирует убеждение, что всегда будет существовать какой-то добрый человек — конечно, замещающий мать, — чтобы заботиться о них и давать им все, в чем они нуждаются. Это

оптимистичное убеждение обрекает их на бездействие... Они не предпринимают никаких усилий и в некоторых случаях даже считают ниже своего достоинства зарабатывать себе на хлеб»

    Предшественником диагностических категорий пассивно-агрессивного и зависимого типов личности было относящееся к периоду «Второй мировой войны», понятие «незрелая реакция». То есть, как «реакция невротического типа на обычный военный стресс, проявляющаяся в беспомощности или неадекватных реакциях, пассивности, обструкционизме или вспышках агрессии» (Anderson, 1966). Зависимая личность лишь кратко упоминалась в DSM-I (АРА, 1952) как пассивно-зависимый подтип пассивно-агрессивного расстройства, характеризующийся неадекватной привязанностью в связи с фрустрацией, вызванной окружающей средой. Понятие «зависимая личность» полностью отсутствовало в DSM-II(АРА, 1968), и самой близкой категорией была неадекватная личность, характеризующаяся «неэффективными реакциями на эмоциональные, социальные, интеллектуальные и физические стимулы. Хотя пациент не выглядит физически или психически больным, он плохо адаптирован, несообразителен, нерассудителен, социально неустойчив и отличается недостатком физической и эмоциональной выносливости».

    Используя в качестве основы классические полярности «активный—  пассивный», «боль—удовольствие» и «я—другие», Миллон (Millon, 1969) создал классификацию, в которой выделяются 8 основных типов личности. Пассивно-зависимый паттерн (первоначально известный как выделенная Миллоном покорная личность) предполагает поиск удовольствий и избегание

боли, а также пассивную надежду на то, что другие люди удовлетворят эти потребности. Эта классификация была расширена в нескольких работах Миллона, в результате чего было сформулировано понятие «зависимое расстройство личности», впервые появившееся в DSM-III (APA, 1980).

    Согласно современной психодинамической трактовке зависимого расстройства личности - чрезмерное потакание или депривация могут вести к чрезмерной и дезадаптивной зависимости, являющейся результатом фиксации на оральной (младенческой) стадии развития. В своем исследовании чрезмерной материнской заботы Леви (Levy, 1966) полагает, что чрезмерное потакание ведет к развитию чрезмерно зависимых черт, таких как иждивенчество, недостаток инициативы и требование к другим, чтобы они делали для этих людей то, что они сами сделать не могут. В некоторых случаях чрезмерная зависимость рассматривается как регрессивное выражение неудовлетворенных фаллических желаний у женщин, которые надеются, что через зависимость они получат пенис, необходимый, по их мнению, для повышения самооценки (Esman, 1986). Эсман подчеркивает значение скрытой и неосознанной враждебности к значимым для зависимого человека людям и излишней слащавости и покорности, рассматривающихся как реактивные образования, направленные против выражения враждебных чувств, которые могут угрожать существованию отношений, считающихся жизненно важными.

Уэст и Шелдон (West & Sheldon, 1988) рассматривают зависимое расстройство личности, как очевидный пример расстройства системы привязанности, которая наиболее полно обсуждалась в работах Боулби (Bowlby, 1969, 1977). Паттерн привязанности, наиболее характерный для зависимого расстройства, — это паттерн «тревожной привязанности», который, по Боулби, возникает на основе переживаний, ведущих к тому, что человек начинает сомневаться в доступности и отзывчивости фигуры, к которой он привязан. Когда эти люди устанавливают отношения, они становятся чрезмерно зависимыми и живут в постоянном страхе потери объекта привязанности.

    Исследования привязанности и зависимости продолжил Пилконис (Pilkonis, 1988). Он использовал модифицированный прототипический метод, чтобы обосновать дифференцированный подход к понятиям чрезмерной зависимости и чрезмерной автономии, которого придерживаются клиницисты, имеющие опыт лечения депрессии. Признаки чрезмерной зависимости группируются в два подтипа: показатели «тревожной привязанности» и особенности, обычно связываемые с пограничным

расстройством личности. Характеристики подтипа «тревожной привязанности» (включая такие пункты, как «имеют тенденцию слишком зависеть от других людей», «отвержение со стороны другого человека» ведет к потере доверия и снижению самооценки и «обычно чувство беспомощности»), по-видимому, наиболее близко соответствуют диагнозу зависимое расстройство личности.

Клиническое изучение личностных характерологических расстройств в России началось после судебной реформы 1864 г., когда появление суда присяжных, гласности и состязательности судопроизводства привели к необходимости тщательного обследования личности обвиняемого. Появилась судебно-психиатрическая экспертиза, которую проводили по наиболее сложным и вызывавшим общественный резонанс уголовным делам ведущие российские психиатры И.М. Балинский, В.Х. Кандинский, О. Чечотт, С.С. Корсаков. В этих экспертизах впервые был применен термин «психопатия» для характеристики таких отклонений психики, при которых преимущественно проявляются извращения, патология характера, влияющие на поведение пациента и отражающиеся в его поступках, с отсутствием грубых психических нарушений. Понятие «психопатия» благодаря газетным отчетам о громких судебных процессах стало весьма распространенным и встречается в очерках Н.А. Лескова, рассказах А.П. Чехова, относящихся к 80—90-м годам XIX в.

