Аналитический отчет педагога-психолога
Работа педагога-психолога в 2018-2019 учебном году осуществлялась в соответствии с требованиями ФГОС, годовым планом учреждения, годовым планом педагога-психолога.
В соответствии с планом в 2018-2019 учебном году целью работы педагога-психолога было способствовать созданию психологических условий для успешного освоения детьми образовательных областей в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiticheskiy_otchet_-_kopiya.docx | 28.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Аналитический отчет
о работе педагога-психолога
МАДОУ детский сад комбинированного вида №6
Шишевой Екатерины Евгеньевны.
Работа педагога-психолога в 2018-2019 учебном году осуществлялась в соответствии с требованиями ФГОС, годовым планом учреждения, годовым планом педагога-психолога.
В соответствии с планом в 2018-2019 учебном году целью работы педагога-психолога было способствовать созданию психологических условий для успешного освоения детьми образовательных областей в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования.
Основными задачами стали:
- Создание психолого-педагогически комфортных условий для развития личности ребенка в процессе образовательной деятельности;
- Планирование и разработка развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей;
- Повышение психолого-педагогической компетентности педагогических работников и родителей воспитанников по вопросам практического взаимодействия с детьми;
- Определение индивидуальных образовательных потребностей детей;
- Содействие развитию у воспитанников познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей;
- Психолого-педагогическое сопровождение процесса освоения ООП дошкольного воспитания, обеспечение развивающей направленности образовательной деятельности;
- Осуществление коррекционной работы по оказанию комплексной помощи детям с ОВЗ.
Реализовывались такие направления работы, как:
- Диагностика.
- Консультирование.
- Развивающая и коррекционная работа.
- Просветительская работа.
- Организационно-методическая работа.
В своей работе педагог-психолог руководствовался следующими принципами:
- Конфиденциальность.
- Добровольность.
- Личная заинтересованность.
- Принятие человеком ответственности за свою жизнь.
- Взаимное доверие.
- Поддержка.
- Уважение личности и индивидуальности.
- Максимальная активность личности.
- Минимизация негативных последствий.
Психодиагностическая работа с воспитанниками проводилась по следующим направлениям:
1. Определение соответствия возрастным нормам, диагностика эмоционально-личностной сферы, самооценки.
2. Определение психологической готовности к обучению в школе
3. Углубленная диагностика причин отклонения в интеллектуальном и личностном развитии
4. Определить степень адаптации детей в детском саду
Количество воспитанников детского сада, прошедших обследование у педагога-психолога:
- 6 групп ДОУ; процент охвата 53%.
Работа в адаптационный период.
Цель: Отслеживание адаптации вновь поступивших детей, создание условий, способствующих охране и укреплению психологического здоровья, обеспечения их эмоционального благополучия в процессе адаптации.
Работа осуществлялась под наблюдением воспитателей и педагога-психолога. Отслеживание адаптации детей фиксировалось в картах наблюдений психолога, медсестры. Результаты наблюдений заносились в журнал диагностики.
Во время адаптации оказывалась психологическая поддержка всем участникам образовательного процесса. Работа по адаптации детей к ДОУ строилась исходя из конкретной ситуации (трудностей у ребенка, эмоциональных проявлений, поведенческих реакций). Проводились адаптационные игры; организовывались консультации с родителями и педагогами по вопросам помощи ребёнку в период адаптации к детскому саду.
В процессе адаптационного периода велось наблюдение за детьми в группах, на прогулке, во время занятий. В работе с детьми использовались программа психологических занятий с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению (автор Роньжина А.С.).
На декабрь 2018 г. 75% детей имели легкую степень адаптации, средняя степень адаптации наблюдалась у 20%, тяжелая степень адаптации выявлена у 5%. Для детей имеющих среднюю, тяжелую степень адаптации был установлен гибкий, щадящий режим.
В течение учебного года младшие группы пополнялись новыми детьми, было пролонгировано наблюдение за психологическим климатом в данных группах. Вновь поступающие дети имели лёгкую степень адаптации, сказалась установившаяся положительная атмосфера в группах. Вновь прибывавшие дети заходили в группу, где уже царил позитивный климат, и причины для стресса у них не было.
В итоге, анализ результатов процесса адаптации показал, что период адаптации прошёл успешно для большинства детей. Некоторые трудности с адаптацией возникли у часто болеющих детей и детей, чьи родители «затягивали» ритуал расставания, были непоследовательны в своих действиях, тревожны. С такими родителями велась индивидуальная работа.
На конец учебного года, неадаптированных к условиям детского сада детей не наблюдается.
Психодиагностическая работа.
Диагностика готовности к школе проводилась с детьми в ноябре – декабре 2018 года, которая позволила выявить уровень личностного и познавательного развития каждого ребенка, идущего в школу, группы в целом.
Диагностика готовности детей к обучению в школе проводилась в подготовительной, старшей группе по экспресс-диагностике готовности к школьному обучению Е.К. Вархотовой.
