Сказкотерапевтическое коррекционно-развивающее занятие "Путешествие паровозика по сказочной стране"

Миронова Анна Сергеевна

Сказкотерапевтическое коррекционно-развивающее занятие

тема: «Путешествие паровозика по сказочной стране»


Цель: Оказание помощи в социализации и развитии личности детей, стимулирование понимания сложных взаимосвязей; гармонизация эмоциональной сферы детей; формирование способности к переключаемости внимания.

Задачи:

1.        Обучение произвольному проявлению чувств.

2.        Развитие сенсорно-перцептивной сферы.

3.        Формирование помогающего поведения.

4.        Накопление положительного эмоционального опыта.

5.        Развитие чувственно-двигательной координации.

6.        Развитие познавательного интереса.

7.        Освоение окружающей действительности.

Используемые методы и техники — мультимодальный подход:

-            Сказкотерапия.

-            Медитация.

-            Игротерапия.

-            Музыкотерапия.

-            Психогимнастика.

-            Телесно-ориентированная терапия.

-            Здоровьесберегающие технологии.

 

Категория участников: Дети дошкольного возраста, средняя группа.

Примечание: Все занятие происходит на фоне рассказывания сказки «Путешествие паровозика».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Материал для открытого занятия 38.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №22 «Город детства»

Адрес:142718 Московская область, Ленинский городской округ, р.п. Дрожжино, Новое шоссе, д.4, к.1

СОГЛАСОВАНО

Педагог-наставник

Бобрик Н.Н. _____________

Зам.зав по ВР

Антонова О.В._____________

Конспект открытого занятия

Конкурс «Педагог-наставник»

Сказкотерапевтическое коррекционно-развивающее занятие

тема: «Путешествие паровозика по сказочной стране»

Подготовил педагог-психолог:

Миронова Анна Сергеевна

Дата проведения «24» сентября 2020 г.

р.п. Дрожжино

2020 г.

Цель: Оказание помощи в социализации и развитии личности детей, стимулирование понимания сложных взаимосвязей; гармонизация эмоциональной сферы детей; формирование способности к переключаемости внимания.

Задачи:

1.        Обучение произвольному проявлению чувств.

2.        Развитие сенсорно-перцептивной сферы.

3.        Формирование помогающего поведения.

4.        Накопление положительного эмоционального опыта.

5.        Развитие чувственно-двигательной координации.

6.        Развитие познавательного интереса.

7.        Освоение окружающей действительности.

Используемые методы и техники — мультимодальный подход:

-            Сказкотерапия.

-            Медитация.

-            Игротерапия.

-            Музыкотерапия.

-            Психогимнастика.

-            Телесно-ориентированная терапия.

-            Здоровьесберегающие технологии.

Категория участников: Дети дошкольного возраста, средняя группа.

Примечание: Все занятие происходит на фоне рассказывания сказки «Путешествие паровозика».

Ритуал «входа» в сказку. Игра «Змейка»

Цель: Создание настроя на совместную работу. Вхождение в сказку.

Содержание: Дети заходят в игровую, педагог рассказывает, что сегодня они отправятся в сказочное путешествие. Выбирают «карточку настроения» Затем предлагается начать путешествие, а для этого стоя друг за другом и взявшись за руки пробежать «Змейкой», стараясь не задеть препятствия. Дети оказываются в сказке, идя к своему месту педагог начинает рассказывать сказку.

Материалы, оборудование: Предметы, расставленные зигзагом. Подушки. Карточки для выбора цвета настроения, лего паровоз, фигурки зверей, дерево и рисунок реки.

Хронометраж: 2-3 мин.

Рассказывание сказки «Путешествие паровозика»

Цель: Ознакомление детей с героями сказки, последовательностью событий. Сказка является логическим переходом от одного этапа к другому.

Содержание: Педагог рассказывает сказку «Путешествие паровозика».

Материалы, оборудование: Текст сказки «Путешествие паровозика».

Хронометраж: В течение занятия.

