Консультация для педагогов "Игровые технологии в работе с детьми ОВЗ"
Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали ученые К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин. При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании:
· Технология разноуровневого обучения;
· Коррекционно - развивающие технологии;
· Технология проблемного обучения;
· Проектная деятельность;
· Информационно-коммуникационные технологии;
· Здоровьесберегающие технологии;
· Игровые технологии.
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie.docx | 23.8 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ детский сад комбинированного вида №6
Сообщение: «Игровые технологии в работе с детьми ОВЗ».
Подготовил: педагог-психолог
Шишева Е.Е.
г.о. Наро-Фоминск
2020 г.
ВВЕДЕНИЕ
«Для дитя игра — действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не может еще войти по сложности ее явлений и интересов».
К.Д.Ушинский
Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали ученые К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин. При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании:
- Технология разноуровневого обучения;
- Коррекционно - развивающие технологии;
- Технология проблемного обучения;
- Проектная деятельность;
- Информационно-коммуникационные технологии;
- Здоровьесберегающие технологии;
- Игровые технологии.
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе:
Игровые технологии – единство развивающих возможностей игровых технологий, для формирования личности обучающихся осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом психофизических возможностей, путем осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер.
Основные принципы организации игры:
- Отсутствие принуждения;
- Развитие игровой динамики;
- Поддержание игровой атмосферы;
- Переход от простейших игр к сложным;
- Поддержания – к игровой инициативе;
- Взаимосвязь игровой и учебной деятельности;
- Углубление содержания игровых заданий;
Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.
И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.
Спектр целевых ориентаций:
• Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие умений и навыков; развитие трудовых навыков.
• Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникации.
• Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
• Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.
Так же при подборе игр для детей с ОВЗ следует учитывать следующие требования:
- Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования воспитанников к образовательной деятельности. Соответствие игры возрасту ребенка или его актуальному уровню развития;
- Учет структуры дефекта;
- Подбор игрового материала с постепенным усложнением;
- Связь содержания игры с системой знаний ребенка;
- Соответствие коррекционной цели занятия;
- Учет принципа смены видов деятельности;
- Использование ярких, озвученных игрушек и пособий;
- Соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям, безопасность.
Целесообразность использования игротерапии в организации коррекционно-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья обусловлено тем, что игра является самым действенным средством коррекции психо-физического развития детей. Игротерапия активизирует формирование произвольности психических процессов, речи, познавательной деятельности, совершенствование опорно-двигательной и эмоциональных сфер.
Дидактические игры.
Кубики Никитина «Сложи узор»
Цель: Формировать умение составлять рисунок по схеме или образцу, анализировать, синтезировать, комбинировать. Развить внимание, пространственное воображение, графические способности.
Логические блоки Дьеныша
Цель: Познакомить детей с формой, цветом, размером, развить пространственное воображение, научиться выполнять логические операции, обобщать и находить различия, сравнивать, классифицировать предметы.
Квадрат Воскобовича
Цель: Формировать представления о сенсорных эталонах, развитие пространственное воображение и тонкой моторики, счетных операций, основой для моделирования.
Квадрат Никитина
Цель: Формировать понятие части и целого, способствовать развитию интеллектуальных, творческих способностей, сообразительности, пространственного воображения, логического мышления.
Интерактивные игры.
Цель:
ООО «Мерсибо», игры на память и внимание, «Игроматика», Логомер 2, «Представление об окружающем мире». «Дары Фрёбеля»
Цель: формировать сенсорные навыки и предпосылки к познавательно-исследовательской деятельности, элементарные математические представления, формирование познавательной активности у дошкольников посредством игр на мышление.
Воспитывающие игры.
«Ухаживаем за обувью», «Наши зубки», «Опасно и безопасно».
Цель: воспитание самостоятельности, воли; формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникации.
Социализирующие игры.
«Дружные ребята», «Костер».
Цель: формирование внимания и произвольной регуляции собственной деятельности.
Развивающие игры.
Игры с крупами, с водой, с камнями, с песком
Цель: Развивают у детей воображение, внимание, память, усидчивость, мышление; зрительный анализ и синтез, зрительно-моторную координацию, тонкие движения пальцев рук, тактильные ощущения; развивает аккуратность, усидчивость; способствуют развитию речи; стимулируют способность к творчеству, учить ориентироваться на плоскости.
