«Кризисная терапия аддиктов с суицидальным синдромом»

Шматова Светлана Валерьевна

 Положительное влияние терапии на личность поддерживается многочисленными исследованиями.

У большинства психологов, уже давно не вызывает сомнений целесообразность применения групповой психотерапии к клиентам с определёнными запросами. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Кризисная терапия аддиктов с суицидальным синдромом»

Актуальность исследования

 Положительное влияние терапии на личность поддерживается многочисленными исследованиями.

У большинства психологов, уже давно не вызывает сомнений целесообразность применения групповой психотерапии к клиентам с определёнными запросами. В то же время вызывает интерес вопрос, как и почему терапия действует на личность каждого члена группы. Ответ на этот вопрос даёт нам более цельное понимание того, как, с помощью каких методов терапевту лучше воздействовать на процессы, происходящие в группе, а от чего лучше отказаться.

Вопросами исследования различных терапевтических эффектов занимались такие исследователи как О.Н. Истратова, Д.Б. Карвасарский, Е.А. Колотильщикова, И. Г. Малкина-Пых, К. Ойстер, А.А. Осипова, Г.В. Старшенбаум, Г.В. Тимошенко, И. Ялом и другие.

Проблемам изучения терапевтических эффектов в группе и посвящена наша работа. Крайне актуально использование кризисной терапии с аддиктами с суицидальным синдромом.

Специалисты определяют суицид (с лат. «себя убивать») самоубийство, как осознаваемые, умышленные действия, направленные на добровольное лишение себя жизни, которые приводят к смерти.

Признаками понятия «самоубийство» выступают:

а) цель лишить себя жизнь;

б) потерпевший и субъект суицида является одно и то же лицо;

в) объектом покушения на жизнь самого человека,

г) смерть вызывается личными действиями самого человека.

Аддиктивную личность характеризуют черты незрелости: невыраженность интеллектуальных и духовных интересов, твердых нравственных норм, неустойчивость, безответственность, чувство стадности.

Аддикт (зависимая личность) хуже переносит трудности повседневной жизни, чем кризисные ситуации. Преувеличение своих достоинств маскирует скрытый комплекс неполноценности.

Цель исследования - проанализировать направления кризисной терапии аддиктов с суицидальным синдромом.

          Задачи исследования:

  1. Кратко охарактеризовать особенности аддиктивного поведения;
  2. Рассмотреть направления профилактики и коррекции суицидального поведения у аддиктов;
  3. Раскрыть направления терапии аддиктов с суицидальным синдромом.

          Объект исследования – аддикты с суицидальным синдромом.

          Предмет исследования – направления кризисной терапии аддиктов с суицидальным синдромом.

          Метод исследования – аналитико-синтетический, теоретической базой являются труды российских и зарубежных исследователей в области психологии, психотерапии и психиатрии.

Структура работы определена целями и задачами работы, и состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.

Кризисная терапия аддиктов с суицидальным синдромом

Аддиктивное поведение (от англ. addiction – склонность, пагубная привычка; лат. addictus – рабски преданный) – особый тип форм деструктивного поведения, которые выражаются в стремлении к уходу от реальности посредством специального изменения своего психического состояния искусственным образом: при помощи приема каких-либо веществ (алкоголь, наркотики, транквилизаторы и т.д.) или осуществления какого-либо вида деятельности, активности (азартные игры, трудоголизм, коллекционирование и т.д.).

Тенденция к саморазрушению часто связана с алкогольной и наркотической зависимостью.

Суицидальный риск больных алкоголизмом и наркоманией в десятки раз превышает риск самоубийств в общей популяции.

По статистике 75% лиц, совершивших суицидальную попытку, хотя бы один раз лечились от алкоголизма и наркомании, каждый второй молодой самоубийца был алкоголиком.

В осуществлении профессиональной психопрофилактической работы с суицидентами существует несколько подходов - в зависимости от содержания, последовательности действий, направления консультирования и психотерапии [6; 17; 18].