Путешествие паровозика (Е. Л. Набойкина. Адаптированная А.С. Мироновой)

Жил-был паровозик. Он мечтал увидеть море. И вот однажды он отправился в дальний путь. Ехал он через поля, луга, леса, реки. Когда паровозик проезжал через лес, он увидел, как на лесной полянке резвятся зверюшки: мишка, олененок, слоненок и зайчонок. Остановился паровозик. Животные увидели его и позвали:

-            Иди к нам, будем играть вместе.

Паровозик обрадовался и пошел играть. Наигравшись вдоволь, паровозик сказал:

-            Хорошо, весело с вами, но мне уже пора продолжить путь.

-            А куда ты едешь? — спросили зверята.

-            К морю. Поехали вместе?!

-            Конечно, поехали, — охотно согласились они.

Сели животные по вагончикам, едут, в окошки смотрят. Долго ли, коротко ли ехали, как вдруг увидели огонь в лесу. Подъехал паровозик ближе, смотрят – огонь в лесу, и белка мечется на дереве. Слоненок из ручья хоботом набрал воды огонь заливает, олененок копытами, зайчонок лапами землей его засыпают.

Наконец огонь потушен. Спустилась с дерева белка и стала благодарить паровозик и животных:

-            Спасибо вам! Вы спасли лес. А на этом дереве находится мое дупло, в нем маленькие бельчата. Если бы не вы, они погибли бы.

Белка угостила всех … Чем?

Паровозик и звери продолжили свой путь. Долго ли, коротко ли ехали, как вдруг перед ними открылась красивая поляна. На ней росли необыкновенные цветы, в воздухе кружили бабочки и журчал ручей.

Паровозик остановился и пошли друзья полюбоваться чудесной поляной.

Стало темнеть, цветы начали закрываться в бутоны, бабочки прятаться под листья, тучи надвигались и закрыли солнышко. Наши путешественники испугались и спрятались в вагоны.

  Ура, снова выглянуло солнце, звери сели в вагончики и поехали дальше и вдруг началась опасная и извилистая дорога. Но паровозик справился с ней.

Проехав еще немного, паровозик и животные увидели море, а над морем светило жаркое солнце. Они стали радоваться и наслаждаться звуком волн. Так паровозик не только увидел море, но и нашел себе хороших друзей.

Психодинамическая медитация «Животные» (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, модификация А.С. Мироновой)

Цель: Снятие эмоционального, интеллектуального и телесного напряжения, развитие воображения. Коррекция гиперактивности, застенчивости, замкнутости.

Содержание: «Смотрите сколько животных встретил паровозик. Так как мы в сказочном путешествии, давайте в них превратимся: мишку, зайчонка, слоненка. (Если дети не могут показать этих животных, просим сказать каких животных они знают и попросим показать, если дети и с этим не справляются, педагог показывает детям как изобразить животных).

Хронометраж: 1-2 мин.

Звукотерапия «Шум волны»

Цель: Снятие эмоционального напряжения; получение позитивных эмоций; развитие воображения и чувство такта; развитие творческого мышления; сохранение и укрепление психологического здоровья воспитанников.

Содержание: Дети, сидя в кругу берут шумовой инструмент вместе с педагогом, который объясняет, что это и просит вместе вспомнить как шумит море. Когда дети поняли, как работать с шумовым инструментом, педагог просит сделать волну (подсказывая кто поднимает вверх, а кто опускает вниз инструмент). Делают маленькую и большую волну.

Материалы, оборудование: шумовой инструмент.

Хронометраж: 2-3 мин.

Игра «Паровоз»

Цель: Развивать умение действовать по сигналу; согласовывать свои действия с действиями других; активизировать позитивные взаимоотношения.

Содержание: Дети становятся друг за другом и двигаются по комнате за ведущим ритмичным притопывающим шагом. На слова «пойдем погуляем» ребята хаотично двигаются по комнате: кружатся, прыгают и т. п.

Материалы, оборудование: Текст «Песни путешественника», запись звука поезда и колонка для воспроизведения.

Хронометраж: 2-3 мин.

Песня путешественника

Вот поезд наш едет,

Колеса стучат,

Далеко-далеко увез он ребят.

