«Место психоанализа в современной психотерапии.»

Шматова Светлана Валерьевна

Психоанализ - старейший из видов психотерапии и выгодно отличается от многих других тем, что его действие направлено не только на устранение симптомов - как психологических, так и соматических, которые сопровождают любое невротическое расстройство, но и на определение причин, вызвавших то или иное нервное расстройство. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mesto_psihoanaliza_v_sovremennoy_psihoterapii.docx26.03 КБ

Предварительный просмотр:

«Место психоанализа в современной психотерапии»

Психоанализ — это психотерапевтический метод, разработанный

 в конце XIX начале XX вв. австрийским врачом З. Фрейдом. Основополагающим понятием его является представление о бессознательных психических процессах и используемых для их анализа психотерапевтических методах.

Психоанализ объединяет теории общего психического развития, психологическое происхождение неврозов, психоаналитические терапии. Вследствие чего психоанализ является законченной целостной системой.

Психоанализ — это метод психотерапии и психологическое учение, которое ставит главным бессознательные психические процессы и мотивации.

Психоанализ - старейший из видов психотерапии и выгодно отличается от многих других тем, что его действие направлено не только на устранение симптомов - как психологических, так и соматических, которые сопровождают любое невротическое расстройство, но и на определение причин, вызвавших то или иное нервное расстройство. Таким образом, человек в силах осознавать причины расстройств и самостоятельно изменить жизненные обстоятельства, усугубившие эти причины. Психоанализ - не таблетка от невроза и не магическое решение проблем человека кем-то другим - такие методы в лучшем случае только временно облегчают состояние. Психоанализ - способ эффективного лечения невротических расстройств через мобилизацию собственных сил человека, приводящий к нормальной и удовлетворяющей жизнедеятельности.

 История психоанализа

Техника психоанализа постепенно эволюционировала по мере того, как Фрейд искал методы эффективной помощи невротическим пациентам.

К открытию психоанализа его привело именно извлечение как цель несмотря на то, что он отрицал восторженность по поводу самой терапии.

Фрейд увидел, что является главным в последовательностях клинических событий, которые являются последствиями технических процедур, применяемые им. Он имел хорошее воображение и умение теоретического осмысления, что вследствие их объединения приводило к формулированию гипотезы соответствия техники клиническим проявлениям и терапевтическим процессам. Фрейд был уверен в успехе и способен изучать новые области мышления энергично и творчески, благодаря своему темпераменту и характеру. В те моменты, когда что-то оказывалось неверным, он менял и технику, и теорию.

Изменения в технике Фрейда были не резкими и незавершенными. Можно увидеть изменения в расстановке акцентов или в порядке значимости, отмеченном для данной процедуры или терапевтического процесса.

Вместе с тем можно описать различные фазы в развитии технических процедур (отреагирование, восстановление памяти, инсайт) и в теории терапевтического процесса.

Фрейд на протяжении почти 20 месяцев применял электростимуляцию, водолечение, массаж и т. д. В итоге он остался не удовлетворен полученными результатами, поэтому в дальнейшем с декабря 1887 года использовал гипноз, при помощи которого пытался подавить симптомы пациента.

В 1889 году Фрейд использовал гипноз в случае Эммы фон Н.

Его система работы состояла в следующем: пациентка подвергалась гипнозу, во время которого Фрейд приказывал рассказывать ей о происхождении каждого ее симптома.

Он требовал рассказывать, что пугало и тревожило ее, что вызывало рвоту или расстраивало ее, когда происходили те или иные события. Пациентка отвечала, описывая свои воспоминания, которые сопровождались сильными аффектами. В конце сеанса Фрейд внушал пациентке, чтобы она забыла эти воспоминания.

К 1892 году Фрейд осознал, что его способность гипнотизировать пациентов небезгранична. По этой причине он встал перед выбором: либо отказаться от катартического лечения вообще, либо попытаться лечить, минуя сомнамбулическую стадию, которая состоит из подчинении психологических сил одной идеи или чувству, например возможность вызывать полную амнезию. Фрейд объяснял свой подход тем, что пациентов возможно было заставить вспомнить события просто путем внушения.

Фрейд, следовательно, пришел к предположению, что пациенты знают все, что имеет для них патогенное значение, и необходимо заставить их сообщить это. Он просил пациентов лечь, закрыть глаза и сконцентрироваться. Он надавливал на лоб и настойчиво говорил, что воспоминания должны появиться.

