Адаптация детей к условиям ДОУ
В матириале предлагается для педагогов ДОУ: воспитателей, педагогов-психологов план работы для предупреждения дезадаптации воспитанников. анкеты для родителей, педагогов и психолога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптация детей к детскому саду.
Малышам в первые дни в детском саду приходится очень тяжело. Они оказались в новой обстановке, вокруг них новые, чужие люди, новые игрушки, новые требования, новый режим. Дети очень переживают из-за расставания с родителями.
Педагогам ДОУ нужно организовать работу в группе детского сада с новенькими воспитанниками таким образом, чтобы смягчить адаптационный период.
Задачи, которые стоят перед педагогами:
- дитью
тьатьдитьеу. собраниях и во время индивидуальных беседахяютП проводилась с целямикигоя детейПрофилактика эмоционального выгорания педагогов.
N | Мероприятия |
1 | Организационная работа:
|
2 | Медико-оздоровительная работа:
|
3 | Психологическое обеспечение адаптационного периода:
|
4 | Построение педагогического процесса:
|
5 | Организация специальных оздоровительных игр с музыкальным сопровождением (музыкальные игры, хороводы, элементы танцевальных движений, песни) |
Анкета для родителей
- ФИО ребенка, год рождения_________________________________
- Состав семьи______________________________________________
- Какой ребенок по счету_____________________________________
- Мать:
- ФИО_____________________________________________
- Год рождения______________
- Образование____________________________________
- Привычки, увлечения, хобби_________________________________
- Отец:
- ФИО______________________________________________________
- Год рождения______________
- Образование____________________________________
- Привычки, увлечения, хобби_________________________________
- С кем проживает ребенок____________________________________
- Члены семьи, не живущие с ребенком, но принимающие активное участие в его жизни________________________________________
- Другие дети в семье, их возраст, взаимоотношения с ними_____________________________________________________
- К кому из членов семьи ребенок привязан больше_______________
- Часто ли ребенок болеет, какие тяжелые травмы, заболевания перенес?__________________________________________________
- Основные виды игр и занятий дома________________________
- Легко ли рассмешить ребенка_____________________________
- Какие игрушки любит, кто их убирает______________________
- Любимые игры_________________________________________
- Любимая пища__________________________________________
- Нелюбимая пища________________________________________
- Как ребенок просыпается утром:
А) активен, в хорошем настроении________________________
Б) с капризами, настроение улучшается к 11-12 часам_________
18. Часто ли вашем доме бывают гости (редко, один раз в неделю, один раз в месяц)_____________________________________________
19. Посещаете ли вы с ребенком какие-либо детские развлекательные учреждения_________________________________________________
20. Как ребенок взаимодействует с детьми в игре:
А) активен, лидер___________________________________________
Б) легко присоединяется к играющим__________________________
В) испытывает трудности____________________________________
21. Любимое занятие, интересы:
А) лепка, рисование, конструирование___________________________
Б) подвижные игры, физическая активность______________________
В) книги, познавательные игры_________________________________
Г) другое____________________________________________________
22. Как вы наказываете ребенка? (перечислить)___________________
____________________________________________________________23. Какая мера наказания наиболее действенна____________________
____________________________________________________________24. Какие меры поощрения вы применяете?_____________________
___________________________________________________________
25. какая мера поощрения наиболее действенна___________________
26. Условия жизни ребенка (отдельная комната, уголок в общей комнате, отдельное спальное место, общая кровать с кем-то из детей и т.д.)_______________________________________________________
Ваши пожелания_____________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анкета для родителей
- ФИО ребенка, год рождения_________________________________
- Состав семьи______________________________________________
- Какой ребенок по счету_____________________________________
- Мать:
- ФИО_____________________________________________
- Год рождения______________
- Образование____________________________________
- Привычки, увлечения, хобби_________________________________
- Отец:
- ФИО______________________________________________________
- Год рождения______________
- Образование____________________________________
- Привычки, увлечения, хобби_________________________________
- С кем проживает ребенок____________________________________
- Члены семьи, не живущие с ребенком, но принимающие активное участие в его жизни________________________________________
- Другие дети в семье, их возраст, взаимоотношения с ними_____________________________________________________
- К кому из членов семьи ребенок привязан больше_______________
- Часто ли ребенок болеет, какие тяжелые травмы, заболевания перенес?__________________________________________________
- Основные виды игр и занятий дома________________________
- Легко ли рассмешить ребенка_____________________________
- Какие игрушки любит, кто их убирает______________________
- Любимые игры_________________________________________
- Любимая пища__________________________________________
- Нелюбимая пища________________________________________
- Как ребенок просыпается утром:
А) активен, в хорошем настроении________________________
Б) с капризами, настроение улучшается к 11-12 часам_________
18. Часто ли вашем доме бывают гости (редко, один раз в неделю, один раз в месяц)_____________________________________________
19. Посещаете ли вы с ребенком какие-либо детские развлекательные учреждения_________________________________________________
20. Как ребенок взаимодействует с детьми в игре:
А) активен, лидер___________________________________________
Б) легко присоединяется к играющим__________________________
В) испытывает трудности____________________________________
21. Любимое занятие, интересы:
А) лепка, рисование, конструирование___________________________
Б) подвижные игры, физическая активность______________________
В) книги, познавательные игры_________________________________
Г) другое____________________________________________________
22. Как вы наказываете ребенка? (перечислить)___________________
23. Какая мера наказания наиболее действенна____________________
24. Какие меры поощрения вы применяете?_____________________
___________________________________________________________
25. какая мера поощрения наиболее действенна___________________
26. Условия жизни ребенка (отдельная комната, уголок в общей комнате, отдельное спальное место, общая кровать с кем-то из детей и т.д.)_______________________________________________________
Ваши пожелания_____________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Диагностическая карта
«Эмоциональное благополучие (здоровье) ребенка»
- Преобладающие эмоции
- благожелательность
- раздражительность .
