Активизация профессионального самоопределения подростков

Саган Виктория Андреевна

В статье рассматривается актуальная для современного общества проблема профессионального самоопределения подростков. Анализируются разные взгляды ученых на данную проблему. Особое внимание обращается на возможность использования социально – психологического тренинга в процессе активизации профессионального самоопределения в подростковом возрасте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активизация профессионального самоопределения подростков в процессе социально психологического тренинга

Саган Виктория Андреевна

Студент педагогического института, кафедры психологии детства,

ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет»,

г.Улан-Удэ, Россия

vika.sagan.97@mailru

Научный руководитель: Климентьева Наталья Николаевна

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиональная направленность, профессиональный труд, профессиональное самоопределение подростков, профориентационный тренинг, активизирующая методика.

Аннотация: в статье рассматривается актуальная для современного общества проблема профессионального самоопределения подростков. Анализируются разные взгляды ученых на данную проблему. Особое внимание обращается на возможность использования социально – психологического тренинга в процессе активизации профессионального самоопределения в подростковом возрасте.

Activation of professional self-determination of adolescents in the process of social and psychological training

Sagan Victoria Andreevna

student of the Pedagogical Institute, Department of Childhood Psychology, "Buryat State University",

Ulan-Ude, Russia

vika.sagan.97@mailru

Scientific adviser: Klimentyeva Natalya Nikolaevna

Keywords: professional self-determination, professional orientation, professional work, professional self-determination of adolescents, vocational guidance training, activating method.

Annotation: the article deals with the problem of professional self-determination of adolescents that is relevant for modern society. Different views of scientists on this problem are analyzed. Particular attention is paid to the possibility of using social and psychological training in the process of enhancing professional self-determination in adolescence.

Сегодня люди живут в эпоху слома цивилизации, утверждения исторически нового пространства, т.е. общество находится в таком переломном периоде, когда от человека требуется быстрая адекватная реакция на происходящие в нем изменения. Необходимо уметь выстроить свою поведенческую линию, позволяющую приспособиться к постоянно меняющимся условиям. Такая нестабильность, окружающая нас повсюду в нашей повседневной жизни, в профессиональной сфере, предъявляет определенные жесткие требования к развитию современной личности школьника, значительно активизирует разработку научных и практических проблем профориентации[1].

Формирования профессиональной ориентации подростков связана с решением вопроса приобретения ими готовности к саморазвитию, самообразованию, проектированию своей линии поведения, овладению высокими технологиями, сложными интегрированными знаниями, актуальными компетенциями, способствующими становлению конкурентоспособного, свободно, динамично, креативно мыслящего специалиста.

Исследованиям сущности и закономерностей профессионального самоопределения посвящено значительное количество трудов, как отечественных, так и зарубежных ученых: Н. С. Пряжников отмечает, что профессиональное и личностное самоопределение имеют много общего, а в высших своих проявлениях они почти сливаются [2]; Э. Ф. Зеер изучая сущность профессионального выбора учащихся опирался на основные моменты профессионального самоопределения: избирательность отношения человека к миру профессий; осуществление выбора с учетом индивидуальных особенностей человека, требований профессий и социально-экономических условий; постоянное самоопределение в течение всей жизни, постоянное рефлексирование своего профессионального бытия и самоутверждения в профессии; инициирование и актуализация процесса другими событиями (окончание обучения, изменение места жительства и др.); восприятие самоопределения как самореализации и самоактуализации, как проявление социальной зрелости личности [1]. Также К. А. Абульханова-Славская, О. С. Газман, М. Р. Гинзбург, Дж. Голланд, Е. И. Головаха, Л. М. Митина, Е. И. Рогов писали о том, что использование активизирующих методик в становлении профессионального самоопределения имеет очень большое значение [3].

Профориентационный тренинг является одним из методов активизации профессионального самоопределения. Он зарождает размышления школьника о выборе профессии, помогает в получение обратной связи о себе как профессионале в игровой деятельности, учит аргументировано отстаивать свой профессиональный выбор, способствует увеличению знаний о мире профессий, формированию стремления к профессиональному самоопределению, соотношению себя с выбранной профессией.

Мы провели исследование по оптимизации готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению с помощью социально - психологического тренинга.

