Двигательная терапия
Установлено, что тело – это продолжение человеческой психики и телодвижения человека отражают его внутреннее психическое состояние и отношение к жизнедеятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dvigatelnaya_terapiya_avtor_shmatova_s.v.docx | 28.76 КБ |
Предварительный просмотр:
«Двигательная терапия»
Начиная со второй половины 20 века в психотерапевтических исследованиях начинает уделяться особое внимание взаимосвязи эмоциональной и телесной составляющих человека. Ученые начинают изучать связь тела и сознания, их влияние друг на друга, в ходе чего появляется новое практическое направление – двигательная терапия.
Установлено, что тело – это продолжение человеческой психики и телодвижения человека отражают его внутреннее психическое состояние и отношение к жизнедеятельности. Психические заболевания зачастую начинаются с физической или эмоциональной напряженности, в отдельных случаях перерастая в стрессовые ситуации. Психологические травмы запечатываются в памяти тела человека и когда появляется желание проявить какие-либо чувства, эмоции или желания, тело, находясь в зажатом состоянии, блокирует их проявление.
Предназначение двигательной терапии (танцтерапии) состоит в исследовании кодирования чувств и эмоций человека в различных телесных состояниях, а также ориентация на осознание и освобождение человеческим сознанием подобных блоков.
Актуальность исследования заключается в том, что двигательная терапия является эффективным средством преодоления эмоциональных, телесных и психологических блоков, страхов и зажимов. Двигательная терапия, являясь формой невербальной коммуникации, позволяет самовыражаться, тем самым оказывать благоприятное воздействие на состояние человека.
Цель исследования: изучение теоретических и организационных основ двигательной терапии.
Задачи исследования:
- Выявить специфику двигательной терапии.
2. Определить подходы к организации двигательной терапии.
Объект исследования: двигательная терапия
Предмет исследования: специфика и организация двигательной терапии.
Методы исследования: изучение и анализ научной и психологической литературы по теме исследования.
Появление и развитие двигательной терапии
Первые теоретические разработки двигательной терапии были созданы в США в начале 30-х годов 20 века. Двигательная терапия использовалась в психиатрических клиниках и позволяла добиться больших успехов. Особенно эффективно данное направление было в работе с больными, имеющими расстройства шизофренического спектра.
Двигательная терапия официально вышла на новый уровень лишь после Второй мировой войны. Этому способствовали психиатрические лечебницы, так как большинство людей в то время нуждались в реабилитационном восстановлении.
Наиболее известным основателем двигательной терапии является Мэриан Чейс считается пионером двигательной терапии. После Второй мировой войны она начала использовать двигательную терапию при лечении ветеранов. Данная деятельность также приносила большие результаты. Ее пациенты преодолевали психологические травмы, начинали выражать собственные чувства и поддерживать коммуникацию с людьми.
Мэриан Чейс работала с методом кинестетической эмпатии — это особый процесс восприятия состояния чувств человека, в котором танцтерапевт использует свое тело для интерпретации переживаний пациента, выраженных в телесной форме. При использовании этого метода терапевт «отзеркаливает» движения пациента — принимает собственным телом те же положения, мышечные напряжения, дыхательный паттерн, демонстрируемые пациентом. Смещая свое внимание на внутренние знаки, танцтерапевт переходит на подсознательный уровень, становится более открытым бессознательным процессам.
Также Чейс использовала метод «ритмической групповой активности» так как рассматривала ритм как терапевтическое средство коммуникации в группе [13].
В середине столетия развитием двигательной терапии занимались танцоры- профессионалы Франческо Боус, Лилиан Эспинак, Труди Шуп, Мэри Уайтхаус. В то время активно разрабатывались экспериментальные методы расширения самосознания в тренингах по развитию человеческих отношений, проводились исследования по развитию функций правого полушария, в частности — интуитивное мышление, анализировалось коммуникативное поведение, выражавшееся через тело человека, интенсивно изучалась невербальная коммуникация в целом, что способствовало повышению интереса к программам танцевально-двигательной терапии.
В итоге танцевально-двигательная практика стала отдельной профессией.
