Контрольная работа по дисциплине «Психолого-педагогическая диагностика нарушений речевого развития» на тему: «Комплексный подход в оценке ребенка с нарушением речи»

Григоренкова Ольга Игоревна

В работе раскрывается понятие о комплексном подходе в системе логопедического обследования детей дошкольного возраста, рассматриваются особенности диагностики детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Дается сравнительный анализ речевых карт.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Контрольная работа по дисциплине

«Психолого-педагогическая диагностика нарушений речевого развития»

на тему: «Комплексный подход в оценке ребенка с нарушением речи»

Выполнила: Григоренкова Ольга Игоревна

Санкт- Петербург

2020

ПЛАН:

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3

1. Понятие о комплексном  подходе в системе логопедического

обследования детей дошкольного возраста……………………………4

2. Особенности логопедической диагностики детей старшего

дошкольного возраста с ОНР…………………………………………...5

3. Сравнительный анализ речевых карт………......................................9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..12

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………13

ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………

Приложение 1……………………………………………………………..

Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) (автор Нищева Н. В.)

Приложение 2……………………………………………………………

Логопедическая карта комплексной диагностики детей с системным  недоразвитием речи (ОНР, ЗРР, алалия)  (автор Дмитрова Е.Д.)

ВВЕДЕНИЕ

Данная работа посвящена теме  комплексного подхода в оценке детей с нарушением речи,  как одному из условий объективной диагностики речевого развития детей.

Соблюдение данного принципа предполагает всестороннее обследование речевых и неречевых процессов детей дошкольного возраста, их сенсомоторной сферы, интеллектуального развития, а также личностных особенностей и социального окружения. Комплексный подход в оценке речевых нарушений решает вопрос дифференциальной диагностики и обеспечивает правильную организацию коррекционного обучения и воспитания детей.

Как отмечает Л.С. Выготский, не существует речевых расстройств, при которых благодаря наличию межсистемных связей не отмечались бы другие психологические нарушения. Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности часто сопровождаются снижением познавательной активности ребенка, недостаточной ориентировкой в фактах и явлениях окружающей действительности, бедностью  содержания коммуникативной, игровой и художественно-творческой деятельности. У детей с нарушением речи часто снижен объем запоминания, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения, затруднения в связной речи. Со стороны эмоционально-волевой сферы наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, частая смена настроения.

В связи с вышесказанным очевидна актуальность комплексного обследования в решении речевых и связанных с ними психологических проблем детей дошкольного возраста.

        Цель реферата – показать значимость  комплексного  подхода

в оценке ребенка с речевыми нарушениями.

        Задачи:

1. Раскрыть понятие о комплексном  подходе в системе логопедического обследования детей дошкольного возраста.

2. Рассмотреть особенности логопедической диагностики детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

3. Провести сравнительный анализ двух речевых карт с целью выбора варианта, наиболее отвечающего принципу комплексного подхода в оценке ребенка с нарушением речи.

Для написания работы был использован опыт отечественных педагогов, психологов и логопедов: Р.Е. Левиной, Л.С. Волковой, Р.А.Кирьяновой, А.Н. Корнева, О.В. Правдиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой и др.

1. Понятие о комплексном  подходе в системе логопедического

обследования детей дошкольного возраста

В основе логопедического обследования лежат общие принципы  и методы педагогического обследования, направленные на анализ речевого нарушения. Основные принципы диагностики аномального развития были заложены в трудах Л. С. Выготского. Позднее этот вопрос был методологически проанализирован В. И. Лубовским. Ученый предлагает принципы, выработанные на основе идей Л. С. Выготского. Они включают:

  • комплексный подход;
  • принцип целостного системного изучения ребенка;
  • принцип динамического изучения;
  • принцип качественного анализа данных, полученных в процессе психологической диагностики.

При изучении и устранении речевых расстройств,  принцип комплексности имеет первостепенное  значение. Данный принцип предполагает всестороннее обследование и оценку особенностей развития ребенка, охватывающей не только интеллектуальную, познавательную деятельность, но и поведение, эмоции, уровень владения навыками. Многочисленные исследования указывают на то, что  недоразвитие речи у детей в большинстве случаев представляет  собой определенную форму психоречевого дизонтогенеза.  Речевые нарушения часто включаются в синдром нервных и нервно-психических заболеваний (дизартрия, алалия, заикание и др.) [5]. Устранение речевых нарушений в этих случаях должно носить комплексный, медико-психолого-педагогический характер. По мнению А. Н. Корнева, «потребности абилитационной работы делают обязательным исследование механизмов выявленных расстройств, что включает целый ряд разнопрофильных клинических исследований: неврологическое, психопатологическое, патопсихологическое, логопатологическое, логопедическое, психолингвистическое и нейропсихологическое. Кроме того, во многих случаях необходимо провести аудиометрию, ЭЭГ-исследование, транскраниальную допплерографию и др.» [4, с. 288]. 

Логопедическое обследование, отмечают Н.С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева,  предполагает оценку состояния артикуляционного аппарата ребенка, развития импрессивной и экспрессивной  речи. Подробно исследуется  грамматический строй речи, словарный запас и звукопроизношение. Последнее включает в себя обследование произношения звуков и слоговой структуры слов,  уровня фонематического восприятия.

Комплексный подход в логопедическом обследовании ребенка обеспечивает квалификацию дефектов речи, выбор рациональных и экономных путей преодоления и предупреждения отклонений речевого развития ребенка. При выявлении недоразвития речи логопед предполагает возможное спонтанное продвижение в речевом развитии, поэтому первостепенное значение приобретает выявление потенциальных возможностей детей к дальнейшему овладению родным языком.

Одной из первых формулирует принципы анализа речевых нарушений Р.Е. Левина. По мнению ученого, для выяснения структуры дефекта необходимо соблюдать основные принципы анализа речевых нарушений:

  • принцип развития;
  • принцип системного подхода;
  • принцип связи речи с другими сторонами психического развития.

   Принцип развития предполагает эволюционно-динамический анализ возникновения дефекта. Исследователь указывает как на необходимость оценки результатов первичного дефекта, так и его дальнейшего  влияния на формирование речевых и познавательных функций. В своих исследованиях Р.Е. Левина отмечает, что   нарушение произносительной стороны речи может вызывать задержку в формировании речедвигательного и слухового анализаторов,  ограничение речевой активности ребенка, отставание в накоплении словаря, недостаточность речевой памяти. Это, в свою очередь,  приводит к общему отставанию в развитии речи. Опора на принцип развития при оценке речевых нарушений у детей позволяет выделить ведущий дефект и отграничить вторичные нарушения.

При анализе речевого нарушения значение имеет оценка деятельности ребенка, то есть учет  ведущей формы деятельности на разных возрастных этапах. Так, эмоционально-положительное  общение со взрослым  ребенка первого года жизни имеет решающее значение в его дальнейшем психическом развитии. Дефицит в предметно-действенном общении на втором году жизни также вызывает отставание речевого развития. Специальные исследования показывают связь развития речи и символической игры у  детей младшего дошкольного возраста.  По мнению специалистов, оценка коммуникативного поведения в процессе общения позволяет понять причину речевых нарушений, наметить оптимальные пути их преодоления и коррекции.

