Работа с агрессивными детьми
Материал может быть использован для консультаций родителей и педагогов, оформления стендовой информации, брошюр и другого раздаточного материала для взрослых.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Агрессия.
В каждой группе детского сада есть дети с признаками агрессии. Они нападают на сверстников, обзывают, ломают игрушки, намеренно употребляют грубые слова и даже бьют детей. Необходимо отметить, что агрессия присуща людям, это необходимое условие жизнедеятельности, может рассматриваться как состояние, поведение или черта личности. Ненормальная агрессивность как черта личности формируется по разным причинам (соматическое заболевание, заболевание головного мозга, хроническое недоедание, слабая двигательная активность, недостаточное пребывание на свежем воздухе, переутомление, гиперактивность, и социальные условия существования).
В раннем возрасте агрессивные действия являются для ребенка не просто нормальными они важны для последующей успешной социализации. Агрессивные действия ребенка – это сообщение о потребносях, заявление о себе, установление своего места в мире. Однако первые агрессивные действия ребенок направляет на близких людей, которые из самых лучших побуждений не допускают проявления агрессии. В этом случае невыраженная агрессия, как пишет Окленд, остается внутри, мешая здоровому росту. Ребенок привыкает жить, систематически подавляя эмоции.
Дети с активным стилем поведения находят косвенные способы подавления агрессии – чтобы все-таки заявить о своей силе и индивидуальности. Это могут быть насмешки над окружающими, побуждение к агрессивным действиям других, клептомания, внезапные вспышки ярости на фоне общего хорошего поведения. Здесь основная функция агрессии -стремление заявить о своих желаниях, потребностях, выйти из-под опеки окружения.
Для благополучного развития ребенка важны стабильные внутрисемейные отношения. Конфликты супругов, развод или уход из жизни одного из родителей могут привести к усилению потребностей ребенка в безопасности, в любви и принятии.
Дети с активным стилем реагирования могут использовать различные способы получения негативного внимания. Иногда они прибегают к агрессивным действиям. Это не защита от окружающего мира и не умышленное приченение внимание к себе. Такую агрессивность можно назвать демонстративной. В ответ на чувство незащищенности появляется защитная агрессивность, на чувство несвободы –деструктивная, на чувство одиночества, покинутости – демонстративная.
Особенности семей агрессивных детей
- В семьях агрессивных детей разрушены эмоциональные привязанности между родителями и детьми, особенно между отцами и сыновьями. Родители испытывают скорее враждебные чувства по отношению друг к другу; не разделяют ценности и интересы друг друга.
- Отцы часто сами демонстрируют модели агрессивного поведения, а также поощряют в поведении своих детей агрессивные тенденции.
- Матери агрессивных детей не требовательны к своим детям, часто равнодушны по отношению к их социальной успешности. Дети не имеют четких обязанностей по дому.
- У родителей агрессивных детей модели воспитания и собственного поведения часто противоречат друг другу, и к ребенку предъявляются взаимоисключающие требования. Как правило, очень жесткий отец и попустительская мать. В результате у ребенка формируется модель вызывающего, оппозиционного поведения, которая переносится на окружающий мир.
- Основные воспитательные средства, к которым всегда прибегают родители агрессивных детей, - это: - физические наказания,
- угрозы,
- лишение привелегий,
- введение ограничений и отсутствие поощрений,
- частые изоляции детей.
- сознательное лишение любви и заботы в случае проступка.
Причем сами родители никогда не испытывают чувства вины при использовании того или иного метода наказания.
6. Родители агрессивных детей на пытаются разобраться в причинах деструктивного поведения своих детей, оставаясь равнодушными к их эмоциональному миру.
Предварительный просмотр:
Открытое письмо агрессивных детей родителям.
Мы хотим!
1.чтобы нам не делали постоянных замечаний,
2. Знать, почему вам можно кричать, а нам – нет.
3. Делать то, что хочется нам, а не вам.
4. Знать, почему вы считаете виноватыми нас, а не других.
5. Чтобы вы нас научили справляться с гневом.
6. Знать, почему нельзя ломать игрушки, давать сдачи, громко кричать, визжать, обзываться, если очень хочется
Предварительный просмотр:
Приемлемые способы разрядки гнева.
- комкать и рвать бумагу,
- бить подушку или боксерскую грушу,
- топать ногами,
- громко кричать, используя стаканчик для криков,
- пинать ногой подушку или консервную банку
- написать на бумаге все слова, которые хочется сказать и выбросить бумагу,
- втирать пластилин в картон или бумагу,
- использовать водяной пистолет, надувные дубинки, батут,
- громко спеть песню,
- попрыгать на скакалке.
