Занятие "Рассержанные шарики"
Занятие для детей старшего дошольного возраста. Для детей предлагаются задания для снижения агрессии, раздражения. Воспитанники учатся активным способам отреагирования гнева.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие
«Рассерженные шарики»
Цель: Обучение ребенка адекватным способам выражения собственных чувств. Снижение агрессивности, раздражения
Задачи:
Обучающая: Обучение приемлемым способам выражения собственных эмоций, учить осознанию эмоций, чувств других людей.
Развивающая: Развитие устойчивого внимания.
Воспитательная: Формирование умения контролировать собственные эмоции, чувства.
Возраст воспитанников: Старший дошкольной возраст
Оборудование: Медленная музыка, камень, рисунки, изображающие следы, шарики, листы бумаги.
Используемые техники: Игры – техники основанные на рекомендациях Хайди Кэдьюсон (Практикум по игровой психотерапии. СПб.: Питер, 2001)
Ход занятия:
Упражнение «Встреча в кругу»
Дети встают в круг и представляются друг другу ласковыми именами, так, как они хотят, чтобы их называли, например: Ванюшка…
Упражнение «Оживим камень»
Педагог: Что у меня в руках?
Дети: камень.
Педагог: Какой он? (прикладывает к щеке каждого ребенка)
Дети: Холодный
Педагог: Как вы думаете, его можно согреть?
Дети: Наверное…
Педагог: Я знаю волшебные слова, которые помогут нам согреть камень. Камень, камень, возьми тепло рук, жар моего сердца и подари их моему другу.
Передает камень рядом стоящему ребенку. Тот крепко сжимает камень в руках, говорит «волшебные слова» и передает его дольше по кругу. Через некоторое время камень вновь оказывается в руках у педагога.
Педагог: Почувствуйте, какой теперь стал камень!
Дети: Теплый
Педагог: Вы видите, мы передали камню часть нашего тепла, и холодный камень стал теплее, как будто ожил. И если мы, люди, будем дарить друг другу тепло, каждый почувствует себя уютнее, станет веселее и добрее.
Упражнение «Рассерженные шарики»
(дети садятся на коврик в круг)
Педагог: Все мы хотим быть добрыми, веселыми, послушными… Правда?
Дети: Да
Педагог: Но это не всегда у нас получается. Вы знаете что человек может испытывать различные чувства, переживать различные эмоции. Как радости, удивления, так и гнева, печали. Самое главное - уметь правильно избавляться от отрицательных эмоций. Назовите опасные способы выхода агрессии.
Дети: Драться, кричать друг на друга.
Педагог: Молодцы, а теперь скажите: как можно безопасно избавиться от раздражения.
Дети: Побоксовать подушку, покричать в лесу, порвать бумагу…..
Педагог: На что вы чаще всего злитесь? Давайте попробуем увидеть и услышать это чувство (Предлагаю каждому ребенку взять надутый шарик. )
Представьте, что шарик – это человек, в котором накопилось много раздражения, злости (это воздух внутри шарика). Видите, какой человек стал сердитый? Он вот-вот лопнет от злости! Как вы думаете, воздух сейчас может входить в шарик и выходить из него?
Дети: нет.
Педагог: А если человека переполняют злоба и гнев, может он остаться спокойным и мыслить трезво?
Дети: нет.
Педагог: Почему? (Предположения детей) Сделай так, чтобы шарик лопнул, как будто взорвался. Его можно проткнуть, можно прыгнуть на него, можно его прокусить (Выполняют ) Как вы считаете, это безопасный выход агрессии?
Дети: нет.
Педагог: Почему?
Дети: Можно испугаться самому, испугать других.
Педагог: Раз шарик – это человек, то взрывающийся шарик может шарик может означать какой-либо агрессивный поступок, например нападение, оскорбление, а это как вы видите – опасно. Возьмите еще один шарик. Надуйте его, но не завязывайте, а просто крепко держите, так, чтобы воздух не выходил наружу. Наш шарик по прежнему человек, а воздух внутри его – раздражение, гнев. Выпустите из шарика немного воздуха и вновь крепко зажмите. Посмотрите – шарик уменьшился?
Дети: Да
Педагог: Вот видите, шарик остался целым и невредимым, не лопнул и никого не напугал. Так и человек: когда он выражает свои чувства контролируемым способом, он никому не причиняет вреда. Помните, что воздух в шарике – это чувства раздражения и гнева. Вышел воздух – прошла злость. А шарик – человек – остался цел и невредим. Как вы думаете, это способ опасный или безопасный?
Дети: конечно, безопасный.
Педагог: Почему?
Вы видели и слышали и чувствовали, как чувства раздражения гнева могут накапливаться и однажды могут вырваться наружу и напугать. Поэтому очень важно научиться избавляться от злости дозировано, безопасно.
Упражнение «Ноги топают»
Педагог: Вспомните, бывало с вами такое – вы сердились и вам хотелось топнуть ногой?
Дети: Да
Педагог: Когда это происходило? Чтобы злость не мешала играть лучший способ избавления от злости – топнуть ногой рядом с рисунком, изображающим следы. Мы поймем, что чувства «вышли» из нас, потому что стопы станут горячими и нам станет легче. Начнем?
(Педагог и дети топают рядом со следами) Что вы почувствовали? Ваши следы ступни стали горячими? ( Когда дети подтверждают, что стопы стали горячие, предлагает нарисовать рядом со следами - солнышко) А теперь нарисуйте рядом со следами – солнышко.
Упражнение «Разрывание бумаги»
Педагог: Есть еще один способ избавиться от неприятных чувств, но я вам расскажу о нем при условии: после выполнения задания вы поможете мне навести порядок. Возьмите бумагу, разорвите ее на кусочки, сложите в цент круга. Вот сколько раздражения и злости вышло из нас! Давайте представим что это снег. (Дети подбрасывают бумагу вверх)
Приехала снегоуборочная машина и стала собирать снег. Помните, что вы мне обещали? Помогайте, подгребайте снег к машине.
Релаксация.
(дети ложатся на ковер)
Педагог: Примите позу в которой вам удобно, комфортно (Включается медленная музыка) Закройте глаза, расслабьтесь, отдыхайте. Через некоторое время выключаю музыку. На счет «Раз, два, три»вы открываете глаза, медленно переворачиваетесь на правый бочек и медленно поднимаетесь. Потянулись вверх медленно, медленно, потянулись встав на носочки, сделали глубокий вдох. Выдох. И еще раз. Дышите медленно, спокойно.
Упражнение «Хорошие»
Педагог: Я хороший! Ты хороший! (По кругу все дети должны произнести эти слова. Когда все дети произнесут эти слова то берутся за руки)
Дети: Все мы хороший, умные, послушные, замечательные.
Упражнение «Прощание»
Педагог: Подойдите к столу, выберите эмоцию соответствующую вашему настроению.
(Дети выбирают свою эмоцию, свое настроение)