Статья «Гендерное воспитание в условиях центра для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
На сегодняшний день остро обозначена проблема воспитания детей, лишенных родительского попечительства. Дефицитарность общения со взрослыми и различные виды депривации являются травмирующими факторами, которые приводят к деформации личности, искажению половой социализации и другим нарушениям. Для успешной адаптации воспитанников и их интеграции в общество, как полноправного ее члена, у подростка должны быть сформированы полоролевые ориентации и стереотипы поведения. Несмотря на широкую изученность данной проблемы, она остается непроработанной до конца. В данной статье также представлена программа, которя способствует адаптации воспитанников в социуме в их ближайшем будущем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_saita.docx | 45.04 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ- ПЕТЕРБУРГА КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ САНКТ- ПЕТЕРБУРГА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ №10» ______________________________________________________________________________________________ 195112 Россия, г. Санкт-Петербург, пр. Малоохтинский, дом 51, литер А , т/ф: (812) 574-57-58 |
Статья
«Гендерное воспитание в условиях центра для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Куртова Ксения Владимировна
Педагог-психолог,
СПб ГБУ центр для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Центр содействия семейному воспитанию №10»
Санкт-Петербург
2020 г.
На сегодняшний день остро обозначена проблема воспитания детей, лишенных родительского попечительства. Дефицитарность общения со взрослыми и различные виды депривации являются травмирующими факторами, которые приводят к деформации личности, искажению половой социализации и другим нарушениям. Для успешной адаптации воспитанников и их интеграции в общество, как полноправного ее члена, у подростка должны быть сформированы полоролевые ориентации и стереотипы поведения. Несмотря на широкую изученность данной проблемы, она остается непроработанной до конца. Данная программа способствует адаптации воспитанников в социуме в их ближайшем будущем.
Ключевые слова: половое воспитание, депривация, детский дом, половая идентификация, гендерная культура, гендерные роли, гендерная социализация.
Цель: Поиск оптимальных средств создания наиболее благоприятных условий для формирования у подростков адекватного отношения к своему телу и помощь в становлении половой идентичности.
Задачи:
- Создание условий для формирования психически здорового и социально-адаптированного человека.
- Повышение уровня информированности воспитанников и педагогов в вопросах полового воспитания, путём использования различных форм и методов профилактической работы.
- Обучение педагогов здоровьесберегающим технологиям в воспитательной деятельности.
- Организация высокоэффективной системы медицинской реабилитации и психической релаксации.
- Повышение качества воспитательных мероприятий, ориентированных на половое воспитание; поиск новых форм работы с детьми с целью вовлечения их в процесс решения поставленных задач.
С учётом возрастных особенностей воспитанников выделено две возрастные категории: I – 6-12 лет; II - 13-18 лет. Физический и интеллектуальный возраст воспитанников не всегда соответствует друг другу, так как многие из них относятся к числу людей с особенностями здоровья и имеют задержку психического развития и расстройства аутистического спектра.
В современном мире существует гендерная модель равноправного включения мужчин и женщин во все сферы общественной жизни. Поэтому очень важно воспитывать детей в обществе равенства полов, где мужчины и женщины должны иметь равные права. Гендерная культура – это система действующих в данном социуме взглядов, установок, принципов и т.д. образующих социально-культурные аспекты гендера. Гендерная культура проявляется во всех сферах жизни социума: экономической, политической, социальной, духовно-нравственной и т.п. На сегодняшний день понятие модели гендерной культуры обозначается как выстраивание социальных отношений между мужчиной и женщиной в соответствии с различными принципами.
Гендерное воспитание оказывает влияние на процесс социализации ребёнка в зависимости от пола. Непосредственно в воспитании гендерный подход нужен для создания условий воспитания мальчиков и девочек чтобы их развитие и ценностные ориентации способствовали позитивному становлению индивидуальных черт; положительному приспособлению подрастающего поколения к реалиям полоролевых отношений в социуме[1]. На разультат данного воспитания будет влиять повышение профессиональных компетенций педагогов.
У детей, попадающих в детский дом из неблагополучных семей, по большей части присутствуют отклонения в сексуальном развитии. Также они подвержены социальной и родительской депривации, что сказывается на их гендерной идентичности. Таким образом, повзрослев, многие из воспитанников детских домов не способны взять на себя обязанности зрелого человека, реализовать себя в отношениях и браке, дать своим детям адекватное воспитание, что приводит к эмоциональной депривации от поколения к поколению.