- Как часто проявляются отрицательные эмоции _____________________________________________________________________
- По каким поводам возникает раздражительность, капризность, плаксивость?________________________________________________________
- Проявляются ли симптомы тревожности_________________________________
- Часто ли наблюдаются проявления агрессии______________________________
- Причины агрессивности
- болезненное состояние
- травмирующая домашняя обстановка
- отношение детей в группе
- недостаток внимания, ласки,
- избыток внимания
- другое
- отметьте особенности эмоционального здоровья, связанного с диагнозом_____
______________________________________________________________________
Диагностическая карта
«Особенности психологического благополучия (здоровье) ребенка»
- Как часто проявляется моторная возбудимость в виде
- двигательного беспокойства:_______________________________________
- бесцельных движений:_____________________________________________
- бега:_____________________________________________________________
- Как часто проявляется суетливость, хаотичность действий?________________
______________________________________________________________________
3. Какие еще особенности психологического неблагополучия имеют или имели место?_________________________________________________________________
- Какова динамика (усиление - уменьшение)?______________________________
- Когда и как проявляется общительность?________________________________
- С кем предпочитает общаться?
- со сверстниками
- с младшими по возрасту
- со старшими по возрасту
- взрослыми
- В какой форме проявляется доброжелательность?_________________________
- Проявляет ли активное сочувствие?_____________________________________
Диагностическая карта «Игровая деятельность»
- В какие игры умеет играть?__________________________________________
- Какова тематика игр?_______________________________________________
- Какие сюжеты привлекают, используются для обыгрывания?______________
_____________________________________________________________________
- Как взаимодействует в игре с другими детьми?
- играет в одиночку
- держится возле других
- включается в игру
- организует других
- командует
- распоряжается
- другое
- Что мешает быть инициатором игр
- робость
- низкий уровень игровых навыков
- низкий уровень организационных навыков
- боязнь сделать не так
- другое
- Реакция на трудности в игре
- быстро сдается
- пытается преодолеть трудности какое –то время
- пытается преодолеть трудности постоянно
- другое
- Сужается или расширяется диапазон игровых действий?_________________
____________________________________________________________________
8. Как проявляется игровая фантазия, игровое творчество?_________________________________________________________
Адаптационный лист ребенка
При поступлении | Через месяц | ||
рост | ФИО ребенка | ||
вес | возраст |
аппетит | Дни посещения | ||||||||||||||||||||
В группе | |||||||||||||||||||||
дома | |||||||||||||||||||||
сон | В группе | ||||||||||||||||||||
дома | |||||||||||||||||||||
взаимоотношения | В группе | ||||||||||||||||||||
дома | |||||||||||||||||||||
Речевая активность | В группе | ||||||||||||||||||||
дома | |||||||||||||||||||||
игра | В группе | ||||||||||||||||||||
дома | |||||||||||||||||||||
нпр | В группе | ||||||||||||||||||||
дома | |||||||||||||||||||||
мочеиспускание | В группе | ||||||||||||||||||||
дома | |||||||||||||||||||||
Явления энуреза | В группе | ||||||||||||||||||||
дома | |||||||||||||||||||||
стул | В группе | ||||||||||||||||||||
дома | |||||||||||||||||||||
заболеваемость | диагноз | ||||||||||||||||||||
Кол-во дней | |||||||||||||||||||||
Индивидуальные особенности | |||||||||||||||||||||
Оценка адаптационного периода | легкая | ||||||||||||||||||||
Средней степени | |||||||||||||||||||||
тяжелая | |||||||||||||||||||||
Знаки обозначения | Хорошо «+» | Удовлетворительно «+ -» | Неудовлетворительно «-» |
Психолого-педагогические параметры определения готовности ребенка к поступлению в дошкольное учреждение
поведение | |
Настроение | |