В основе принципа системного подхода лежит знание о системном взаимодействии различных компонентов речи: звуковой стороны, фонематических процессов, лексико-грамматического строя. В зависимости от степени нарушения того или иного компонента речи возникают трудности в усвоении чтении и письма. Нарушение фонетико-фонематической и лексико-грамматической систем речи приводит к общему недоразвитию речи, при котором подобные нарушения являются единым взаимосвязанным комплексом. Принцип системности лежит в основе педагогической классификации речевых нарушений, «комплектования специальных учреждений для детей с нарушениями речи, а также определяет пути и методы преодоления и предупреждения речевых расстройств» [5, с. 49].

Третий принцип анализа речевых нарушений, предложенный Р. Е. Левиной, основан на связи речи с другими сторонами психического развития ребенка. Данная связь носит дифференцированный характер и специфична для каждого из компонентов речи. Исследования ученых указывают на отсутствие у детей самоконтроля за своей речью при недостаточности аналитико-синтетической деятельности мозга. В развитии лексико-грамматической и смысловой сторон речи важную роль играют мыслительные процессы. По данным В. И. Лубовского, нарушение словесной регуляции и вербализации указывает на закономерность нарушенного развития психики. Дети с трудом подчиняются словесным инструкциям. Часто наблюдается двигательная расторможенность.

Одновременно с этим, перечисленные выше особенности могут быть обусловлены собственно речевым дефектом и носить вторичный характер.

Результаты исследований в этой области указывают на то, что речевые нарушения, связанные  с органическим поражением центральной нервной системы часто сочетаются с различными отклонениями в интеллектуальной,  реже эмоционально-волевой сфере. Следует отметить, например, наличие клинических форм речевых нарушений как у детей с сохранным интеллектом, так и при задержке психического развития, при  олигофрении. Таким образом, пути и методы коррекционной работы определяются как характером речевого нарушения, так и особенностями общего фона нервно-психического развития ребенка.

Волкова Г. Л. предлагает  при анализе речевых нарушений рассматривать речевую деятельность как сложную многоуровневую функциональную систему, составные части которой зависят одна от другой и обусловливают друг друга (фонетическая, лексическая, грамматическая стороны речи, фонематические процессы, семантика). 

Л.С. Волкова также отмечает необходимость комплексного подхода к анализу речевых нарушений. При анализе речевых нарушений важно учитывать возраст ребенка, его социальное и семейное окружение, возможные этиологические и патогенетические факторы возникновения речевых расстройств. Большое  значение имеет оценка особенности общего состояния здоровья ребенка, его двигательной сферы, зрения, слуха и интеллекта, темперамента, учет его  конституции.

Таким образом, можно констатировать единство взглядов всех исследователей в вопросе комплексного подхода в системе логопедического обследования детей дошкольного возраста и оценке полученных результатов.  Данный подход  значим для  понимания структуры дефекта различных речевых нарушений, их диагностики, прогнозирования особенностей развития ребенка и подбора оптимального содержания  обучения и воспитания, средств и приемов адекватного педагогического и коррекционного воздействия.

2. Особенности логопедической диагностики детей старшего

дошкольного возраста с ОНР

При общем недоразвитии речи нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Изучая детей дошкольного возраста, учитель-логопед  выявляет объем речевых навыков у ребенка,  сопоставляет его с возрастными нормативами, с уровнем психического развития, определяет соотношение дефекта и компенсаторного фона, речевой и коммуникативной активности и других видов психической деятельности. Необходимо проанализировать взаимодействие между процессом овладения звуковой стороной речи, развитием лексического запаса и грамматического строя. Важно также определить соотношение развития экспрессивной и импрессивной речи ребенка, выявить компенсаторную роль сохранных звеньев речевой функции, сопоставить уровень развития языковых средств  с их активным использованием в речевом общении. Отсюда следует, что задачей учителя-логопеда является определение степени речевых расстройств и постановка заключительного диагноза. От степени речевого дефекта зависит отбор методик, технологий, которые использует логопед в период обследования.

Логопедическое обследование может быть:

  • первичным – с целью выявления уровня сформированности речевой деятельности, формулировки заключения и построения индивидуальной коррекционной программы развития;
  • промежуточным – с целью отслеживания динамики речевого развития и корректирования индивидуальной программы развития;
  • итоговым – с целью выявления результатов коррекционной работы.

Выделяют несколько этапов первичного обследования ребенка с общим недоразвитием речи.

Первый этап – ориентировочный. Логопед изучает специальную документацию, проводит целенаправленный опрос родителей, беседует  с ребенком. На данном этапе определяется предварительный речевой диагноз. В процессе беседы  с родителями необходимо выявить время появления предложений в речи ребенка, не прерывалось ли речевое развитие, уровень речевой активности, общительность,  в каком возрасте обнаружено отставание в развитии речи. Беседа строится таким образом, чтобы ответы ребенка носили  развернутый характер и  давали  возможность получить первичные сведения о речи ребенка, определить направление дальнейшего углубленного логопедического обследования различных сторон речи.

На втором,  дифференцировочном этапе, учитель-логопед обследует неречевые процессы и ведущие компоненты языковой системы: интеллект и слух ребенка с целью отграничения первичной речевой патологии от сходных состояний; внимание и память; общую, мелкую, мимическую моторику; состояние и строение органов артикуляции; состояние дыхательной и голосовой функции;  состояние фонетико-фонематической стороны речи; звуко-слоговую структуру слова; лексический запас; грамматический строй речи, связную речь.

Как уже было отмечено, адекватность проведения логопедического обследования определяется рядом принципов, одним из которых является принцип учета возрастных особенностей детей. Логопедическое обследование детей старшего дошкольного возраста имеет свои особенности. Прежде всего, это ориентация на методы и приемы, формы обследования и лексический материал, которые соответствуют заявленному возрасту.

Так, при обследовании связной речи детей пяти – шести лет выявляется умение самостоятельно составлять рассказ по картине, серии картин, пересказ, рассказ-описание. Лингвистические способности старших дошкольников можно выявить посредством специального задания – объяснение слова. Качественный уровень словарного запаса определяется с помощью различных игровых заданий, в которых детям предлагается назвать, например,  профессии людей по картинкам, подобрать антонимы к прилагательным и глаголам. Таким образом, у детей старшего дошкольного возраста оценивается чувство языка.

Уровень сформированности грамматического строя проверяется заданиями на правильность употребления детьми категории рода, числа, падежа существительных, предложных конструкций,  на умение согласовывать существительные с прилагательным в роде, числе, падеже. В 5-6 лет дети в норме легко выполняют задания на словообразование. Поэтому логопед  выявляет у детей старшего дошкольного возраста  умение образовывать множественное число существительных, уменьшительную форму существительных, глаголов с оттенками действий.

Для выявления уровня фонематического восприятия ребенку предлагается ряд заданий на воспроизведение слоговых рядов, различающихся по артикуляции и акустическим признакам. Слоговая структура и звуконаполняемость  обследуется путем отраженного и самостоятельного называния предметных  и сюжетных картинок с разным количеством и типом слогов в их названиях. Уточняются навыки звукового анализа и синтеза. Старшим дошкольникам логопед предлагает определить наличие или отсутствие заданного звука в слове, назвать местоположение звука, общее количество звуков в слове и их последовательность, составить их предъявленных на слух слогов слово. При этом устанавливается доступный уровень, с которого в дальнейшем строится коррекционная работа.