Предварительный просмотр:
«Рецепты» избавления от гнева (для родителей)
- наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно.
- следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса, раздражены.
- Если вы расстроены, дети должны знать о вашем состоянии. Говорите детям прямо о своих потребностях, чувствах, желаниях, вместо того, чтобы срывать свое недовольство на них.
- В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, успокойтесь (послушайте музыку, выпейте чаю, примите душ, расслабьтесь)
- Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности (ситуации), которые могут вызвать ваш гнев и эмоциональный срыв
Предварительный просмотр:
Характеристика детей с агрессией, методы работы
Характерологические особенности детей | Направления коррекционной работы | Методы и техники терапевтического воздействия |
1. Высокий уровень личностной тревожности. Сверхчувствительность к негативному отношению к себе. Восприятие большого числа ситуаций как угрожающих | Снижение уровня личностной тревожности | 1) релаксационные техники: глубокое дыхание, визуальные образы, мышечная релаксация, свободное движение под музыку |
2. Слабое осознание собственного эмоционального мира. Низкий уровень эмпатии | Формированиен осознания собственных эмоций, а также чувства других людей, развитие эмпатии |
|
3.неадекватная (чаще низкая). Заранее настроены на негативное восприятие себя окружающими | Развитие позитивной оценки | 1) упражнения. Направленные на позитивное восприятие образа “я”, активизацию самосознания актуализацию “я-состояния” 2) разработка системы поощрения и наград за имеющиеся и возможные успехи (альбом успехов, медали,аплодисменты и т. д.) 3) включение ребенка в работу различных секций, студий, кружуков и т.д. |
4. Эмоциональное “застревание” на той ситуации, которая происходит сейчас. Неумение предвидеть последствия своих поступков | Коррекционная работа. Направленная на обучение ребенка отреагированию своего гнева приемлимым способом. А также на отреагирование всей ситуации в целом |
использование приемов арт-терапии, гештальт-терапии, эмоционально-образной терапии в целях более полного отреагирования чувств и их позитивной трансформации |
5 слабый контроль над своими эмоциями | Коррекционная работа, направленная на обучение ребенка управлению своим генвом |
осознание своего гнева через телесные ощущения (сокращения мышц лица, рук, ног, которые могут вызвать боль) |
6. Ограниченный набор поведенческих реакций на проблемную ситуацию, демонстрация деструктивного поведения | Поведенческая терапия, направленная на расширение спектра поведенческих реакций в проблемной ситуации и снятие деструктивных элементов в поведении | 1) работа с картинками, отражающими проблемные ситуации (придумывание различных рассказов по картинке) 2) разыгрывание сцен, отражающих вымышленные конфликтные ситуации 3) использование игр, включающих в себя элементы соперничества 4) использование игр, направленных на сотрудничество 5) разбор вместе с ребенком последствий различных поведенческих реакций на проблемную ситуацию. Выбор позитивной и закрепление ее в ролевой игре 6) введение на занятиях определенных правил поведения с использованием системы поощрений и привелегий в случае их соблюдения (награды, призы, медали…) 7) введение ребенком блокнотика в целях обучения самонаблюдения и контролю поведения 8) введение ребенком вместе с учителем (родителями) карты поведения, содержащей личные правила поведения для конкретного ребенка (например “удержи руки при себе”) с использованием наград и поощрений в случае соблюдения этих правил 9) включение ребенка в спортивные командные игры |
Предварительный просмотр:
Индивидуальная программа коррекции агрессивности у детей.
В каждой группе детского сада есть дети с признаками агрессии. Они нападают на сверстников, обзывают, ломают игрушки, намеренно употребляют грубые слова и даже бьют детей.
Необходимо отметить, что агрессия присуща людям, это необходимое условие жизнедеятельности, может рассматриваться как состояние, поведение или черта личности.
В раннем или подростковом возрасте агрессивные действия считаются нормальными, они необходимы для становления самостоятельности, автономности. Полное отсутствие агрессивности может быть следствием нарушения развития. Например, вытеснения агрессивности или формипрование реактивных образований. Агрессивность, необходимую для развития ребенка называют нормальной.
Ненормальная агрессивность как черта личности формируется по разным причинам (соматическое заболевание, заболевание головного мозга, хроническое недоедание, слабая двигательная активность, недостаточное пребывание на свежем воздухе, переутомление, гиперактивность,и социальные условия существования).