Вот станция, «Стоп!».

Паровоз загудел: «Ту-ту-у-у».

Пойдем погуляем, путешествие свое мы начнем.

Упражнение «Орешки»

Цель: Развитие мелкой моторики; коррекция синкинезий; снятие психоэмоционального возбуждения; развитие способности слышать свои внутренние ощущения.

Содержание: Педагог просит ребят отгадать, чем же поделилась белка с лесными жителями. После того, как дети отгадали загадку, предлагает найдите себе орешек в сухом бассейне. Когда все дети нашли себе по одному ореху, педагог предлагает выполнить следующие действия:

-            Катать орехи по руке двумя ладонями надавливая и ослабляя силу нажима.

-            Удерживают грецкий орех поочередно между разными пальцами (большим и указательным, указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем, сначала одной, а затем другой рукой).

-            Кладут орех на тыльную сторону и пытаются его удержать.

Педагог: «Что чувствуют ваши ладони и пальцы? Давайте подуем на них».

Материалы, оборудование: Грецкие орехи по количеству детей, бассейн с крупой, влажные салфетки.

Хронометраж: 3-4 мин.

Психогимнастика «Солнышко». Гимнастика для глаз

Цель: Коррекция психомоторных нарушений; снятие психоэмоционального возбуждения, профилактика нарушений зрения.

Содержание: Дети выполняют следующие упражнения:

«Солнышко смотрит»: Не поворачивая головы, только глазами медленно посмотреть в разные стороны (вверх, вниз, влево, вправо), затем по кругу (если не получается смотрим за рукой педагога).

«Бинокль»: Сложив кисти рук в «трубочки», изобразить бинокль. Посмотреть в бинокль вдаль, потом друг на друга.

«Солнышко радуется»: Потянуться руками («лучиками») вверх, в стороны. Посмотреть друг другу в глаза, улыбнуться.

Хронометраж: 2-3 мин.

Рефлексия

Цель: Обобщение приобретенного опыта, связь его с уже имеющимся опытом с реальной жизнью; стимулирование мотивации на позитивную установку; трансляция безусловного принятия детей.

Содержание: Т.к. путешествие подходит к концу, педагог предлагает детям повторно выбирать карточку с понравившимся цветом. Затем задает вопросы «Вам понравилась сказка о паровозике? Важно помогать другим? Педагог отмечает детей за их заслуги. Просит сказать было ли им интересно, что больше всего понравилось».

Хронометраж: 1-2 мин.

Ритуал «выхода» из сказки. Игра «Змейка»

Цель: Закрепление нового опыта, подготовка детей к взаимодействию в привычной для них социальной среде, общей координации, ловкости и быстроты движений; стимулирование эмоциональной активности.

Содержание: Педагог говорит: «Мы узнали сегодня много интересного, важного, многому научились. Мы берем это с собой». Дети протягивают руки в круг, совершают действие, как будто что-то берут из круга, и прикладывают руки к груди.

«Орех вы заберете домой».

«Сегодня у нас гости, давайте их тоже угостим орехами?». Педагог дает еще по одному ореху детям, затем они дарят их гостям.

Повторение ритуала «входа» в сказку в обратной последовательности.

Материалы, оборудование: Магнитофон, запись веселой музыки, стульчики или другие предметы, расставленные зигзагом.

Хронометраж: 2-3 мин.

Анализ и самоанализ занятия.

Дата проведения:         сентября 2020 года  

Количество детей

Создание «ритуала входа в сказку» настраивает детей на совместную работу, создавая положительный настрой для дальнейшей деятельности, стабилизирует эмоциональное состояние детей, успокаивает и организует гиперактивных детей, тонизирует пассивных.

Малоподвижные игры «Змейка» и «Паровоз» развивают, закрепляют умение двигаться согласованно, что оказывает положительное влияние на слаженность действий внутри группы, учат соблюдать правила игры и развивают внимание, ловкость, координацию, эмпатию.

Сказкотерапия направлена на укрепление психологического здоровья детей, накопление положительного эмоционального опыта, формирование помогающего поведения и развитие познавательной деятельности.

