Конспект семинара для родителей в рамках родительского клуба «Как устроена психика ребенка» (налаживание успешных детско-родительских взаимоотношений)
Детско-родительские отношения и их влияние на жизнь ребенка трудно переоценить. Родительское внимание и любовь формируют личность ребенка и играют важную роль в социализация. Родители дают первые образцы поведения. Ребенок подражает, и стремится быть похожим на них. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Групповые методы работы позволяют получить бесценный опыт. Анализ семейных ситуаций в группе помогает родителю взглянуть на себя со стороны, «глазами других», и тем самым объективно посмотреть на свое поведение.
Основная цель — гармонизация детско-родительских отношений в семье и профилактика семейного неблагополучия.
Задачи:
1. Способствовать установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства родителя с ребенком.
2. Развитие умений эффективной коммуникации у родителей при разрешении проблем с ребенком.
3. Способствовать изменению внутрисемейных стереотипов в процессе взаимодействия родителей с детьми.
4. Развитие способности к рефлексивному поведению в процессе общения с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_kak_ustroena_psihika_rebenka.doc | 587.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение Школа № 2065
Конспект семинара для родителей в рамках
родительского клуба
«Как устроена психика ребенка»
(налаживание успешных детско-родительских взаимоотношений)
Подготовила:
педагог-психолог
Балашова А.В.
Москва, 2018
Пояснительная записка.
Детско-родительские отношения и их влияние на жизнь ребенка трудно переоценить. Родительское внимание и любовь формируют личность ребенка и играют важную роль в социализация. Родители дают первые образцы поведения. Ребенок подражает, и стремится быть похожим на них. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Групповые методы работы позволяют получить бесценный опыт. Анализ семейных ситуаций в группе помогает родителю взглянуть на себя со стороны, «глазами других», и тем самым объективно посмотреть на свое поведение.
Основная цель — гармонизация детско-родительских отношений в семье и профилактика семейного неблагополучия.
Задачи:
1. Способствовать установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства родителя с ребенком.
2. Развитие умений эффективной коммуникации у родителей при разрешении проблем с ребенком.
3. Способствовать изменению внутрисемейных стереотипов в процессе взаимодействия родителей с детьми.
4. Развитие способности к рефлексивному поведению в процессе общения с детьми.
Материалы:
флипчарт
клейкие листочки
карточки;
ручки, фломастеры;
бумага;
маркеры
Упражнение «Солнышко светит на тех, кто…».
Цель: формирование рабочего настроя, повышение настроения, развитие сплоченности коллектива.
«Поднимите руку те, у кого есть дети»
Поменяйтесь местами те, у кого есть сын»
«Скажите «у меня» те, у кого есть дочь»
«Подпрыгните те, кто читает детям перед сном»
«Шаг вперед те, кто иногда читает книги о воспитании детей»
«Похлопайте те, кто хочет гармоничных отношений со своим ребенком» и т.п
Упражнение «Ожидания от своего ребенка»
Несомненно каждый родитель старается дать своему ребенку все самое лучшее. У каждого из нас есть определенные ожидания по поводу своих детей. Сейчас я прошу вас, не задумываясь надолго, письменно изложить то, чего вы ждете от своего ребенка в будущем. (Родители записывают свои варианты ожиданий, затем располагают записи вокруг портрета ребенка).
Чтобы все ожидания сбылись вам необходимо правильно взаимодействовать с ребенком, нужен тесный контакт, это позволит лучше понять малыша. А понять своего ребенка может только мудрый родитель, тот, который правильно общается с ним. Мудрости можно учиться, наблюдая за ребенком, вспоминая собственное детство, анализируя проблемы и конфликтные ситуации.
Дискурс Проблемы в воспитании (серьезные и не очень)
Любой родитель испытывает проблемы в воспитании. У кого-то их больше, у кого-то меньше. Бывают проблемы очень серьезные, бывают не очень. Эти проблемы можно условно разделить на три группы. Легкие. Это трудности вызванные возрастными особенностями ребенка, индивидуальными особенностями. Трудности – которые не говоря о том, что с ребенком что-то не так, что родитель что-то не правильно делает
Средние трудности – ну когда что-то пошло не так. Обычно сюда попадают трудности из первой колонки, на которые родители не правильно себя повели. Не учли возрастные особенности, педагогические принципы. Ситуация ухудшилась и ребенок нам выдает уже более серьезные проблемы.
Третья колонка - там будут дети и родители, которым « совсем плохо». Там будут дети которые испытывают внутренний дисбаланс, тревогу, страх. Они плохо себя ведут. Про таких говорят, он трудный ребенок, сложный ребенок. У них проблемы с родителями и другими людьми (взрослыми и детьми). Это когда психическое состояние ребенка под угрозой.
На флипчарте записываются примеры некоторых трудностей в воспитании. Проводится обсуждение наталкивающее родителей на то, как важно знать основные возрастные и психологические особенности детей.