В последующем наиболее полно изучался вопрос о патологии характера в России (работы С.А. Суханова, П.Б. Ганнушкина, Е.К. Краснушкина, В.М. Мясищева)

    Классические описания статики и динамики психопатий даны П.Б. Ганнушкиным (1933). Им были сформулированы основные диагностические критерии этого понятия (триада П.Б. Ганнушкина):

  1. Тотальность психопатических особенностей личности, проявляющаяся  в дисгармонии всего психического склада. В отличие от акцентуантов, имеющих отдельные патологическое черты.
  2. Относительная стабильность.
  3. Наличие патологической дисгармонии характера на протяжении всего длинника жизни, отсутствие прогредиентности. Нарушение по этим причинам социальной, семейной, профессиональной адаптации.

Принципиальным отличием динамики психопатий от процессуальных форм (психических заболеваний) является ее «эволютивный» характер, связанный не с каким-то болезненным процессом, а с общим развитием (эволюцией) человеческой психики в реальных условиях жизни. Факторами этой

эволюции по П.Б. Ганнушкину могут быть как «патологические реакции» (спровоцированные ситуацией эпизоды декомпенсаций), так и «фазы» - спонтанно-аутохтонно возникающие периоды ухудшения состояния.

    Зависимое  расстройство личности прямых аналогов в отечественной систематике не имеет, частично совпадая с астеническим типом психопатии. 

 Классифицируя   астеническую психопатию, расстройство личности астенического типа, Ганнушкин имел в виду те случаи, где явления так называемой «раздражительной слабости» нервной системы и психики (раздражимость + истощаемость) являются врожденные и постоянные. Симптоматология этой формы чрезвычайно изменчива и многообразна. Для удобства рассмотрения он выделил несколько отдельных групп астеников, однако это выделение надо рассматривать как имеющее лишь условное значение, ибо часто у одного и того же лица можно встретить симптомы, характерные для разных групп.

    Другой отечественный ученый О.В. Кербиков описал типы «возбудимой» и «тормозимой» психопатии. Первый тип характеризуется повышенной возбудимостью, склонностью к экзистенциальной экспансии, эмоциональной и поведенческой гиперактивности, патологической стеничности. Он включает эксплозивный, истерический, паранойяльный, экспансивно-шизоидный варианты. Для тормозимых психопатий характерно снижение жизненной активности, вялость, осторожность, поведенческая депремированность. Этот тип представлен психастеническим, сенситивно-

шизоидным, астеническим и дистимическим вариантами.

    О.В. Кербиков в зависимости от тяжести клинических проявлений также выделял «ядерные» и «краевые» психопатии. Первые, по-видимому, в большей степени обусловлены биологическими факторами: наследственность, внутриутробные, натальные и постнатальные вредности, влияющие на ранний онтогенез. Они проявляются в более раннем возрасте в виде спонтанных декомпенсаций с развитием более тяжелых поведенческих нарушений, грубой и стойкой социальной дезадаптацией.

Краевые психопатии (патологические развития личности) чаще возникают как следствие неблагоприятных жизненных обстоятельств – неполная семья, конфликты в отношениях между родителями, порочная воспитательная стратегия, физические дефекты, уродства, соматические заболевания и т.п. Краевые психопатии более пластичны и при изменении жизненной ситуации имеют лучший прогноз.

Г.Е. Сухарева в этой связи высказывала мысль о том, что внешние, средовые воздействия являются факторами, выявляющими врожденную

предрасположенность развития патологического характера.

Деление расстройств личности на отдельные формы (типы) предпринималось с самого начала выделения этой формы психической патологии. Однако оно остается спорным до наших дней. Поскольку не существует общепринятой классификации бесчисленных типов характера, и соответственно аномальных характерологических вариантов. Предлагались классификации, основанные преимущественно на социально-оценочных критериях (Ленц А.К., 1927; Kuller, 1899; Kraepelin, 1904—1915). На клинических особенностях личностных расстройств (Попов Е.А., 1959; Schneider K., 1923; Henderson D., 1944; Cleckly H., 1959; Leonhard K., 1961). А также смешанные, где  учитывались оба эти способа разделения патологических характеров (Ганнушкин П.Б., 1933; Карпмен Б., 1934). Предпринимались попытки делить психопатических личностей в соответствии с принципами учения И.П. Павлова о высшей нервной деятельности (Случевский И.Ф., 1955; Портнов А.А., Федотов Д.Д., 1956; Кербиков О.В., Фелинская Н.И., 1965).

 Современные классификации исходят из представлений об основном расстройстве при патологических проявлениях характера, которыми являются изменения деятельности эмоционально-волевой сферы. Эти нарушения при расстройствах личности первичны, все остальные особенности психики у них связаны с нарушениями эмоциональных и волевых проявлений.