Т. А. Шкурко в статье «Танец как средство диагностики и коррекции отношений в группе» пишет, что как наиболее развитые выделяются американская, английская и немецкая школы двигательной психотерапии [14].
Немецкая школа танцевальной психотерапии базируется на гуманно-структурированной танцевальной терапии, основой которой является концепция Гюнтера Аммона — «гуманистическая структурология».
В рамках американской и английской школ выделены два основных подхода: психодинамический и непсиходинамический.
Психодинамический подход является теоретическим базисом двигательной терапии и представляет собой психоаналитическую теорию, в которой акцент ставится на изучении сознательного и бессознательного аспектов психики человека, которые проявляются в движении и в танце, в том числе.
Основой для возникновения не-психодинамического направления являются те практические результаты и выводы, которые были получены танцорами в результате взаимодействия в танцевальном процессе.
Вильгельм Райх, основоположник одной из европейских школ психоанализа, считал, что каждое проявление эмоций имеет соответствующее физическое проявление, и, что неотреагированные эмоции человека выражаются в его теле в виде мышечных зажимов (мышечного «панциря»). Это приводит к ограничению подвижности, ухудшению кровообращения, болям (что является причинами, к примеру, остеохондроза, артрозов).
Теория Райха стала источником для формирования других систем, ориентированных на работу с телом: биоэнергетический психоанализ (биоэнергетика) Александра Лоуэна, структурная интеграция (рольфинг) Иды Рольф, комплексы двигательных упражнений Ф. Матиаса Александера, система чувственного сознавания Ш. Селвер, метод М. Фельденкрайза.
Таким образом, двигательная терапия зародилась 30-х годах ХХ века и активно развивалась в различных странах. Представители различных стран вносили свои собственные идеи в развитие данного направления.
Сущностные характеристики двигательной терапии
Под двигательной терапией в психологической литературе понимается одна из форм психосоматического лечения. Основным методом двигательной терапии является психотерапия, который ориентирован на выявление скрытых связей психологических стрессов, конфликтов и соматическими симптомами с последующим внесением коррекционных приемов. В двигательной терапии тело – это инструмент, а движение – процесс, целью которого является помочь человеку понять, распознать, выразить и пережить свои чувства, эмоции и желания.
Американская Ассоциация Танцевальной Терапии трактует понятие «двигательная терапия» или «танцтерапия» следующим образом: «это вид психотерапии, который использует движение для развития социальной, когнитивной, эмоциональной и физической жизни человека» [10]. Следовательно, двигательная терапия – это особый вид терапии, который зародился на стыке психотерапии и танцевального искусства.
Задачи двигательной терапии:
- расширение представлений человека о собственном теле, о его особенностях и возможностях.
- формирование вербальных и невербальных отношений и создание группового опыта.
- совершенствование социальных умений в различных сферах, в том числе и в терапевтических отношениях.
- повышение самооценки посредством формирования положительного отношения к собственному телу.
- интеграцию накопленного опыта – установление связей между чувствами и движениями.
В двигательной терапии танец представляет собой форму невербальной коммуникации; диалог сознательного с бессознательным. В процессе танца танцтерапевт изучает подсознание пациента, особенности которого выражаются через телодвижения.
Танцтерапевт наблюдает и изучает двигательное поведение пациента в танце, которые он проявляет спонтанно. Такие движения отражают внутреннее состояние человека (чувства и эмоции).
Исследователями определяются определенные болезни или предрасположенность к ним. Их наличие может служить противопоказанием к двигательной терапии. К ним относят:
- актуальную продуктивную симптоматику (галлюцинации, психомоторные возбуждения и т.д.);
- поведенческие нарушения и деменция;
- подверженность к болезням, которые могут быть спровоцированы высокой двигательной активностью;
- суицидальные проявления.
Основополагающие принципы двигательной терапии:
- тело и психика обретают баланс и оказывают друг на друга взаимное влияние;
- тело человека – это процесс, а не объект;
- движения в танце – это коммуникация;
- творческие ресурсы человека – это источник энергии для танца;
- мысли, чувства и поведение человека образуют триаду, изменения в одном из компонентов влекут за собой изменения в других компонентах.
