Сказкотерапевтическое коррекционно-развивающее занятие "Путешествие паровозика по сказочной стране"
Сказкотерапевтическое коррекционно-развивающее занятие
тема: «Путешествие паровозика по сказочной стране»
Цель: Оказание помощи в социализации и развитии личности детей, стимулирование понимания сложных взаимосвязей; гармонизация эмоциональной сферы детей; формирование способности к переключаемости внимания.
Задачи:
1. Обучение произвольному проявлению чувств.
2. Развитие сенсорно-перцептивной сферы.
3. Формирование помогающего поведения.
4. Накопление положительного эмоционального опыта.
5. Развитие чувственно-двигательной координации.
6. Развитие познавательного интереса.
7. Освоение окружающей действительности.
Используемые методы и техники — мультимодальный подход:
- Сказкотерапия.
- Медитация.
- Игротерапия.
- Музыкотерапия.
- Психогимнастика.
- Телесно-ориентированная терапия.
- Здоровьесберегающие технологии.
Категория участников: Дети дошкольного возраста, средняя группа.
Примечание: Все занятие происходит на фоне рассказывания сказки «Путешествие паровозика».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Материал для открытого занятия | 38.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №22 «Город детства»
Адрес:142718 Московская область, Ленинский городской округ, р.п. Дрожжино, Новое шоссе, д.4, к.1
СОГЛАСОВАНО
Педагог-наставник
Бобрик Н.Н. _____________
Зам.зав по ВР
Антонова О.В._____________
Конспект открытого занятия
Конкурс «Педагог-наставник»
Сказкотерапевтическое коррекционно-развивающее занятие
тема: «Путешествие паровозика по сказочной стране»
Подготовил педагог-психолог:
Миронова Анна Сергеевна
Дата проведения «24» сентября 2020 г.
р.п. Дрожжино
2020 г.
Цель: Оказание помощи в социализации и развитии личности детей, стимулирование понимания сложных взаимосвязей; гармонизация эмоциональной сферы детей; формирование способности к переключаемости внимания.
Задачи:
1. Обучение произвольному проявлению чувств.
2. Развитие сенсорно-перцептивной сферы.
3. Формирование помогающего поведения.
4. Накопление положительного эмоционального опыта.
5. Развитие чувственно-двигательной координации.
6. Развитие познавательного интереса.
7. Освоение окружающей действительности.
Используемые методы и техники — мультимодальный подход:
- Сказкотерапия.
- Медитация.
- Игротерапия.
- Музыкотерапия.
- Психогимнастика.
- Телесно-ориентированная терапия.
- Здоровьесберегающие технологии.
Категория участников: Дети дошкольного возраста, средняя группа.
Примечание: Все занятие происходит на фоне рассказывания сказки «Путешествие паровозика».
Ритуал «входа» в сказку. Игра «Змейка»
Цель: Создание настроя на совместную работу. Вхождение в сказку.
Содержание: Дети заходят в игровую, педагог рассказывает, что сегодня они отправятся в сказочное путешествие. Выбирают «карточку настроения» Затем предлагается начать путешествие, а для этого стоя друг за другом и взявшись за руки пробежать «Змейкой», стараясь не задеть препятствия. Дети оказываются в сказке, идя к своему месту педагог начинает рассказывать сказку.
Материалы, оборудование: Предметы, расставленные зигзагом. Подушки. Карточки для выбора цвета настроения, лего паровоз, фигурки зверей, дерево и рисунок реки.
Хронометраж: 2-3 мин.
Рассказывание сказки «Путешествие паровозика»
Цель: Ознакомление детей с героями сказки, последовательностью событий. Сказка является логическим переходом от одного этапа к другому.
Содержание: Педагог рассказывает сказку «Путешествие паровозика».
Материалы, оборудование: Текст сказки «Путешествие паровозика».
Хронометраж: В течение занятия.