В раннем возрасте агрессивные действия являются для ребенква не просто нормальными они важны для последующей успешной социализации.
Агрессивные действия ребенка – это сообщение о потребносях, заявление о себе, установление своего места в мире. Однако первые агрессивные действия ребенок направляет на близких людей, которые из самых лучших побуждений не допускают проявления агрессии. В этом случае невыраженная агрессия , как пишет Окленд, остается внутри, мешая здоровому росту. Ребенок привыкает жить, систематически подавляя эмоции.
Дети с активным стилем поведения находят косвенные способы подавления агрессии – чтобы все-таки заявить о своей силе и индивидуальности. Это могут быть насмешки над окружающими, побуждение к агрессивным действиям других, клептомания, внезапные вспышки ярости на фоне общего хорошего поведения. Здесь основная функция агрессии -стремление заявить о своих желаниях, потребностях, выйти из-под опеки окружения.
Для благополучного развития ребенка важны стабильные внутрисемейные отношения. Конфликты супругов, развод или уход из жизни одного из родителей могут привести к усилению потребностей ребенка в безопасности, в любви и принятии.
Дети с активным стилем реагирования могут использовать различные способы получения негативного внимания. Иногда они прибегают к агрессивным действиям. Это не защита от окружающего мира и не умышленное приченение внимание к себе. Такую агрессивность можно назвать демонстративной.
В ответ на чувство незащищенности появляется защитная агрессивность, на чувство несвободы – деструктивная, на чувство одиночества, покинутости – демонстративная.
Поведенческие проявления агрессивности ребенка:
При защитной агрессии:
- ребенок части конфликтует, дерется
- громко говорит
- на занятиях выкрикивает
- может проявлять тенденцию к лидерству.
При деструктивной:
- нарочито употребляет грубые слова (туалетные)
- ломает(рвет, режет)
- склонен к проявлению косвенной агрессии (ябедничает или действует изподтишка)
- радуется при разрушении чего-либо
- в общепринятом смысле почти не агрессивен (редко дерется)
- при проверке знаний проявляет неуверенность
При демонстративной:
- ребенок старается привлечь к себе внимание социально неодобряемыми способами
- проявляет приимущественно вербальную агрессию
- может лгать или брать чужое
- проявляет большое внимание к своей одежде, внешнему виду
Условия создания и реализации индивидуальной коррекционной программы:
Диагностика агрессивности ребенка
- изучение анамнеза и карты развития
- беседы с родственниками для получения сведений о ребенке
- наблюдение в регламентированной и нерегламентированной деятельности
- использование специальных методик для выявления степени агрессивности
работа с матерью ребенка:
- налаживание контакта
- психолог.педагогическое просвещение (беседы, индивидуальные консультации, работа с литературой, использование опыта воспитания других семей, наглядной информации, посещение тренингов)
цели: изменение установки матери, избегание негативного воздействия, устранение семейных конфликтов и обучение эмоционально положительной модели взаимодействия с ребенком (снимать агрессивные проявления, приемлимыми способами выражать гнев, сбрасывать способности ребенка к эмпатии, доброжелательному отношению к окружающим)
3. составление программы с участием врача-неврапатолога, педагогов ДОУ и родителей.
Условия реализации
1. единство лечебной и педагогической коррекции
- соблюдение единых воспитательных требований в семье и ДОУ
- создание атмосферы принятия ребенка. Признание его достоинств и интересов
- обеспечение постоянного внимания, отсутствие негативного воздействия
- использование ровных, мягких воспитательных мер в сочетании с любовью, требовательностью и настойчивостью.
- Исключение психического перенасыщения ребенка (перевозбуждения)
- Правильный режим дня, включяя пролонгированный сон, психофизический покой, уедтнение в тихих местах в течение 1 – 2 часов, дозирование нагрузки в течение дня и рабочей недели.