Исследование проводилось в 2018-2019 учебном году. На базе МАОУ СОШ №32 города Улан-Удэ. Нами было обследовано 24 учащихся подросткового возраста (13 до 15 лет).

Для диагностики нами были выбраны следующие методики «Изучение статусов профессиональной идентичности» (А.А. Азбель, А.Г. Грецов) и «Опросник личной профессиональной перспективы» (Н.С Пряжников). С их помощью нам удалось выяснить, что у 37% учащихся неопределенное состояние профессиональной идентичности - это говорит о том, что такое состояние характерно для оптантов, которые не имеют прочных профессиональных целей и планов и при этом не пытаются их сформировать, выстроить варианты своего профессионального развития. У 33% учащихся - навязанная профессиональная идентичность - это состояние характерно для учащегося, который выбрал свой профессиональный путь, но сделал это не путем самостоятельных размышлений, а прислушавшись к мнению авторитетов: родителей или друзей. У 46% испытуемых слабо сформировано представление о честности человеческого труда; 24% испытуемых имеют слабое представление о необходимости профессионального образования после окончания школы; у 50% испытуемых не достаточно развито представление о мире профессионального труда и слабая или отсутствует микроинформационная основа самоопределения; 67% учащихся затруднение с постановкой профессиональной цели и ее согласованием с другими жизненными целями; у 67% учащихся отсутствует резервный вариант выбора профессии на случай неудачи по основному выбору. Также одним из важнейших компонентов является представление о смысле своего будущего профессионального труда, с которым у учащихся тоже есть затруднения.

Результаты констатирующего эксперимента позволяют нам сделать вывод о том, что у учащихся низкий уровень профессиональной ориентации. С целью активизации процесса профессионального самоопределения, нами был разработан социально – психологический тренинг.

Основой тренинга стали активизирующие методы, а именно: групповая дискуссия, беседа, арттерапия, сюжетно-ролевая игра, метод вопрос-ответ, интерактивная игра.

Наша программа была разделена на 4 блока:

  1. «Что я знаю о себе?» (3 занятия)
  2. «Я и мир профессий» (2 занятия)
  3. «Я профессионал» (5 занятий)
  4. Итоговый (2 занятия)

Основными стали 10 занятий в течении которых мы формировали у учащихся профессиональное самоопределение с помощью активизирующих методов. Оставшиеся 2 занятия стали итоговыми на которых учащиеся презентовали себя, как специалистов определенной профессиональной отрасти.

В первом блоке учащиеся были ознакомлены с особенностями своего темперамента и характера, а также особенностями своего мышления, памяти и внимания. В ходе занятий учащиеся соотносили влияние характера, темперамента, а также свои индивидуальные особенности с профессиями. Нами были использованы различные игры и упражнения такие как: «Заключение контракта»; «Мой богатый друг»; «Дальнее плаванье».

Одной из основных игр данного блока стала игра «Кадровый вопрос», целью которой было: формирование информационного пространства, знакомство с новыми профессиями на рынке труда и индивидуальными особенностями их представителей, развитие навыков целеполагания и планирования. В ходе занятия учащиеся были разделены на 4 группы, каждая из групп выбрала по одной профессии, далее учащиеся описали индивидуальные особенности человека работающего по выбранной ими профессии.

Во втором блоке работа была направлена на мир профессионального труда, также были использованы игры и упражнения для повышение уровня осознания понятия специализация: «Профессии на букву»; «Детективы»; «Сотворение мира»; «Один день из жизни»; «Три судьбы». Участникам тренинга была оказана помощь в попытке разобраться, в чем может быть основной смысл трудовой жизни применительно к различным стереотипам людей. В данном блоке мы бы хотели выделить упражнение «Мое будущее» целью которого являлось оказание помощи в определении реальных жизненных и профессиональных перспектив участников тренинга; развитие творческого воображения, гибкости мышления, умения действовать в модифицированных ситуациях. Учащимся было предложено представить, что школьные годы позади и каждый из них успешен в своей профессиональной деятельности. Затем каждый из учащихся рассказывал о своем будущем, а тем у кого совпадали профессиональные взгляды, было предложено сорганизоваться и придумать общий символический образ, девиз, слоган, «создать» «видеоклип», рекламирующий «дух и сущность» группы, и разыграть свой миниклип на площадке.