Полученные в процессе исследования данные заносятся специалистом в речевую карту ребенка и служат основанием для постановки логопедического диагноза.

На третьем, заключительном или уточняющем этапе, логопед проводит динамическое наблюдение за ребенком в процессе обучения, уточняет проявления речевого нарушения.

Итак, логопедическое обследование детей старшего дошкольного возраста  проводится с учетом возрастных особенностей детей  по трем основным направлениям и предполагает тщательное изучение условий воспитания и динамики речевого развития, подробную регистрацию вербальной и невербальной деятельности ребенка, анализ и педагогическую оценку результатов обследования. Логопедическое заключение основывается на комплексном анализе результатов изучения ребенка, на достаточном количестве примеров детской речи, на динамическом наблюдении в процессе коррекционно-педагогической работы.

        

3. Сравнительный анализ речевых карт

Речевая карта является основным отчетным документом учителя-логопеда по обследованию детей с речевыми нарушениями и позволяет увидеть причины нарушений, определить механизм дефектов, выявить способности дошкольника и обозначить пути коррекционной работы, отслеживая в дальнейшем   динамику речевого развития ребенка. При составлении речевой карты учитываются общие принципы педагогического обследования: оно должно быть комплексным, целостным и динамичным. Вместе с тем в карте отражается специфика содержания, направленная на анализ речевого нарушения.

Существуют разновидности речевых карт: общие и развернутые. Общая карта содержит общие сведения о ребенке и краткую  характеристику речи. Более удобный вариант  представляет собой развернутая речевая карта, в которой фиксируются результаты обследования  речевых и неречевых функций. Такие формы карт могут быть  разработаны опытными специалистами и рекомендованы для использования логопедами в своей практической деятельности.  Одновременно с этим каждый специалист может составить свою индивидуальную карту, исходя из общих требований и особенностей работы.

Для сравнительного анализа в рамках рассмотрения проблемы логопедического обследования интерес представляют логопедические карты для обследования детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

С целью выбора оптимального варианта речевой карты, отвечающей принципам анализа результатов диагностики и имеющей наиболее удобную форму для заполнения, рассмотрим две речевые карты:

  • речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) [6] (приложение 1);
  • логопедическая карта комплексной диагностики детей с системным  недоразвитием речи (ОНР, ЗРР, алалия)  [1] (приложение 2).

Каждая из этих карт (приложения 1-2), по моему мнению, имеет свое специфическое содержание, направленное на анализ речевого нарушения.

 Речевая карта Нищевой Н. В. (приложение 1) имеет обширную форму и рассчитана на три года пребывания ребенка в логопедической группе, начиная со средней группы. Карта имеет четкую структуру и включает все необходимые разделы диагностики: общие сведения, анамнез, неречевые психические функции, все виды моторики, артикуляционный аппарат, звукопроизношение, слоговая структура слова, лексико-грамматический строй, связная речь.

Содержание данной речевой карты позволяет зафиксировать большое количество примеров и грамотно провести диагностику ребенка с ОНР. Удобство, на мой взгляд, заключается в том, что автором к карте подобран конкретный речевой материал и  разработан картинный материал, сокращающий время подготовки и проведения  обследования.

Наличие вариантов для трех возрастов позволяет проследить развитие ребенка в динамике.

Речевая карта Дмитровой Е. Д. (приложение 2) также нацелена на развернутое комплексное обследование ребенка дошкольного возраста. Благодаря содержанию карты логопед может провести качественную функциональную диагностику ряда системных  речевых нарушений, наглядно проследить отличительные особенности состояния развития речевых и неречевых возможностей ребенка при ОНР, ЗРР и алалии. С практической точки зрения, данная форма речевой карты менее удобна, так как требует более длительной  предварительной подготовки, подбора речевого и иллюстративного  материала, чем для речевой карты Нищевой Н. В. Кроме того, речевая карта Дмитровой Е. Д. рассчитана на один год, что менее практично и наглядно.

Итак, сравнение  и анализ речевых карт Нищевой Н. В. и Дмитровой Е. Д. позволяет заключить, что карты составлены на основе комплексного подхода  и представляют собой углубленное логопедическое обследование. Расширенное содержание карт дает возможность зафиксировать большое количество примеров для точности диагностического анализа речевых нарушений детей дошкольного возраста. Наиболее удобный вариант карты для обследования ребенка дошкольного возраста, по моему мнению, представляет вариант Нищевой Н. В. Логопедическая карта  Нищевой Н. В., в отличие от карты Дмитровой Е. Д., имеет большее количество речевых примеров для предъявления ребенку в процессе обследования, а также тщательно подобранный картинный материал, соответствующий структуре карты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

                                                                                               

В основе логопедического обследования лежат принципы  и методы педагогического обследования, направленные на анализ речевого нарушения. Задача логопеда состоит в грамотной диагностике речевых нарушений и в умении оказать квалифицированную логопедическую помощь. Адекватность проведения логопедического обследования определяется рядом принципов. Комплексный подход к логопедическому обследованию ребенка с общим недоразвитием речи, охватывающему его речевые и неречевые возможности, помогает постановке диагноза, отграничению первичной речевой патологии от общего интеллектуального недоразвития. Комплексное обследование, позволяет провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной направленной коррекции.

Пути и методы коррекционной работы определяются как характером речевого нарушения, так и особенностями общего фона нервно-психического развития ребенка.

Задания и пробы для обследования подбираются таким образом, чтобы в процессе оценки результатов диагностики специалист мог определить как уровень развития ребенка по каждому отдельному разделу (состояние звукопроизношения, слоговой структуры слова, словаря, грамматического строя, фразовой речи, фонематического восприятия), так и уровень речевого развития в целом по отношению к возрастной норме.

Основным отчетным документом учителя-логопеда по обследованию детей с речевыми нарушениями является речевая карта.  В речевой карте фиксируются  результаты комплексного обследования  ребенка, что позволяет увидеть причины нарушений, определить механизм дефектов, выявить способности дошкольника и обозначить пути коррекционной работы.

Сравнительный анализ двух форм речевых карт  детей с общим недоразвитием речи (приложения 1, 2) позволяет сделать вывод о наиболее удобном варианте. С практической точки зрения, речевая карта Нищевой Н. В. удобна тем, что рассчитана на три года обучения, конкретна по структуре и содержанию, содержит большое количество примеров, не требует  длительной  предварительной подготовки. Это  позволяет грамотно оценить полученные результаты для постановки заключительного диагноза и наглядно продемонстрировать динамику развития в процессе коррекционно-развивающего обучения.

                                                                                       

СПИСОК    ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Дмитрова, Е.Д. Логопедические карты для диагностики речевых расстройств М.: АСТ: Астрель, 2008.

2. Жукова Н.С., Мастюкова Е. М. Филичева Т. Б. Логопедия. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998.

3. Кирьянова Р. А. Комплексная диагностика дошкольников. – СПб: КАРО, 2002.

