Упражнения для детей "Развиваем мышление, играя"
Мышление как психический процесс совершается в умственных (мыслительных) действиях и операциях.
Умственные действия - это разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания, это действия с образами, представлениями, понятиями. Умственное действие всегда осознано, так как осознается его цель. Экспериментально установлено также, что в умственные действия обязательно включены моторные, двигательные компоненты.
Умственные действия состоят из простейших мыслительных операций. Известно конечное число таких операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и конкретизация. В процессе умственной деятельности мыслительные операции протекают неосознанно, хотя при желании человек может их осознать.
Анализ – мыслительная операция разделения предметов и явлений на части.
Синтез – мыслительная операция объединения частей или свойств предмета в единое целое.
Сравнение – мыслительная операция сопоставления предметов и явлений между собой, нахождение сходства и различий между ними. Сравнивать объекты следует по одному основанию. Например, сравним ощущение и восприятие. Различия: ощущение – процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, а восприятие – отражение предметов и явлений в целом; сходство: оба психические процессы отражения и действуют в момент воздействия раздражителя на органы чувств.
Обобщение – мыслительная операция объединения предметов и явлений в группы по их общим и существенным признакам.
Абстракция (отвлечение) – мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и одновременном отвлечении от несущественных. Это выделение какой-либо стороны или аспекта, которые в действительности как самостоятельные не существует.
Конкретизация – мыслительная операция, противоположная абстракции. Это представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению.
Формы мышления
Мышление – функционирует и фиксируется в различных формах: предметно-действенной, наглядно-образной и словесно-логической. Словесно-логическое мышление, в свою очередь, выражается в понятиях, суждениях и умозаключениях.
Мышление предметно-действенное (наглядно-действенное) – форма мышления, опирающаяся на непосредственное восприятие предметов и действия с ними. В этом мышлении субъект выполняет мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение и др.) в действии, работают руки и глаза. Такое мышление типично для дошкольного возраста (собирает и разбирает пирамидку, машинку). «Поле зрения» ребенка совпадает с полем его действий. Это наиболее элементарная форма мышления, возникающая и использующаяся взрослым в практической деятельности. Предметно-действенное мышление является основой формирования более сложных форм мышления.
Мышление наглядно-образное – форма мышления, которая осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. В этом процессе человек привязан к действительности, а необходимые для мышления образы он черпает из кратковременной и оперативной памяти. Данная форма мышления доминирует у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Мышление словесно-логическое (понятийное) – это мышление с опорой на понятия, которые отражают общее, сущность предметов и выражаются в словах, предложениях или других знаках. В этой форме мышления человек использует понятия, суждения и умозаключении, из которых строятся различные рассуждения.
Понятие – форма мышления, в которой отражаются общие и существенные свойства ряда однородных предметов или явлений. Понятие выражается в значении слова и является наглядным. В них люди фиксируют результаты опыта и познания. Понятия (житейские и научные) усваиваются в процессе жизни, в процессах обучения и воспитания. Например: ложка, психика и др.
Суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями. Суждения – результат опыта многих поколений, а не практического опыта индивида. Это позволяет получать суждения логическим путем. Суждения разнообразны (общие и частные, истинные и ложные). Суждения приобретаются и усваиваются в процессе умственного развития, а не присущи человеку от рождения.
Умозаключение – форма мышления, представляющая собой формирование новых суждений на основе имеющихся. Это связь двух суждений, из которых одно – условие(посылка), а другое – заключение (следствие). Умозаключение позволяет решать проблемы, не имея непосредственной чувственной информации. Например: «Если идет снег, значит, холодно».
Рассуждение – ряд суждений, направленных на установление выводов (следствий) из известных положений (посылок). Рассуждения могут быть двух видов: индуктивное и дедуктивное.
Рассуждение индуктивное (индукция) – это такое рассуждение на основе ряда частных суждений (посылок) можно получить общее суждении (выход).
Рассуждение (дедукция) – это распространение общего положения на частные случаи.
Мышление как процесс решения задач. В современной когнитивной психологии обычно выделяют два этапа в процессе мышления: этап создания проблемной ситуации и этап оперирования этой моделью, поиск решения в проблемном пространстве. При построении модели проблемной ситуации участвуют структуры и схемы знания из долговременной памяти и используются для создания новой модели. Поиск решения в проблемном пространстве идёт не по принципу выбора альтернатив, а на основе строго определённого, непрерывного прогнозирования искомого. Наиболее осмысленные варианты, позволяющие отбирать наиболее удачные способы решения, называют «эвристиками». Процесс решения задач (на примере шахматных) был представлен лауреатом Нобелевской премии психологом Г.Саймоном (1960).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivaem_myshlenie_igraya.docx | 62.9 КБ |
Предварительный просмотр:
- Мне нравится (1)