  Поскольку расстройства личности — суть нарушения характера, чрезмерно выраженные и односторонние изменения характерологических черт, их истинная распространенность в населении выявляется без необходимой точности. Очевидно, что обращение за медицинской помощью таких лиц происходит лишь в случаях изменения психического состояния или в связи с решением различных экспертных вопросов: военно-врачебной или судебно-психиатрической экспертизы. Между тем этот вопрос представляется достаточно важным, и соответствующие исследования проводятся в различных странах. Многие исследователи говорят о большом разбросе статистических данных о распространенности расстройств личности — от 5 до 20—50 на 1000 населения.  Neugebauer и соавт. (1988), сравнив данные 20 работ, проведенных в Европе и Северной Америке, нашли, что средняя величина распространенности расстройств личности составляет 7 %. Аналогичный обзор латиноамериканских исследований дает среднее число — 4,7 % населения обнаруживают расстройства личности (Levav, 1989).

Исследования, проводимые в Советском Союзе и России, показывают примерно такие же цифры (Гражинский А.В., 1974; Агаларзаде А.З., 1976). При этом А.В. Гражинский, исследуя возрастную группу детей и подростков до 18 лет, нашел, что болезненность расстройствами личности у лиц мужского пола примерно в 4 раза выше, чем у лиц женского пола (22,3 на 10 000 против 5,6 на 10 000). Самыми распространенными оказались возбудимые личности — 17 % от всех лиц с диагнозом «психопатия». Реже всего встречалось ананкастное расстройство личности — 0,5 % от лиц с этим диагнозом.

По данным А.З. Агаларзаде, выявляемость расстройств личности в возрастной группе старше 50 лет, в 4 раза меньше, чем в более ранних возрастных группах.

Распространенность зависимого расстройства личности де Джиролано и Райх определяют в пределах от 0,3 до 6,7 % населения. Среди направленных на судебно-психиатрическую экспертизу психопатических личностей она составила около 10 %.  

    Всесторонние критерии зависимого расстройства личности в поведенческой литературе пока отсутствуют. Общим при описании людей с этим расстройством является то, что их характеризуют как «крайне неуверенных в себе».

Глава II. Практическая часть.

II. 1. Как определить зависимое расстройство личности.

Зависимое расстройство личности характеризуется чрезмерной потребностью в заботе, которая в свою очередь проявляется в покорности и навязчивости, а также в страхе разлуки. Это характерно людям, которые не в состоянии сформировать личность в себе и которые стремятся (и считают безопасным) жить в тени других людей. Часто проявляемое в начале взрослой жизни (к этому времени человек должен иметь определенное понимание своей личности), это состояние может вызывать чувство тревоги, страха, неуверенности в себе, что ведет к отсутствию полной и насыщенной жизни. Кроме того, в результате тенденции "прилипания" к другому человеку, он

может чувствовать удушье – а если он поддается манипуляциям других, человека с расстройством могут использовать, ограничивая его движения и мысли.

1.Рассмотрите возможность развития зависимого расстройства личности

в связи с событиями в детстве

Чрезмерно озабоченные и ненадежные родители часто становятся причиной неспособности ребенка формировать свою личность.  Если ребенка в детстве

постоянно наказывали или заставляли его чувствовать себя виновным за стремление к независимости или самостоятельности, он может в подсознании решить, что независимые мысли и действия, основанные на них, несут риск. Когда человек вырастает из детства, в его памяти остаются события, ставшие причиной формирования зависимой личности, и если их вспомнить, можно понять, почему он пытается примкнуть к другим людям, пытаясь переложить

всю тяжелую работу, в том числе принятие решений, на других и думать за них. Если вы можете выделить время на то, чтобы выслушать человека и осторожно спросить о детстве, вы можете обнаружить не самые счастливые события их детства.

Учтите, что причиной расстройства личности, может быть комбинация генетических, биологических факторов и факторов, связанных с окружающей средой.

2.Распознайте признаки. Вам нужно найти пять или больше индикаторов, характерных для людей страдающих расстройством, чтобы прийти к заключению о том, что у человека есть расстройство. Ниже приведены признаки, которые в комбинации указывают на расстройство психики:

Они постоянно испытывают сложности в принятии ежедневных решений? Они нуждаются в большом количестве советов и убеждений со стороны, чтобы приняться за действия?

   Это индикатор глубокой зависимости. Какое бы малое задание не стояло перед ними, если они не способны инициировать или закончить свои задачи самостоятельно, это является одним из индикаторов.

    Задайте вопросы такие как: Что тебе больше нравится: принимать решения самостоятельно или иметь человека, которому ты мог бы доверять и которой бы направлял тебя?

Ты ищешь совета в принятии ежедневных решений?

Тебе всегда нужна помощь, чтобы начать проект?

Они напрямую позволяют другим людям решать за них вопросы, которые напрямую влияют на их жизнь. Потребность в других, чтобы принять

ответственность за самые главные вопросы, касающиеся их жизни,

показывает их незрелость и недостаток понимания о важности быть самостоятельным.