- Достаточное пребывание на свежем воздухе и организация двигательной активности)
- Полноценное питание
- Преобразование прямой агрессии ребенка в косвенную (выплескивать гнев на предметы – бросать игрушки, поролоновые подушки, мячи, комкать, рвать бумагу, играть с водой, песком, глиной, использовать изотерапию)
- Модификация поведения ребенка в ходе агрессивных вспышек (приемы отвлечения, ререключение внимания)
- Обучение умению снимать эмоциональное напряжение через релаксацию, позитивное самовнушение, аутотренинг, медитативную, дыхательную и эмоционально стимулирующую гимнастики и тд)
- Формирование эмпатии, дружелюбного отношения к другим
Приемы и методы
- методы общепедагогического влияния:
- поощрение достижений ребенка
- подтверждение его уникальности
- наказание (не лишая родительской и воспитательской любви)
- метод изоляции (без запирания, с наблюдением)
- обесценивание неудачи
- интимная беседа с ребенком
- оценка поступков
- коррекция через труд
- коррекция через игру: дидактическую, подвижную, сюжетную
- коррекция через ознакомление с художественной литературой
- коррекция через рассматривание иллюстраций и фотографий
- коррекция через познавательную беседу.
- психотерапевтические методы:
внушение, убеждение, осуждение, разъяснение, доверие, психологический массаж, тактильный контакт, контакт глаз, релаксация, аутотренинг, дыхательная терепия, изотерапия, игротерапия, танцетерапия, кинезотерапия, медитативная гимнастика
- специальные коррекционные приемы
- последовательная десенсибилизация (вызывание контрастных чувств: слабых- сильных)
- методпсихофизического единства (передавать эмоциональное состояние, олицетворяя себя с цветком, деревом, определенным героем)
- специальные методы и приемы: “стоп”, “доска самовыражений” ,,лестница гнева”, “мешочки для криков”, “волшебная труба для криков”
- этюды и упражнения: “прогноз погоды”, “ворвись в круг”, ”разъяренная медведица”
- метод отреагирования агрессии (вызывать агрессивные действия у ребенка и добится обратного результата через возникновение катарсиса)
содержание индивидуальной коррекционной программы
цель: научить ребенка контролировать свое эмоциональное состояние, освоить позитивные формы общения со сверстниками.
1 этап
цель: обучить приемлимым способам выражения гнева
- игры с погремушками, надувными молотками, подушками, мячами, “мешком для криков”, “волшебной трубой для криков”, “листками гнева”
- игры с песком, бумагой, водой, глиной, с игрушечным оружием
- этюды: “Страшная баба Яга”, “Обзывалки”, “Сердитый дедушка”, “Разъяренная волчица”, “Хочу и все”, “Хмурый орел”, “Король Боровик”, “Эгоист”, “Два сердитых мальчика”, “злая обезьяна”, “Медведь” (М.И.Чистяковой)
Интерактивные игры: “ Необычное сражение”, “Король”, “Приказ”, “Бой петухов”, “Агрессивный человек”, “Ворвись в круг”, “Довольный и сердитый”, “Тух-тиби-бух”, “Толкалки”, “Камушек в ботинке”, “Крепость”, “Щит и меч” (Фопель К.)
- Изотерапия: рисование и лепка обидчика, рисование самого себя (“Автопортрет”), “Красивое и безобразное”, ”Монотипия”, “Кляксография”, ”Штриховка”
- Сказкотерапия: “”Сердитый Дог Буль”, “Акула Злюка” (С.В.Крюкова)
2 этап
Цели: Обучить приемам снятия напряжения
- Цель: обучить расслаблению посредствомпоказа и тактильной помощи с улавливанием локализации ощущений
Упражнения: “Роняем руки”, “Трясем кистями”, “Стряхиваем воду с пальцев”, “Мельница”.
- Цель: отличать мышечное напряжение от расслабления, не фиксировать внимания на дыхании
Упражнения: “Медвежата в берлоге”, игры с шашками, песком, “Игра с пчелкой”, “Холодно-жарко”, “Игра с шарфиком”, “Пчелка мешает спать”, “Отдых”, “Кулачки”, “Пружинки”, “Шарик” (М.И Чистяковой)
- Цель: научить мышечному расслаблению с фиксацией внимания на дыхании
Упражнения: “На берегу моря”, “Игра с песком”, “Игра в муравьев”, “Солнышко и тучка”, “В уши попала вода”, “Лицо загорает”, “Отдых, сон на берегу моря” (М.И.Чистяковой)
- Цель: выполнять отдельные упражнения для расслабления рук, ног, туловища, шеи, лица (без использования формул самовнушения)
Упражнения: ДЛЯ РУК: “Заборчик”, “Душистые цветы”, “кулачки”, “олени”
ДЛЯ НОГ: “Шагают ножки по лесной дорожке”, “Пружинки”, “Загораем”
ДЛЯ ТУЛОВИЩА: “Напрягает животик”, “Чужой”, “Штанга”, “Кораблик”, “Шарик”
ДЛЯ ЛИЦЕВЫХ МЫШЦ: “Стиснем зубы”, “Откроем рот”, “Ох!”, “Широкая улюбка”, “Хоботок”, “Лягушки”, “Орешек”
- Цель: выполнять упражнения с использованием формул самовнушения
- Упражнения формулы для покоя и отдыха , для активности, бодрости, положительных эмоций: “солнечный зайчик”, “Волшебный сон”
3 этап
Цель: выработать произвольность действий, научить регулировать поведение в коллективе.