Диагностика проводилась в два этапа. На первом этапе была проведена беседа с целью сбора информации об особенностях физического и психического развития, выявления общей осведомленности ребенка, особенности его взаимодействия со взрослыми, условиях воспитания.
На втором этапе – выполнение ребенком субтестов, с целью установления уровня развития познавательной сферы и эмоционального контакта.
Собранная информация позволила узнать сильные и слабые стороны развития каждого ребенка предшкольного возраста.
Диагностика на начало года:
Готовы – 90%;
Условно готовы – 5%;
Не готовы – 5%.
Диагностика на конец года:
Готовы – 95%;
Условно готовы – 5%.
После первичного обследования был намечен план работы, сформирована коррекционная группа, в которую вошли дети условно готовые и неготовые к школе.
Подгрупповая психокоррекционная работа, была направлена на предупреждение школьной дезадаптации, развития межполушарного взаимодействия, программа психологических занятий с детьми дошкольного возраста (5-8 лет) «Развитие учебных навыков по системе И.В. Данилова», программа психологических занятий с детьми дошкольного возраста (6-7 лет) «Скоро в школу».
Коррекционно – развивающая работа.
Цель: способствовать гармоничному психическому и личностному развитию ребенка в пространстве нормального детства.
В течение года, ежемесячно проводились индивидуальные коррекционные занятия с детьми направленные на развитие восприятия, развитие мышления, развитие индивидуальных особенностей и качеств личности, устранение страхов, коррекцию поведения, агрессии.
Также, в течение года педагогом-психологом проводились индивидуальные занятия в соответствии с Адаптированной образовательной программой для ребенка с тяжелыми нарушениями речи, специальной индивидуальной программой развития ребенка с РАС.
В течение года по специальной индивидуальной программе развития для ребенка с РАС на 14.05.2019 было проведено 60 занятий и были получены следующие результаты:
- Ходит в туалет в группе детского сада, пьет сок, убирает за собой игрушки;
- Выполняет короткую, емкую, понятную инструкцию, проявляет заинтересованность в заданиях;
- Выполняет указательный жест, отрицательный жест;
- Произносит: «Дай коробку», «Дуй шарик», «Помоги», «Пока», «Ух», «Ой», «Не надо», «Нет».
- Самостоятельно рисует круг, линию;
- Различает основные цвета;
- Знает цифры до 10;
- Знает алфавит;
- Научился работать с ножницами;
- Сам выполняет аппликацию;
- Сам ест ложкой йогурт;
- Чистит зубы, умывается;
- Выполняет просьбы: «Дай», «Сними», «Возьми», «Покажи», «Собери», «Приклей», «Закрой», «Открой».
- Называет членов семьи: «Мама», «Папа», «Баба», «Деда», «Ляля».
- Отзывается на свое имя.
- Классификация предметов по цвету, форме, размеру.
- Принимает участие в играх с детьми, сам играет в сюжетно-ролевые игры.
- Понимает жестовую инструкцию взрослого с речевым сопровождением, использует невербальные средства общения;
- Проявляет интерес к играм с водой и песком, действует по показу взрослого.
- Проявляет эмоциональные или двигательные реакции на звучание разных музыкальных произведений;
- действует со знакомыми музыкальными игрушками, извлекая звук;
- повторяет за взрослым буквы, слоги, слова.
В течение года по адаптированной программе для ребенка с ТНР на 14.05.2019 было проведено 28 занятий и были получены следующие результаты:
- улучшилось зрительное, слуховое восприятие, зрительная, слуховая память, моторика;
- классифицирует предметы по форме, размеру, величине, цвету;
- Наглядно-образное мышление;
- Группирует предметы по существенному признаку (игрушки, одежда, обувь, посуда).
Коррекционно-развивающая работа проводилась по следующим программам:
- Программа психологических занятий с детьми дошкольного возраста (3-4 лет) «Цветик –семицветик» (Н.Ю. Куражева);
- Программа психологических занятий с детьми дошкольного возраста (4-5 лет) «Цветик –семицветик» (Н.Ю. Куражева);
- Программа психологических занятий с детьми дошкольного возраста (5-6 лет) «Цветик –семицветик» (Н.Ю. Куражева);
- Программа психологических занятий с детьми дошкольного возраста (6-7 лет) «Скоро в школу» (М.М. Безруких);
- Программа психологических занятий с детьми дошкольного возраста (5-8 лет) «Развитие учебных навыков по системе И.В. Данилова»;
- Программа психологических занятий с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению (Автор Роньжина А.С.);
- Программа психологических занятий с детьми дошкольного возраста «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» (Н. П. Слабодяник).
Консультирование
На протяжении учебного года проводила консультирование родителей и педагогов по вопросам возрастной психологии детей дошкольного возраста. Консультирование по вопросам адаптации малышей, готовности к обучению в школе, по поведению и эмоциональному состоянию дошкольников и по другим проблемам, которые продолжают волновать педагогов и родителей. Систематически пополняю информацию «папок-передвижек» консультациями для воспитателей и родителей во всех возрастных группах ДОУ.