4. Корнев А. Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты: - СПб: Речь, 2006.

5. Логопедия/ Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999.

6. Нищева Н. В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
7. Нищева Н. В. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015

8. Трубникова Н. М. Структура и содержание речевой карты. Учебно-методическое пособие. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 1998.

9. Филичева Т.Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М.: Айрис-пресс, 2004.

                                                                                                 Приложение 1

Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) (автор Нищева Н. В.)

Анкетные данные

Фамилия, имя ребенка___________________________
Дата рождения, возраст__________________________
Национальность________________________________
Домашний адрес_______________________________
Из какого детского сада поступил_________________
Дата поступления в логопедическую группу________
Дата заполнения речевой карты_____Логопед__________

Анамнез

Мать__________________________________________________
(возраст при рождении ребенка)
Место работы, занимаемая должность__________
Сотовый телефон____________________________
Электронная почта____________________________
Отец_______________________________________________
(возраст при рождении ребенка)
Место работы, занимаемая должность ________________
Наследственные заболевания_______________________
От какой по счету беременности ребенок____________
Протекание беременности (токсикоз 1-ая, 2-ая половина беременности, падения, травмы, психозы, хронические, соматические заболевания)
Роды (досрочные, срочные, быстрые, обезвоженные) Какие по счёту_________
Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция)_______
Когда закричал ребенок______________________
Наблюдалась ли асфиксия___________________
Резус-фактор (отрицательный, положительный, совместимый)____
Вес и рост при рождении___________
Вскармливание:
когда принесли кормить______________
как сосал_____________________________
грудное вскармливание до_______________
Когда выписали из роддома? (если задержались, то почему)_________

Раннее развитие

Когда стал держать голову___(в норме с 1,5 мес.)
Когда стал сидеть___(в норме с 6 мес.)
Когда стал ходить__(в норме с 11 – 12 мес.)
Когда появились первые зубы__(в норме с 6 – 8 мес.)

Перенесенные заболевания

(тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы, судороги при высокой температуре).
До года_______
После года____
До 3 лет______
После 3 лет___
У какого врача состоит на учёте и с какого времени__

Раннее речевое развитие

Гуление_ (в норме с 2 мес.)_______________
Лепет_ (в норме с 4-6 мес.)________________
Первые слова_ (в норме около12 мес.)_______
Первые фразы_ (в норме от 1.5 до 2 лет)_________
Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине?________
Занимался ли с логопедом, с какого возраста, результаты занятий___

Выводы:

_________________________________________________________________________________

Исследование психических функций

1. Слуховое внимание:
Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: барабан, погремушка, дудочка?»)________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Определение направления источника звука (звучащей игрушки)______________________
_____________________________________________________________________________
Восприятие и воспроизведение ритма:
• 4 года:
- - . __ 
. . - __
- . - ___
. - . ___

• 5 лет:
- - - . ____
. . . - ____
- . . – ______
. - - . ______

• 6 лет:
- - . . . ___
. . . - - ___
. . - - . __
. - - - . __
2. Зрительное восприятие:
Восприятие цвета:
• 4 года (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный)
• 5 лет (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, белый, черный)
• 6 лет (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, коричневый, серый, белый, черный)

Восприятие формы:
• 4 года (круг, квадрат, овал, треугольник)
• 5 лет (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник)
• 6 лет (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, многоугольник)

3. Зрительно-пространственный гнозис и праксис: 

Ориентировка в пространстве:
• 4 года (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади)
• 5 лет (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа)
• 6 лет (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа, слева внизу, справа вверху, слева вверху, справа внизу)

Ориентировка в схеме тела:
• 4 года (показать правую руку, левую руку, правую ногу, левую ногу)
• 5 лет (показать правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо)
• 6 лет (показать правой рукой левый глаз, левой рукой – правое ухо)

Складывание разрезных картинок: 
• 4 года (2 – 4 части)_______________
• 5 лет (4-6 частей)_________________
• 6 лет (6 – 8 частей)_______________
Складывание фигур из палочек:
• 4 года («стульчик» и «кроватка» из четырех палочек, «лесенка» из пяти палочек)_____________
• 5 лет («домик» и «елочка» из шести палочек, «лесенка» из семи палочек)______________________
• 6 лет (складывание фигур по памяти: «елочка и «дерево» из шести палочек, «лодочка» и «лесенка» из семи палочек)______

Выводы:_________________________________________________________________________________

Состояние общей моторики 
Упражнения: 
• 4 года (попрыгать на двух ногах, прыгнуть в длину с места, потопать ногами и похлопать руками одновременно, бросить мяч от груди, поймать мяч);
• 5 лет (попрыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одн6овременно; бросить мяч от груди, из-за головы; поймать мяч; перепрыгнуть через небольшую мягкую игрушку);
• 6 лет (попрыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одн6овременно; бросить мяч от груди, из-за головы; поймать мяч; подбросить и поймать мяч; влезть на гимнастическую стенку и слезть с нее).
Отметить:
- сила движений___________________________________________________________
- точность движений_______________________________________________________
- темп движений__________________________________________________________
- координация движений___________________________________________________
- переключение с одного движения на другое__________________________________

Выводы:_____________
Состояние ручной моторики
Упражнения:
Кинестетическая основа движений:
• 4 года (сложить в кольцо большой и указательный пальцы сначала на правой руке, потом – на левой руке);
• 5 лет (одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, потом левой руки, обеих рук);
• 6 лет (одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, потом левой руки, обеих рук; поместить указательный палец на средний и наоборот сначала на правой руке, потом – на левой).
Кинетическая основа движений:
• 4 года (поочередно сгибать и разгибать пальцы сначала на правой руке, потом на левой; изменять положение кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы выпрямлены и наоборот);
• 5 лет («игра на рояле» - пальцы 1-5, 2-4, 5-1, 4-2, 2-3-4-5, 5-4-3-2-1; «кулак-ладонь-ребро» ведущей рукой);
• 6 лет («игра на рояле» - пальцы 1-5, 2-4, 5-1, 4-2, 2-3-4-5, 5-4-3-2-1; «кулак-ладонь-ребро» правой рукой, левой рукой).
Навыки работы с карандашом:
• 4 года (умение держать карандаш, рисовать горизонтальные линии, вертикальные линии, круги);
• 5 лет (умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии, человека);
• 6 лет (умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые, волнистые линии, человека).
Манипуляции с предметами:
• 4 года (умение застегивать и расстегивать пуговицы, перекладывать мелкие предметы из одной руки в другую);
• 5 лет (умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки);
• 6 лет (умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, выполнять ножницами прямой разрез, косой разрез, вырезать фигуры среднего размера).
Отметить:
- точность движений_
- темп движений_
- синхронность движений правой и левой руки_
- переключение от одного движения к другому
Выводы:_____________
Анатомическое строение речевого аппарата
Отметить наличие и характер аномалий в строении:
а) губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы)__ _
б) зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов)_ в) прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой прикус, открытый передний прикус)
г) твердое небо (высокое узкое небо, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель)____
д) мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка)__
е) язык (массивный, «географический», маленький)__
ж) подъязычная уздечка (нормальная, укороченная)__
Выводы:_______________________