Фрейд объяснял, что при отказе от гипноза и внушения исчезает доступ к вытесненному материалу и, следовательно, возможность получить патогенные воспоминания и фантазии.

Свободная ассоциация - совершенно достаточный заменитель, позволяющий непроизвольным мыслям пациента проявиться в терапевтической ситуации.

Фрейд описывал этот метод следующим образом:

Специалист предлагает пациенту удобнее лечь, при этом не нужно оказывать какого-либо давления. Сам же аналитик должен сидеть на стуле позади пациента, чтобы быть вне его поля зрения. Можно не просить закрыть глаза, но следует избегать любых прикосновений.

Данный сеанс проходит как беседа между двумя людьми, которые находятся в одинаковой степени бодрствования.

При этом один из них воздерживается от любых мускульных усилий и любых отвлекающих ощущений, которые могут отвлечь его внимание от его собственной умственной деятельности. Аналитик просит «разрешение войти» в то же состояние для овладения идеями и ассоциациями пациента посредствам разговора.

Процедура свободной ассоциации стала известна как фундаментальное, основное правило психоанализа. Интерпретация же остается основным, наиболее важным инструментом аналитика. Данные технические процедуры придают психоаналитической терапии отличительную черту. Существуют другие методы и способы общения, которые встречаются во время терапии, но они являются подготовительными или побочными, не характерные для психоаналитических курсов.

Фрейд выделял, что значимым является личное влияние врача, поэтому предлагал специалисту действовать как просветителю, учителю, духовному отцу. Параллельно с тем он понимал, что наихудшее препятствие на пути психоанализа является «расстроенные» отношения пациента к врачу, которые возникают при определенных условиях. Данный фактор является помехой для работы.

 Главной целью было - достигнуть аффективного реагирования и восстановить травматические воспоминания. Реакции переноса и сопротивления должны были быть обойдены или преодолены.

Фрейд констатировал, что психоаналитическая техника полностью революционизирована. Он более не стремился прояснить каждый симптом, один за другим. Он выяснил, что данный метод не эффективен в случаях комплексного невроза.

Теперь Фрейд предлагал пациенту самому подобрать субъективный материал к сеансу, а сам начинал работу с подсознательными мыслями пациента, которые проявлялись в данный момент.

Акценты теперь делались на бессознательном устранении амнезии, восстановлении памяти.

Сопротивление стало краеугольным камнем психоаналитической теории, было соотнесено с теми силами, которые вызывают регрессию. Аналитик использует интерпретацию для того, чтобы убрать сопротивление.

В 1905 году Фрейд впервые подчеркнул решающую роль переноса. «Перенос, которому, кажется, предписано быть самой большой помехой психоанализу, становится его наиболее могучим союзником, если каждый раз его присутствие может быть определено и объяснено пациенту».  К этому случаю Фрейд описывает случай, когда пациент внезапно прекратил лечение потому, что ему не удалось проанализировать множественные элементы переноса, которые докучали при лечении.

С 1912 года и далее последовательный анализ переноса и сопротивления становится главной частью терапевтического процесса. В своей работе «Воспоминание, повторение и тщательная проработка», Фрейд описывает, как нужно вести себя по отношению к переносу и сопротивлению, и связывает это с навязчивым повторением.

Он использует термин «невроз переноса» для обозначения того, что во время психоанализа пациент замещает свой обычный невроз этим неврозом, вовлекая аналитика.

В 1923 году Фрейд сформулировал теорию функционирования психики в терминах ее структурной организации.

Психические функции были сгруппированы согласно той роли, которую они играют в конфликте. Фрейд выделил три основных структуры психики: «Оно» (или «Ид»), «Я» (или «Эго»), и «Сверх-Я» (или «Супер-Эго»).

«Я» выполняет функцию ознакомления человека во внешнем мире и осуществляет взаимодействие между ним и внешним миром, при этом действуя как ограничитель влечений, соотносящий их требования с соответствующими требованиями совести и реальности.

«Оно» включает основные влечения, производные от сексуальных или агрессивных импульсов.

«Сверх-Я» отвечает за «удаление» нежелательного. Обычно его соотносят с совестью, являющейся наследственными моральными представлениями, которые получены в раннем детстве, а также продуктом наиболее важных детских идентификаций и стремлений индивида.

 Психоанализ - инструмент, дающий возможность Я достичь, добиваться прогрессирующей победы над Оно.