Таким образом, двигательная терапия – это одной из направлений психотерапии, в котором танец и движения являются процессом, способствующим эмоциональной и физической интеграции человека. Через танец человек избавляется от страхов, зажимов и напряжений, постепенно это приводит к раскрытию эмоций и чувств в вербальной форме.
Танец помогает обнаружить и раскрыть скрытое в человеке, раскрывая фантазию и свободу мысли. Подсознание человека «знает» все, однако ему необходим стимул, материал, который позволит показать истоки имеющихся проблем как во взаимоотношениях с окружающими, так и с самим собой и найти верное решение в конкретной ситуации. Двигательная терапия обладает неистощимым, бесконечным, обширным потенциалом для диагностики и лечения психологических стрессов и различных состояний человека.
Формы двигательной терапии
Двигательная терапия используется как средство установления контакта и освобождения от психологического и физического напряжения. Через двигательную терапию человек обретает гармонию как с самим собой, так и с окружающим миром. Именно это обуславливает широкое применение в психологической работе методов танцевально-двигательной терапии. В танцевально-двигательной терапии существуют две формы: индивидуальная и групповая.
Как правило, в индивидуальной форме занятия проходят в начале курса, когда знакомятся с возможностями тела и развивают спонтанность движений.
На индивидуальной двигательной терапии специалист знакомит индивида со всеми запретами его тела. В таких ситуациях закомплексованных и неуверенным людям очень сложно себя разжать и описать душевное состояние. В данном случае специалист в первую очередь учит понимать и озвучивать вслух свои мысли и проявлять свои эмоции.
Например, если у человека неправильная осанка и опущены плечи, то это признак того, что человек несет на себе груз какой-то ответственности, который возложил на него кто-то из авторитетных людей.
Специалист на индивидуальной танцтерапии выявляет истинную причину закомплексованности или зажатости человека. На последующих занятиях танцетерапевт предоставляет пациенту больше свободы в выражении эмоций и чувств. Постепенно человек сам начинает осознавать и исправлять свои ошибки.
К групповой форме переходят позднее. Это необходимый элемент, поскольку совместное ощущение ритма создает чувство солидарности и общности. Кроме того, в группе разыгрываются различные социальные ситуации. В подобных ситуациях человек учится адекватно воспринимать себя и других, расширяя спектр поведенческих возможностей.
В группе самоосознавание расширяется благодаря обратной визуальной связи, так как наблюдение за выражением чувств в танце других людей способствует узнаванию и осознанию собственных чувств. Кроме того, в группе расширяется набор поведенческих шаблонов.
Отличительной особенностью групповой формы терапии состоит в том, что люди, состоящие в группе, становятся единым целом. Достигается синхронизация телодвижений, жестов и переживаний членов группы.
Членам сформировавшейся группе бывает сложно, когда старые участники заменяются новыми. Однако это формирует умение быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и находить контакт с разными людьми.
Специалисты стремятся научить людей понимать партнера через его движения, искать истинную подоплеку его поступков и действий. Разговоры в группе сменяются танцем, где каждый из тех, кого слушали, выражает свои мысли с помощью танца [4].
Если участники группы склонны в определенным день к беседе, занятия проводятся в форме монолога, сменяющегося дискуссией. Если им хочется танцевать больше, чем разговаривать, преподаватель следует желаниям группы.
Характеристики участников и некоторые особенности самой практики танцевально-двигательной терапии могут существенно различаться. Например, это физические (возраст пациентов; тип их заболеваний) и социальные (семейное положение) параметры. А также — это виды танцев (например, фламенко, индийский танец, вальс, джаз-модерн), с которыми работают в танцевально-двигательной терапии.
В танцевальном терапевтическом процессе возможно максимально полное снятие наносных, навязанных социокультурной ситуацией шаблонных ограничивающих представлений, влияющих на выстраивание собственного образа «Я» в своем сознании и выражающихся в теле человека в форме неестественных для физической структуры положений. Освобождение от подобных деструктивных представлений позволяет прийти к осознанию своих истинных чувств, что, несомненно, отражается в танцевальном процессе, который изменяется к лучшему в своем стремлении к гармоничным движениям.