Ежеквартально в группах оформлялся уголок для родителей, где размещалась информация, помогающая повысить психологическую компетентность родителей в области воспитания и взаимодействия с дошкольниками:
- «Развитие моторики у детей 3-4 лет».
- «Рекомендации родителям агрессивных детей».
- «Гиперактивные дети».
- «Как преодолеть рассеянность у ребенка».
- «Возрастные особенности детей 5-6 лет».
- «Возрастные особенности детей 4-5 лет».
- «Возрастные особенности детей 6-7 лет».
- «Развитие моторики у детей 4-5 лет».
- «Развитие моторики у детей 5-6 лет».
- «Развитие внимания, памяти у детей 3-4 лет».
- «Развитие внимания, памяти у детей 4-5 лет».
- «Развитие внимания, памяти у детей 5-6 лет».
- «Развитие внимания, памяти у детей 6-7 лет».
- «Переутомление у детей».
В течение года регулярно посещала родительские собрания.
В середине учебного года в выпускных группах выступила с докладом, где познакомила родителей с результатами диагностики готовности воспитанников к обучению в школе; представила психолого-педагогические заключения на каждого воспитанника; дала необходимые советы и рекомендации для родителей будущих первоклассников; ответила на многие возникшие индивидуальные вопросы по подготовке воспитанников к обучению в школе.
На родительском собрании в подготовительной группе выступила с темой: «Кризис семи лет». Родителям были даны соответствующие рекомендации и разработан специальный буклет, даны индивидуальные консультации.
Профилактическая и просветительская работа.
Систематически размещаю на сайте ДОУ психологический материал для родителей и педагогов.
Ежемесячно велась профилактическая работа (беседы, диагностика, заполнение психолого-педагогических карт, журналов и других необходимых документов) с родителями вновь поступивших детей, родителями детей посещающих и не посещающих ДОУ.
Организационно – методическая работа.
В течение учебного года принимала активное участие в заседаниях районного методического объединения педагогов-психологов, посещала секции, семинары, совещания.
Участвовала во VII Всероссийском педагогическом конкурсе «ФГОСобразование» и прошла профессиональное тестирование «Совокупность образовательных требований к дошкольному образованию по ФГОС», заняла 2 место, во Всероссийском конкурсе «Мотив познания» в блиц-олимпиаде «Педагог-психолог ДОУ. Содержание деятельности и специфика работы» заняла 2 место, во Всероссийском педагогическом конкурсе «Лучшая рабочая программа педагога-психолога», заняла 1 место, во Всероссийском педагогическом конкурсе «Лучшая презентация», заняла 1 место в номинации «Электронная презентация «Психологическая готовность к школьному обучению».
Прошла курсы повышения квалификации в АНО ДПО «Международный социально-гуманитарный институт», курс: «Коррекционная работа с детьми, имеющими расстройства аутического спектра в условиях реализации ФГОС», 72 ч., 2018г., ООО «Высшая школа делового администрирования», курс: «Арт-терапия как метод работы с эмоциональными проблемами детей дошкольного и младшего школьного возраста», 72 ч., 2019 г.
В течение учебного года пополняла библиотеку психолого-педагогической литературой, диагностическим и коррекционно-развивающим инструментарием. Отчетную документацию вела согласно нормативно-правовым актам.
Сформированы папки «ППк», «Диагностика», «Программы», «Рекомендации, заключения», «Шаблоны», «НПА».
Участвовала в плановых (3 заседания) и внеплановых (5) заседаниях ППк.
Провела диагностику познавательной и эмоциональной сферы для представления детей на ТПМПК у 28 детей. Систематически отслеживала динамику развития познавательной и эмоциональной сферы у детей обучающихся по СИПР, АОП и представляла результаты на ППк.
18.04.2019 г. В детском саду начал свою работу консультативный пункт, даны 2 консультации родителям детей с ОВЗ, не посещающих ДОУ.
План работы педагога-психолога 2018-2019 учебном году реализован полностью.
После проведения индивидуальных занятий с детьми улучшились результаты по эмоциональному развитию и коррекции познавательных процессов.
Существенно повысился интерес родителей к особенностям развития их детей, к научной и методической литературе, направленной на формирование психологического здоровья детей.
На 2019-20120 учебный год планируется больше времени уделять индивидуальным коррекционно-развивающим занятиям с детьми с ОВЗ, психолого-педагогическому сопровождению родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ. Также, планируется активно вести работу по психологическому просвещению воспитателей, создать картотеку игр для развития внимания, памяти, мышления, ориентации в пространстве и саморегуляции детей в соответствии с возрастом. Продолжить систематически вести работу по психологическому просвещению родителей; проводить практические обучающие семинары для педагогов по работе с проблемными детьми.
- Мне нравится (1)