Адаптация детей к условиям ДОУ

Тюгаева Надежда Борисовна

В матириале предлагается для педагогов ДОУ: воспитателей, педагогов-психологов план работы для предупреждения дезадаптации воспитанников. анкеты для родителей, педагогов и психолога. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл адаптация детей в детском саду34.46 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация детей к детскому саду.

Малышам в первые дни в детском саду приходится очень тяжело. Они оказались в новой обстановке, вокруг них новые, чужие люди, новые игрушки, новые требования, новый режим. Дети очень переживают из-за расставания с родителями.  

Педагогам ДОУ нужно организовать работу в группе детского сада с новенькими воспитанниками таким образом, чтобы смягчить адаптационный период.

Задачи, которые стоят перед педагогами:

  • дитью

тьатьдитьеу. собраниях и во время индивидуальных беседахяютП проводилась с целямикигоя детейПрофилактика эмоционального выгорания педагогов.

N

Мероприятия

1

Организационная работа:

  • беседа с родителями
  • комплектование групп и составление подвижного графика поступления детей в ДОУ

2

Медико-оздоровительная работа:

  • сбор анамнеза, просветительская работа с родителями
  • составление индивидуальных назначений, укрепляющих нервную и иммунную системы
  • реализация общеукрепляющих мероприятий для всех детей ясельной группы
  • индивидуальная медицинская помощь детям «группы риска»
  • наблюдение за физиологическим состоянием детей
  • контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологического режима

3

Психологическое обеспечение адаптационного периода:

  • разработка рекомендаций для воспитателей по организации адаптационного периода,
  • психологического просвещение воспитателей и родителей
  • обучение воспитателей приемам психопрофилактики
  • помощь в организации благоприятной развивающей среды, создание положительного психологического климата в группе
  • взаимодействие со специалистами
  • психологическое обоснование рекомендованных мероприятий

4

Построение педагогического процесса:

  • работа с семьей (направление беседы, анкетирование индивидуального режима ребенка, учет индивидуальных запросов родителей в отношении ребенка),
  • реализация индивидуального подхода к ребенку, учет его актуальных потребностей, уровня психофизиологического развития
  • использование психосберегающих технологий
  • организация благоприятной развивающей среды
  • создание благоприятного климата в группе
  • регистрация наблюдения за ребенком в адаптационном листе

5

Организация специальных оздоровительных игр с музыкальным сопровождением (музыкальные игры, хороводы, элементы танцевальных движений, песни)

Анкета для родителей

  1. ФИО ребенка, год рождения_________________________________
  2. Состав семьи______________________________________________
  3. Какой ребенок по счету_____________________________________
  4. Мать:
  • ФИО_____________________________________________
  • Год рождения______________
  • Образование____________________________________
  • Привычки, увлечения, хобби_________________________________
  1. Отец:

- ФИО______________________________________________________

- Год рождения______________

  • Образование____________________________________
  • Привычки, увлечения, хобби_________________________________
  1. С кем проживает ребенок____________________________________
  2. Члены семьи, не живущие с ребенком, но принимающие активное участие в его жизни________________________________________
  3. Другие дети в семье, их возраст, взаимоотношения с ними_____________________________________________________
  4. К кому из членов семьи ребенок привязан больше_______________
  5. Часто ли ребенок болеет, какие тяжелые травмы, заболевания перенес?__________________________________________________
  6.  Основные виды игр и занятий дома________________________
  7. Легко ли рассмешить ребенка_____________________________
  8. Какие игрушки любит, кто их убирает______________________
  9. Любимые игры_________________________________________
  10. Любимая пища__________________________________________
  11. Нелюбимая пища________________________________________
  12. Как ребенок просыпается утром:

         А) активен, в хорошем настроении________________________

         Б) с капризами, настроение улучшается к 11-12 часам_________

18. Часто ли вашем доме бывают гости (редко, один раз в неделю, один раз в месяц)_____________________________________________

19. Посещаете ли вы с ребенком какие-либо детские  развлекательные учреждения_________________________________________________

20. Как ребенок взаимодействует с детьми в игре:

А) активен, лидер___________________________________________

Б) легко присоединяется к играющим__________________________

В) испытывает трудности____________________________________

21. Любимое занятие, интересы:

А) лепка, рисование, конструирование___________________________

Б) подвижные игры, физическая активность______________________

В) книги, познавательные игры_________________________________

Г) другое____________________________________________________

22. Как вы наказываете ребенка? (перечислить)___________________

____________________________________________________________23. Какая мера наказания наиболее действенна____________________

____________________________________________________________24. Какие меры поощрения вы применяете?_____________________

___________________________________________________________

25. какая мера поощрения наиболее действенна___________________

26. Условия жизни ребенка (отдельная комната, уголок в общей комнате, отдельное спальное место, общая кровать с кем-то из детей и т.д.)_______________________________________________________