    Спросите их: Ты часто бываешь в таких ситуациях, когда люди за тебя решают важные вопросы твоей жизни, например, касательно выбора работы?

Они преодолевают большие расстояния в поисках заботы и поддержки от других. Это может даже привести к чему-то крайне неприятному.

Задайте им следующие вопросы: Ты готов пойти на неприятные вещи ради

гарантии поддержки, когда это необходимо?

Тебе не по себе, когда ты один?

Ты боишься, что не сможешь позаботиться о себе?

Ты беспокоишься о том, что важные для тебя люди могут покинуть тебя?

Когда отношения с одним человеком прекратились, они срочно пытаются заменить эти отношения с другим человеком. Они впадают в отчаяние, после разрыва отношений и пытаются сразу начать встречаться с кем-нибудь

Другим. Они чувствуют себя беспомощными в одиночестве из-за раздутого

страха перед неспособностью о себе самостоятельно позаботиться, финансово, эмоционально и даже физически.

    Спросите: Ты в отчаянии начинаешь новые отношения после разрыва отношений с близким человеком, даже если новый человек не будет для тебя столь хорош?

У них часто возникают трудности, когда хотят выразить свое несогласие с другими. Если они боятся неодобрения, отверженности и потери поддержки от других, они наверняка стараются изо всех сил угождать людям. Заметьте, что это даже не связано с настоящим страхом кармы.

Задайте вопрос: Тебе сложно выражать другую точку зрения с людьми, которых ты знаешь?

Что произойдет, если ты возразишь?

Ты часто соглашаешься с людьми, даже когда так не думаешь?

Почему?

Что-то с тобой произойдет, если ты не согласишься?

3.Если признаки, описанные выше, свойственны человеку, посмотрите, удовлетворяются ли следующие критерии, перед тем как выносить диагноз о зависимом расстройстве личности (заметьте, если какой-то из критериев не свойственный человеку, то расстройства у человека нет):

Поведение отклоняется от культурных норм как минимум в двух следующих плоскостях:

Сознание (восприятие и интерпретация вещей, людей, событий и формирование отношения и представления о себе и других).

Эмоциональные реакции (диапазон, интенсивность, и уместность эмоционального возбуждения и реагирования)

Контроль над своими импульсами и удовлетворением нужд.

Способ поведения с людьми и в межличностных ситуациях.

Их симптомы проявляются в широком диапазоне личностных и социальных ситуаций, не ограничиваясь конкретными пусковыми рычагами или ситуациями? Если это так, то симптомы явно выражены, такие люди не гибкие и плохо приспосабливаются.

Симптомы зависимости становятся причиной личного стресса и неблагоприятно воздействуют на социальную среду?

Являются ли симптомы стабильным и продолжительным, берут свое начало в позднем детстве или в подростковом возрасте?

Могут ли другие взрослые психические расстройства быть причиной симптомов расстройства?

Может заболевание головного мозга, травма или дисфункция быть причиной их симптомов зависимости?

4. Понаблюдайте, как человек себя ведет, когда остается один. Он чувствует

себя беззащитным, испытывает неудобство или обеспокоенность?

Он не решителен и злятся на себя за то, что не знает, что думать и делать?      Подумайте о том, как он себя будет вести, когда человек, к которому он привязан, возвращается (им может быть вы). Он сразу хватается за него в надежде обратить на себя внимание и может его даже бранить за то, что оставил его одного? Чувство беспомощности, быть покинутым, и стеснения, оставаясь наедине с собой, происходит в результате преувеличенных страхов, связанных с неспособностью заботиться о себе.

Внимательно изучите людей, которые чрезмерно озабочены мыслями, и страхами быть оставленным и неспособностью заботиться о себе. Это предупредительный сигнал о том, что они не в состоянии справляться самостоятельно, вне зависимости от сложности вопросов и ситуаций.

Однако не надо забывать, что нельзя самостоятельно ставить диагноз,  страдающему все равно нужна профессиональная диагностика.

II. 2. Практические наблюдения.

Исходя из этих пунктов,  я провела диагностику  своей  дочери.

У меня давно возникало опасение в  том, что у нее есть проблемы. Но мне самой   разобраться было сложно, а к врачу ее не затянешь.

К психологу бы она сходила, но, к сожалению, сейчас везде платные услуги.

Мне кажется это классический случай зависимого расстройства личности.

Итак:

Елена ,28 лет, страдает невротическими расстройствами. Она постоянно  советуется с другими людьми в принятии решений. Свою работу выполняет хорошо, но боится брать на себя какую  либо ответственность и идти на повышение. На фоне послеродовой депрессии у нее развилась экзема на нервной почве. Если начинает встречаться с мужчиной, то  посоветуется со всеми своими подругами и  даже просто знакомыми людьми. Переходит от одних отношений к другим, не находя в них удовлетворения.

