Статья "Развитие социальных компетенций дошкольников через танец-игру"

Галышева Ирина Владимировна

Материал будет интересен психологам, педагогам дошкольных учреждний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx20.54 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

ЧЕРЕЗ ТАНЕЦ-ИГРУ

 В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается необходимость формирования системы универсальных умений и навыков детей, в том числе и навыков общения. Коммуникативное развитие является важным условием психологического развития человека, формирования его личности и его социализации.

Рассмотрим, развитие социальных компетенций, а именно навыков общения у дошкольников через язык танца. Например, простой танец вызывает у детей массу положительных эмоций, способствуя развитию не только музыкально-ритмических способностей, но коммуникативных навыков (А.Буренина, Н.Куприна, О.Бубнова, М.Картушина, С. и Е.Железновы и др.) [2, С.101; 5, С.12]. Несмотря на то, что все авторы подчеркивали такую важную составляющую музыкально-ритмической деятельности детей, как установление положительных отношений средствами невербального общения, реализации этой деятельности в детских садах уделяется мало внимания. Недостаточно используется и коммуникативный танец с его возможностями развития у детей навыков невербального общения, хотя острая проблема вхождения ребенка в новый коллектив при адаптации. Танцы влияют и на физическое формирование ребенка: укрепляются мышцы, улучшается координация движений, пластика.

Методика А.Бурениной «Коммуникативные танцы-игры для детей» является наиболее подходящей для развития коммуникативных навыков в  танцевальной деятельности, поскольку предлагает детям несложные танцы-игры, стимулирующие выполнение музыкально-ритмических движений в процессе невербального контакта с партнером.

Начинать разучивание коммуникативных танцев-игр следует с тех, в которых появление нового партнера обусловливается танцевальными движениями (например, следующий партнер по кругу). Нужно дать возможность каждому ребенку находить партнера визуально, демонстрировать дружелюбие и входить в контакт с ним. Таким образом, в коммуникативных танцах-играх у детей формируется умение по взгляду партнера понять его намерения. Контакт  в танцах усиливается тактильно – через хлопки и рукопожатия. Кроме того, разучивая танцы, дети познают себя, осуществляемый в танце тактильный контакт способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального микроклимата в детской группе [3, С.21].

Помимо развития музыкально-ритмических способностей, коммуникативные танцы-игры направлены на формирование коммуникативных и личностных качеств, таких как:

  • развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;
  • развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
  • развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки [4, С.93].

Ценность и польза коммуникативных танцев-игр в развитии детей очевидна. Поскольку разучивание не  занимает много времени, их можно использовать в самых разнообразных формах работы с детьми − и на занятиях, и на праздниках, и в развлечениях, в качестве  динамической паузы и утренней гимнастики. Дети становятся более общительные,  легче вступают в контакт, учатся выражать свои эмоции и распознавать эмоции других детей, у них понижается тревожность, повышается уверенность в себе [3, С.33].

   Приобщая   детей   к    танцевальному   искусству,  нами была разработана парциальная программа, цель которой    способствовать эстетическому, нравственному и коммуникативному развитию дошкольников.  Достижению данной цели будет способствовать решение следующих задач:

Обучающие задачи:

  • обучить детей элементарным двигательным навыкам;
  • обогатить музыкальные впечатления детей посредством знакомства с разнообразными музыкальными произведениями;
  • научить детей своим телом, обучить культуре движения, основам классического, народного и детского - бального танца, музыкальной грамоте и основам актерского мастерства;
  • научить детей вслушиваться в музыку, различать выразительные средства, согласовывать свои движения с музыкой.

   Развивающие задачи:

  • развивать  творческую активность, самостоятельность и инициативность в музыкально-ритмическом движении;
  • развивать эмоциональную отзывчивость, сенсорные способности и музыкальный слух, чувство ритма;
  • развивать  музыкальные и физические данные детей, образное мышление, фантазию и память;
  • формировать творческую активность;
  • развивать артистические способности детей и творческое отношение к занятиям.

    Воспитывающие задачи:

  • воспитывать эстетически-нравственное восприятие детей;
  • воспитывать  любовь к прекрасному, трудолюбие, самостоятельность, аккуратность, целеустремленность в достижении поставленной цели;
  • формировать умение работать в коллективе;
  • воспитание любви и интереса к музыке и танцам;
  • формирование умения работать в коллективе.

Занятия проводятся в игровой форме. Каждое занятие строится по определенной схеме: разминка, основная часть (разбор танцевальных движений, разучивание, заключительная часть (дыхательные упражнения). Кроме того, каждое занятие включает в себя  элементы психогимнастики.

Данная образовательная программа рассчитана на детей 4 - 6 лет. Группы комплектуются по возрастному принципу. Численный состав групп – 10 человек.  Периодичность  проведения учебных занятий: 2 раза в неделю по 20 минут в группе среднего возраста и 30 минут со старшими дошкольниками.

 Итак, танцевальная деятельность развивают  у дошкольников музыкальность, двигательные качества и умения, чувство ритма, творческие способности. Одной из основных направленностей коммуникативных танцев  является психологическое раскрепощение ребенка [6, С.18]. Занятия совершенствуют  коммуникативные навыки и обогащают эмоциональную сферу  ребенка. 

 Наш опыт проведения  коммуникативных танцев показал их привлекательность и доступность. Дети овладевают не только разнообразными двигательными навыками и умениями,  опытом творческого осмысления музыки,  но и развивают физические и  коммуникативные  навыки. Именно в этом заключается актуальность данной программы.

     Новизна программы заключается в том, что  она осуществляет комплексный подход к  воспитательно-образовательному процессу,  систематизирует  средства и методы танцевально-игровой деятельности, обосновано использует разные виды детской творческой деятельности, стимулирует память, внимание, мышление и воображение ребенка. Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребенок овладевает опытом ее эмоционально-телесного выражения. Именно этот опыт и умения помогут ребенку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды художественно-творческих видов деятельности. Музыкально-ритмические движения выполняют и релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственные перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение [8, С. 39].

Кроме того, данная программа учит детей ориентироваться в пространстве, строить диалог с партнером, развивает способность запоминать движения, развивает наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, обеспечивает развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, свободу и выразительность телодвижений, обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Басов М.Я. Движения под музыку. /В кн.: Избранные психологические произведения. М., 2010. – 217с.
  2. Бубнова, О.Б. Коммуникативные танцы как педагогическое понятие / О.Б. Бубнова // Художественно-педагогическое образование XXI века: анализ состояния и стратегия повышения качества профессиональной подготовки: материалы междунар. научн.-практ. конф., Екатеринбург, 13-14 февраля 2007 г. / Уральский гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2007. – 0,4 п.л.- С.21-22.
  3.  Буренина А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей. – СПб.: Музыкальная палитра, 2014. – 36 с.
  4.  Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей. Спб.: Питер, 2015. – 192 с.
  5. Куприна Н.Г. Коммуникативные музыкальные игры в социальном развитии детей / Н.Г. Куприна ; Урал. гос. пед. университет. – Екатеринбург, 2002. – 248 с.
  6. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль, 2011.  
  7. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.:ВЛАДОС, 2012. – 165с.
  8. Федорова Г.П. Играем, танцуем, поем! Спб.: Детство-пресс, 2015. – 134с.