Ход: Расположитесь в удобном месте, подготовьте разные виды круп (рис, горох, фасоль, гречку) и начинайте игру. Пусть ребенок сначала просто посмотрит, потрогает, запустит в миску пальцы и руки целиком. Будьте готовы к тому, что вся крупа может полететь на пол, и вот когда это начнет происходить, комментируйте: «Упали рис и гречка — пошел дождик». Повторите это несколько раз, пусть ребенок насладится звуком, пропустит его через себя.
Позвольте ребенку плескаться водой, разбрызгивать ее, топать по образовавшимся лужам и прислушиваться к звукам.
Разрешите ребенку трогать камни, перекладывать их в различные емкости. Ощущать прикосновение камней: камни холодные, большие, гладкие и т. д.
Стимулировать ребенка трогать песок, лепить, рисовать на нем, ставить отпечатки. Применение цветовой подсветки для развития сенсорного восприятия. Снятие эмоционального напряжения.
Игра сама по себе универсальный стимулятор. Игровые технологии в обучении детей с ОВЗ являются эффективным обучающим инструментом, который понятен и интересен воспитанникам. Главное, в поддержании игрового интереса чуткость, наблюдательность педагога, проявление творческого подхода в организации игры, умение заинтересовать ребенка игровым сюжетом. Для того, чтобы занятия вызывали интерес и приносили положительные результаты я применяю различные материалы: игрушки, реальные предметы, конструкторы, головоломки, карандаши, краски, пластилин, мозаики, книги, иллюстрации, песок, и др.
Каждый вид игры выполняет специфические функции. Можно использовать всевозможные игры в зависимости от темы занятия, и исходя из конкретных задач коррекции данного ребенка. Цель игры – помочь ребенку осознать самого себя, свои достоинства и недостатки, трудности и успехи.
Игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, но и закрепление навыков, которыми он недавно овладел. Дети в игре чувствуют себя самостоятельными, по своему желанию общаются со сверстниками, реализуют и углубляют свои знания и умения. Играя, дети познают окружающий мир, изучают цвета, форму, свойства материала и пространство, знакомятся с растениями, животными, адаптируются к многообразию человеческих отношений.
Таким образом, игровая технология играет основную роль в развитии ребёнка и является фундаментом всего дошкольного образования.
Список использованной литературы:
- Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М., 1987.
- Баев ИМ. Играем на уроках русского языка. - М., 1989.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. - М., 1988.
- Библиографическое описание: Багян, А. А. Использование игровых технологий в работе с детьми с ОВЗ / А. А. Багян, Е. А. Татаринцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 274-275. — URL: https://moluch.ru/archive/294/66619/ (дата обращения: 08.09.2020).
- Газман О.С. и др. В школу - с игрой. - М., 1991.
- Дети с синдромом Ретта (пер., с фр., Н. Ливандовской, Ю. Пузыревой, В. Архангельской). – М.: Теревинф, 2009.
- Игры - обучение, тренинг, досуг... / Под ред. В.В.Петрусинского. - М., 1994.
- Ильина С. К. Лекотека в ДОУ. Организация, документация. — М.: ТЦ Сфера 2011.
- Кислинг У.Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь приобрести равновесие. — М.: Теревинф, 2010.
- Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М., 1990.
- Лукашонок О.Н. Конфликты в работе педагога с детьми – Калуга.1997
- Минкин Е.М. От игры к знаниям. - М., 1983. .
- Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. - М., 1990.
- Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либнинг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М.: Теревинф, 2014.
- Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. - М.: РПА, 1996.
- Полински Л. PEKIP: игра движение. Более 100 развивающих игр для детей первого года жизни. — М.: Теревинф, 2009.
- Селигман М. Обычные семьи, особые дети. – М.: Теревинф, 2009.
- Хейзинга И. В тени завтрашнего дня. - М., 1992.
- Янушко Е. Помоги малышу заговорить! Развитие речи детей 1.5–3 года. – М.: Теревинф, 2010.
- Мне нравится (1)