Обследование мимической мускулатуры
Упражнения:
• 4 года (закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови, наморщить нос, надуть щеки);
• 5 лет (закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови, наморщить нос, надуть щеки, втянуть щеки);
• 6 лет (закрыть правый глаз, левый глаз; прищурить глаза; поднять брови, нахмурить брови, наморщить нос, надуть правую, левую щеку; втянуть правую, левую щеку).
Отметить:
Наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок__________

Выводы:________________________

Состояние артикуляционной моторики
Нижняя челюсть
• 4 года (открыть и закрыть рот)___
• 5 – 6 лет (открыть и закрыть рот; подвигать нижней челюстью вправо-влево)_
Губы (под счет 3 раза – до 5 лет), (5 раз – с 5 лет).
• 4 года («Улыбка», «Трубочка»);
• 5 лет («Улыбка», «Трубочка», «Улыбка-трубочка»);
• 6 лет («Улыбка», «Трубочка», «Улыбка-трубочка», поднять верхнюю губу, опустить нижнюю губу, одновременно поднять верхнюю и опустить нижнюю губы).
а) наличие и отсутствие движений_______
б) тонус (нормальный, вялый, чрезмерно напряженный)___
в) темп движений (нормальный, быстрый, медленный)____
г) переключение от одного движения к другому___
д) объем движений________
е) точность выполнения_________
ж) длительность (способность удерживать губы в заданном положении)____
з) замены движения_________
и) добавочные и мелкие движения (синкинезии)___
Язык
• 4 года («Лопатка», «Жало», «Качели», «Маятник»);
• 5 лет («Лопатка», «Жало», «Лопатка-жало» «Качели», «Маятник»);
• 6 лет («Лопатка», «Жало», «Лопатка-жало» «Качели», «Маятник», «Чашечка», «Вкусное варенье»).
а) наличие или отсутствие движений_______________
б) тонус_________________________________________
в) переключение с одного движения на другое________
г) точность выполнения___________________________
д) наличие синкинезий, тремора, саливации___________
Мягкое небо
Произнести звук «а» при широко открытом рте (отметить те же параметры движений)___
Выводы:_____________________________

Состояние просодии
Дыхание
Тип дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное)_____________________________ 
Плавность дыхания_____________________
Объем дыхания (достаточный, недостаточный)_________
Характеристика голоса
Громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий, чрезмерно тихий)____
Наличие или отсутствие носового оттенка______
Темп (нормальный, быстрый, медленный)______
Ритм (нормальный, дисритмия)________

Выводы:__________________________________

Состояние звукопроизношения

Звуки (произнесение) гласные АОУИЭЫ
свистящие С СЬ З ЗЬ Ц
шипящие Ш Ж Ч Щ
сонорные М МЬ Н НЬ Л ЛЬ Р РЬ Й
передне-язычные Т ТЬ Д ДЬ
заднеязычные К КЬ Г ГЬ Х ХЬ
губно-зубные В ВЬ Ф ФЬ
губно-губные Б БЬ П ПЬ
Отметить произношение звука изолированно, в словах, в предложениях. Указать пропуски, замены, искажения

Выводы:________________
Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова 
• 4 года:
Слова:
Кот_____________________________
Вода____________________________
Стук____________________________
Мост____________________________
Спина___________________________
Банка____________________________
Фантик__________________________
Ступенька________________________
• 5 лет:
Слова:
Самолет__________________________ 
Скворец__________________________
Фотограф_________________________
Микстура_________________________
Мотоциклист______________________
Погремушка_______________________
Предложения:
Сестренка развешивает простыни.______
В универсаме продают продукты._______
Мотоциклист мчится на мотоцикле._____

• 6 лет:
Слова:
Тротуар_____________________________ 
Градусник___________________________ 
Фотоаппарат________________________
Экскаватор__________________________
Виолончелист______________________
Регулировщик______________________
Предложения:
Виолончелист укладывает инструмент в футляр.
Регулировщик руководит движением на перекрестке.
У фотографа фотоаппарат со вспышкой.

Выводы:_________________
Состояние фонематического восприятия
1. Повторение слогов с оппозиционными звуками:
• 4 года:

па-ба________
ва-ка________
та-да________
ма-ба_______
ня-на_______
ка-га_____
ба-па______
ка-ва______

да-га______
ба-ма_____
на-ня____
га-ка______

• 5 лет:

па-ба-па_____
та-да-та_____
га-ка-га_____
са-за-са_____
тя-та-тя_____
ба-па-ба_____
да-та-да______
ка-га-ка______
за-са-за______
та-тя-та___ 
• 6 лет:

са-ша-са_____
са-ца-са______
ча-тя-ча____
ща-ча-ща_
ща-ся-ща_
ла-ля-ла______
ша-са-ша_____
ца-са-ца______
тя-ча-тя______
ча-ща-ча______
ся-ща-ся______
ля-ла-ля_______ 
2. Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении:

• 4 года:
Кот – кит
Киска – миска
Дом – дым_
Уточка – удочка_

• 5 лет:
Мишка – мышка__
Бочка – почка__
Катушка – кадушка
Корка – горка____ 

• 6 лет:
Мышка – мошка__
Пашня – башня__
Сова – софа_
Крот – грот_

3. Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении:
• 4 года: 
Коза – коса____
Миска – мишка___
Кошка – кочка_____
Малина – Марина___

• 5 лет:
Речка – репка__
Цвет – свет__
Челка – щелка_
Рейка – лейка__

• 6 лет:
Лук – люк___
Ель – гель____
Марка – майка_
Плач – плащ__ 
Выводы:______________

Состояние фонематического анализа и синтеза
• 4 года (выделение звука [р] из слов): 
Майка_____
Шапка_________
Рыба_____
Корова______
Санки______
Пирамидка______
Рак_______
Лимон_____ 
• 5 лет (выделение первого гласного в словах):
Астра____
Осень___
Улей____
Иглы_____
Арка_____
Озеро____
Уши_____
Искра____ 
• 6 лет:
Определение первого согласного звука в словах: 
Мост____
Пол____
Вода___
Дом____
Банка_____
Тапки____
Чайник____
Щетка_____ 
Определение последнего звука в словах: 

Кот_____
Сом_____
Лимон___
Сироп___
Сук_______
Малыш____
Грач______
Лещ_______ 
Определение последовательности звуков в слове: 

Кот_______
Дом_______
Нос_______
Суп_______
Вата_______
Лапа_______
Рыба_______
Шина______

Определение количества звуков в словах:
Нос______
Бык______
Кит______
Ваза________
Батон_______
Банка_______
Выводы:___________________

Исследование понимания речи (импрессивной речи)
1. Пассивный словарь (объем словаря, точность понимания значения слов):
Существительные:
по сюжетной картине: покажи
• 4 года (мальчик, девочка, голова мальчика, голова девочки, руки мальчика, ноги мальчика, руки девочки, ноги девочки, дом, крышу дома, машину, колеса машины, собаку, уши медведя, глаза медведя);
• 5 лет (живот и шею мальчика, живот и шею девочки, окна и дверь дома, кабину и кузов грузовика, туловище и голову медведя);
• 6 лет (локти и колени девочки и мальчика, пуговицы, воротники и манжеты, фары грузовика, лапы медведя).
по предметным картинам:
• 4 года (кукла, мишка, машинка, чашка, тарелка, ложка, шапка, куртка, платье, сапоги, ботинки, туфли);
• 5 лет (кресло, диван, шкаф, капуста, помидор, репа, яблоко, груша, апельсин, петух, гусь, утка);
• 6 лет (корова, собака, кошка, медведь, лиса, заяц, скворец, ласточка, грач, автобус, самолет, фургон).