I. Так, по содержанию профилактики и коррекции суицидального поведения выделяют [17 с.12-13]:

а) специализированные психиатрические терапевтические (медикаментозные и немедикаментозные) меры по предотвращению формирование суицидального поведения и лечения психических расстройств, способствующих ее возникновению;

б) психологические коррекционные меры для изменения личностных установок на аутоагрессивную активность на повышение уровня психологической защищенности, на формирование антисуицидальных барьеров;

в) социальные меры, направленные на изменение социального статуса, социально-экономических условий жизни потенциальных суицидентов;

г) информационно-обучающие мероприятия по распространению знаний об особенностях возникновения и течения суицидального поведения, о способах самопомощи при возникновении аутоагрессивных проявлений, о работе социальных служб, о специализированных учебных программах для специалистов в области сущидологии, психологии суицида и тому подобное.

II. Согласно последовательности осуществления действий по профилактике суицидального поведения выделяют [17, с. 13]:

- первичную профилактику, то есть меры, имеющие целью предотвратить попытки совершения суицида; к ней также относят информационно-учебные мероприятия по суицидологии для всего населения;

- вторичную профилактику, которая заключается в работе с субъектами, которые осуществляли попытку самоубийства, чтобы избежать рецидивов в них суицидального поведения;

- третичную профилактику - по оказанию помощи близкому окружению лиц, совершивших суицидальную попытку, во избежание рецидивов суицидального поведения в таком окружении.

III. Целью неотложной суицидальной помощи является коррекция негативных эмоций, уменьшение аффективного компонента и усиление самосознания. При оценке состояния суицидента и проведении психоконсультативной, психокоррекционной, психотерапевтической работы следует учитывать особенности ситуационной реакции и позицию личности в суицидальном конфликте [17, с.13].

IV. Составляющими терапевтического этапа профилактики суицидов является кризисная поддержка и кризисное вмешательство (интервенция) [17, с. 13-14].

Кризисная поддержка предусматривает:

а) снятие негативных адаптивных переживаний, отреагирование чувств;

б) прояснение конфликтной ситуации и достижение понимания проблемы;

в) структурирование ситуации, что имеет цель помочь человеку увидеть целостную картину проблемы и пути ее возникновения;

г) активизацию антисуицидальных установок, помощь лицу в определении важных связей с близким окружением, их значимость в жизни, актуальных смыслов развития личности.

При этом необходима также работа с семьей с целью укрепления или восстановления межличностных связей, по формированию чувства уважения к человеку, восприятие его как равного, определение его права на собственное мнение, свои ценностные ориентации.

Кризисное вмешательство или интервенция включает:

а) снятие остроты психотравмы;

б) вербализацию, высказывание эмоциональных переживаний суицидента;

в) поиск путей конструктивного преодоления психотравмирующей ситуации, опираясь на предыдущий жизненный опыт человека;

г) осознание той проблемы, которая находится в основе суицидального намерения, и попытка найти более конструктивный способ реализации этой потребности;

д) формирование у личности мотивации для личной психотерапевтической работы.

На этом этапе важная роль принадлежит умению психотерапевта устанавливать эмоциональный контакт с человеком, понимать его проблему, которую следует сочувственно проанализировать в социальном и личностном контексте, имея в виду возможную обиду, отчаяние, одиночество, отсутствие перспективы, нереализованные планы и тому подобное. полезными могут быть эриксоновские методы психотерапии, например, рассказы терапевтических историй, которые способствуют преодолению сопротивления суицидента.

V. При выборе направления психокоррекционной и психотерапевтической работы с суицидентами следует учитывать профессиональную квалификацию консультантов, степень владения ими теми или иными видами психотерапии. Рассмотрим эти направления психотерапевтической работы с суицидентами [11, с. 14-17]:

1. Кризисная психотерапия заключается прежде всего в превращении кризисной ситуации, в выявлении и коррекции неадекватных установок суицидента, в поиске и тренинга неиспользованных им способов решения суицидального конфликта. Осуществляется в индивидуальной, семейной, групповой формах.

2. Когнитивная психотерапия направлена на выявление и устранение несоответствия объективной реальности и основных ситуационных установок суицидента, его восприятия действительности в условиях суицидального конфликта. Этот метод особенно эффективен при коррекции чувства безнадежности, поисков когнитивных, смысловых основ предотвращения повторных суицидальных попыток.

