Памятка "Что делать, если не стал победителем"
Бывает, что не все наши труды увенчаются успехом. иногда мы проигрываем, ощущаем на себе неудачи. в памятке даны рекомендации о том, как отнестись и как справиться с ситуацией проигрыша.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_ne_pobeditel.docx | 16.66 КБ |
Предварительный просмотр:
МБУ ДО «ДЮЦ» педагог-психолог Гранчук Е.А.
ПАМЯТКА «ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ НЕ СТАЛ ПОБЕДИТЕЛЕМ»
Дорогой друг, если ты не достиг желаемой победы, не расстраивайся. Предлагаем тебе несколько советов, которые помогут тебе проанализировать твою ситуацию.
1. Подумай, что в данном выступлении было сделано хорошо, получилось, несмотря на отрицательный итоговый результат. Необходимо понимать, что все оценки относительны, и оценка «все плохо» является не более чем «призмой» восприятия, результатом восприятия под некоторым углом зрения. Поиск удачных, положительных моментов в любом плохом выступлении дает источник мотивации и силы для преодоления. «Если хотя бы это у меня хорошо получается, значит я могу и большее (в принципе возможно и большее)».
2. Назови 1–2 конкретные проблемы, которые на данный момент больше всего мешают выступать лучше. Это – точки приложения сил в предстоящем периоде подготовки (что нужно изменить).
3. Исключи употребление слова «не повезло». Его использование – первый шаг к следующему проигрышу, результат того, что человек подсознательно не желает или не приучен анализировать ситуацию и искать в себе причины своих неудач. Это значит, что нахождение ошибки приведет к признанию чего-то неприятного, непривычного для человека, и он защищается словом «не повезло». Человек, которому «не повезло», ничего не будет менять в себе, а просто будет ждать следующих соревнований, на которых, может быть, повезет больше. Ошибки всегда есть в любом выступлении. Пример: «Что я мог сделать, чтобы избежать этой ситуации? И чего я не сделал? Что не было учтено? Что в моей подготовке к конкурсу (соревнованию) привело меня к такой случайности?» Даже если объективно это спорно, всё равно полезно иметь установку: «В соревновании вообще нет случайностей». Пример: «Если я проиграл, то, значит, у меня были ошибки. Если соперник выиграл, то, значит, у него было меньше ошибок».
4. Парадоксальным, но оправданным шагом является задание разработать четкий план действий (конструктивный) на случай поражения, «что я буду делать, если опять проиграю». Например, что попробую изменить в своем поведении и своей подготовке. Снимается неопределенность (боязнь неизвестности), что уменьшает возможный страх неудачи и увеличивает уверенность в возможности решения проблемы. Чтобы избежать поражения в некоторых случаях нужно сначала принять факт его возможности.
5. Воспитывай в себе психологическое принятие ошибки, установку на то, что ошибка и ее выделение необходимы для развития. Допустил ошибки – не означает неспособен, ошибаются все, это ничего не говорит о личности и способностях в целом. Признание своих ошибок не должно стать чем-то стыдным, это повод поработать, и хорошо, что есть над чем. Вот если ошибок нет – это грозит остановкой творческого роста и развития, если вовремя не поставить себе более сложную задачу.
Успехов!