Ваши пожелания_____________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анкета для родителей

  1. ФИО ребенка, год рождения_________________________________
  2. Состав семьи______________________________________________
  3. Какой ребенок по счету_____________________________________
  4. Мать:
  • ФИО_____________________________________________
  • Год рождения______________
  • Образование____________________________________
  • Привычки, увлечения, хобби_________________________________
  1. Отец:

- ФИО______________________________________________________

- Год рождения______________

  • Образование____________________________________
  • Привычки, увлечения, хобби_________________________________
  1. С кем проживает ребенок____________________________________
  2. Члены семьи, не живущие с ребенком, но принимающие активное участие в его жизни________________________________________
  3. Другие дети в семье, их возраст, взаимоотношения с ними_____________________________________________________
  4. К кому из членов семьи ребенок привязан больше_______________
  5. Часто ли ребенок болеет, какие тяжелые травмы, заболевания перенес?__________________________________________________
  6.  Основные виды игр и занятий дома________________________
  7. Легко ли рассмешить ребенка_____________________________
  8. Какие игрушки любит, кто их убирает______________________
  9. Любимые игры_________________________________________
  10. Любимая пища__________________________________________
  11. Нелюбимая пища________________________________________
  12. Как ребенок просыпается утром:

         А) активен, в хорошем настроении________________________

         Б) с капризами, настроение улучшается к 11-12 часам_________

18. Часто ли вашем доме бывают гости (редко, один раз в неделю, один раз в месяц)_____________________________________________

19. Посещаете ли вы с ребенком какие-либо детские  развлекательные учреждения_________________________________________________

20. Как ребенок взаимодействует с детьми в игре:

А) активен, лидер___________________________________________

Б) легко присоединяется к играющим__________________________

В) испытывает трудности____________________________________

21. Любимое занятие, интересы:

А) лепка, рисование, конструирование___________________________

Б) подвижные игры, физическая активность______________________

В) книги, познавательные игры_________________________________

Г) другое____________________________________________________

22. Как вы наказываете ребенка? (перечислить)___________________

23. Какая мера наказания наиболее действенна____________________

24. Какие меры поощрения вы применяете?_____________________

___________________________________________________________

25. какая мера поощрения наиболее действенна___________________

26. Условия жизни ребенка (отдельная комната, уголок в общей комнате, отдельное спальное место, общая кровать с кем-то из детей и т.д.)_______________________________________________________

Ваши пожелания_____________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Диагностическая карта

«Эмоциональное благополучие (здоровье) ребенка»

  1. Преобладающие эмоции
  • благожелательность
  • раздражительность .
  1. Как часто проявляются отрицательные эмоции _____________________________________________________________________
  2. По каким поводам возникает раздражительность, капризность, плаксивость?________________________________________________________
  3. Проявляются ли симптомы тревожности_________________________________
  4. Часто ли наблюдаются проявления агрессии______________________________
  5. Причины агрессивности
  • болезненное состояние
  • травмирующая домашняя обстановка
  • отношение детей в группе
  • недостаток внимания, ласки,
  • избыток внимания
  • другое
  1. отметьте особенности эмоционального здоровья, связанного с диагнозом_____

______________________________________________________________________

Диагностическая карта

«Особенности психологического благополучия (здоровье) ребенка»

  1. Как часто проявляется моторная возбудимость в виде
  • двигательного беспокойства:_______________________________________
  • бесцельных движений:_____________________________________________
  • бега:_____________________________________________________________
  1. Как часто проявляется суетливость, хаотичность действий?________________

______________________________________________________________________

3.  Какие еще особенности психологического неблагополучия имеют или имели место?_________________________________________________________________

  1. Какова динамика (усиление - уменьшение)?______________________________
  2. Когда и как проявляется общительность?________________________________
  3. С кем предпочитает общаться?
  • со сверстниками
  • с младшими по возрасту
  • со старшими по возрасту
  • взрослыми
  1. В какой форме проявляется доброжелательность?_________________________
  2. Проявляет ли активное сочувствие?_____________________________________

Диагностическая карта «Игровая деятельность»

  1. В какие игры умеет играть?__________________________________________
  2. Какова тематика игр?_______________________________________________
  3. Какие сюжеты привлекают, используются для обыгрывания?______________

_____________________________________________________________________

  1. Как взаимодействует в игре с другими детьми?
  • играет в одиночку
  • держится возле других
  • включается в игру
  • организует других
  • командует
  • распоряжается
  • другое
  1. Что мешает быть инициатором игр
  • робость
  • низкий уровень игровых навыков
  • низкий уровень организационных навыков
  • боязнь сделать не так
  • другое
  1. Реакция на трудности в игре
  • быстро сдается
  • пытается преодолеть трудности какое –то время
  • пытается преодолеть трудности постоянно
  • другое
  1. Сужается или расширяется диапазон игровых действий?_________________