- Этюды: “Сосредоточенность”, “Что там происходит?”, “Любопытный”, “Лисичка подслушивает”, “Часовой”, “Добрый мальчик”, “Упрямый мальчик”, “Смелый Ваня”, “Внимательный мальчик”, “Вежливый ребенок”, “Любящий сын”, “Мороженое”, “Вкусные конфеты”, “Ласка” (М.И. Чистяковой)
- Изотерапия: спиралеобразное спонтанное рисование. Фроттаж. “Дорисуй предмет”. Составление предметов и образов из геометрических фигур. Занятия с разрезным и эмоциональными профилями “Угодай и собери”
- Интерактивные игры: “Говори”, (Лютова Е. Монина Г.), “Лови-лови” (Л.Названова), “Раздувай пузырь”, “Хоровод” (Р. Калинина), “Слалом”, “Мяч в круге” (Ю. Шевцова), “Услышь свое имя”, “Запретное движение” (О.Хухлаева), “Отзовись не зевай” (З.М. Богуславская), “Зеркало” (И.Томашпольская).
4 этап
Цель: обучить позитивному общению со сверстниками, формироватьморальные представления, помочь открыть свое Я.
- Этюды: “Любящий сын”, “Разговор взглядов”, “Встреча с другом”, “Кораблик”, “Три характера”, “Притвора”, “Два друга”, “Так будет справедливо”, “Маме улыбнемся”, “хорошее настроение” (М.И.Чистякова)
- Дидактические игры: “Настроение”, “Мамины помощники”, “Как Буратино стал вежливым”, “умей извинится”, “не обзывайся”(Р.В.Овчарова)
- Настольные игры “Выдуй шарик из чашки”, “Силачи”, “Цирк”, Летающие колпачки”, “Изображение предметов”
- Сюжетные игры: “Прием гостей”, “Подарок другу”, День рождения”, Дружная семья”, “Угощение”, “Именины”
- Интерактивные игры: “Пожалуйста”, “Зоопарк”, “Оживлялки”, “Расставим посты” (И.Климина) “Растущие цветы”, “Сиамские близнецы”, “Живая картина”, “Слепой танец”, “Волшебный круг”, “Многоликость чувств”, “Счастье”, “Благодарность”, “дружба” (К.Фопель), “Ассоциации” (Н.Клюева), “Час тишины и час “можно”” (Н.Кряжева), “Колдун” (Е.Чижова), “Кенгуру”(Л.Названова), “Давай познакомимся” (Р.Калинина), “Говори” (Е.Лютова, Г.Монина)
- Изотерапия: рисование “Я и мои друзья”, “Мое настроение”, “Моя семья”, “Наша группа”, “Как я провел день”, портреты папы и мамы, автопортрет, “Графическая музыка”, пуантилизм
- Чтение рассказов, их осмысление. Оценка поступков героев: К Ушинский “Сила не право”, “Умей обождать”, “Вместе тесно а врозь скучно”, М Зощенко “Бабушкин подарок”, “Золотые слова”, из книги “Лель и Минька, В Осеева “Волщебное слово”, “Строитель”
- Беседы: “Волшебные слова”, “ Что такое хорошо и что такое плохо”, “ Ваши добрые поступки”, “будь всегда вежливым”, “Доставим людям радость добрыми делами”, “Чем можно порадовать маму”
Предварительный просмотр:
Особенности семей агрессивных детей
- В семьях агрессивных детей разрушены эмоциональные привязанности между родителями и детьми, особенно между отцами и сыновьями. Родители испытывают скорее враждебные чувства по отношению друг к другу; не разделяют ценности и интересы друг друга.
- Отцы часто сами демонстрируют модели агрессивного поведения, а также поощряют в поведении своих детей агрессивные тенденции.
- Матери агрессивных детей не требовательны к своим детям, часто равнодушны по отношению к их социальной успешности. Дети не имеют четких обязанностей по дому.
