Профилактика девиантного, демонстративного поведения и самовольных уходов среди обучающихся, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
В представленной статье рассматриваются особенности профессиоальной адаптации и постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в системе профессионального образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_v_sbornik_sotsialnoe_obsluzhivanie_semey_i_detey.docx | 37.28 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 364
Машковцева Елена Сергеевна
Педагог-психолог
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Российский колледж традиционной культуры»
Mashkovtseva E.S.,
St. Petersburg state budgetary professional educational institution «Russian College of traditional culture»
Russia, St. Petersburg
ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО, ДЕМОНСТРАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ОТНОСЯЩИХСЯ К КАТЕГОРИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Аннотация: в статье рассмотрены вопросы девиантного поведения подростков , связанные с поведенческими отклонениями от нормы, «трудновоспитуемыми детьми». Описывается профилактическая работа по предупреждению правонарушений.
Ключевые слова: девиантное поведение, проблемы отклоняющегося поведения, комплекс профилактических мер, самовольные уходы.
PREVENTION OF DEVIANT, DEFIANT BEHAVIOR, AND UNAUTHORIZED WITHDRAWALS AMONG STUDENTS BELONGING TO THE CATEGORY ORPHANS AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE
Abstract: the article deals with the issues of deviant behavior of adolescents associated with behavioral deviations from the norm, «difficult children». Preventive work on the prevention of offenses is described.
Key words: deviant behavior, problems of deviant behavior, complex of preventive measures, unauthorized departures.
Девиантное поведения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сегодня является центральной проблемой, над которой усиленно работают специалисты социально-психологических служб учебных заведений.
Поскольку под девиацией понимается отклонение от общепринятых общественных поведенческих стандартов, она не квалифицируется, как систематическая болезнь. Существуют различные определения девиантного поведения, которое несет реальную угрозу для физического, а также социального выживания студента, лишённого родительской опеки в определенной социальной среде, в коллективе или в ближайшем окружении.
У несовершеннолетних студентов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в первую очередь, причины девиаций в большинстве случаев социальные. Это недостатки воспитания. В настоящее время возросла численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые целью жизни считают достижение материального благополучия, при этом они стремятся к этому любой ценой. Учеба, труд утратили общественную значимость и ценность. Многие подростки стремятся как можно больше получать привилегий, благ, но при этом меньше работать. Такая позиция молодежи набирает со временем воинствующие и открытые формы, порождая новое потребительство, что зачастую провоцирует поведенческие девиации. Отклонение в поведении несовершеннолетних от принятых норм обуславливается и усугубляется экономической ситуацией в стране. Об этом говорит рост уровня подростковой преступности, где в большинстве случаев объектом преступления является чужая собственность. Также девиантное поведение отмечается характерной ориентацией на материальное, личное благополучие, а также на жизнь по принципу «как хочу», само утверждаясь любыми средствами и любой ценой. В большинстве случаев молодежью руководит не стремление удовлетворить потребности и корысть преступным путем, а больше всего их привлекает участие в компании, чтобы прослыть смелым [1].
В чём причины отклонения от норм поведения несовершеннолетних детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?
Причины девиации несовершеннолетнего связывают с условиями воспитания, особенностями физического развития и социального окружения.
В условиях учебного заведения со структурным подразделением «Детский дом» (каким является и наш колледж), одной из форм проявления девиации в поведении является проблема самовольных уходов несовершеннолетних студентов из структурных подразделений.
Мы считаем эту форму особенно опасной, так как в период нахождения вне общежития ребенок является фактически беззащитным от угроз его не только здоровью, но и жизни. Как показывает практика этот период наиболее опасен в плане совершения обучающимся противоправных действий, что может повлечь катастрофические последствия для его дальнейшей судьбы.
Задача профилактики бродяжничества для указанной категории является одной из трудноразрешимых, так как структурные подразделения профессионального образования не являются учреждениями закрытого типа.