В отечественной психологии[3] было проведено исследование, посвящённое изучению представлений подростков 13-15 лет о современных мужчинах и женщинах. Учитывались мнения о мотивах поведения мужчин и женщин, их ценностных ориентациях, их негативных характеристиках. Были были проанализированы работы воспитанников из детского дома и подростков из обычной школы. Результаты значительно различались. У подростков из школы в представлениях о взрослых ведущее место занимал брак, описывающийся позитивными характеристиками. Для воспитанников детского дома всё что связано с браком, не занимает лидирующие позиции и описывается насыщенно отрицательными моментами. Это говорит об отсутствии адекватных установок для нормального поведения супругов. Таким образом, тут необходима помощь ребёнку со стороны педагогов и психологов в переосмыслении отрицательного опыта. Иначе такой опыт будет неизбежно проецироваться на взрослую жизнь, несмотря на отрицательное отношение к нему [2]. Также важно отметить, что воспитанники в детском доме редко или совсем не играют в ролевые игры. Подобные игры особенно важны в становлении гендерной идентичности.
Достаточно выраженно проблемы с гендерной идентичностью проявляются в пубертатный период. Главная проблема этого периода - сексуальное поведение. Подростка очень волнует насколько его внешность и поведение соответствует стереотипам о «мужественности» и «женственности». Изменения в строении тела и вторичные половые признаки для подростков обозначают их взрослость и отношение к определенному полу. Так начинает проявляться интерес подростка к своему телу и к телу своих сверстников. В условиях детского дома, когда воспитанники живут в одной разновозрастной комнате очень важно, чтобы этот интерес не принял болезненные извращённые формы. Очень важно формировать правильные и здоровые представления о женственности у девочек и мужественности у мальчиков. Воспитанники рано начинают половую жизнь. Забота о своей внешности способна перерасти в подчёркивание своей сексуальности. Часто у воспитанников к моменту полового созревания не наблюдается каких-либо интересов и ценностей которые могли бы конкурировать с пробудившимся половым влечением. Таким образом, половое влечение у таких подростков становится основной потребностью [2]. Перед работниками детских домов на сегодня стоит трудная задача – гендерная социализация, которая включает в себя восполнение пробелов в семейном воспитании, привитие навыков сексуального самосохранения и формирование маскулинности и феминности.
Как было указано ранее, в ЦССВ №10 выделено две возрастные категории. Поэтому была разработана программа состоящая из двух частей, где тематика занятий является общей, но в силу разного возраста воспитанников подходы к обсуждению гендерных вопросов отличаются стилем повествования. Программа предполагает использование различных методов работы, таких как: беседы, дискуссии, мастер-классы, индивидуальные беседы с врачом, тестирования, тренинги, индивидуальные консультации и пр.
Темы программы:
- У каждого свои секреты;
- Дружба между мальчиком и девочкой;
- Любви все возрасты покорны;
- Браки и разводы;
- Материнство как особенный период в жизни женщины;
- «Половая зрелость – что это?»;
- Ранние половые связи и их последствия;
- Венерические заболевания;
- Профилактика СПИДа;
- «Что значит быть защищённым во всех смыслах этого слова?».
Планируемые приобретенные социальные знания, умения и навыки у воспитанников:
- осознание половой принадлежности;
- развитие необходимых каждому возрасту знаний об особенностях строения и физиологии организма;
- формирование адекватных установок в отношении половых ролей и сексуального поведения;
- умение оценивать собственные проявления любви и привязанности;
- социальная и психологическая готовность к браку;
- социальные, психологические, педагогические последствия разводов;
- понятие о развитии девочки, как будущей матери;
- представления о физической и психологической взрослости;
- психологические, нравственные, медицинские аспекты сексуальной жизни и её начала;
- знания о заболеваниях, передающихся половым путём, методах контрацепции.
Таким образом, в данных обстоятельствах способами оценки эффективности будут выступать метод наблюдения и метод опроса. Для психологической службы ЦССВ №10 показателем эффективности работы также служит позитивная обратная связь воспитанников и администрации учреждения.
Список использованной литературы:
- Словарь гендерных терминов / под ред. А.А. Денисовой. Региональная общественная организация "Восток-Запад: женские инновационные проекты". - М., 2002.
- Прихожан, А. М., Толстых Н. Н., Юферева, Т. И. Подростковый возраст. Психическое развитие воспитанников детского дома/ А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых, Т. И. Юферева. – Москва, 1991.– 112с.
- Резер, Т.М. Медико-социальный подход к организации полового воспитания и сексуального образования / Т.М. Резер // Социологические исследования. - 2003. - № 1. – с. 102 -108.