Направления деятельности танцтерапевта
Двигательная терапия работает с психосоматическими отношениями в таких направлениях, как мышечные напряжение и расслабление, выстраивание адекватного образа тела, развитие выразительного движения. Работа в данных сферах напрямую связана с эмоциональными состояниями пациентов. Эмоции являются психическим отражением отношения человека к явлениям окружающей действительности и собственным состояниям — в форме непосредственного переживания отражаются смысл и значимость явлений, что служит основным механизмом организации психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей. Эмоции различаются степенью осознанности, и в основе неврозов, как правило, лежит конфликт между осознанными и неосознанными эмоциями.
Существуют врожденные эмоции, которые присущи всем людям — например, радость, страх, удивление и другие. Они выражаются в некоторых типичных формах, характерных для любого человека. Это возможно, так как врожденная эмоция имеет соответствующий мозговой паттерн, управляемый центральной нервной системой, и мышечные реакции на определенные эмоциональные переживания универсальны для всех людей. Это имеет огромное значение в работе с пациентами в танцевально-двигательной терапии.
Известный психолог Вильгельм Райх пишет: «У меланхолических или депрессивных пациентов речь и выражение лица застывшие, будто каждое движение преодолевает сопротивление. В маниакальном состоянии наоборот импульсы внезапно охватывают все тело, всего человека. При катотоническом ступоре психическая и мышечная ригидность идентичны, и только окончание этого состояния возвращает как психическую, так и мышечную подвижность» [2].
Любая эмоция, любые чувства, мысли могут вызвать мышечные напряжения, так как между физическим действием и внутренним эмоциональным состоянием есть связь, которая является следствием мышечной памяти, соотносящейся с эмоциями и выражающейся в мышечных паттернах. Психические механизмы, защищающие человека от переживания и осознания конфликта, блокируют процесс эмоционального переживания ситуации, подавляют чувства и приводят к мышечной ригидности, зажимам, что является состоянием высокой степени телесного напряжения.
Осознавание своего тела выстраивает индивидуальный телесный образ – то, каким в представлении человека является его собственное тело. Образ складывается из таких компонентов, как движение, ощущение, чувствование, мышление.
Фельденкрайз, основоположник одного из методов двигательной терапии, основанного на осознании и понимании себя через движения своего тела, в работе «Сознавание через движение» [5, с. 45] пишет: «Все мы говорим, двигаемся, думаем и чувствуем по- разному, каждый в соответствии с тем образом себя, который он построил за годы своей жизни». Через повышение уровня осознанности танцевально-двигательная терапия помогает пациенту выстроить реалистичный и адекватный образ тела, образ собственного «Я».
В танце терапевты помогают пациентам развить, углубить, расширить само- осознавание, рассмотреть и изучить модели поведения, внести в них изменения для приведения к более ясному, здоровому восприятию себя и мира вокруг.
Таким образом, танцтерапевт работает с тремя основными областями: тело и его движения (обнаружение мышечных напряжений; развитие возможностей тела, спонтанности, выразительности движений); самосознание (восприятие информационных сообщений собственного тела; углубление самосознания через осознание эмоций, чувств, невербальных телесных сообщений, возможностей движения тела; идентификация со своим телом через снятие разделения телесного и психического, что ведет к осознанному целостному восприятию личностью самой себя); межличностные отношения (установка коммуникации в процессе физических взаимодействий). Двигательная терапия положительно влияет на людей, которые не умеют выражать эмоции, и страдают от этого.
Заключение
Двигательная терапия основана на психотерапии и является одной из форм психосоматического лечения. Данный вид терапии направлен на выявление скрытых связей на между психическими конфликтами и соматическими симптомами. Таким образом движение рассматривается как процесс, помогающий распознать, проявить и пережить свои чувства.
Впервые концепции двигательной терапии были разработаны в США в 30-х годах ХХ в. и с большим успехом применялись в психиатрических клиниках, особенно у больных шизофренией. В последующем данное направление активно развивалась в различных странах. Их представители предлагали свои взгляды на двигательную терапию и вносили свои собственные идеи в развитие данного направления.