Психодинамическая медитация способствует развитию различного опыта чувствительности, помогает развить такое качество как умение быстро переключаться с активной деятельности на пассивную. Развивает произвольное внимание, способность регулировать процессы возбуждения и торможения, происходит сплочение детей, создается ощущение общего дела.

Развитие сенсорно-перцептивной сферы имеет большое значение для психического развития, способствует развитию познавательного интереса, мышления. Активная фаза развития данной сферы приходится на возраст 3-7 лет, данный вид занятий весьма актуален.

Игра с орешками (альтернатива Су-Джок терапии, первые сведения об упражнениях с грецкими орехами в Китае 206г.до н.э.)- это оригинальный способ проработки рефлекторных точек кистей, используется как для профилактики, так и для развития психических процессов. Развивает мелкую моторику, которая связана с развитием речи, помогает детям подготовиться к письму: хорошая мышечная чувствительность, зрительно-моторная координация.

Звукотерапия стабилизирует эмоциональное состояние детей, развивает воображение и восприятие звука.

«Ритуал выхода из сказки» подготовил детей к взаимодействию в привычной для них социальной среде, но уже с приобретенным опытом совместной деятельности.

Рекомендации: Систематически проводить гимнастику для глаз и рук (развитие мелкой моторики и коррекции психомоторных нарушений). Проводить звукотерапию. Дальнейшая активация всех психических процессов.

Технологическая карта открытого занятия. Сказкотерапевтическое коррекционно-развивающее занятие

«Путешествие паровозика по сказочной стране»

Цель: Оказание помощи в социализации и развитии личности детей, стимулирование понимания сложных взаимосвязей; гармонизация эмоциональной сферы детей; формирование способности к переключаемости внимания.

Задачи:

1.        Обучение произвольному проявлению чувств.

2.        Развитие сенсорно-перцептивной сферы.

3.        Формирование помогающего поведения.

4.        Накопление положительного эмоционального опыта.

5.        Развитие чувственно-двигательной координации.

6.        Развитие познавательного интереса.

7.        Освоение окружающей действительности.

Используемые методы и техники — мультимодальный подход:

-            Сказкотерапия.

-            Медитация.

-            Игротерапия.

-            Музыкотерапия.

-            Психогимнастика.

-            Телесно-ориентированная терапия.

-            Здоровьесберегающие технологии.

Категория участников: Дети дошкольного возраста, средняя группа.

Примечание: Все занятие происходит на фоне рассказывания сказки «Путешествие паровозика».

Этап

Назначение

Содержание этапа

Материалы и оборудование

Хронометраж

Ритуал «входа» в сказку. Игра «Змейка»

Создание настроя на совместную работу. Вхождение в сказку.

Дети заходят в игровую, педагог рассказывает, что сегодня они отправятся в сказочное путешествие. Выбирают «карточку настроения» Затем предлагается начать путешествие, а для этого стоя друг за другом и взявшись за руки пробежать «Змейкой», стараясь не задеть препятствия. Дети оказываются в сказке, идя к своему месту педагог начинает рассказывать сказку.

Предметы, расставленные зигзагом. Подушки. Карточки для выбора цвета настроения, лего паровоз, фигурки зверей, дерево и рисунок реки.

2-3 мин.

Рассказывание сказки «Путешествие паровозика»

Ознакомление детей с героями сказки, последовательностью событий. Сказка является логическим переходом от одного этапа к другому.

Педагог рассказывает сказку «Путешествие паровозика».

Материалы, оборудование: Текст сказки «Путешествие паровозика».

Хронометраж: В течение занятия.

Путешествие паровозика (Е. Л. Набойкина. Адаптированная А.С. Мироновой)

Жил-был паровозик. Он мечтал увидеть море. И вот однажды он отправился в дальний путь. Ехал он через поля, луга, леса, реки. Когда паровозик проезжал через лес, он увидел, как на лесной полянке резвятся зверюшки: мишка, олененок, слоненок и зайчонок. Остановился паровозик. Животные увидели его и позвали:

-            Иди к нам, будем играть вместе.

