«Консультирование в школе»

Шматова Светлана Валерьевна

Индивидуальное консультирование является частью процесса психологического сопровождения детей в общеобразовательном учреждении. В настоящее время педагоги-психологи встречаются со множеством проблем, касающихся индивидуальных особенностей детей и требующих своевременной коррекции с целью получения позитивных изменений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultirovanie_v_shkole_avtor_shmatova_s.v.docx18.59 КБ

Предварительный просмотр:

«Консультирование в школе»

Индивидуальное консультирование является частью процесса психологического сопровождения детей в общеобразовательном учреждении. В настоящее время педагоги-психологи встречаются со множеством проблем, касающихся индивидуальных особенностей детей и требующих своевременной коррекции с целью получения позитивных изменений. Для личностного роста, развития и реализации творческого потенциала, необходимо знать особенности консультирования в общеобразовательном учреждении для дальнейшей разработки стратегий успешного преодоления возникающих трудностей [3, с. 38].

В практике работы психологи сталкиваются с множеством трудностей в их осуществлении. Связаны они с недостаточным пониманием методологических подходов, порой не вполне осознанным и потому не всегда адекватным использованием методов психологической коррекции, что в свою очередь приводит к низкой эффективности работы, скептическому взгляду на возможность получения результатов в психокоррекции вообще и разочарованию в частных методиках, а иногда и к ухудшению состояния решаемой проблемы [4, с. 5].

Целью данной работы является рассмотрение вопросов и особенностей психологического консультирования в школе.

Вопросы, требующие психологического консультирования в школе

В психологическом консультировании в условиях образовательной организации встречается ряд вопросов, требующих внимания. Одной из сложных задач является создание мотивации у родителей и педагогов на получение консультаций психолога, а также поддержание этой мотивации с целью дальнейшего взаимодействия для решения вопросов обучения и развития детей. Принятие и выполнение родителями и педагогами рекомендаций психолога, рентная установка при обращении к психологу, запросы не переделывание детей, отказ от признания существования проблемы и соответственно необходимости ее решения, запрос на моментальное решение сложных проблем, и др. отмечают психологи как затруднения в психологическом консультировании.

Набор этих проблем, возникающих в деятельности педагога-психолога, является достаточно стандартным, но зачастую они становятся не разрешимыми и приводят к профессиональному выгоранию специалистов. Причины таких последствий кроются в специфике консультирования в образовательных организациях, которая состоит, в частности, в делегировании высокого уровня ответственности и нереальных ожиданий по отношению к действиям психолога, запрос на экстренную и краткосрочную помощь не зависимо от сложности случая, перекладывании ответственности на психолога [1, с. 102].

Педагоги-психологи, стремясь соответствовать таким ожиданиям, расплачиваются размыванием границ своих профессиональных обязанностей и возможностей, эмоциональным выгоранием, а порой и нарушениями профессиональной идентичности.

Общие трудности в консультировании родителей и педагогов сводятся к следующим ситуациям: отсутствие самостоятельного запроса на консультацию; обесценивание работы психолога; закрытая позиция; восприятии психолога как представителя администрации и сокрытие информации; ожидание готовых решений; перекладывание ответственности на специалистов; формулирование сложных запросов, в решении которых психолог не компетентен; игнорирование рекомендаций психолога; нацеленность на быстрое решение проблемы и др. [2, с. 58].

Трудности в консультировании детей: непонимание детьми сложных речевых конструкций; продуцирование социально желательных ответов в связи с опасением утечки информации; энергоемкость в установлении и поддержании контакта; стеснение своей жизненной ситуации, ложь; волнение при встрече с психологом; насмешки одноклассников по поводу посещения психолога и др. [2, с. 60].

Для решения вышеуказанных проблем, необходимо иметь соответствующий инструментарий, иными словами, знать особенности психологического консультирования в школе, которые будут рассмотрены в пункте 2 настоящей работы.

Особенности психологического консультирования в школе

Консультации психологи образовательных организаций проводят преимущественно с детьми и родителями, педагоги редко попадают в эту область деятельности психолога. Успешной психологи считают консультацию в том, случае, если психолог удовлетворяет запрос клиента и сам получает удовлетворение от достигнутого результата.