Путешествие паровозика (Е. Л. Набойкина. Адаптированная А.С. Мироновой)
Жил-был паровозик. Он мечтал увидеть море. И вот однажды он отправился в дальний путь. Ехал он через поля, луга, леса, реки. Когда паровозик проезжал через лес, он увидел, как на лесной полянке резвятся зверюшки: мишка, олененок, слоненок и зайчонок. Остановился паровозик. Животные увидели его и позвали:
- Иди к нам, будем играть вместе.
Паровозик обрадовался и пошел играть. Наигравшись вдоволь, паровозик сказал:
- Хорошо, весело с вами, но мне уже пора продолжить путь.
- А куда ты едешь? — спросили зверята.
- К морю. Поехали вместе?!
- Конечно, поехали, — охотно согласились они.
Сели животные по вагончикам, едут, в окошки смотрят. Долго ли, коротко ли ехали, как вдруг увидели огонь в лесу. Подъехал паровозик ближе, смотрят – огонь в лесу, и белка мечется на дереве. Слоненок из ручья хоботом набрал воды огонь заливает, олененок копытами, зайчонок лапами землей его засыпают.
Наконец огонь потушен. Спустилась с дерева белка и стала благодарить паровозик и животных:
- Спасибо вам! Вы спасли лес. А на этом дереве находится мое дупло, в нем маленькие бельчата. Если бы не вы, они погибли бы.
Белка угостила всех … Чем?
Паровозик и звери продолжили свой путь. Долго ли, коротко ли ехали, как вдруг перед ними открылась красивая поляна. На ней росли необыкновенные цветы, в воздухе кружили бабочки и журчал ручей.
Паровозик остановился и пошли друзья полюбоваться чудесной поляной.
Стало темнеть, цветы начали закрываться в бутоны, бабочки прятаться под листья, тучи надвигались и закрыли солнышко. Наши путешественники испугались и спрятались в вагоны.
Ура, снова выглянуло солнце, звери сели в вагончики и поехали дальше и вдруг началась опасная и извилистая дорога. Но паровозик справился с ней.
Проехав еще немного, паровозик и животные увидели море, а над морем светило жаркое солнце. Они стали радоваться и наслаждаться звуком волн. Так паровозик не только увидел море, но и нашел себе хороших друзей.
Психодинамическая медитация «Животные» (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, модификация А.С. Мироновой)
Цель: Снятие эмоционального, интеллектуального и телесного напряжения, развитие воображения. Коррекция гиперактивности, застенчивости, замкнутости.
Содержание: «Смотрите сколько животных встретил паровозик. Так как мы в сказочном путешествии, давайте в них превратимся: мишку, зайчонка, слоненка. (Если дети не могут показать этих животных, просим сказать каких животных они знают и попросим показать, если дети и с этим не справляются, педагог показывает детям как изобразить животных).
Хронометраж: 1-2 мин.
Звукотерапия «Шум волны»
Цель: Снятие эмоционального напряжения; получение позитивных эмоций; развитие воображения и чувство такта; развитие творческого мышления; сохранение и укрепление психологического здоровья воспитанников.
Содержание: Дети, сидя в кругу берут шумовой инструмент вместе с педагогом, который объясняет, что это и просит вместе вспомнить как шумит море. Когда дети поняли, как работать с шумовым инструментом, педагог просит сделать волну (подсказывая кто поднимает вверх, а кто опускает вниз инструмент). Делают маленькую и большую волну.
Материалы, оборудование: шумовой инструмент.
Хронометраж: 2-3 мин.
Игра «Паровоз»
Цель: Развивать умение действовать по сигналу; согласовывать свои действия с действиями других; активизировать позитивные взаимоотношения.
Содержание: Дети становятся друг за другом и двигаются по комнате за ведущим ритмичным притопывающим шагом. На слова «пойдем погуляем» ребята хаотично двигаются по комнате: кружатся, прыгают и т. п.
Материалы, оборудование: Текст «Песни путешественника», запись звука поезда и колонка для воспроизведения.
Хронометраж: 2-3 мин.
Песня путешественника
Вот поезд наш едет,
Колеса стучат,
Далеко-далеко увез он ребят.
Вот станция, «Стоп!».
