Конспект занятия для выпускников средних общеобразовательных школ «КАК СПРАВИТЬСЯ СО СТРЕССОМ НА ЭКЗАМЕНЕ?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_kak_spravitsya_so_stressom_dlya_11_klassov.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «КАК СПРАВИТЬСЯ СО СТРЕССОМ НА ЭКЗАМЕНЕ?»
Конспект психологического занятия для выпускников средних общеобразовательных школ. Данный материал будет полезен педагогам-психологам СОШ, педагогам дополнительного образования, а так же классным руководителям.
Цель занятия: познакомить выпускников с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации.
Необходимые материалы: мяч, бумага и авторучки.
1. Упражнение «Самое трудное»
Ведущий. Тот, у кого в руках оказывается мяч, должен продолжить фразу «Самое трудное на экзамене — это…» и бросить мяч любому другому человеку.
2. Упражнениние «Ассоциации».
Цели данного упражнения:
• актуализация самосознания старшеклассников на тему сдачи ОГЭ, ЕГЭ;
• выявление иррациональных установок школьников, связанных с аттестацией в форме ОГЭ, ЕГЭ;
• преобразование, по возможности, негативных установок в более позитивные.
Обучающиеся придумывают по очереди ассоциации, которые у них вызывает слово «ОГЭ, ЕГЭ». Полученные результаты записываются психологом на доске, затем обсуждаются совместно с обучающимися. Ассоциации в идеале должны показать, что у ОГЭ, ЕГЭ есть две стороны – позитивная и негативная. Если в классе преобладает последняя, то психологу можно прибегнуть к таким фразам-уловкам, как: «На результаты экзамена не влияет субъективное мнение учителя», «ОГЭ, ЕГЭ – это возможность показать свой потенциал» и т.д.
3. Анкета «Подготовка к экзаменам.
Как противостоять стрессу»
Цель: выявить осведомленность участников в данном вопросе и обнаружить проблемы.
Вопросы анкеты:
1. Как ты считаешь, подвержен ли ты стрессам?
2. Читал ли ты что-нибудь о стрессах?
3. Знаешь ли ты признаки стресса?
4. Как ты думаешь, на что влияет стресс?
5. Знаешь ли ты упражнения, при помощи которых можно нейтрализовать стресс?
6. Какие ощущения испытываешь в связи с предстоящими экзаменами?
4. Основная тема
Ведущий. Ситуация экзамена, непростая сама по себе, усложняется еще и тем, что обычно человек, сдающий экзамен, тревожится, беспокоится, переживает. Сильное волнение и беспокойство мешают сосредоточиться, снижают внимательность. Но это состояние вполне поддается сознательному регулированию. Существуют психологические способы справиться с тревогой в ситуации экзамена, и сегодня мы с ними познакомимся.
Ведущий. Беспокойство — одна из главных причин плохой работы памяти и концентрации внимания при сдаче экзамена. Каждому человеку нужно знать психологические способы снижения тревоги.
Информирование
Состояние тревоги обычно связано с мышечным напряжением. Иногда для того, чтобы достичь спокойствия, достаточно бывает расслабиться. Такой способ борьбы с тревогой называется релаксацией. Можно проводить мышечную релаксацию или релаксацию с помощью дыхания.
5. Упражнение «Состояние тревоги и покоя»
Цель: дать возможность учащимся ощутить себя в ситуации тревоги, обратить внимание на свое самочувствие в этой ситуации.
Участникам предлагается закрыть глаза и как можно лучше вспомнить или представить ситуацию, которая вызывает у них тревогу или волнение. Необходимо обратить внимание на то, что происходит с физическим самочувствием, как каждый выпускник ощущает себя в ситуации тревоги.
Затем предлагается вспомнить ситуацию, в которой они не волнуются, и снова обратить внимание на физическое самочувствие.
По завершении этого упражнения нужно обсудить его результаты и составить «портрет тревоги» и «портрет спокойствия». Необходимо обратить особое внимание на то, что тревога сопровождается напряжением, а спокойствие — расслабленностью.
Еще справиться с тревогой помогает медитация. По сути, медитация — это состояние глубокого сосредоточения на одном объекте. Такое состояние позволяет обрести душевный покой и равновесие.
6. Упражнение «Мышечная релаксация»
Цель: научить справляться с мышечным напряжением.
Инструкция: «Примите, пожалуйста, удобное положение, положите руки на колени и закройте глаза. Сосредоточьте ваше внимание на руках. Вам нужно ощутить тепло своих рук, их мягкость. Если в руках есть напряжение, просто позвольте ему быть.
О том, что достигнуто полное расслабление, можно судить, если руки теплеют и становятся тяжелыми».
Анализ:
— Какие чувства вызвало у вас это упражнение? Удалось ли вам расслабиться?
Расслабиться помогает также дыхательная релаксация.
7. Упражнение: «Дыхательная релаксация»
Цель: научить справляться с тревогой, используя дыхание.
Наиболее простой способ — это дыхание на счет. Нужно предложить детям принять удобную позу, закрыть глаза и сосредоточиться на дыхании. На четыре счета делается вдох, на четыре счета — выдох.
Анализ:
— Как меняется ваше состояние?
— Возникали ли трудности при выполнении упражнения?
8. Упражнение «Сосредоточение на предмете»
Цель: научить справляться с тревогой с помощью медитации.
Инструкция: «Каждый из вас должен выбрать любой предмет (часы, кольцо, ручку и т.д.) и положить его перед собой. В течение четырех минут удерживайте все внимание на этом предмете, внимательно его рассматривайте, стараясь не отвлекаться ни на какие посторонние мысли».
Анализ:
— Справились ли вы с заданием?
— Что помогало и что мешало вам при выполнении этого упражнения?
9. Подведение итогов занятия
Учащимся предлагается ответить на некоторые вопросы:
— Как себя чувствуете?
— Какой способ снятия тревоги показался наиболее подходящим лично для вас?
— Что было легко, а где почувствовали трудности?
— Какие есть пожелания на следующее занятие?
Необходимо объяснить участникам, что не существует единственно правильного способа справиться со стрессом, каждый должен выбрать то, что подходит лично ему.