Один раз в 22 года я все-таки уговорила ее сходить к психотерапевту, в то время она покрылась сыпью и чесалась. Я предполагала, что это на нервной почве, но врач, которая уже была на пенсии и казалась нам опытным специалистом, сказала: «девочка, ты, когда последний раз занималась сексом? Как часто это бывает?».  Когда она узнала, что это бывает раз в полмесяца, то диагноз поставила такой: «Надо чаще заниматься сексом и все пройдет». Правда выписала таблетки и мазь. В то время – такой диагноз вызвал у дочери смятение и смущение. А сейчас, в 28 лет, у нее появилась, какая-то болезненная зависимость от сексуальных отношений. Если долго нет таких отношений, становится нервной, раздраженной, вспыльчивой, да и сама иногда жалуется, что у нее давно уже нет секса. Я думаю, в подсознании она помнила этот диагноз и теперь ей кажется, что это и правда панацея от всех ее проблем.

   Любовь и забота о своем ребенке – для нее святое. Кидается как курица на его защиту, где надо и где не надо. Но в отношениях с ним часто срывается на крик, не постоянна и не последовательна в своих требованиях.

   Также ежедневно выпивает не менее двух, бутылок пива, и не считает это проблемой. Ну  а если какие-то стрессы,  проблемы, праздники, гости и т.д. то там уже количество бутылок не в счет. А так как она рано встает, много работает, то заснуть может за столом во время праздника. На следующий день просто ничего не помнит.

 Если находится в одиночестве, то обязательно в наушниках и с телефоном в руках, в основном слушает грустную музыку.

Теперь уже жить со мной она не хочет. Потому что, я по-прежнему борюсь с алкоголем, и ее это достало. Я так понимаю, сейчас она зависима от отношений с мужчиной, а так как так такого мужчины не нашлось, то она

находится в глубоком кризисе и в затяжной депрессии. И выход у нее – только алкоголь.

 Проведем исследование детского возраста:

Девочка из двойни, беременность была тяжелая, постоянные угрозы выкидыша. Вдобавок у детей был резус конфликт (у девочки 2+, у мальчика  же 1-резус).  Родилась весом 1.700, полтора месяца провела в отделении интенсивной терапии, выписалась с весом 2.500. Находилась на искусственном  вскармливании, первые дни – через зонд, далее – с бутылочки. Первые четыре года постоянные простудные заболевания.

   Все бы это ничего, но у нее очень строгая мама. Безумно любящая, готовая подстелить соломку для падения, но если дети совершали проступки – строго наказывающая. Ремень, угол и другие наказания. В свое оправдание скажу,

что и меня очень строго наказывали, били до восьмого класса и вдобавок, мама особо ласками не баловала. Я когда росла, думала что своим детям я дам столько любви, что они будут в ней купаться. Так, в общем, и произошло.

Но что детей нужно бить – к сожалению, я была твердо убеждена.

В три года, когда я шла с двумя детьми по магазину, сын начал ныть и просить что-то купить, на что моя дочка сказала: «мама сама знает, что надо купить». Люди оборачивались, хвалили ее, я гордилась! А получается - уже это были первые признаки зависимости.  

Я всегда могла на нее положиться и далее, когда родилась младшая  дочка, присмотр за ней целиком лег на старшую. Она не только присматривала за ней, но и считала, что несет ответственность за ее поведение. Об этом конечно я узнала гораздо позже, когда все выросли, и мы смогли поговорить наравне. Как она сказала, «я чувствую себя виноватой, что я не уследила». Как оказалось она жила еще и с чувством вины, за проблемы младшей сестры.

    В школе она была «серой мышкой», правда, очень красивой мышкой! Но она никогда не выделялась, предпочитая отсидеться в тени.

Когда начала ходить на танцы, приходила и жаловалась, что ее не приглашают, обходят стороной. Потом я заметила, что для раскрепощения, так сказать, она начала пить пиво, особенно на танцах. Не буду описывать способы борьбы, но я боролась и много боролась. Результат был не очень эффективный. Конечно, напиваться она не напивалась, но сам факт спиртного приводил меня в ужас.

    Ей никогда не хотелось уехать из дома. Я же, зная как хороши студенческие годы, особенно живя в общежитии с друзьями,

 но,  не понимая, что творится с ней, чуть не выпихивала ее ехать поступать в техникум, в другом городе. На что она мне говорила: «да не хочу я никуда уезжать, мне и с тобой хорошо». В итоге, она не добрала одного балла и поступила  учиться в училище, которое находится недалеко от дома.

   В 16 лет она познакомилась с парнем взрослым, старше ее на 8 лет. Ей льстило его внимание, меня пугало. Ну а он начал из нее, так сказать, ваять будущую жену. И подчинил ее полностью.

   В 17 лет она попала в аварию, была, черепно-мозговая травма, на голове большой шрам и перебита челюсть. Авария произошла в результате их ссоры. Она, обидевшись на него, побежала через дорогу, не видя автобуса.