Анализ состава поступающего контингента из центров сирот показывает, что более половины воспитанников, поступающих в колледжи со структурными подразделениями, составляют дети с повышенной склонностью к возникновению социально отрицательных форм поведения, таких как сквернословие, хулиганство, бродяжничество, а также курение и употребление алкоголя. У детей отмечаются раздражительность, эмоциональная неустойчивость, тревожность, агрессивность, отсутствие умений строить конструктивные отношения с окружающими, эмоциональная неразвитость и негативизм. В целом их поведение непредсказуемо.
Самовольные уходы несовершеннолетними совершаются, как правило, в дневное и вечернее время. Они убегают к родителям, лишенным родительских прав, к друзьям и подругам, а в каникулярный период времени этот показатель, как правило, возрастает. Одним словом, причин самовольных уходов несовершеннолетних студентов очень много и у каждого подростка они свои. Согласно объяснениям несовершеннолетних установлено, что сами несовершеннолетние причинами самовольных уходов называют стремление встретиться со своими родственниками, друзьями, отказ от режима, желание пожить самостоятельной жизнью, иногда это просто проявление безответственности своего поступка, случайный выбор специальности др.
Анализ работы по профилактике самовольных уходов показал, что причинами наибольшего числа самовольных уходов являются:
- нежелание соблюдать режим, предусмотренный образовательным учреждением,
- реакция протеста;
- трудностями в адаптации к новым условиям проживания;
- склонность некоторых детей к бродяжничеству;
- желание вернуться к родителям (пусть даже лишенным родительских прав);
- наличие отклонений в психическом развитии, многие воспитанники имеют наследственные заболевания центральной нервной системы, психические заболевания разной степени тяжести [3].
Основными задачами по предупреждению самовольных уходов несовершеннолетних студентов из структурных подразделений «Детский дом» являются:
- защита прав и законных интересов несовершеннолетних;
- предупреждение ситуаций, угрожающих жизни и здоровью несовершеннолетних;
- предупреждение правонарушений и антиобщественных действий как совершаемых несовершеннолетними, так и в отношении их.
Планирование работы по профилактике самовольных уходов несовершеннолетних студентов в детских домах ведется по следующим направлениям:
Контрольно-аналитическая деятельность администрации детского дома:
- изучение социального состава студентов детского дома;
- планирование и организация воспитательно-образовательных программ;
- изучение и анализ личных дел студентов детского дома;
- анализ занятости студентов в свободное время, анализ планов воспитательной работы воспитателей.
Исследовательская работа, изучение особенностей личности несовершеннолетних студентов:
- проведение методических Советов педагогов, воспитателей по результатам наблюдений психолога, социального педагога, для координации действий педагогов по отношению к студенту;
- проведение психодиагностики, опросов с целью изучения личностных и психологических особенностей, уровня воспитанности, правильности построения взаимоотношений со сверстниками.
Индивидуальная работа со студентом:
- проведение заседаний Совета по профилактике правонарушений по возникающим проблемам;
- индивидуальные собеседования администрации колледжа со студентами «группы риска»;
- индивидуальные беседы, консультирования проводимые воспитателями, социальными педагогами со студентами о недопустимости совершения противоправных действий, об ответственности за правонарушения и преступления;
- профориентационная работа.
Профилактическая работа с воспитанниками:
- проведение Дней здоровья, мероприятий по охране здоровья, бесед по технике безопасности;
- система занятости со студентами, отдыха и оздоровления в каникулярное время;
- организация досуга по линии дополнительного образования в структурном подразделении детский дом и колледжа.
Действия, направленные на профилактику самовольных уходов несовершеннолетних:
- формирование банка данных несовершеннолетних, систематически допускающих или склонных к самовольным уходам, внесение дополнений, изменений в банк данных, постановка на внутренний учет;
- на каждого несовершеннолетнего студента, склонного к самовольным уходам, формируется пакет документов, содержащих фотографии, метрические данные, особые приметы, адреса возможного пребывания (близкие родственники, друзья и др.), информацию о состоянии физического и психического здоровья воспитанника и др;
- организуется взаимодействие с органами, учреждениями субъектов профилактики по вопросам профилактики самовольных уходов и розыска несовершеннолетнего;
- проведение инструктажей сотрудников, осуществляющих работу в вечернее и ночное время, о действиях при установлении факта самовольного ухода несовершеннолетнего;
- проведение служебных расследований по каждому факту совершения воспитанниками самовольных уходов;
- психологическое сопровождение, включающее индивидуальное консультирование, психодиагностику эмоционального состояния, выявление причин ухода, проблем в организации жизнедеятельности студента.
