Компоненты языковой способности

 

В данной презентации рассматриваются следующие вопросы: определение понятия-языковая способность; компоненты языковой способности: А)фонетический  Б)морфологический  В)синтаксический

Г)лексический.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_no1_lipovaya_e.s.pptx226.54 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГОУ ВПО ЛНР «ЛУГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО КАФЕДРА ДЕФЕКТОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ « Компоненты языковой способности» Презентацию подготовил: студент 2_Маг_Лог_ЗФО_ ИПП Липовая Елена Сергеевна Преподаватель: доцент Рычкова Т.А. Дисциплина « Лингвистические проблемы специальной педагогики и психологии»

Слайд 2

План 1.Введение 2.Определение понятия-языковая способность. 3.Компоненты языковой способности: А)фонетический Б)морфологический В)синтаксический Г)лексический

Слайд 3

Введение В нашем бурном, современном мире, когда стремительно развиваются межкультурные коммуникации, возникает интерес к исследованиям проблем языковых способностей . Овладение речью происходит в младенчестве, и на протяжении всей жизни идет совершенствование речевых способностей. Начинается восприятие родной речи от близких и окружающих людей, ребенок стремится к общению и самовыражению.

Слайд 4

Общение происходит не только внешне, но и на внутреннем мысленном уровне. Вначале происходит неосознанное овладение сложнейшими механизмами речи, а, в дальнейшем. все процессы осознаются, становятся целенаправленными, осознанными, подчиняются самоконтролю . Для успешного обучения, для определения ключевых моментов в формировании личности очень важно изучение языковой способности.

Слайд 5

Определение понятия-языковая способность Существуют две основные точки зрения на природу языковой способности: 1.Языковая способность — генетически наследуемое «заложенное» в человеке образование. «Заложенный» языковой материал поначалу беден и неправилен. Он обогащается и исправляется по мере развития субъекта, по мере расширения круга общения, «с возрастом и упражнением». 2 . Языковая способность — социальное по природе образование, формирующееся под влиянием социальных факторов (Л. С. Выготский)

Слайд 6

Компоненты языковой способности Фонетический компонент В свою очередь звуковая сторона речи включает в себя следующие компоненты: звукопроизношение, просодическая сторона речи, фонематическое восприятие. Под фонетической стороной речи понимают произнесение звуков как результат согласованной работы всех отделов речедвигательного аппарата.

Слайд 7

Периферическим отделом речедвигательного анализатора является речевой аппарат, куда входят: – дыхательный аппарат, обеспечивающий энергетическую основу речи (диафрагма, легкие, бронхи, трахея, гортань); – голосообразовательный аппарат, обеспечивающий образование звука (гортань с голосовыми складками); – артикуляционный аппарат, преобразующий звук, возникающий в гортани, в разнообразные речевые звуки (ротовая и носовая полости).

Слайд 8

Морфологический компонент Морфологический компонент языковой способности предполагает : 1 ) способность выделять общее значение и звучание, характерное для одной морфемы, в разных словах ; 2 ) закрепление связи значения морфемы и ее обозначения ;

Слайд 9

3) способность к комбинированию морфем по правилам языка в процессе формообразования и словообразования; 4 ) установление парадигматических рядов словоизменения и словообразования; 5 ) определение морфемной структуры слова на практическом уровне и, позднее, на уровне метаязыковой деятельности.

Слайд 10

Морфологический компонент языковой способности включает словоизменительную (формообразующую) и словообразовательную составляющие. Первая связана с процессом формирования грамматических категорий в языковом сознании ребенка. Вторая — с процессами семантического анализа и семантического синтеза производных слов в речи ребенка.

Слайд 11

Синтаксический компонент Синтаксический компонент речи – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении . Синтаксис - многообразие способов построения простых и сложных предложений. А.Н. Гвоздев наметил основные периоды в формировании грамматического строя речи.

Слайд 12

Первый период - период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях, когда они используются (1 год 3 месяца - 1 год 10 месяцев). Второй период - период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения (1 год 10 месяце - 3 года).

Слайд 13

Третий период - период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений (3 года - 7 лет). В этот период в большей мере усваиваются все единичные, стоящие особняком, формы. Раньше усваивается система окончаний, позже - система чередования в основах.

Слайд 14

Л ексический компонент Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его использование. Словарь – это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Различают словарь пассивный и активный. Под пассивным словарем понимают возможность понимания слов, под активным – употребление их в речи. Уровень развития словаря определяется количественными и качественными показателями.

Слайд 15

Таким образом, исходя из всего вышесказанного, мы видим, что основные компоненты языковой способности формируют звуковую культуру, грамматический строй речи, активируют словарь, обучают связной речи. Эти задачи решаются на всем протяжении дошкольного детства, усовершенствуясь и усложняясь на каждом возрастном этапе.