Предметом профессиональной деятельности психолога образования является психическое здоровье детей и школьников; возрастные особенности психического развития детей и школьников (отклонения и задержка психического развития  норма  одаренность); индивидуальные особенности психического развития детей и школьников [1, с. 30].

Объекты профессиональной деятельности психолога образовательного учреждения: ребенок и детский коллектив; родители и другие члены семьи; педагогический коллектив и администрация [1, с. 31].

Для организации психологического консультирования в школе педагогам – психологам необходимо прояснение в понимании ее сути и целей, а также знание и четкое следование процедуре психологического консультирования.

Процедура психологического консультирования в школе состоит из пяти этапов:

1. Подготовительный этап (заочное знакомство). На данном этапе составляется медицинская анамнеза на основе анализа специальной документации и беседы с медицинским работником; составляется описание социально-бытовой характеристики жизнедеятельности ребенка на основе анкетирования родителей; составление педагогического анамнеза (педагогической характеристики) на основе анкетирования и бесед с воспитателями и педагогами, взаимодействующими с ребенком;  составление семейного анамнеза на основе бесед с родителями и значимыми в жизни ребенка взрослыми.

2. Адаптационный этап, которые предполагает знакомство с ребенком в процессе наблюдений, бесед с ним, анализа продуктов детского творчества.

3. Основной этап, на котором проводится тестирование.

4. Интерпретационный этап. На данном этапе происходит составление психологического заключения и сопутствующих документов на основе обработки и анализа диагностических данных (по запросу).

5. Заключительный этап. На заключительном этапе педагог-психолог обрабатывает результаты: констатация результатов обследования в процессе беседы с родителями (воспитателями); составляет рекомендации родителям и учителям [1, с. 56].

Таким образом, степень эффективности работы педагога-психолога зависит от верного выявления проблемы и четкого следования процедуре психологического консультирования в школе с целью психокоррекции и гармоничного развития личности ребенка.

Заключение

Психологическое консультирование и коррекционно-развивающая работа являются важными направлениями профессиональной деятельности педагога - психолога системы образования. Психологи сталкиваются с множеством трудностей в осуществлении психологического консультирования в школе. Наиболее частные из них:  отсутствие самостоятельного запроса на консультацию; обесценивание работы психолога; закрытая позиция; восприятии психолога как представителя администрации и сокрытие информации; непонимание детьми сложных речевых конструкций; продуцирование социально желательных ответов в связи с опасением утечки информации; насмешки одноклассников по поводу посещения психолога и др.

Для успешного оказания психологического консультирования в школе, необходимо придерживаться общеустановленных этапов: подготовительный этап, адаптационный этап, основной этап, интерпретационный этап, заключительный этап. Каждый этап имеет свою специфику, которая подробно рассмотрена в пункте 2 данной работы.

Успешное оказание психологического консультирования в школе возможно лишь в том случае, когда педагог-психолог верно определил проблему, над которой необходимо работать и четко следует процедуре психологического консультирования в образовательном учреждении.

Список использованных источников

  1. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / М. Р. Битянова. – М.: Совершенство, 1997. – 298 с.
  2. Изотова, Е. И. Психологическая служба в образовательном учреждении [Текст] / Е.И. Изотова.  М.: Академия, 2007. – 208 с.
  3. Кирсанова, В.Г., Павленко, Т.А., Першина, Л.А. Повышение квалификации педагогов-психологов в Московской области: состояние и перспективы развития [Текст] / Кирсанова В.Г., Павленко Т.А., Першина Л.А. // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. – 2015.- № 1. - С. 37-43. 2.
  4. Кирсанова, В.Г., Павленко, Т.А., Першина, Л.А. Проблемы оценки профессиональной деятельности педагога-психолога [Текст] / Кирсанова В.Г., Павленко Т.А., Першина Л.А. // М.: Известия АСОУ. – 2014.
  5. Нормативные правовые документы для педагогов-психологов образования [Электронный ресурс] / сост. И. Т. Каманов. – Вып.1. М.: Сфера, 2002. – 144 с. // Сайт «Детская психология». URL: http://www.childpsy.ru/lib/books/id/8532.php (дата обращения 25.09.2019).