Паровоз загудел: «Ту-ту-у-у».
Пойдем погуляем, путешествие свое мы начнем.
Упражнение «Орешки»
Цель: Развитие мелкой моторики; коррекция синкинезий; снятие психоэмоционального возбуждения; развитие способности слышать свои внутренние ощущения.
Содержание: Педагог просит ребят отгадать, чем же поделилась белка с лесными жителями. После того, как дети отгадали загадку, предлагает найдите себе орешек в сухом бассейне. Когда все дети нашли себе по одному ореху, педагог предлагает выполнить следующие действия:
- Катать орехи по руке двумя ладонями надавливая и ослабляя силу нажима.
- Удерживают грецкий орех поочередно между разными пальцами (большим и указательным, указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем, сначала одной, а затем другой рукой).
- Кладут орех на тыльную сторону и пытаются его удержать.
Педагог: «Что чувствуют ваши ладони и пальцы? Давайте подуем на них».
Материалы, оборудование: Грецкие орехи по количеству детей, бассейн с крупой, влажные салфетки.
Хронометраж: 3-4 мин.
Психогимнастика «Солнышко». Гимнастика для глаз
Цель: Коррекция психомоторных нарушений; снятие психоэмоционального возбуждения, профилактика нарушений зрения.
Содержание: Дети выполняют следующие упражнения:
«Солнышко смотрит»: Не поворачивая головы, только глазами медленно посмотреть в разные стороны (вверх, вниз, влево, вправо), затем по кругу (если не получается смотрим за рукой педагога).
«Бинокль»: Сложив кисти рук в «трубочки», изобразить бинокль. Посмотреть в бинокль вдаль, потом друг на друга.
«Солнышко радуется»: Потянуться руками («лучиками») вверх, в стороны. Посмотреть друг другу в глаза, улыбнуться.
Хронометраж: 2-3 мин.
Рефлексия
Цель: Обобщение приобретенного опыта, связь его с уже имеющимся опытом с реальной жизнью; стимулирование мотивации на позитивную установку; трансляция безусловного принятия детей.
Содержание: Т.к. путешествие подходит к концу, педагог предлагает детям повторно выбирать карточку с понравившимся цветом. Затем задает вопросы «Вам понравилась сказка о паровозике? Важно помогать другим? Педагог отмечает детей за их заслуги. Просит сказать было ли им интересно, что больше всего понравилось».
Хронометраж: 1-2 мин.
Ритуал «выхода» из сказки. Игра «Змейка»
Цель: Закрепление нового опыта, подготовка детей к взаимодействию в привычной для них социальной среде, общей координации, ловкости и быстроты движений; стимулирование эмоциональной активности.
Содержание: Педагог говорит: «Мы узнали сегодня много интересного, важного, многому научились. Мы берем это с собой». Дети протягивают руки в круг, совершают действие, как будто что-то берут из круга, и прикладывают руки к груди.
«Орех вы заберете домой».
«Сегодня у нас гости, давайте их тоже угостим орехами?». Педагог дает еще по одному ореху детям, затем они дарят их гостям.
Повторение ритуала «входа» в сказку в обратной последовательности.
Материалы, оборудование: Магнитофон, запись веселой музыки, стульчики или другие предметы, расставленные зигзагом.
Хронометраж: 2-3 мин.
Анализ и самоанализ занятия.
Дата проведения: сентября 2020 года
Количество детей |
Создание «ритуала входа в сказку» настраивает детей на совместную работу, создавая положительный настрой для дальнейшей деятельности, стабилизирует эмоциональное состояние детей, успокаивает и организует гиперактивных детей, тонизирует пассивных.
Малоподвижные игры «Змейка» и «Паровоз» развивают, закрепляют умение двигаться согласованно, что оказывает положительное влияние на слаженность действий внутри группы, учат соблюдать правила игры и развивают внимание, ловкость, координацию, эмпатию.
Сказкотерапия направлена на укрепление психологического здоровья детей, накопление положительного эмоционального опыта, формирование помогающего поведения и развитие познавательной деятельности.
