Новая ступенька. Советы родителям пятиклассников

В чем заключаются особенности возраста. Практические советы родителям пятиклассников для успешной адаптации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uvazhaemye_mamy_i_papy.docx32.21 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые мамы и папы! Вы теперь - родители пятиклассников!

И это не просто смена класса, а большие перемены как в жизни вашего ребенка, так и в жизни вашей семьи.

 1Любой учитель скажет, что начало 5-го класса - сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Новых целей и задач много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, а связаны также с организацией жизни в школе в целом и с психологической атмосферой в семье.

2. Возраст пятиклассников можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Учитывая физиологические особенности возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем организма) можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка. Ребенок (младший подросток) пытается найти собственную уникальность, познать собственное «Я». Путь осознания себя непрост, стремление обрести себя как личность, приобретает формы, порой приводящие родителей в недоумение: «почему мой ребёнок так изменился, почему он стал невнимательным, забывчивым, грубым, почему больше общается с друзьями, а не с нами?»

3.Внешнее стремление к самостоятельности первоначально проявляется в негативизме - стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда – конфликты, возникающие, казалось бы, «на ровном месте». Подросток ориентирован на установление доверительных отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки оценки последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, моральные ценности. Именно в виду психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения.

4. Способности учеников развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности.

5. Внешняя организация работы в 5 классе так же меняется. Появляются новые учителя, новые правила, новый режим, новые требования, новые учебные предметы. В начале года не все могут справится с возросшим темпом работы (дети, не умеющие быстро писать, не успевают), возросший объем работы как на уроке, так и дома; необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию (литературу) и работать с ней.

Внимательно наблюдайте за вашим ребенком в пятом классе. Если вы заметите

Усталый, утомленный внешний вид, нежелание делиться своими впечатлениями о проведенном дне, нежелание выполнять домашние задания, негативные характеристики всего, что связано со школой, нарушение сна, аппетита, постоянные жалобы на плохое самочувствие, то есть повод насторожиться. Речь идет о школьной дезадаптации.

Как правило, в адаптационный период в 5 классе дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. У большинства детей подобные проявления носят единичный характер и исчезают, как правило, через месяц после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца и даже больше.

Как можно помочь пятикласснику, что же зависит от родителей?

  • В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, обстановку, четкий режим.
  • При слишком длительном процессе адаптации необходимо обратиться к школьному психологу
  • Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.
  • Принимайте и понимайте ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
  • Обязательно проявляйте интерес к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню.
  • Познакомьтесь с его одноклассниками и признавайте возросшую ценность общения
  • Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если не чувствуют поддержки со стороны взрослых
  • Постепенно предоставляйте самостоятельность в учебной работе и обоснованно контролируйте его учебную деятельность.
  • Поощряйте ребенка даже за самые маленькие достижения.