Основная теоретическая часть «Психологические потребности ребенка»
Основа основ. Привязанность.
Мы рождаемся очень незрелыми в отличие от детенышей животным. Которым для того чтобы стать самостоятельным нужно месяц. А человеку на это нужны годы, чтобы он смог обходится без взрослого. Помимо физиологических потребностей у человека есть высшие потребности. Человек существо социальное. Т. е. человек не сможет стать человеком, если рядом с ним не будет другого человека. У него не появится речь сама собой, у него не появится мышление логическое, у него не появятся высшие чувства (любовь, уважение, совесть, стыд, честь, долг). Это доказано на примере детей-маугли, которых находили и находят до сих пор. Дети лишенные контакта со взрослыми остаются животными.
Это все страшные примеры. Обычно дети растут не одни, с людьми. Но тут еще все сложнее. Оказывается, что для благополучного развития детской психики – ребенку нужен «его взрослый». Человек с которым у ребенка устанавливается определенный эмоциональный контакт. Это тот человек в глазах которого ребенок видит свое отражение. Человек, который показывает ребенку свое положительное отношение. Который ему улыбается, смотрит ему в глаза, разговаривает с ним, берет его на руки и делает ему хорошо. Этот контакт – основа всего, основа внутреннего стабильного, гармоничного развития ребенка.
Психологические потребности ребенка. То на чем держится привязанность. Это то, от чего дети чувствуют себя любимыми, нужными, хорошими. Т.е. от чего он становятся психически благополучными.
Представим ребенка с корзинкой. Это его психика. Он хочет чтобы в эту корзинку мы постоянно клали ему яблоки. Яблоки – это психологические потребности ребенка. Для того, чтобы он чувствовал внутренний психологический комфорт. Если корзинка опусташается – ребенок начинает плохо себя вести. Если она вообще никогда не наполняется – мы получаем трудного ребенка из третьей колоночки.
Рассмотрим какие «яблочки» мы постоянно должны докладывать в корзинку своему ребенку – т.е. удовлетворять психологические потребности ребенка
Внимание.
Необходимо понять, что ваше внимание и время ценно вашим детям. Что дети не улыбаются без причины. Эти причины создает детям взрослый. И хорошо, если он способен вызвать улыбку на лице ребенка не только покупкой новой игрушки. Наше время – время умения правильно расставлять приоритеты. И полезнее для ребенка будет, если вы его поставите на первое место. Не отстранитесь от него, уйдя в «важные дела», хотя бы когда он просит вашего внимания. Психологи советуют планировать свою занятость, выделяя время на общение с ребенком. Однако, ставя в приоритет своего ребенка, вы должны в любой момент уметь выделить ему необходимое время, даже если сильно заняты. Иногда нашим детям нужно меньше, чем мы думаем. И это «небольшое», укладывается в понятии – любовь.
Контакт глаз, Невербальное общение, Личное время, Позитивное общение.
Безопасность
Стабильность в семье. Если родители неуравновешенные, непредсказуемые – ребенок не знает что от них ожидать. Сегодня за это похвалили, завтра отругали. Особенно эта потребность в безопасности нарушена в семьях где родители алкоголики, или с психическими заболеваниями, или очень жестокие, агрессивные, домашние тираны. Дети находятся в постоянном напряжении, чтобы не сказать что-то не то, не сделать, или вообще не попадаться на глаза, чтобы не получить. У таких детей зашкаливает уровень тревоги и страхов. В зависимости от типа нервной системы ребенок становится невротиком или он становится агрессивным к другим людям.
Собственная значимость и важность.
«Я тоже человек». Иногда родители представляют ребенка как неразумное, несамостоятельное, ничего не понимающее существо. Которое должно полностью подчиняться, беспрекословно выполнять то, что ему говорят. И дети всегда протестую простив подавления их личности. Протестуют по разному. Один постоянно спорит, упрямится, все не так, конфликтует, у другого появляются невротические реакции, и проблемы со едой и туалетом.
Сочувствие. Принятие. «Контейнирование»
Это про чувства и эмоции ребенка. И готовность родителей с ними справляться. Удивительно, но многие родители считают, что если ребенок злится, топает ногами, капризничает или грустит, скучает – то это значит, что он плохо себя ведет. Что это неправильно. Очень важно понимать, что ребенок имеет право на выражение своих чувств. Сочувствие – это то что хотят все люди, когда они делятся своими чувствами. Не хотим порицания, наказания. Постоянными порицаниями мы формируем у ребенка негативное самомопринятие ( я плохой).
Границы . Про необходимость правил и границ в семье.
Упражнение «Аплодисменты»
Цель: снятие эмоциональной усталости, улучшение настроения. Мы с вами хорошо поработали. И в завершение я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой - радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты. До новых встреч