Психодинамическая медитация способствует развитию различного опыта чувствительности, помогает развить такое качество как умение быстро переключаться с активной деятельности на пассивную. Развивает произвольное внимание, способность регулировать процессы возбуждения и торможения, происходит сплочение детей, создается ощущение общего дела.
Развитие сенсорно-перцептивной сферы имеет большое значение для психического развития, способствует развитию познавательного интереса, мышления. Активная фаза развития данной сферы приходится на возраст 3-7 лет, данный вид занятий весьма актуален.
Игра с орешками (альтернатива Су-Джок терапии, первые сведения об упражнениях с грецкими орехами в Китае 206г.до н.э.)- это оригинальный способ проработки рефлекторных точек кистей, используется как для профилактики, так и для развития психических процессов. Развивает мелкую моторику, которая связана с развитием речи, помогает детям подготовиться к письму: хорошая мышечная чувствительность, зрительно-моторная координация.
Звукотерапия стабилизирует эмоциональное состояние детей, развивает воображение и восприятие звука.
«Ритуал выхода из сказки» подготовил детей к взаимодействию в привычной для них социальной среде, но уже с приобретенным опытом совместной деятельности.
Рекомендации: Систематически проводить гимнастику для глаз и рук (развитие мелкой моторики и коррекции психомоторных нарушений). Проводить звукотерапию. Дальнейшая активация всех психических процессов.
Технологическая карта открытого занятия. Сказкотерапевтическое коррекционно-развивающее занятие
«Путешествие паровозика по сказочной стране»
Цель: Оказание помощи в социализации и развитии личности детей, стимулирование понимания сложных взаимосвязей; гармонизация эмоциональной сферы детей; формирование способности к переключаемости внимания.
Задачи:
1. Обучение произвольному проявлению чувств.
2. Развитие сенсорно-перцептивной сферы.
3. Формирование помогающего поведения.
4. Накопление положительного эмоционального опыта.
5. Развитие чувственно-двигательной координации.
6. Развитие познавательного интереса.
7. Освоение окружающей действительности.
Используемые методы и техники — мультимодальный подход:
- Сказкотерапия.
- Медитация.
- Игротерапия.
- Музыкотерапия.
- Психогимнастика.
- Телесно-ориентированная терапия.
- Здоровьесберегающие технологии.
Категория участников: Дети дошкольного возраста, средняя группа.
Примечание: Все занятие происходит на фоне рассказывания сказки «Путешествие паровозика».
Этап | Назначение | Содержание этапа | Материалы и оборудование | Хронометраж |
Ритуал «входа» в сказку. Игра «Змейка» | Создание настроя на совместную работу. Вхождение в сказку. | Дети заходят в игровую, педагог рассказывает, что сегодня они отправятся в сказочное путешествие. Выбирают «карточку настроения» Затем предлагается начать путешествие, а для этого стоя друг за другом и взявшись за руки пробежать «Змейкой», стараясь не задеть препятствия. Дети оказываются в сказке, идя к своему месту педагог начинает рассказывать сказку. | Предметы, расставленные зигзагом. Подушки. Карточки для выбора цвета настроения, лего паровоз, фигурки зверей, дерево и рисунок реки. | 2-3 мин. |
Рассказывание сказки «Путешествие паровозика» | Ознакомление детей с героями сказки, последовательностью событий. Сказка является логическим переходом от одного этапа к другому. | Педагог рассказывает сказку «Путешествие паровозика». Материалы, оборудование: Текст сказки «Путешествие паровозика». Хронометраж: В течение занятия. Путешествие паровозика (Е. Л. Набойкина. Адаптированная А.