   В 19 лет она вышла за него замуж. Мне жалко было смотреть на то, как она ведет себя в семье. Он был главный, сам покупал продукты, решал, что надо,

что не надо, сам распределял деньги, уезжал на сутки на рыбалку, был склонен к агрессии. Вообщем, делал что хотел, и она должна была подчиняться этому. Но она молчит, молчит, потом выпивает пива, и начинает

высказывать все, что молчала.

Опять для раскрепощения - пила.

   И в  университет заочно  мы поступали вместе, по моему натиску.

Потом родился ребенок, и началась затяжная депрессия. Сейчас мне кажется, это произошло оттого, что надо было брать ответственность за ребенка, а ей

это было сложно. До декрета она нигде не работала, а когда ребенку исполнилось три года, с поиском работы у нее ничего не получилось,  я приехала и нашла ей работу. Она работала хорошо, даже была лучшим продавцом, но на предложения подняться выше по должности – отвечала отказом.

   Они прожили пять лет, плохо, постоянно ругались и дрались, но уйти от него она не могла. Зато она могла позвонить мне в другой город и спросить в чем ей идти на праздник. Спросить совета, что ей делать в той или иной ситуации. Я, конечно, помогала, как могла. А когда я пыталась ей сказать, что ты сама должна решать, я слышала в ее тоне такие жалкие нотки, что опять продолжала советовать. Все это мне внушало тревогу, но больше всего я переживала за злоупотреблением пивом.

 Спрашивала у нее: «Скажи, ты хочешь с ним жить?» - «Не знаю».

«А что ты хочешь?» - «Не знаю»

«Так разберись, что тебе надо?»- «Не знаю»

В общем, человек, который не знает, что он хочет. Плывет по течению и ничего не предпринимает. Продажа моего дома, где они жили, решило проблему развода. Они разошлись, и она переехала с сыном ко мне.

Опять проблема с поиском работы, побегала и опять пошла в ту организацию, что и дома работала.

 Сейчас, когда я наблюдаю за ней, я просто прихожу в ужас. Ранее умная, рассудительная девочка, тупеет на глазах. Алкоголь теперь единственный и верный друг (хотя внешний вид мало изменился, молоденькая красивая девочка). Кроме того она постоянно пьет таблетки от нервов, потому что периодически выстреливает  экзема, она плохо спит. Но пьет слабые, те, что продаются без рецепта, они мало помогают.

Чтобы решить с кем встречаться, она посоветуется со всеми знакомыми. Что делать на работе, что одеть, пойти куда-то или не пойти – все только после обсуждения. Я смотрю на людей, с которыми она советуется, и вижу их недоумение, людям неудобно обсуждать с ней сугубо личные ситуации.

У нее на лицо все признаки глубокой зависимости, а также большой депрессии.

Она бы пошла к психологу, но лишь затем, чтобы с очередным человеком посоветоваться, как и что ей делать. А мне пока остается мучиться от невозможности помочь свой дочери и исправить свои оплошности.

   II. 3. Практический пример из зарубежной практики.

 Карен, 45-летняя замужняя женщина, была направлена на лечение ее врачом в связи с приступами паники. В ходе оценки она казалась озабоченной, чувствительной и наивной. Ею легко овладевали эмоции, и она время от времени плакала по ходу сессии. В течение оценки она при любой возможности проявляла самокритику. Например, когда ее спросили, как она ладит с другими людьми, она сообщила: «Другие считают меня тупой и неадекватной», — хотя она не упомянула ни о каких фактах, которые могли бы заставить ее так думать.

 Она сообщила, что не любила ходить в школу, потому что «была тупой», а также всегда чувствовала, что была недостаточно хорошей. Она очень нуждалась в поддержке психотерапевта, даже, например, при выполнении задания отнимать по 7 от 100, что использовалось в ходе диагностики.

В дополнение к приступам паники и избеганию, она сообщила о тяжелых депрессиях, которые периодически у нее случаются.  И о наличии серьезного предменструального синдрома. Наконец она рассказала о том, что ежедневно выпивает от одной до трех небольших порций ликера, но не считает это проблемой.

Однако при диагностике зависимого расстройства важно выходить за рамки

начальных жалоб и тщательно оценивать историю отношений пациента, особенно отмечая, как он реагирует на окончание отношений и как окружающие отзываются о пациенте. Может быть, полезно подробно расспросить о том, как принимаются решения, и обратить внимание, как на повседневные, так и важные жизненные решения. Также должна быть собрана информация о том, как пациент себя чувствует, если долго остается в одиночестве. Полезно также спросить у пациента, как он ведет себя, если с кем-то не согласен или если от него требуют сделать что-то неприятное либо унизительное. О наличии у пациента расстройства  может говорить и собственная реакция психотерапевта.

Если психотерапевт обнаруживает, что начинает ощущать себя спасителем пациента или склонен делать для него необычные исключения, в которых тот якобы нуждается, следует предположить наличие у пациента зависимое расстройство личности и начать собирать данные, подтверждающие или опровергающие этот диагноз.

Карен сообщила, что ее первый брак продлился 10 лет, хотя «это был ад». Ее

муж изменял ей со многими женщинами и был склонен к вербальной агрессии. Она много раз пробовала бросить его, но уступала многократным просьбам о возвращении.