Наиболее известным в данном направлении является Мэриан Чейс. Она использовала танцевальное движение, чтобы лечить ветеранов в больнице. ЕЕ деятельность приносила положительные результаты, пациенты научились преодолевать неуверенность и зажатость, вступать в коммуникацию и выражать собственные чувства и взаимодействовать с людьми.
В танцевально-двигательной терапии существуют две формы: индивидуальная и групповая.
Как правило, в индивидуальной форме занятия проходят в начале курса, когда знакомятся с возможностями тела и развивают спонтанность движений. Специалист учит индивида понимать и раскрывать свое тело, преодолевая зажатость.
Групповая форма двигательной терапии имеет более сложную структуру и не рекомендована людям, которые еще не преодолели скованность чувств и движений. Разница преподавания в групповой танцетерапии состоит в том, что люди, которые приходят в группу, становятся единым целым всего процесса. Они выглядят, как танец в хороводе или импровизация в группе. Особое отношение уделяется синхронности жестов и движений, единству переживаний учеников.
Двигательная терапия работает с психосоматическими отношениями в таких направлениях, как мышечные напряжение и расслабление, выстраивание адекватного образа тела, развитие выразительного движения. Работа в данных сферах напрямую связана с эмоциональными состояниями пациентов.
Литература
- Бережная Е. А. Перспективы применения танцевально-двигательной терапии в социальной работе с молодежью // Социальная работа: проблемы и перспективы: материалы VII Межвузовской научно-практической конференции, 22 марта 2013 года. СПб.: СПбГУП, 2013. С. 143–145.
- Гренлюнд Э. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика / Э. Гренлюнд, Н. Ю. Оганесян. –СПб.: Речь, 2011. - 288 с.
- Жаворонкова И. А., Некрасова А. С. Танцевально-двигательная терапия // Успехи современного естествознания. №5, 2005. – С. 20 – 23.
- Карих А. В. Интеграция танцевально-двигательной терапии с другими видами и техниками арт-терапии // Современные психологические и педагогические технологии. №1, 2019. – С. 8 – 13.
- Киселева М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. — СПб.: Речь, 2007. — 336 с.
- Мельникова А. А., Бержная Е. А. Танцевально-двигательная терапия как форма конструктивной работы с ВИЧ-инфицированными // Актуальные вопросы оказания помощи семьям и детям, живущим с ВИЧ: психолого-социальный аспект и научно-методическое обеспечение. Сборник материалов конференции, 2016. СПб.: ЛЕМА, 2016. С. 53 – 56.
- Мельникова А. А., Бержная Е. А. Танцевально-двигательная терапия как форма конструктивной работы с ВИЧ-инфицированными // Актуальные вопросы оказания помощи семьям и детям, живущим с ВИЧ: психолого-социальный аспект и научно-методическое обеспечение. Сборник материалов конференции, 2016. СПб.: ЛЕМА, 2016. С. 53 – 56.
- Никитин В. Н. Пластикодрама: Новые направления в арт-терапии. – М.:Изд-во «Когито-Центр», 2003. – 182 с.
- Николаева К. И. Исторические аспекты развития танцевальной двигательной терапии в работе с лицами с депривацией зрения // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 3 (121). - С. 93-97.
- Прелепский И. А. Современные тенденции использования танцевально-двигательной терапии // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. №5, 2012. С. 38 – 42.
- Садовски М. В. Танцетерапия как один из эффективных способов социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник ЮурГУ. -2013. - Т. 6. № 2. - С. 61-63.
- Фельденкрайз М. Осознавание через движение. – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2009. 224 с.
- Чайклин Ш., Шмайс К. Подход М. Чейс в танцевальной терапии // Журнал практического психолога. М., 2005.
- Шкурко Т. Танец как средство диагностики и коррекции отношений в группе // Психологический вестник. Ростов-на-Дону, 1996.
- Яровая М. В. Становление танцевально-двигательной терапии // Наука, образование и культура. №3, 2019. С. 63 – 67.