3. Аксиологическая коррекция основана на учении о ценностях и направляет суицидента на просмотр своих личностных ценностей. При этом следует стараться не только стремиться к доминированию в системе ценностей клиента духовных ценностей, а и подносить ценность самой личности, человека, его жизнь разными способами, прежде всего - рациональной психотерапии. Может быть полезной и христианская психотерапия. Далее приводится авторская психотерапия суицидента подъемом ценности его личности.

4. Рациональная психотерапия предполагает логический анализ суицидента, решение причин психологической дезадаптации, установление связи психологического расстройства с соматической симптоматикой.

Этот вид психотерапии повышает осведомленность личности клиента о своем состоянии, снижает напряжение, тревогу, что сопровождают суидологический кризис. При этом следует стремиться не только укрепить отношения суицидента к факторам психотравмирующей ситуации, но и повлиять на его ценностно-смысловую сферу, в центре которой должно быть ценность самой личности, человека, его жизни, которая является непрерывным процессом, целостность которого каждый человек несет ответственность перед человечеством.

5. Гештальттерапия, которая направлена на коррекцию процессов восприятия, обработки и актуализации информации и базируется на ключевых положениях о:

- отношение фигуры и фона;

- их противоположность и единство;

- осознание и сосредоточение на настоящем;

- функцию защиты;

- зрелость и ответственность.

При работе по этой психотерапии суицидент побуждается остаться в ситуации «здесь и теперь», избегать обращение к прошлому опыту, не выстраивать планов на будущее, что нормализует саморегуляцию личности. Обеспечивает улучшение ее социальной адаптации.

6. Психодрама используется как психотерапевтический групповой процесс, в котором осуществляется драматическая импровизация для изучения внутреннего мира личности суицидента, для вывода наружу его внутренних переживаний, изменение внутреннего образа психотравмирующей ситуации, ракурса ее видения, понимание мотивов поведения других, и тому подобное.

7. Семейная психотерапия позволяет осуществлять коррекцию нарушенных отношений в ближайшем окружении суицидента, что важно для профилактики повторного суицида. При использовании семейной психотерапии проявляется социально-психологическая обусловленность суицидального поведения, оказывается помощь клиенту в осознании причин его поступка, особенностей восприятия отношений в семье, его представлений о самых близких людях, окружающую действительность, в видении в новом ракурсе альтернативных возможностей адаптации.

8. Аутогенная тренировка имеет целью развивать умение саморегуляции личности суицидента, расширять резервы его адаптации. Из-за этого ускоряется выход суицидента с кризисного состояния, корректируются аффективные расстройства, формируются навыки мотивационно смысловой и эмоциональной саморегуляции в стрессовых ситуациях, создается положительный эмоциональный фон, анализируются агрессивные чувства [17, с. 15].

Приведенные направления психотерапии могут быть дополнены другими, целесообразность их использования определяется психологом в зависимости от факторов, течения, глубины суицидальной поведения и психотравмы аддиктивной личности. Многое зависит от профессиональной подготовки и квалификации психотерапевта, его опыта решения суицидальных проблем клиента.

Заключение

В ходе работы мы установили, что аддиктивное поведение представляет собой особый тип форм деструктивного поведения, которые выражаются в стремлении к уходу от реальности посредством специального изменения своего психического состояния искусственным образом: при помощи приема каких-либо веществ (алкоголь, наркотики, транквилизаторы и т.д.) или осуществления какого-либо вида деятельности, активности (азартные игры, трудоголизм, коллекционирование и т.д.).

Тенденция к саморазрушению часто связана с алкогольной и наркотической зависимостью. Суицидальный риск больных алкоголизмом и наркоманией в десятки раз превышает риск самоубийств в общей популяции.

В осуществлении профессиональной психопрофилактической работы с суицидентами существует несколько подходов - в зависимости от содержания, последовательности действий, направления консультирования и психотерапии.

Целью неотложной суицидальной помощи является коррекция негативных эмоций, уменьшение аффективного компонента и усиление самосознания личности.