- У родителей агрессивных детей модели воспитания и собственного поведения часто противоречат друг другу, и к ребенку предъявляются взаимоисключающие требования. Как правило, очень жесткий отец и попустительская мать. В результате у ребенка формируется модель вызывающего, оппозиционного поведения, которая переносится на окружающий мир.
- Основные воспитательные средства, к которым всегда прибегают родители агрессивных детей, - это:
- физические наказания,
- угрозы,
- лишение привелегий,
- введение ограничений и отсутствие поощрений,
- частые изоляции детей.
- сознательное лишение любви и заботы в случае проступка.
Причем сами родители никогда не испытывают чувства вины при использовании того или иного метода наказания.
6. Родители агрессивных детей на пытаются разобраться в причинах деструктивного поведения своих детей, оставаясь равнодушными к их эмоциональному миру.
Предварительный просмотр:
Коррекционная работа работы с агрессивными детьми
Групповые занятия по снижению агрессивности.
Этапы занятия:
- На первом этапе предоставляется возможность создания у детей эмоционального настроения и атмосферы «безопасности» в группе.
- На данном этапе занятие принимает целенаправленный характер, используются специальные игры по снижению агрессивности.
- Дети закрепляют способность самостоятельно находить нужные способы решения.
- Мышечное расслабление.
- Итог заниятия.
Заниятие 1.
Основные этапы:
1 создание атмосферы на контакт.
Доброжелательное приветствие друг друга, ласковое обращение детей друг к другу. Психолог обращает внимание детей на наличие каких либо особенностей, достоинств.\
2. Игра «Путаница»
Цель: реализуется потребность детей в агрессии, снимает у ниъх мышечной напряжение
3. игра «Хищник»
Цель: Реализует потребность в агрессии, снимает мышечные зажимы
4. Мышечное расслабление Упражнение «Воздушный шарик»
- Итог занятия. Кому понравилось быть хищником? Ежиком?
Занятие 2.
Основные этапы
- Создание эмоционального настроения
Игра «Жучок»
Цель: снятие эмоционального напряжения
- игра «Хор»
Цель: реализует вербальную потребность детей, снижение агрессии
- Игра «Улей»
Цель: реализует потребность детей в агрессии
- Мышечное расслабление
Упражнение «Котенок спит»
- Итог занятия
Как живут пчелы в улье? Вам понравилось? Вы хотели бы хить так же?
А что нужно чтобы слаженно красиво петь вместе?
Занятие 3
Основные этапы:
- Создание атмосферы на контакт
Игра «передай по кругу»
Цель: Установить доброжелательнуую обстановку общения, способствовать налаживанию дружеских отношений между детьми
- Игра «Солнце»
Цель: создать положительное настроение, снижение агрессии
3. Игра «Обзывалки»
Цель: знакомство с игровыми приемами, способствующими снижению агресси.
- Мышечное расслаблен6ие
Упражнение «Жираф»
- Итог занятия:
- почему мы любими и ждем солнце?
- Что дают нам солнечные лучи?
- Нам солнышко всем одинаково светит?
- Значит мы все должны быть благодарны ему за это?
Занятие 4
Основные этапы:
- Создание атмосферы на контакт
Игра «Испорченный телефон»
- Игра «Попучайчики»
Цель: способствует эмоциональной разрядке, сниженню агрессивности
- Игра «Кулачок»
Цель: способствует осознанию эффективных форм поведения
- Мышечное расслабление
Упражнение «Волшебный сон»
Итог занятия
- Вам понравилось смотреть волшебные сны?
- о чем вы мечтаете?
- Для чего нужны кулачки?
Занятие 5
Основные этапы
1. Создание эмоционального настроения
Игра «Снежинки»
2. Игра «Маленькое приведение»
Цель: научить детей приемлемой форме форме выплескивания своей агрессии
- Игра «Мой хороший попугай»
Цель: снижение агрессии
- Мышечное расслабление
Упражнение «Волшебный остров»
- Итог занятия
- кого бы вы взяли с собой, если бы вам пришлось побывать на волшебном острове?
Занятие 6
Основные этапы:
- Создание атмосферы на контакт
Игра «Узнай по голосу»
- Игра «Волшебные шарики»
Цель: снижение эмоционального напряжения
- Игра «Еж»
Цель: реализация потребности детей в агрессии
- Мышечное расслабление
Упражнение «котенок спит»
- Итог занятия
- с какими волшебными предметами вы встречались, слушая сказки? Что они делали? Кому помогали?
- А вы бы не хотели превратиться в волшебный предмет и помочь кому – либо?
- Как бы вы это сделали?