    Наконец она смогла развестись с ним и вскоре познакомилась со своим нынешним мужем и вышла за него. Она описывала своего мужа как доброго, чуткого и отзывчивого. Карен заявляла, что предпочитает, чтобы кто-нибудь принимал за нее важные решения, и соглашается с людьми, чтобы избежать конфликта. Ее беспокоило одиночество, когда некому о ней позаботиться, и она сообщала о чувстве беспомощности при отсутствии поддержки со стороны. Она также сообщила, что легкоранима, поэтому старается не делать ничего такого, что могло бы вызвать критику.

Хотя Карен обращалась за лечением по поводу приступов паники и обнаруживала тотальные паттерны избегания в течение последних семи лет, она признавала, что многие из ее проблем существовали намного раньше приступов паники и агорафобии. Она не любила делать что-либо в одиночестве задолго до того, как у нее начались приступы паники, и у нее были такие мысли, как «Я никчемный человек», по крайней мере, с третьего

класса школы.

 Она явно удовлетворяет  критериям зависимого расстройства личности и панического расстройства с агорафобией, а также большой депрессии.

Глава III. Вывод.

Современные классификации исходят из представлений об основном расстройстве при патологических проявлениях характера, которыми являются изменения деятельности эмоционально-волевой сферы. Эти нарушения при расстройствах личности первичны, все остальные особенности психики у них связаны с нарушениями эмоциональных и волевых проявлений. Такие «вторичные» особенности психики отмечаются в сфере мышления. Большинству психопатических личностей, независимо от конкретных особенностей характера, свойственны своеобразные извращения мыслительной деятельности, несмотря на формальную сохранность интеллекта, в виде недостатков прогнозирования своих действий, отсутствия опоры на собственный опыт. У одних пациентов эти изменения проявляются в виде крайней негибкости умозаключений, односторонности выводов, непереубедимости суждений, у других — в поспешности и легковесности суждений, легкости и непродуманности принимаемых решений. В ряде случаев имеет место преобладание волевых расстройств с неустойчивостью интересов и привязанностей, сменой увлечений и занятий, в других — с односторонностью и необычностью пристрастий. Эмоциональные проявления характеризуются противоположной энергетической направленностью: в одних случаях — это активные, стеничные эмоции, в других — их энергетический заряд снижен, эмоции пассивны, они постоянно астеничны.

Споры о происхождении расстройств личности не утихают со времени выделения этой аномалии психики.  Ранее уже отмечалось, что в процессе индивидуального развития под влиянием конституциональных факторов и социального опыта у каждого человека формируются характерные для него особенности поведения, в том числе и стереотипы реагирования на психогенные и другие воздействия. Это способствует адаптации к окружающему и поддержанию межличностных контактов, а у людей с психопатией эта адаптация затруднена.

 Но далеко не все психопаты попадают в поле зрения психиатров. Чаще это происходит при декомпенсациях их состояния или в случаях нарушения закона. По этим причинам оценка распространенности психопатий весьма затруднительна.

В англоязычных странах особой популярностью пользуется психоанализ, позволяющий перевести на уровень сознания, вытесненные патологические комплексы и отреагировать их. Также необходимо добавить, что психоаналитическое учение практически исключает благополучное

прохождение всех стадий психосексуального развития. Каждый из рассмотренных этапов наполнен противоречиями и страхами, а значит, при всем нашем желании оградить ребенка от травм детства на практике это не представляется возможным. Потому правильнее было бы сказать, что у любого человека существуют фиксации на каждой определенной стадии развития, однако у одного в большей степени преобладает и читается оральный тип личности, у другого - анальный, у третьего - фаллический. При этом одно не подлежит сомнению: имея представление об особенностях протекания психосексуального развития, мы можем значительно снизить риск получения серьезных травм на той или иной стадии развития, способствовать формированию личности малыша с минимальным для него ущербом, а значит, сделать его немножко счастливее.

   Индивидуальная психоаналитическая терапия продолжается месяцы, иногда годы. В процессе тренингового взаимодействия с другими членами группы по соответствующему сценарию пациенту предоставляется возможность в искусственно созданной игровой ситуации осознать и отреагировать имеющиеся у него патологические комплексы.

    В нашей же стране, эта тема рассматривалась лишь у нескольких авторов. Они  в свою очередь, большое внимание уделяли изучению данной проблематики и построению терапевтических моделей, которыми и пользуются для корректирования личностных расстройств.

Но и помощь больным психопатиями врачам приходится оказывать в редких случаях, (относительно количества нуждающихся) поскольку в состояниях компенсации лишь очень немногие пациенты в нашей стране обращаются к психологу или психотерапевту. В состоянии декомпенсации психиатр имеет дело, по сути, с различными осложнениями – психогенными состояниями, заболеваниями, алкоголизмом, токсикоманиями, которые лечатся в соответствии с имеющимися стандартами.