В основу третьего блока легло соотнесение своих способностей и возможностей с разными профессиями. Также учащиеся в процессе просмотра видеоролика, игр и упражнений были ознакомлены с положительными и отрицательными сторонами профессий и с оставлением своего личного профессионального плана, после чего каждый его составил. Здесь мы бы хотели выделить игру «Ловушки-Капканчики» цель которой повысить уровнь осознания возможных препятствий (ловушек) на пути к профессиональным целям и представления о путях преодоления этих препятствий. Совместно с группой была предельна конкретная профессиональная цель: поступление в конкретное учебное заведение; окончание данного заведения, оформление на конкретное место работы или конкретное профессиональное достижение, включая построение карьеры и получение наград, премий и прочего. В группе был выбран доброволец, который стал представителем выбранной профессии, а все остальные учащиеся зная окончательную цель, придумывали трудности на пути к ее достижению. После ответа добровольца, были заслушаны ответы учащихся задающих вопросы. Также были использованы такие игры как: «Кто есть кто?»; «Поступь профессионала»; «Лучший мотив»; «Морской бой»; «Мой портрет в лучах солнца»; «Люди, не похожие на меня»; «Моя линия жизни»

Итоговый блок включал в себя самопрезинтацию учащихся, подведение итогов и обобщение полученных знаний о мире профессий. В ходе занятия учащиеся презентовали себя, как представителя определенной профессиональной направленности, соотнося свои «хочу, могу и надо».

На этапе контрольного эксперемента, нами была проведена итоговая диагностика, направленная на оценку эффективности проводимых занятий. Результаты показали, что у 58% учащихся сформированная профессиональная идентичность. Эти испытуемые характеризуются тем, что они готовы совершить осознанный выбор будущего профессионального развития или уже его совершили. Этим статусом обладают юноши и девушки, которые прошли через «кризис выбора» и самостоятельно сформировали систему знаний о себе и о своих профессиональных ценностях, целях и жизненных убеждениях. У 21% учащихся мораторий (кризис выбора) такое состояние характерно для человека, исследующего другие варианты профессионального развития и активно пытающегося выйти из этого состояния, приняв осмысленное решение в отношении своего будущего. Как правило, большая часть людей после «кризиса выбора» переходят к состоянию сформированной идентичности, реже к навязанной идентичности.

Сравнивая результаты первичной диагностики и контрольного среза, мы видим, что количество испытуемых данной группы, которым был присущ неопределенный статус профессиональной идентичности, снизился в 3 раза, количество испытуемых с сформированной профессиональной идентичностью увеличился в 3,5 раза.

 Основные изменения произошли в осознании учащимися пользы человеческого труда, 60% испытуемых осознают честность человеческого труда. Компонент необходимости профессионального образования после сформирован у 70% учащихся. Знание мира профессионального труда сформировано у 70% испытуемых. У 50% учащихся сформирован компонент выделение дальней профессиональной цели (мечты) и ее согласование с другими важными жизненными целями. У 50% учащихся сформировано представление о внешних препятствиях на пути к поставленной цели и пути их преодоления. У 40 % учащихся имеется наличие системы резервных вариантов выбора (на случай неудачи по основному варианту).

Проведя сравнение между результатами испытуемых на сегодняшний день и первичной диагностики, мы выяснили, что количество подростков имеющих затруднения в профессиональной ориентации сократилось в 3 раза, также подростки теперь делают осознанный профессиональный выбор, учитывая свои индивидуальные особенности, что подтвердилось данными опросника профессиональных предпочтений (модификация теста Дж.Холланда).

Исходя из результатов повторной диагностики, мы можем сделать вывод о том, что разработанная нами программа эффективна, цели социально – психологического тренинга достигнуты.

Литература

1. Абдалина Л. В. Психологические аспекты профессионального самоопределения / Л.В. Абдалина. - Воронеж, 2011.- 280 с.

2.  Пряжников  Н. С.  Профессиональное самоопределение: теория и практика / Н. С. Пряжников. -М.: «Академия», 2007. – 205 с.

3. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии / Г.В. Резапкина - М.: Генезис, 2013.- 120 с.