____________________________________________________________________

8. Как проявляется игровая фантазия, игровое творчество?_________________________________________________________

Адаптационный лист ребенка

При поступлении

Через месяц

рост

ФИО ребенка

вес

возраст

аппетит

Дни посещения

В группе

дома

сон

В группе

дома

взаимоотношения

В группе

дома

Речевая активность

В группе

дома

игра

В группе

дома

нпр

В группе

дома

мочеиспускание

В группе

дома

Явления энуреза

В группе

дома

стул

В группе

дома

заболеваемость

диагноз

Кол-во дней

Индивидуальные особенности

Оценка адаптационного периода

легкая

Средней степени

тяжелая

Знаки обозначения

Хорошо «+»

Удовлетворительно  

«+ -»

Неудовлетворительно

«-»

Психолого-педагогические параметры определения готовности ребенка к поступлению  в дошкольное учреждение

поведение

Настроение

А) бодрое, уравновешенное

Б) Раздражительное, неустойчивое

В) подавленное

засыпание

А) быстрое

Б) медленное

В) спокойное

Г) неспокойное

Д)с дополнительными воздействиями,

Е)без дополнительных воздействий

Продолжительность сна:

А) соответствует возрасту

б) не соответствует возрасту

аппетит

а) хороший

Б) избирательный

В) неустойчивый

Г) плохой

Отношение к высаживанию на горшок

А) положительное

Б) отрицательное

Навыки опрятности

А) просится на горшок

Б) не просится, но бывает сухой

В) не просится,ходит мокрый

Отрицательные привычки (сосет палец, палец, раскачивание и т.д.)

А) нет

Б) есть (какие?)

личность

В повседневной жизни

А)проявляет познавательные потребности

Б)проявляет недостаточно

В)не достаточно

Интересуется игрушками, предметами дома и в новой обстановке

А) да

Б) нет

В) иногда

Проявляет интерес к действиям взрослых

А) да

Б) нет

В) иногда

Любит заниматься, внимателен, активен, усидчив

А) да

Б) нет

В) не всегда

При обучении

А) проявляет интерес, активность

Б) проявляет недостаточно,

В) не проявляет

Инициативность в игре. Проявляет инициативу по всем указанным параметрам. Умеет сам  себе найти дело

А) да, б) нет

А) есть фаза подготовки игры самостоятельно

Б) с помощью взрослого. Проявляет элементы воображения.

А) да, б) нет

Инициативность во взаимоотношениях со взрослыми

А) вступает в контакт по своей инициативе,

Б) сам не вступает в контакт

Инициативность во взаимоотношениях с детьми

А) вступает в контакт по своей инициативе

Б) сам не вступает в контакт

Результативность деятельности

А) доводит начатое дело до конца

Б) не всегда

В) не доводит

Самостоятельность в игре

А) не умеет играть самостоятельно в присутствии взрослого,

Б) не всегда

В) не доводит

Самостоятельность в игре

А) умеет играть самостоятельно в присутствии взрослого

Б) не всегда

В) не играет самостоятельно

Социальные связи со взрослыми или детьми

А) легко идет на контакт со взрослыми,

Б) избирательно

В) трудно

Г) легко идет на контакт с детьми

Д) избирательно

Е) трудно

Наличие опыта совместной деятельности со взрослыми

А) есть

Б) недостаточно

В) нет

Уверенность в себе

А) есть

Б) не всегда

В) нет

Опыт разлуки с близкими (если был)

А) перенес разлуку сравнительно легко

Б) тяжело

Аффективная привязанность к кому либо из взрослых

А) есть

Б) нет

Развитие устной речи

Ступени овладения речью

На момент поступления

Начало освоения

Владеет

Активен или пассивен в общении

Не говорит. Не пользуется жестами

Понимает бытовые фразы, бытовую лексику

Внимательно слушает и понимает с показом

Понимает и пытается повторить конец фразы, некоторые слова

Пытается рассказать о себе

Словесно пытается задать вопрос, изложить просьбу

Пытается рассказать о событиях произошедших недавно

Пытается рассказать (невнятно) о том, что видит на картинке, пользуется предложениями из 2-3 слов

Методика диагностики тревожности (включающая наблюдение 9методика Сирса)

№ Ф.И, ребенка, признаки

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Часто напряжен, скован

Часто грызет ногти. Сосет палец

Легко пугается

Плаксив

Часто агрессивен

Обидчив

Нетерпелив, не может ждать

Легко краснеет, бледнеет

Имеет трудности в сосредоточении, особенно в экстремальной ситуации

Суетлив, много лишних жестов

Потеют руки

При непосредственном общении с трудом включаются в работу

Чрезмерно громко или чрезмерно тихо отвечает на вопросы

Сверхчувствителен

Баллы

Выводы

Обработка: 1-4 низкая тревожность

5-6 выраженная тревожность

7 и более высокая тревожность