С. Мироновой)Жил-был паровозик. Он мечтал увидеть море. И вот однажды он отправился в дальний путь. Ехал он через поля, луга, леса, реки. Когда паровозик проезжал через лес, он увидел, как на лесной полянке резвятся зверюшки: мишка, олененок, слоненок и зайчонок. Остановился паровозик. Животные увидели его и позвали: - Иди к нам, будем играть вместе. Паровозик обрадовался и пошел играть. Наигравшись вдоволь, паровозик сказал: - Хорошо, весело с вами, но мне уже пора продолжить путь. - А куда ты едешь? — спросили зверята. - К морю. Поехали вместе?! - Конечно, поехали, — охотно согласились они. Сели животные по вагончикам, едут, в окошки смотрят. Долго ли, коротко ли ехали, как вдруг увидели огонь в лесу. Подъехал паровозик ближе, смотрят – огонь в лесу, и белка мечется на дереве. Слоненок из ручья хоботом набрал воды огонь заливает, олененок копытами, зайчонок лапами землей его засыпают. Наконец огонь потушен. Спустилась с дерева белка и стала благодарить паровозик и животных: - Спасибо вам! Вы спасли лес. А на этом дереве находится мое дупло, в нем маленькие бельчата. Если бы не вы, они погибли бы. Белка угостила всех … Чем? Паровозик и звери продолжили свой путь. Долго ли, коротко ли ехали, как вдруг перед ними открылась красивая поляна. На ней росли необыкновенные цветы, в воздухе кружили бабочки и журчал ручей. Паровозик остановился и пошли друзья полюбоваться чудесной поляной. Стало темнеть, цветы начали закрываться в бутоны, бабочки прятаться под листья, тучи надвигались и закрыли солнышко. Наши путешественники испугались и спрятались в вагоны. Ура, снова выглянуло солнце, звери сели в вагончики и поехали дальше и вдруг началась опасная и извилистая дорога. Но паровозик справился с ней. Проехав еще немного, паровозик и животные увидели море, а над морем светило жаркое солнце. Они стали радоваться и наслаждаться звуком волн. Так паровозик не только увидел море, но и нашел себе хороших друзей. | Текст сказки «Путешествие паровозика». | В течение занятия. |
Игра «Паровоз» | Развивать умение действовать по сигналу; согласовывать свои действия с действиями других; активизировать позитивные взаимоотношения. | Дети становятся друг за другом и двигаются по комнате за ведущим ритмичным притопывающим шагом. Сигналом остановки и начала движения являются слова «стоп». На слова «пойдем погуляем». Дети хаотично двигаются по комнате: кружатся, прыгают и т. п. Песня путешественника Вот поезд наш едет, Колеса стучат, Далеко-далеко увез он ребят. Вот станция, «Стоп!». Паровоз загудел: «Ту-ту-у-у». Пойдем погуляем и путешествие начнем. | Текст «Песни путешественника», запись звука поезда и колонка для воспроизведения. | 2-3 мин. |
Психодинамическая медитация «Лесные жители» (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, модификация А.С. Мироновой) | Снятие эмоционального, интеллектуального и телесного напряжения, развитие воображения. Коррекция гиперактивности, застенчивости, замкнутости. | «Смотрите сколько животных встретил паровозик. Так как мы в сказочной стране, давайте в них превратимся: мишку, зайчонка, слоненка. А теперь мы перевоплощаемся снова в мальчиков и девочек и слушаем сказку дальше. (Если дети не могут показать этих животных, просим сказать какие животные еще живут в лесу и попросить изобразить их, если дети и с этим не справляются, педагог показывает детям как изобразить животных). | Запись звук леса и колонка для воспроизведения. | 1-2 мин. |
Звукотерапия «Шум волны» | Снятие эмоционального напряжения; получение позитивных эмоций; развитие воображения и чувство такта; развитие творческого мышления; сохранение и укрепление психологического здоровья воспитанников. | Дети сидя в кругу берут шумовой инструмент вместе с педагогом, который объясняет, что это и просит вместе вспомнить как шумит море. Когда дети поняли как работать с шумовым инструментом, педагог просит сделать волну (подсказывая кто поднимает вверх, а кто опускает вниз шумовой инструмент). | Шумовой инструмент. | 2-3 мин. |