А) бодрое, уравновешенное | |
Б) Раздражительное, неустойчивое | |
В) подавленное | |
засыпание | |
А) быстрое | |
Б) медленное | |
В) спокойное | |
Г) неспокойное | |
Д)с дополнительными воздействиями, | |
Е)без дополнительных воздействий | |
Продолжительность сна: | |
А) соответствует возрасту | |
б) не соответствует возрасту | |
аппетит | |
а) хороший | |
Б) избирательный | |
В) неустойчивый | |
Г) плохой | |
Отношение к высаживанию на горшок | |
А) положительное | |
Б) отрицательное | |
Навыки опрятности | |
А) просится на горшок | |
Б) не просится, но бывает сухой | |
В) не просится,ходит мокрый | |
Отрицательные привычки (сосет палец, палец, раскачивание и т.д.) | |
А) нет | |
Б) есть (какие?) | |
личность | |
В повседневной жизни | |
А)проявляет познавательные потребности | |
Б)проявляет недостаточно | |
В)не достаточно | |
Интересуется игрушками, предметами дома и в новой обстановке | |
А) да | |
Б) нет | |
В) иногда | |
Проявляет интерес к действиям взрослых | |
А) да | |
Б) нет | |
В) иногда | |
Любит заниматься, внимателен, активен, усидчив | |
А) да | |
Б) нет | |
В) не всегда | |
При обучении | |
А) проявляет интерес, активность | |
Б) проявляет недостаточно, | |
В) не проявляет | |
Инициативность в игре. Проявляет инициативу по всем указанным параметрам. Умеет сам себе найти дело | |
А) да, б) нет | |
А) есть фаза подготовки игры самостоятельно | |
Б) с помощью взрослого. Проявляет элементы воображения. | |
А) да, б) нет | |
Инициативность во взаимоотношениях со взрослыми | |
А) вступает в контакт по своей инициативе, | |
Б) сам не вступает в контакт | |
Инициативность во взаимоотношениях с детьми | |
А) вступает в контакт по своей инициативе | |
Б) сам не вступает в контакт | |
Результативность деятельности | |
А) доводит начатое дело до конца | |
Б) не всегда | |
В) не доводит | |
Самостоятельность в игре | |
А) не умеет играть самостоятельно в присутствии взрослого, | |
Б) не всегда | |
В) не доводит | |
Самостоятельность в игре | |
А) умеет играть самостоятельно в присутствии взрослого | |
Б) не всегда | |
В) не играет самостоятельно | |
Социальные связи со взрослыми или детьми | |
А) легко идет на контакт со взрослыми, | |
Б) избирательно | |
В) трудно | |
Г) легко идет на контакт с детьми | |
Д) избирательно | |
Е) трудно | |
Наличие опыта совместной деятельности со взрослыми | |
А) есть | |
Б) недостаточно | |
В) нет | |
Уверенность в себе | |
А) есть | |
Б) не всегда | |
В) нет | |
Опыт разлуки с близкими (если был) | |
А) перенес разлуку сравнительно легко | |
Б) тяжело | |
Аффективная привязанность к кому либо из взрослых | |
А) есть | |
Б) нет |
Развитие устной речи
Ступени овладения речью | На момент поступления | Начало освоения | Владеет |
Активен или пассивен в общении | |||
Не говорит. Не пользуется жестами | |||
Понимает бытовые фразы, бытовую лексику | |||
Внимательно слушает и понимает с показом | |||
Понимает и пытается повторить конец фразы, некоторые слова | |||
Пытается рассказать о себе | |||
Словесно пытается задать вопрос, изложить просьбу | |||
Пытается рассказать о событиях произошедших недавно | |||
Пытается рассказать (невнятно) о том, что видит на картинке, пользуется предложениями из 2-3 слов |
Методика диагностики тревожности (включающая наблюдение 9методика Сирса)
№ Ф.И, ребенка, признаки | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
Часто напряжен, скован | |||||||||||||
Часто грызет ногти. Сосет палец | |||||||||||||
Легко пугается | |||||||||||||
Плаксив | |||||||||||||
Часто агрессивен | |||||||||||||
Обидчив | |||||||||||||
Нетерпелив, не может ждать | |||||||||||||
Легко краснеет, бледнеет | |||||||||||||
Имеет трудности в сосредоточении, особенно в экстремальной ситуации | |||||||||||||
Суетлив, много лишних жестов | |||||||||||||
Потеют руки | |||||||||||||
При непосредственном общении с трудом включаются в работу | |||||||||||||
Чрезмерно громко или чрезмерно тихо отвечает на вопросы | |||||||||||||
Сверхчувствителен | |||||||||||||
Баллы | |||||||||||||
Выводы |
Обработка: 1-4 низкая тревожность
5-6 выраженная тревожность
7 и более высокая тревожность