Кризисная поддержка предусматривает: снятие негативных адаптивных переживаний, отреагирование чувств; прояснение конфликтной ситуации и достижения понимания проблемы; структурирование ситуации, которое позволяет помочь человеку увидеть целостную картину проблемы и пути ее возникновения; активизацию антисуицидальных установок, помощь лицу в определении важных связей с близким окружением, их значимость в жизни, актуальных смыслов развития личности.

Выделяют несколько направлений кризисной терапии аддиктов с суицидальным синдромом: кризисная психотерапия, когнитивная психотерапция, аксиологическая коррекция, гештальтерапия, рациональная психотерапия, психодрама, семейная психотерапия и пр.

Психологическая профилактика сводится в таких ситуациях к поиску путей возвращения потенциального суицидента в поток «жизни», повышение его ценности как незаменимой, исключительной поздравительной составляющей этого потока.

Психолог может в такой ситуации строить новый образ личности, использовать определенные способы подъема жизни человека. Он должен иметь способность к креативным действиям проектанта, технолога, производителя этого нового образа жизни, архитектора, обновленного «потока жизни» с участием человека, который был временно отстранен от него, но с помощью психолога возвращен обратно.

Список литературы

  1. Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Диагностика суицидального поведения: Методические рекомендации. - М., 2010.
  2. Вашека Т.В. Ранняя диагностика и профилактика суицидального поведения в подростковом возрасте // Практическая психология и социальная работа, № 6 (87), 2016. - С 64-66.
  3. Вагин И. Психология жизни и смерти. - СПб .: Питер, 2011.
  4. Ващенко Р.В., Сулицкое В.В. Структура психологического вмешательства после суицидальной попытки // Психология суицидального поведения: Диагностика, коррекция, профилактика. наук. пр. / Под общ. ред. СИ. Яковенко. - М .: РИО, 2014.
  5. Дюркгейм Э. Самоубийство. - СПб: Питер, 2011.
  6. Кулганов В.А., Юнацкевич П.И. Как не стать психом. - СПб .: Антон, 2015.
  7. Лесная А.С. Психология суицидального поведения: Учебное пособие. - Черновцы, 2014. - 234 с
  8. Лукас К., Сейден Г. Молчаливое горе: жизнь в тени самоубийства / Пер. с англ. - М., Смысл. - 2013.
  9. Меннингера К. Война с самим собой / Пер. с англ. - М .: ЭКСМО- Пресс, 2010.
  10. Мушинский В.П. Особенности суицидального поведения у подростков: Методические материалы. - Днепропетровск: ДОМУППСР, 2011.-10 с.-
  11. Превенция самоубийств: Руководство для работников пенитенциарной системы. - Одесса: ОНУ им. И.И. Мечникова, 2015. Женева: ВОЗ,. - 23 с.
  12. Превенция самоубийств: Руководство для специалистов средств массовой информации. - Одесса: ОНУ им. И.И. Мечникова, 2005; Женева: ВОЗ, 2012.-14 с.
  13. Прийменко В.М. Суицидальное поведение. Психологический анализ и профилактика (Методические рекомендации для практических психологов и социальных педагогов). - М.: КГПУ имени Б.Д. Гринченко, 2015. - 43 с 18.
  14. Смит М.Д. Тренинг уверенности в себе. - СПб .: Речь, 2012.
  15. Старшенбаум Г.В. Суицидологии и кризисная психотерапия. - М .: «Когито-Центр», 2011. - 376 с.
  16. Суицидологии: Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. - М .: «Когито-Центр», 2013.
  17.  Тихоненко В.А. Классификация суицидальных проявлений // Актуальные проблемы суицидологии. Труды Московского НИИ психотерапии МЗ РСФСР. - Т. 82.-М., 1978.
  18. Чуприков А.П., Пилягина Г.Я., Войцех В.Ф. Суицидологии. Основные термины и понятия. - Методическое пособие. - М., 2015.
  19. Чхартишвили П.С. Писатель и самоубийство. - М .: Новое литературное обозрение, 2017.
  20. Шнейдман Э. Душа самоубийцы / Пер. с англ. - М .: Смысл, 2011.