способность к обобщению:
• 4 года (покажи игрушки, обувь, одежду);
• 5 лет («Игрушки», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Мебель», «Овощи», «Фрукты»);
• 6 лет («Игрушки», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Мебель», «Овощи», «Фрукты», «Домашние птицы», «Дикие птицы», Домашние животные», «Дикие животные», «Транспорт»).
Глаголы:
• 4 года (показать где, девочка сидит, стоит, лежит, идет; мальчик ест, пьет, читает, рисует);
• 5 лет (летит, плывет, идет, прыгает, ползает);
• 6 лет (строит, убирает, продает, покупает).
Прилагательные:
• 4 года (показать, где большая чашка, а где маленькая; красный шар – синий шар; сладкая еда – кислая; круглый торт – квадратный торт);
• 5 лет (круглое печенье – квадратное – треугольное – овальное; сладкое – горькое; горячее – холодное);
• 6 лет (прямоугольная – многоугольная салфетки; молодой человек – старый; веселый – грустный мальчики, высокий – низкий дома).
2. Понимание различных грамматических форм словоизменения 
Дифференциация единственного и множественного числа существительных: покажи
• 4 года
Кот-коты______
Кукла-куклы___
Ведро-ведра___
Груша-груши___
Дом-дома_____ 
• 5 лет:
Глаз-глаза______
Стул-стулья______
Лист-листья____
Окно-окна____

• 6 лет:
Рукав-рукава_____
Пень-пни________
Гнездо-гнезда_____
Перо-перья____
Ухо-уши______ 
Дифференциация предложно-падежных конструкций:
• 4 года:
Покажи цыпленка, который стоит в корытце_______
Покажи цыпленка, который стоит на корытце_____
Покажи цыпленка, который стоит у корытца_______
• 5 лет:
Покажи цыпленка, который прыгает со ступеньки ____
Покажи цыпленка, который гонится за бабочкой _____
Покажи цыпленка, который спрятался под крыльцом _______
Покажи цыпленка, который ходит по крыльцу_________
• 6 лет:
Покажи цыпленка, который выглядывает из ведра________
Покажи цыпленка, который выглядывает из-за крыльца____
Покажи цыпленка, который выглядывает из-под крыльца _____
Покажи цыпленка, который сидит над корытцем_____
3. Дифференциация форм словообразования (с 5 лет)
Дифференциация существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
• 4 года:
Стол – столик____
Машина – машинка__
Ведро – ведерко___

• 5 лет:
Носок – носочек____
Чашка – чашечка____
Окно – окошечко___

• 6 лет:
Нож – ножичек____
Рукавица рукавичка____
Одеяло – одеяльце__

Дифференциация глаголов единственного и множественного числа:
• 4 года (показать, где кошка сидит, а где кошки сидят; слон идет – слоны идут);
• 5 лет (птица летит – птицы летят);
• 6 лет (мальчик читает – мальчики читают, девочка ест – девочки едят).
Дифференциация глаголов с различными приставками: 
• 4 года (показать, где девочка наливает воду в чашку, а где выливает воду из чашки; девочку, которая поливает цветы);
• 5 лет (птица, которая вылетает из клетки – влетает);
• 6 лет (мальчик, который переходит дорогу, перебегает, подбегает к дому).
4. Понимание отдельных предложений и связной речи:
Предложения: 
• 4 года:
Мальчик поздравляет девочку_______
Девочка поздравляет мальчика______ 
• 5 лет:
Собака бежит за мальчиком________
Мальчик бежит за собакой________
• 6 лет:
Бабочка, которая сидит на распустившемся цветке_________
Бабочка, которая сидит еще на не распустившемся цветке_____
Вопросительные предложения по сказке:
• 4 года («Репка»):
Что посадил дед? Покажи.______
Кто стал репку тянуть? Покажи.____
Кого позвал дед? Покажи и т.д.______
• 5 лет («Колобок»):
Что испекла бабка? Покажи._______ _
Кого встретил колобок в лесу? Покажи.____
Кто съел колобка? Покажи._____
• 6 лет («Теремок»):
Что стоит в поле? Покажи.____
Кто прибежал первым к теремку? Покажи.____ _
Кто потом поселился в теремке? Покажи._____
Кто сломал теремок? Покажи.______
Выводы:___________________

Исследование состояния экспрессивной речи (лексики и грамматического строя речи).
1. Активный словарь.
НАЗВАТЬ по 4-5 имён существительных по предложенным тетам. 
НАЗВАТЬ обобщающие понятие по предложенным картинкам.
• 4 года:
Игрушки
Посуда
Одежда
Обувь 

• 5 лет:
Овощи
Фрукты
Птицы_
Мебель 

• 6 лет:

Ягоды_
Насекомые_
Животные
Транспорт
Существительные обозначающие части тела, части предметов: НАЗВАТЬ (по картинкам)
• 4 года:
Части тела: ноги, руки, голова, глаза, уши.
Части предметов мебели: спинка стула, сиденье стула, ножки.
Части автомобиля: кузов, колеса.
• 5 лет:
Части тела: нос, рот, шея, живот, грудь.
Части одежды: рукав, воротник, пуговица.
Части автомобиля: кабина, руль.
• 6 лет:
Части тела: локоть, ладонь, висок, затылок.
Части одежды: манжета, петля.
Части автомобиля: фары, мотор.
Исследование глагольного словаря:
• 4 года:
Что делает мальчик? (Ест)______
Что делает девочка (Спит)______
Что делает птица? (Летит)______
Что делают рыбки? (Плавают)___
Что делают машины? (Едут)_____
• 5 лет:
Кто как передвигается?
Птицы________
Рыбы_________
Змея_________
Лягушка______
Кто как кричит?
Кошка__________
Собака__________
Корова__________
Петух___________
• 6 лет:
Кто какие звуки издает?
Ворона_________
Кукушка_______
Волк____________
Лошадь_________
Овца (блеет)_____ _
Кто что делает? (с использованием названий профессий)
Врач_______
Учитель_____
Продавец_____
Швея________
Маляр____
Форма предметов:
• 4 года:

Мяч какой?___________________
Платок какой?_________________

• 5 лет:

Солнце какое?_________________
Печенье какое?________________
Косынка какая?________________
Огурец какой?_________________

• 6 лет:

Руль какой?___________________
Окно какое?___________________
Флажок какой?________________
Слива какая?__________________
Салфетка какая?_______________


Подбор антонимов (с 6 лет):

Большой_____________________
Длинный_____________________
Высокий_____________________
Широкая______________________ 
Добро________________________ 
Друг_________________________
Горячий______________________
Легкий_______________________
Поднимать____________________
Давать________________________
Покупать_____________________
Много________________________
Близко_______________________
Полный_______________________