Лечение психопатии само по себе должно преследовать цель позитивной перестройки всего годами формировавшегося «склада личности», формирование новых установок, системы ценностей, нового отношения к себе и окружающему миру и т.д. и т.п.

Речь в этих случаях идет по существу о психопротезировании. Трудно представить себе реально мыслящего врача, готового поставить перед собой подобную задачу.

По мнению большинства специалистов, биологическая терапия психопатий носит вспомогательный характер. Основная роль в коррекции установок личности, формировании оптимального стиля взаимоотношений пациента с

окружающими принадлежит психотерапии. В зависимости от типа психопатии и конкретной жизненной ситуации используются как методы групповой, так и индивидуальной психотерапии. Применяются как ее патогенетический, так и суггестивный варианты (чаще при истерической психопатии).

Что же  касается профилактики, должны быть мероприятия, направленные на создание нормальных условий развития на ранних стадиях онтогенеза (в пренатальном и раннем постнатальном периодах). Они включают предупреждение, выявление и лечение различных заболеваний матери и ребенка, создание благоприятных условий жизни, обеспечивающих его нормальное развитие и воспитание.

Помимо медицинского и педагогического аспекта существуют и другие. Когда речь идет о благополучии семьи, следует иметь в виду все то, что определяет уровень и качество жизни, относится к вопросам неспецифической профилактики и лежит в сфере ответственности государства перед своими гражданами.

Люди с зависимым расстройством личности, считают себя неадекватными и беспомощными и поэтому неспособными жить самостоятельно. Они рассматривают мир как неприветливое, одинокое или даже опасное место, где им не выжить в одиночку. И они делают вывод, что решение проблемы их неадекватности в пугающем мире заключается в том, чтобы попробовать найти кого-то, кто умеет справляться с жизненными трудностями, защитит и позаботится о них. Зависимые люди решают, что стоит отказаться от ответственности и подчинить свои потребности и желания другому человеку в обмен на заботу.

Такая адаптация, конечно, несет в себе неблагоприятные последствия. С одной стороны, полагаясь на других в решении проблем и принятии решений, человек имеет мало возможностей овладеть навыками, необходимыми для независимости. Некоторые люди никогда не обучаются навыкам самостоятельной жизни (таким как, уверенность в себе, решение проблем и принятие решений), в то время как другие не осознают навыков, которыми обладают, и поэтому не используют их, таким образом, закрепляя свою зависимость. Кроме того, мысль о том, чтобы стать более компетентным, может пугать зависимых людей, потому что они боятся, что, если они станут менее нуждающимися, их бросят и им придется жить самостоятельно, хотя они совершенно к этому не готовы.

Постоянное чувство невозможности к самостоятельной жизни порождает у них страх одиночества, чувство беспомощности. Без стимулирования со

стороны они не могут принимать даже обыденные решения. Покупка новой вещи, посещение магазина превращаются для них в значительное, важное событие. Вместе с тем они, своей беспомощностью, перманентным требованием повышенной заботы, необходимостью все время подбадривать, опекать вызывают раздражение окружающих. Они не замечают, что их эгоистическая убежденность в собственной слабости тяготит близких людей.

Становится ясно и понятно, что собой представляет данное нарушение и как с ним нужно бороться: изменять когнитивные, аффективные и поведенческие "схемы".

В целях же профилактики данного расстройство вполне логично было бы обеспечивать благоприятные условия воспитания, детства, так как именно оно играет очень важную роль в становлении личностных расстройств. Особенно значимо это для тех людей, которые находятся в группе риска - имеют близких родственников с шизофренией или схожим расстройством.

Литература:

http://psihomed.com/rasstroystvo-lichnosti/

http://allrefs.net/c14/4dvs5/p462/

http://www.studfiles.ru/preview/1743126/

http://knowledge.allbest.ru/psychology/ Курсовая работа

«Расстройства личности в современной психотерапии»

http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met22/node1.html

http://spbmu.s-psy.ru/obucenie/kurs-psihiatrii/5-kurs-lecebnyj-fakultet/elektronnyj-ucebnik-po-psihiatrii/tema-no17-psihopatii-rasstrojstva-licnosti-/rasstrojstva-licnosti-patologia-vlecenij-v-v-dunaevskij-

http://www.genezis.evodesign.pro/publications/rasstrojstva-lichnosti

http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/psychiatric/dependent-personality-disorde

http://ru.wikihow.com/определить-зависимое-расстройство-личности

http://rostduha.ru/psixologiya-zavisimosti/

http://www.b17.ru/article/37636/

https://ru.wikipedia.org/wiki/Зависимое_расстройство_личности

http://knowledge.allbest.ru/psychology/3c0b65625a2bd79b5d53a89421206c27_0.html

Ганнушкин Б.П. Клиника психопатий: их статика, динамика, систематика. - Н. Новгород: Изд-во НГМД, 2008. - 128 с.

Аверин В.А. Психология личности DOC. Учебное пособие. - СПб:  Изд-во Михайлова В.А., 2009.

Бек А., Фримен А. Когнитивная психотерапия расстройств личности. - СПб:  Питер, 2012.