В дальнейшем психологическое сопровождение направлено:
- на формирование самостоятельности ребенка, инициативы, ответственности, как альтернатив зависимости;
- на развитии его эмоциональной сферы, расширение диапазона эмоциональных переживаний, повышение компетентности в понимании собственных эмоциональных состояний и состояний других людей, что является основой коммуникативной компетентности;
- на становление социальной компетентности ребенка, позволяющей эффективно действовать в жизненных ситуациях разного типа, продуктивно разрешать трудности, уметь обнаруживать дефицит собственного ресурса и находить варианты его восполнения, - это всё то, что позволяет человеку быть успешным во взаимодействии с разными людьми и проблемами;
- на формирование ценности здорового образа жизни:
- систематический анализ причин девиантного поведения несовершеннолетних студентов, результатов проведения индивидуальной профилактической работы со студентами, разработка дополнительных мер, направленных на профилактику противоправного поведения, самовольных уходов среди несовершеннолетних.
Утвержден порядок действий должностных лиц структурного подразделения «Детский дом» при установлении факта самовольного ухода несовершеннолетнего студента и организации его розыска.
После возвращения студента в учреждение с ним проводится индивидуально-профилактическая работа, которая включает: осмотр студента (в случае необходимости ему оказывается первая медицинская помощь), проведение психодиагностического анализа эмоционального состояния несовершеннолетнего, организацию постоянного психолого-педагогического сопровождения [2].
С целью предупреждения самовольных уходов студентов в Детском доме также проводятся следующие мероприятия:
- перед каникулами со всеми студентами проводятся профилактические беседы, на которых несовершеннолетним еще раз разъясняют, что на каникулы к родственникам отпускают только с разрешения органов опеки. Каждый студент после беседы расписывается в журнале инструктажей;
- категорически запрещается отпускать несовершеннолетних студентов лишённых родительской опеки в семьи без разрешения органов опеки (инструктаж по самовольным уходам с воспитателями);
- усилен контроль за несовершеннолетними после 21 часа со стороны администрации детского дома, воспитателей, помощника воспитателя;
- студенты, склонные к побегам, стоят на внутреннем учёте колледжа (детского дома), с ними в системе ведется профилактическая реабилитационная работа;
- с воспитателями детского дома систематически проводится инструктаж действий в случае самовольных уходов детей из детского дома.
Вместе с тем, не отрицая полезности и эффективности всего выше сказанного, в заключение нужно подчеркнуть, что более чем 20-летний опыт работы педагогического и воспитательского коллектива нашего структурного подразделения убедительно доказывает, что все же главным в профилактике самовольных уходов воспитанников является создание в общежитии детского дома такой обстановки, такого морального, нравственного и психологического климата, которые были бы для подростка несомненно предпочтительнее тех развлечений и удовольствий, из-за которых он самовольно оставляет общежитие детского дома. С этой целью мы тщательно планируем проведение выходных дней. Накануне воспитатели, педагог-организатор, педагог психолог изучают настроения на предстоящий отдых буквально каждого воспитанника и затем с учетом этого планируем субботние и воскресные мероприятия.
Мы стремимся внимательно отслеживать привязанности каждого воспитанника, способствовать развитию настоящей дружбы между ребятами, увлечь их какими-то интересными делами (не только общими, но индивидуальными) именно в колледже, в детском доме. Мы добиваемся, чтобы каждый подросток выбрал себе творческое занятие в системе дополнительного образования.
Список литературы:
- Шипицына Л.М. Психология детей-сирот: учеб. пособие. СПб, 2012.
- https://infourok.ru/analiz-prichin-samovolnih-uhodov-vospitannikov-i-organizaciya-deyatelnosti-napravlennaya-na-preduprezhdenie-samovolnih-uhodov-3444490.html.
- https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=28499.