2. Состояние словоизменения
Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа:
• 4 года:

Стол – столы__
Кот – коты____
Дом – дома____
Кукла – куклы____
Окно – окна_____

• 5 лет:

Глаз – глаза_____
Рот – рты______
Река – реки____
Ухо – уши_____
Кольцо – кольца___

• 6 лет:

Лист – листья____
Лев – львы______
Стул – стулья____
Воробей – воробьи___
Дерево – деревья____
Пень – пни___

Употребление формы Р.п. мн.ч. существительных:
• 5 лет: 
Шар-шаров_____
Ложка-ложек____
Ключ-ключей______
Береза-берез____
Окно-окон______
Лист-листьев____ 
• 6 лет:

Книга-книг___
Карандаш – карандашей_
Лист – листьев____
Вилка – вилок____
Ведро – ведер


Согласование прилагательных с существительными в единственном числе:
• 4 года:

Красный мяч____
Синяя шапка____
Желтое ведро____

• 5 лет:

Оранжевый апельсин__
Голубая бабочка___
Белое блюдце____

• 6 лет:

Фиолетовый колокольчик__
Серая ворона___
Розовое платье____

Употребление предложно-падежных конструкций:
• 4 года:

Где стоит ваза?__ _
Где лежат фрукты?_
У кого мячик?___

• 5 лет:

Где сидит снегирь?
Где стоит машина?__
У кого кукла?_
Где стоит коза?____
Где едет машина?__

• 6 лет:

Где лежит мяч?____
Где летает бабочка?_
Откуда вылетает птичка?_
Откуда прыгает котенок?___

Употребление словосочетаний – числительных два и пять с существительными:
• 4 года:

Два кота – пять котов__
Две машины – пять машин_ 
• 5 лет:

Два мяча – пять мячей__
Две розы – пять роз__
Два окна – пять окон__

• с 6 лет:

Два пня – пять пней_
Два воробья – пять воробьев__
Два ведра – пять ведер_

3.Состояние словообразования:
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
• 4 года:

Стол – столик___
Чашка – чашечка_
Сумка – сумочка__
Ведро – ведерочко____

• с 5 лет:

Носок - носочек__
Забор-заборчик___
Лента-ленточка___
Окно-окошечко _ 
• с 6 лет:

Изба-избушка___
Кресло-креслице___
Крыльцо-крылечко__
Палец - пальчик___

Образование названий детенышей животных
• с 4 лет:

У кошки___
У утки____
У лисы___
У слона____ 
• с 5 лет:

У зайца_____
У волка______
У медведя____
У белки___
У козы____

• с 6 лет:

У коровы____
У собаки____
У овцы___
У лошади__

Образование прилагательных от существительных (с 6 лет): 
Относительных (из чего сделано):

Стол из дерева_____
Аквариум из стекла__
Крыша из соломы__
Стена из кирпича__
Шапка из меха___
Носки из шерсти______
Сапоги из резины_____
Крепость из снега_____
Лопатка из металла___
Сок из яблок____

Притяжательных (чей? чья? чьё?):

Кофта бабушки____
Газета папы____
Хвост зайца____
Сумка мамы____
Берлога медведя____
Гребень петуха______

Образование приставочных глаголов: 
Что делает мальчик? (выходит, входит, переходит).
Образование глаголов совершенного вида: 
Девочка строит домик.
Девочка построила домик
Мальчик красит вертолет.
Мальчик покрасил вертолет.

4.Состояние связной речи
• 4 года (пересказ):
Котенок.
У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка молоком. Котенок любил играть с Катей.
Вопросы:
Кто жил у Кати?
Катя любила котенка?
Чем она поила котенка?
Что любил делать котенок?
План пересказа:
Сначала расскажешь, кто жил у Кати.
Потом ты расскажешь, как Катя относилась к котенку, чем она его поила.
И наконец, ты расскажешь, что любил делать котенок.
5 лет:
Рыбалка.
Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.
Вопросы:
Куда собрался Илюша?
Как он собирался?
Что он сделал, когда пришел к реке?
Кого он поймал сначала, а кого потом?
Что сварила мама Илюше?
План пересказа:
Сначала расскажешь, куда собрался Илюша и как он собирался.
Потом ты расскажешь, что он делал, когда пришел к реке, кого поймал сначала, а кого потом.
И наконец, ты расскажешь, что сварила мама Илюше.
• 6 лет (составление рассказа по серии сюжетных картин).

Вывод:___________
Логопедическое заключение _____________________________

                                                                                            Приложение 2

Логопедическая карта

 комплексной диагностики детей с системным  недоразвитием речи (ОНР, ЗРР, алалия)  (автор Дмитрова Е.Д.)

Анамнез

 1. В каких условиях воспитывается ребенок (с кем, посещает ли дошкольные учреждения)

 2. Особенности речи окружающих в период формирования речи ребенка:

• есть / нет быстроговорение у членов семьи или близких родственников (отметить, у кого)

 • позднее появление речи у родителей (отмечалось / нет), отметить, у кого и когда появилась

Понимание речи

• когда стал реагировать на обращение ____________________

• когда стал различать голоса родных _____________________

 • когда стал соотносить слова с предметами ________________

 • когда стал соотносить слово с картинкой _________________ Время появления у ребенка:

 • гуления, какие звуки преобладали _______________________

• лепетных слов _______________________________________

 • цепочки лепетных слов ________________________________

 • простой фразовой речи ________________________________

 • развернутой фразовой речи ____________________________ Особенности отношения родителей к речи ребенка (подчеркнуть)

 • поддразнивающее

• требовательное

• чрезмерно внимательное

• адекватное

 Получал ли логопедическую помощь (если да, то какую, в течение какого времени, каковы были результаты) ___________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ 24 Особенности общения _________________________________

• общается с детьми ____________________________________ — своего возраста — старше себя — младше себя

• предпочитает находиться (играть) один __________________

Игры и интересы

• какие игрушки любит _________________________________

 • как использует игрушки _______________________________

— неосмысленно манипулирует попавшимися под руку игрушками             — использует игрушки по назначению

 — организует сюжетную игру

• как относится к своим игрушкам ________________________

 — игрушка быстро надоедает

 — ломает игрушки

 — проявляет интерес только к новым игрушкам

 — предпочитает одну, любимую, игрушку

• как играет (молча или сопровождает игровые действия различными звукосочетаниями, словами)

 Поведение ребенка на приѐме

• как вступает в контакт ________________________________

 • негативистические реакции ____________________________

 • аутистичные черты ___________________________________

 • понимание обращенной речи___________________________

 • игровая деятельность__________________________________

 • проявления педагогической запущенности _______________

 • реакция родителей на поведение ребенка на приеме _______ __________________________________________________________ Исследование зрительного гнозиса (цветовой и предметный гнозис)

• подбор по образцу ____________________________________

• называние цветов _____________________________________

• подбор по образцу геометрических фигур ________________

 • подбор по образцу букв _______________________________

 • подбор по образцу цифр _______________________________ 25 Слуховой гнозис 

• различение ритмических последовательностей

 • узнавание и воспроизведение мелодий

Сомато-сенсорный гнозис

 • пробы на локализацию прикосновения

 • перенос позы кисти с одной руки на другую с закрытыми глазами Анализ элементарных компонентов движений 