В 1933 г., Фрейд писал, что в психоанализе основные усилия направлены на то, чтобы «усилить Я, сделать его более независимым от Сверх-Я, расширить сферу действия перцепции и укрепить его организацию так, чтобы оно могло присвоить свежую порцию Оно. Где было Оно, там будет Я». И снова в работе «Анализ конечный и бесконечный» Фрейд утверждает: «Дело анализа — обеспечивать, насколько это возможно, хорошие условия для функционирования Я, только в этом случае он выполнит свою задачу».

После Первой мировой войны психоанализ не только революционизировал всю психиатрию и психотерапию, но и внес много нового в исследования человека и его мотивационной сферы. Такие психоаналитические понятия, как «оговорки по Фрейду», «рационализация», «сублимация», «вытеснение», «амбивалентность» и «замещение», вошли даже в обыденный язык.

Основные принципы психоанализа

Психоанализ основан на нескольких фундаментальных принципах. Первый называется принцип детерминизма. Данный принцип стоится на том, что любое событие в психической жизни не может быть случайным или произвольным и ни с чем не связанным. Мысли, чувства и импульсы, которые осознаются, рассматриваются как события в цепи причинно-следственных отношений, определяемых ранним детским опытом индивида. Через специальные методы исследования такие как метод свободных ассоциаций и анализ сновидений, можно выяснить взаимосвязь между произошедшими событиями в прошлом и настоящим психическим опытом.

Второй принцип называется топографический подход.

Каждый психический элемент оценивается по критерию его доступности для сознания. Процесс вытеснения, при котором определенные психические элементы уходят из сознания, свидетельствует о постоянных усилиях той части психики, которая не позволяет их осознать.

Третий принцип — это принцип динамичности.

Он характеризуется тем, что психика побуждается к действию сексуальными и агрессивными импульсами, являющимися частью общего биологического наследия.

Но следует учитывать, что данные импульсы отличаются от инстинктивного поведения животных.

В психоанализе влечение рассматривается как состояние нервного возбуждения в ответ на стимулы, побуждающие психику к действию, направленному на снятие напряжения.

Четвертый принцип имеет название генетического подхода.  Характеризующие взрослых конфликты, черты личности, невротические симптомы и психологические структуры в целом восходят к критическим событиям, желаниям и фантазиям детства.

По контрасту с более ранними концепциями детерминизма и топографическим и динамическим подходами, генетический подход - не теория, а эмпирическое открытие, постоянно подтверждающееся во всех психоаналитических ситуациях. Суть выражается так: какие бы пути ни открывались индивиду, он не может уйти от своего детства.

Психоанализ современности

Одна из современных моделей психоанализа называется интерсубъективный подход. Подход развивается с конца 1970-х группой психоаналитиков-соавторов из США во главе с Робертом Столороу. Создатели данного метода пытаются найти новый язык психоанализа, путем переосмысления основных психоаналитических концепций. По их мнению, психоанализ - это наука об интерсубъективности, центром которой является взаимодействие наблюдателя и объекта наблюдения, а единственной реальностью доступной для психоаналитического исследования (т.е. эмпатии и интроспекции), является субъективная реальность пациента, субъективная реальность аналитика, а также результат их взаимодействия. При этом они заменяют теорию "оптимальной фрустрации" Фрейда концепцией "оптимальной эмпатии", "оптимальной откликаемости", или аффективной настройки, считая, что "неустанная абстиненция со стороны аналитика может серьезно исказить терапевтический диалог, провоцируя бурные конфликты, которые являются в большей степени артефактом позиции терапевта, чем подлинной манифестацией изначальной психопатологии пациента".

Авторы интерсубъективного подхода отказываются и от моделей Фрейда, представляющие технику раскрытия бессознательного и разъяснения его уровней. Аналитики, которые следовали учениям Фрейда, анализировали свою работу в основном как изменения того, что когда-то было, а затем исчезло при помощи вытеснения. А авторы интерсубъективного подхода считают, что перенос — это не защитный механизм к предыдущей стадии, не изменение из прошлого, но это точно влияние различных принципов и образов, которые образовались из ранее появившихся переживаний того или иного пациента. Поэтому перенос рассматривается не как явление повторения прошлого, а как появление индивидуального психологического влечения организовывать опыт и обдумывать смыслы.

Говоря о смене взглядов и представлений о психоанализе, на этапе современного развития нужно привести размышления выдающегося американского психоаналитика Хаймона Спотница.