Паровозик обрадовался и пошел играть. Наигравшись вдоволь, паровозик сказал:

-            Хорошо, весело с вами, но мне уже пора продолжить путь.

-            А куда ты едешь? — спросили зверята.

-            К морю. Поехали вместе?!

-            Конечно, поехали, — охотно согласились они.

Сели животные по вагончикам, едут, в окошки смотрят. Долго ли, коротко ли ехали, как вдруг увидели огонь в лесу. Подъехал паровозик ближе, смотрят – огонь в лесу, и белка мечется на дереве. Слоненок из ручья хоботом набрал воды огонь заливает, олененок копытами, зайчонок лапами землей его засыпают.

Наконец огонь потушен. Спустилась с дерева белка и стала благодарить паровозик и животных:

-            Спасибо вам! Вы спасли лес. А на этом дереве находится мое дупло, в нем маленькие бельчата. Если бы не вы, они погибли бы.

Белка угостила всех … Чем?

Паровозик и звери продолжили свой путь. Долго ли, коротко ли ехали, как вдруг перед ними открылась красивая поляна. На ней росли необыкновенные цветы, в воздухе кружили бабочки и журчал ручей.

Паровозик остановился и пошли друзья полюбоваться чудесной поляной.

Стало темнеть, цветы начали закрываться в бутоны, бабочки прятаться под листья, тучи надвигались и закрыли солнышко. Наши путешественники испугались и спрятались в вагоны.

  Ура, снова выглянуло солнце, звери сели в вагончики и поехали дальше и вдруг началась опасная и извилистая дорога. Но паровозик справился с ней.

Проехав еще немного, паровозик и животные увидели море, а над морем светило жаркое солнце. Они стали радоваться и наслаждаться звуком волн. Так паровозик не только увидел море, но и нашел себе хороших друзей.

Текст сказки «Путешествие паровозика».

В течение занятия.

Игра «Паровоз»

Развивать умение действовать по сигналу; согласовывать свои действия с действиями других; активизировать позитивные взаимоотношения.

Дети становятся друг за другом и двигаются по комнате за ведущим ритмичным притопывающим шагом. Сигналом остановки и начала движения являются слова «стоп». На слова «пойдем погуляем». Дети хаотично двигаются по комнате: кружатся, прыгают и т. п.

Песня путешественника

Вот поезд наш едет,

Колеса стучат,

Далеко-далеко увез он ребят.

Вот станция, «Стоп!».

Паровоз загудел: «Ту-ту-у-у».

Пойдем погуляем и путешествие начнем.

Текст «Песни путешественника», запись звука поезда и колонка для воспроизведения.

2-3 мин.

Психодинамическая медитация «Лесные жители» (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, модификация А.С. Мироновой)

Снятие эмоционального, интеллектуального и телесного напряжения, развитие воображения. Коррекция гиперактивности, застенчивости, замкнутости.

«Смотрите сколько животных встретил паровозик. Так как мы в сказочной стране, давайте в них превратимся: мишку, зайчонка, слоненка. А теперь мы перевоплощаемся снова в мальчиков и девочек и слушаем сказку дальше. (Если дети не могут показать этих животных, просим сказать какие животные еще живут в лесу и попросить изобразить их, если дети и с этим не справляются, педагог показывает детям как изобразить животных).

Запись звук леса и колонка для воспроизведения.

1-2 мин.

Звукотерапия «Шум волны»

Снятие эмоционального напряжения; получение позитивных эмоций; развитие воображения и чувство такта; развитие творческого мышления; сохранение и укрепление психологического здоровья воспитанников.

Дети сидя в кругу берут шумовой инструмент вместе с педагогом, который объясняет, что это и просит вместе вспомнить как шумит море. Когда дети поняли как работать с шумовым инструментом, педагог просит сделать волну (подсказывая кто поднимает вверх, а кто опускает вниз шумовой инструмент).

Шумовой инструмент.

2-3 мин.

Упражнение «Орешки»

Развитие мелкой моторики; коррекция синкинезий; снятие психоэмоционального возбуждения; развитие способности слышать свои внутренние ощущения.