• пройти по комнате

 • попрыгать на одной ноге

 • сжать руку

Оптико-кинетическая организация движений

• сложить первый и второй пальцы в кольцо

 • сделать «козу»

 • сделать «зайчика»

 Состояние конструктивного праксиса

 • рисование без образца

• складывание разрезанных картинок

 • складывание матрешки

 • складывание из палочек пространственно организованных структур

Состояние аппарата артикуляционной моторики

• тонус _______________________________________________

• активность __________________________________________

 • объем движений ______________________________________

• точность выполнения__________________________________

• длительность_________________________________________

 • добавочные и лишние движения ________________________ Речевой статус 

Импрессивная речь

Нулевой уровень

• реагирует на свое имя

 • реагирует на интонацию поощрения или запрещения

Ситуативный

• понимает просьбы, связанные с обиходным предметным миром

 • знает имена своих близких

• знает названия своих игрушек

 • может показать части тела у себя, своих близких, у игрушек Номинативный

 • хорошо ориентируется в названиях предметов

• хорошо ориентируется в названиях предметов, изображенных на картинках

Предикативный

 • знает много названий действий

• ориентируется в вопросах косвенных падежей, поставленных к предметам, с которыми совершает действия

• различает значение некоторых первообразных предлогов Расчлененный

 • различает изменения значений, вносимых отдельными частями слова (флексиями, приставками, суффиксами)

Выполнение заданий (отметить, какие инструкции выполняет на обследовании, что выполняет дома)

Понимание целостных словосочетаний

• обними маму

• поцелуй папу

 • пожалей бабушку

 • поиграй в ладушки

• закрой глаза

 • помаши ручкой

 • возьми маму за руку и иди домой

Понимание названий знакомых игрушек

 • покажи зайчика, машину, собачку

• возьми зайчика, машину, собачку

 • дай зайчика, машину, собачку

Понимание названий предметов, используемых в быту

 Может ли показать части своего тела, части тела куклы, игрушечных животных

Может ли узнать знакомые предметы, изображенные на картинках Узнавание действий на сюжетных картинках

• на сюжетных картинках одно и то же лицо совершает разные действия

 — покажи, где мальчик спит (ест, идет)

 — покажи, какой мальчик спит (ест, идет)

— покажи, кто здесь спит (ест, идет)

 • на сюжетных картинках действия выражены возвратными глаголами

 — покажи, кто как одевается (умывается, причесывается, катается)

• на сюжетных картинках изображены действия, сходные по ситуации

 — покажи, кто здесь умывается, а кто вытирается

 — покажи, какой мальчик рисует, а какой пишет

 — покажи, кто прыгает, а кто бежит

 Может ли с помощью вопросов к сюжетным картинкам понять направленность действия, объект действия, место действия.

 • чем девочка ест

• что девочка ест

 • на чем девочка сидит

Понимание просьб, вопросов, связанных с пространственным расположением знакомых предметов, находящихся в привычных местах

• давай уберем игрушки в шкаф

• подойди к окну

• сядь за стол

• поставь ножки под стол

 • положи ручки на стол

Узнавание предметов по их назначению (с использованием предметных картинок)

 • покажи, из чего ты пьешь

 • покажи, что ты надеваешь на ножки

 • покажи, чем причесывают волосы

 • покажи, чем копают песок

Выполнение многозвенных инструкций

 • налей в стакан воды и дай его бабушке

• возьми у меня карандаши и убери их в шкаф

• зайчика отнеси маме, а куклу положи в шкаф

• мячик дай мне, зайчика отдай маме, а куклу положи спать Понимание названий признаков предметов

• принадлежности отдельных предметов (покажи, где мой платок; а где твой)

• понимание словесных обозначений таких признаков, как: короткий, длинный, узкий, широкий, высокий, низкий и т.п.

 • умение сравнивать два предмета по величине (Какой кубик больше? Какая веревочка толще?)

Понимание элементарных временных отношений (давно — недавно, вчера — сегодня)

Понимание грамматических форм слов

— Единственное и множественное число существительных

— Уменьшительно-ласкательные суффиксы

— Единственное и множественное число глаголов

— Мужской и женский род глаголов прошедшего времени

— Префиксальные изменения глагольных форм

 — Глаголы совершенного и несовершенного вида

 — Предлоги, выражающие некоторые пространственные взаимоотношения двух предметов (исключается подсказывающая ситуация)

 • на стол ставят коробку с крышкой и кладут плоский кружок: «Положи кружок НА коробку, ПОД коробку, В коробку, ЗА коробку, ПЕРЕД коробкой»

 • на стол ставятся две коробки с крышками; в одну из коробок кладется плоский кружок, второй такой же кружок кладется во вторую коробку: «Достань кружок ИЗ коробки, достань кружок ИЗПОД коробки»

 • «Положи карандаш ПЕРЕД коробкой, ЗА коробкой, МЕЖДУ коробками»

Понимание единственного и множественного числа имен прилагательных («Догадайся, какую картинку я тебе называю...»)      Понимание формы рода имен прилагательных («Догадайся, какую картинку я тебе называю...»)

 Понимание некоторых падежных окончаний и конструкций, выражающих отношения лиц и предметов между собой («Покажи ложкой карандаш, карандашом ложку...»)

 Понимание родовых признаков предметов, выраженных личными местоимениями в косвенных падежах

 Экспрессивная речь

Отсутствие вербальной речи

 • виды невербального общения:

 — просьбы (дать что-нибудь) ____________________________

 — приветствия ________________________________________

— попытки дать что-нибудь другому человеку _____________

— попытки привлечь внимание __________________________

 • интонационная окрашенность вокализаций и псевдослов __________________________________________________________

• есть ли звукоподражания __________________________________________________________

 • мимика __________________________________________________________

• использование жестов __________________________________________________________

 • пробует ли договаривать рифмы при чтении стихов

 • фиксировать все лепетные псевдослова, количество слогов в них Односложные предложения

Предложения из аморфных слов

Первые формы слов

Усвоение флексийной системы языка

Усвоение служебных частей речи

Усвоение морфологической системы языка

Усвоение частей речи

 • существительные __________ : __________________________

• глаголы _____________________________________________

 • прилагательные ______________________________________

 • местоимения _________________________________________

 • наречия _____________________________________________

 • служебные слова _____________________________________ Объем предложения (отметить, какие использует) 

Синтаксические отношения

 • падежные формы _____________________________________

 • множественное число существительных, прилагательных

• формы глаголов______________________________________

 • словоизменения прилагательных _______________________

 • дифференциация предлогов ____________________________ Словообразование

• суффиксы (уменьшительные существительные; детеныши животных; профессии; уменьшительная форма признаков предметов; образование прилагательных от других частей речи)

 • глагольные префиксы _________________________________

 • антонимы____________________________________________ Согласование

 • прилагательных с существительными (в именительном падеже мужского и женского рода единственного числа, множественного числа, в косвенных падежах)

Звукопроизношение ____________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ Фонематические процессы __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ Заключение __________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ Рекомендации ________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________