Упражнение «Орешки» | Развитие мелкой моторики; коррекция синкинезий; снятие психоэмоционального возбуждения; развитие способности слышать свои внутренние ощущения. | Педагог просит ребят отгадать, чем же поделилась белка с лесными жителями. После того, как дети отгадали загадку, предлагает найдите себе орешек в сухом бассейне. Когда все дети нашли себе по одному ореху, педагог предлагает выполнить следующие действия: - Катать орехи по руке двумя ладонями надавливая и ослабляя силу нажима. - Удерживают грецкий орех поочередно между разными пальцами (большим и указательным, указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем, сначала одной, а затем другой рукой). - Кладут орех на тыльную сторону и пытаются его удержать. Педагог: «Что чувствуют ваши ладони и пальцы? Давайте подуем на них». После игры педагог дает детям салфетки, что бы они вытерли руки и орех после крупы. | Грецкие орехи по количеству детей, бассейн с крупой, влажные салфетки. | 1-2 мин. |
Психогимнастика «Солнышко». Гимнастика для глаз | Коррекция психомоторных нарушений; снятие психоэмоционального возбуждения, профилактика нарушений зрения. | Дети выполняют следующие упражнения: «Солнышко смотрит»: Не поворачивая головы, только глазами медленно посмотреть в разные стороны (вверх, вниз, влево, вправо), затем по кругу (если не получается смотрим за рукой педагога). «Бинокль»: Сложив кисти рук в «трубочки», изобразить бинокль. Посмотреть в бинокль вдаль, потом друг на друга. «Солнышко радуется»: Потянуться руками («лучиками») вверх, в стороны. Посмотреть друг другу в глаза, улыбнуться. | 2-3 мин. | |
Рефлексия | Обобщение приобретенного опыта, связь его с уже имеющимся опытом с реальной жизнью; стимулирование мотивации на позитивную установку; трансляция безусловного принятия детей. | Вам понравилась сказка о паровозике? Важно помогать другим? Педагог отмечает детей за их заслуги. Просит сказать было ли детям интересно, понравилось больше всего. Снова выбирают карточку с цветом настроения. | 1-2 мин. | |
Ритуал «выхода» из сказки. Игра «Змейка» | Закрепление нового опыта, подготовка детей к взаимодействию в привычной для них социальной среде, общей координации, ловкости и быстроты движений; стимулирование эмоциональной активности. | Педагог говорит: «Мы узнали сегодня много интересного, важного, многому научились. Мы берем это с собой». Ребята протягивают руки в круг, совершают действие, как будто что-то берут из круга, и прикладывают руки к груди. «Орех вы заберете домой и расскажете о нашем путешествии своим близким». «Сегодня у нас были гости и путешествовали вместе с нами, давайте подарим им частичку нашей сказки». Педагог дает еще по одному ореху детям, затем они дарят их гостям. Повторение ритуала «входа» в сказку в обратной последовательности. | Магнитофон, запись веселой музыки, стульчики или другие предметы, расставленные зигзагом. | 2-3 мин. |
Анализ и самоанализ занятия. | Повышение уровня педагогического мастерства и продуктивности педагогической деятельности. Анализ собственной работы — одна из самых продуктивных мер повышения квалификации. Развивать умение оценить свою профессиональную деятельность. | Самоанализ – это анализ собственных суждений, переживаний, потребностей и поступков. Анализ собственной работы. | Кабинет, письменные принадлежности, компьютер. | 15-20 мин. |
Литература:
1. От рождения до школы. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
2. Практический психолог в детском саду: Пособие для психологов и педагогов.- 2-е изд., испр. Веракса А.Н., Гутурова М.Ф.
3. Развитие игровой деятельности : Средняя группа. (4-5 лет). Губанова Н.Ф.
4. Сказки и игры с «особым» ребенком. Набойкина Е.Л.
5. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: средняя группа (4-5 лет).
6. Партнерство дошкольной организации и семьи / Под ред. С.С. Прищепа, Т.С. Шатверян.
7. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего школьного возраста. Под ред. Н.В.Серебряковой
8. Малоподвижные игры и игровые упражнения: Для занятий с детьми 3-7 лет. Борисова М.М.
9. Практикум по сказкотерапии. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева.
- Мне нравится (2)