Некоторые психоаналитики того времени под влиянием формулировок и выводов Фрейда при описании шизофрении стали интересоваться феноменологией и абстрактными догмами, которые касались любви к себе, а также проблемами сексуального характера, взамен того, чтобы изучать каждый случай отдельно в межличностных взаимоотношениях и проводить свои собственные исследования.

Шизофрения, по мнению Спотница, характеризуется психологической организованной ситуацией, которая по структуре является сложной, но также неуспешной психологической защитой от деструктивного поведения. Начальным этапом данного поведения является агрессия, защита объекта и принесение себя в жертву. Другими словами, проблема в неразряженной энергии.

Например, если ребенок во взаимоотношениях с матерью испытывает чрезмерную фрустрацию, одновременно с этим он считает ухаживающую мать безумно ценной. Именно поэтому делает все, что в его силах, чтобы сдерживать агрессию, направленную на родителя. Но накопление сдерживающих факторов в себе приводит к формированию психологического состояния, которое приводит к развитию шизофренической реакции. Следственно, Спотница считал, что в основе шизофрении лежит сильное желание разрушить (уничтожить) фрустрирующий объект. Данное мнение идет в разрез с определением Фрейда о том, что к шизофрении приводит регрессия к стадии нарциссизма.

Необходимо отметить точку зрения одного из создателей генетической теории развития аффектов Генри Кристалла. Он считает, что задержание на 50 лет открытия регрессии у аффектов по сравнению с фантазиями шла вместе с провалом психоаналитиков заметить эпигенетическую историю развития аффектов.

Г.Кристалл пришел к выводу, что каждая стадия развития аффектов, может стать отправной точкой для дальнейших определений проблем, которые связаны с аффектом. По мнению Г.Кристалла, по причине ошибочной идеи Фрейда (1915) о том, что аффекты по природе своей сознательны, образовалось препятствие для понимания переживания аффектов. Исследователь также говорит, что психоаналитикам нужно отказаться от точки зрения Фрейда, высказанной в 1900 году, о том, что аффекты всегда связаны с идеями или символическими репрезентациями следов памяти или с восприятиями. Все больше данных говорит в пользу точки зрения о том, что аффект может обеспечивать дологическую, нелогическую, несимволическую, не когнитивную (компьютероподобную) оценку и регистрацию в психике. Кроме этого, Г. Кристалла считал, что представление, которое использовал Фрейд и многие последующие аналитики, что тревога — это прототипический аффект, служащий в качестве модели для всех других эмоций, является ошибочным.

Намного более правильным будет считать, что любовь или любовь и ненависть служат модельными аффектами.

Заключение

Главная тема современных психоаналитических исследований – это значение привязанности младенца к матери. Проблемы, которые могут возникнуть на этой стадии зависят от отношения матери. Холодность и безразличие могут сыграть решающую роль в возникновении тяжелых личностных расстройств. Взаимоотношения матери и ребенка является основополагающим для развития личности и формирования самооценки.

Психоанализ делает упор на «критические события», в особенности на последствия событий, происходивших в детстве, но при этом не отрицает возможного влияния наследственных биологических факторов. На способностях и личностной структуре ребенка главным образом отразится то, что он испытывал, будь это болезнь, несчастный случай, потеря, жестокое обращение или же будь он покинутый всеми.

Любые психоаналитические идеи должны восприниматься критически, что является развивающим фактором и составляет научный подход. Также в исследованиях нужен комбинированный и системный подход.

А.М. Руткевич считает, что даже если психоанализ сохранит свою значимость лишь как искусство сценического понимания, этого будет достаточно для того, чтобы психоанализ мог играть свою роль эффективной психотерапии, то есть выполнять свою главную функцию, не претендуя ни на роль строгой науки, ни на роль оригинальной философской антропологии.

Список литературы

  1. Руткевич А. М. Психоанализ. Истоки и первые этапы развития. - М., 1997
  2. Руткевич А. М. Психоанализ, история, травмированная "память" // Феномен прошлого / Ред. И. М. Савельева, А. В. Полетаев. - М.: ГУ-ВШЭ, 2005. - С. 221-250
  3. Костандов Э.А. Психофизиология сознания и бессознательного // Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2004.
  4. Столороу Р., Брандшафт Б., Атвуд Дж. Клинический психоанализ. Интерсубъективный подход, - М., Когито-Центр, 1999.
  5. Фрейд З. Введение в психоанализ, - М: Фирма СТД, 2003. - 624 с.