Что такое психологическая и педагогическая готовность детей к обучению в школе.

Таймазова Оксана Ивановна
 
Данный материал будет полезен педагогам-психологам дошкольных образовательных учреждений, педагогам дополнительного образования, родителям.  
В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важнейших мест в развитии представлений психологической науки. Определение готовности ребенка к обучению в школе необходимо проводить в самом начале обучения, а еще лучше – до поступления в школу, чтобы помочь родителям в коррекции выявленных недостатков.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_takoe_psihologicheskaya_i_pedagogicheskaya.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое психологическая и педагогическая

готовность детей к обучению в школе

        Данный материал будет полезен педагогам-психологам дошкольных образовательных учреждений, педагогам дополнительного образования, родителям.

В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важнейших мест в развитии представлений психологической науки.

        Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяется тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. Бесспорно и то, что чем лучше готов организм ребенка ко всем изменениям, связанным с началом обучения в школе, к трудностям, которые неизбежны, тем легче он их преодолевает, тем спокойнее и безболезненней будет протекать процесс приспособления к школе.

        Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведение, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформировании иерархической системе мотивов. Таким образом, ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией. Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно развитие, и протекание учебной деятельности.

Определение готовности ребенка к обучению в школе необходимо проводить в самом начале обучения, а еще лучше – до поступления в школу, чтобы помочь родителям в коррекции выявленных недостатков.

Это относится и к семье, и к детскому саду. У детей, которым до школы родители и воспитатели в детском саду много читали, беседовали о прочитанном, придавали этому большое значение (сюда же относятся современные просмотры и обсуждения детских кинофильмов, телепередач) – с самого начала обучения у школе формируются и развиваются познавательные интересы.

Конечно, чтение и общение на этой основе не единственная и не основная причина, почему у одних детей проявляется интерес к интеллектуальной деятельности, а у других нет. Но учитывать этот факт, безусловно, надо. Центральной задачей школы в настоящее время является воспитание познавательного интереса, интеллектуальной потребности. Развивать эти интересы и потребности необходимо с первых дней учебы (потом будет поздно), причем развивать у каждого ребенка, а для этого нужно знать, с чем ребенок пришел в школу, какие потребности сформированы в его дошкольном детстве, что привлекает его в школе.

Нельзя понимать дело так, будто в зависимости от подготовленности к школе ребенок будет более или менее успешно учиться. часто дети, менее подготовленные вначале, впоследствии обгоняют своих товарищей у учебе. Но все-таки подготовленные дети оказываются в 1-ом классе в более благоприятном положении: у них уже пробужден интерес к знаниям, выработаны какие-то навыки (пусть самые элементарные) в чтении, счете, рассуждениях, в ответах на вопросы, и они чувствуют себя свободнее, меньше теряются на уроках, более активны. Такие дети умеют пересказать прочитанное, поделиться увиденным, на переменах их окружают одноклассники и с увлечением слушают их рассказы. Уже с 1-го класса эти ребята завоевывают авторитет у одноклассников и доверие учителя. Дети, развитию которых до школы оказывали меньше внимания, попадают в более сложное положение: им вместе с прохождением программного материала нужно наверстывать то, что другими было получено до школы.

Поэтому своевременная оценка психологической и педагогической готовности детей к обучению в школе – один из основных видов, условий профилактики последующих возможных трудностей. При этом психологи и педагоги, прежде всего, обращают внимание не только формальную готовность к школьному обучению (умеет ли ребенок читать, считать, знает что-то наизусть, может ответить на вопросы и т.п.), сколько на определенные психологические особенности:

  • как относится ребенок к поступлению в школу;
  • был ли у него опыт общения со сверстниками;
  • насколько уверенно или неуверенно чувствует себя в ситуации беседы с незнакомыми взрослыми;
  • как развита у него познавательная активность;
  • каковы особенности его мотивационной, эмоциональной и волевой готовности к обучению в школе, и другое.