Педагог просит ребят отгадать, чем же поделилась белка с лесными жителями. После того, как дети отгадали загадку, предлагает найдите себе орешек в сухом бассейне. Когда все дети нашли себе по одному ореху, педагог предлагает выполнить следующие действия:

-            Катать орехи по руке двумя ладонями надавливая и ослабляя силу нажима.

-            Удерживают грецкий орех поочередно между разными пальцами (большим и указательным, указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем, сначала одной, а затем другой рукой).

-            Кладут орех на тыльную сторону и пытаются его удержать.

Педагог: «Что чувствуют ваши ладони и пальцы? Давайте подуем на них».

После игры педагог дает детям салфетки, что бы они вытерли руки и орех после крупы.

Грецкие орехи по количеству детей, бассейн с крупой, влажные салфетки.

1-2 мин.

Психогимнастика «Солнышко». Гимнастика для глаз

Коррекция психомоторных нарушений; снятие психоэмоционального возбуждения, профилактика нарушений зрения.

Дети выполняют следующие упражнения:

«Солнышко смотрит»: Не поворачивая головы, только глазами медленно посмотреть в разные стороны (вверх, вниз, влево, вправо), затем по кругу (если не получается смотрим за рукой педагога).

«Бинокль»: Сложив кисти рук в «трубочки», изобразить бинокль. Посмотреть в бинокль вдаль, потом друг на друга.

«Солнышко радуется»: Потянуться руками («лучиками») вверх, в стороны. Посмотреть друг другу в глаза, улыбнуться.

2-3 мин.

Рефлексия

Обобщение приобретенного опыта, связь его с уже имеющимся опытом с реальной жизнью; стимулирование мотивации на позитивную установку; трансляция безусловного принятия детей.

Вам понравилась сказка о паровозике? Важно помогать другим? Педагог отмечает детей за их заслуги. Просит сказать было ли детям интересно, понравилось больше всего. Снова выбирают карточку с цветом настроения.

1-2 мин.

Ритуал «выхода» из сказки. Игра «Змейка»

Закрепление нового опыта, подготовка детей к взаимодействию в привычной для них социальной среде, общей координации, ловкости и быстроты движений; стимулирование эмоциональной активности.

Педагог говорит: «Мы узнали сегодня много интересного, важного, многому научились. Мы берем это с собой». Ребята протягивают руки в круг, совершают действие, как будто что-то берут из круга, и прикладывают руки к груди.  «Орех вы заберете домой и расскажете о нашем путешествии своим близким».

«Сегодня у нас были гости и путешествовали вместе с нами, давайте подарим им частичку нашей сказки». Педагог дает еще по одному ореху детям, затем они дарят их гостям.

Повторение ритуала «входа» в сказку в обратной последовательности.

Магнитофон, запись веселой музыки, стульчики или другие предметы, расставленные зигзагом.

2-3 мин.

Анализ и самоанализ занятия.

Повышение уровня педагогического мастерства и продуктивности педагогической деятельности. Анализ собственной работы — одна из самых продуктивных мер повышения квалификации. Развивать умение оценить свою профессиональную деятельность.

Самоанализ – это анализ собственных суждений, переживаний, потребностей и поступков.

Анализ собственной работы.

Кабинет, письменные принадлежности, компьютер.

15-20 мин.

Литература:

1. От рождения до школы. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

2. Практический психолог в детском саду: Пособие для психологов и педагогов.- 2-е изд., испр. Веракса А.Н., Гутурова  М.Ф.

3. Развитие игровой деятельности : Средняя группа. (4-5 лет). Губанова Н.Ф.

4. Сказки и игры с «особым» ребенком. Набойкина Е.Л.

5. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: средняя группа (4-5 лет).

6. Партнерство дошкольной организации и семьи / Под ред. С.С. Прищепа, Т.С. Шатверян.

7. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего школьного возраста. Под ред. Н.В.Серебряковой

8. Малоподвижные игры и игровые упражнения: Для занятий с детьми 3-7 лет. Борисова М.М.

9. Практикум по сказкотерапии. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева.