Детские страхи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_detskie_strahi.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Детские страхи
Чего боятся дети? Самого разного: мышей и темноты, громких звуков и «чужого дяди». Правильнее говорить не о «страхе», а о «страхах» у детей; страх – явление неоднородное и по своему содержанию, и по силе, и по причинам. У одних детей он возникает только по ночам, у других - независимо от времени суток. Бывают страхи, связанные с реальными событиями и словно бы возникшие из ничего.
Что же такое страх, что питает это чувство, откуда оно появляется, всегда ли страх – это болезнь?
Страх – это прежде всего сигнал о внутренней или внешней опасности. В нормальных условиях он осуществляет положительную предохранительную функцию. Нарушение «сигнализации» - показатель нервно-психического неблагополучия; при таком заболевании страх часто служит ответом на мнимую опасность.
Почему в детстве страх – это самая распространенная реакция? Потому что инстинкт самосохранения выражен очень активно (иначе маленький человек не мог бы выжить), а жизненного опыта еще нет. В этом надо видеть предпосылки для формирования страха (явного или скрытого) у каждого ребенка. Внешние условия жизни малыша: режим, взаимоотношения в семье, приемы воспитания – во многом и определяют, воплотятся подобные предпосылки в ту или иную форму страха или найдут свое нормальное выражение в умении реально оценивать степень опасности различных жизненных ситуаций.
Первоисточники страха у детей неоднородны, и мы можем условно разделить их на две группы. Есть такие виды страха, которые возникают в связи с развитием нервно-психических заболеваний, например неврозов.
Гораздо более распространены так называемые внушенные детские страхи. Их прямой источник – взрослые, окружающие ребенка: родители, бабушки, нередко – случайные люди. «Не подходи к яме – там серый волк!», «Не бери чужие игрушки – тебя тетя поругает….».
Взрослому удается достичь того, чтобы ребенок не бегал, слушался, не лез куда не надо, с помощью страха. Но беда в том, что страх может закрепиться, распространиться на сходные, но уже вовсе безопасные ситуации.
К числу внушенных можно отнести и разновидность детских страхов, которые условно называют отраженными. Излишняя тревожность родителей, неосторожные разговоры при ребенке о болезнях, смертях, пожарах – все это отражается на его психике и может формировать страхи. Дети ведь непоколебимо доверяют слову взрослого, тем более родителей, а непонятное или недосказанное достигают с помощь воображения.
Нередко говорят, что с детскими страхами надо бороться. Отнесемся осторожно к этому слову: содержащийся в нем оттенок решительности и силового напора далеко не безопасен. А вот как предупредить страхи у детей и что предпринять, если они уже появились, - это уже реальный предмет для разговора. Для начала такая просьба: вглядитесь в себя, на минуту поднимите глаза от чтения и подумайте... И вы, наверное, припомните что-то (какое-то событие, свое собственное поведение, реакцию окружающих), способствовавшее развитию страха у вашего ребенка. Это позволит вам согласиться: очень часто мы бываем неосторожны, неосмотрительны, невнимательны. Мы не бережем спокойствие ребенка.
Неизбежно порождают страх у малыша семейные конфликты в его присутствии. А чем же еще, кроме страха, он может ответить на них? Ведь он видит искаженные гневом лица, слышит угрожающие интонации, грубые слова самых близких ему людей. Или вы обходитесь без ссор, во всяком случае, при ребенке? Что ж, это очень хорошо. Но поводов для развития страхов может быть достаточно и в благополучной семье, если родители беспечны.
Некоторые дети боятся незнакомых людей, животных. Другие не могут оставаться в одиночестве. Третьи панически боятся темноты. Не следует в этих случаях навязывать ребенку нежелательные для него переживания. Мягкое, терпеливое включение элементов пугающей ситуации в игру (боится темноты – заведите вместе с ним игру, где нужно совсем немножко, недолго находиться хотя бы в относительной темноте), а затем и спокойные разъяснения помогут вам преодолеть его боязливость.
Многие родители спрашивают, надо ли «идти на поводу», если ребенок боится оставаться один в комнате, не засыпает без света… Ответ однозначен – надо! Такое временное отступление принесет больше пользы, чем упорное стремление искоренить страхи «с позиции силы».
К сожалению, взрослые не всегда учитывают, что их любовь к детям – это одно из условий их спокойствия. Если ребенок (в любом возрасте) постоянно чувствует, что он защищен от опасности вашей любовью, то поводов для развития страхов будет значительно меньше. Не бойтесь проявлять нежность, участие, понимание по отношению к вашему малышу, и вы скоро избавите его от боязливости.
Строгость воспринимается некоторыми детьми как утрата родительской любви. Запомните: всякое насилие (словесное или физическое) отчуждает вас от ребенка; вы пользуетесь силой, он подчиняется из страха. Потом вы помирились, нашли общий язык, но страх уже проложил тропинку в сознание ребенка и в любой момент может проявиться по другому поводу. Как бы вы ни старались, вам вряд ли удастся объяснить сыну или дочери, что страхи нелепы; разговоры об этом могут только усугубить ожидание страшного. Здесь опять – таки выход надо искать в игре, в которой «страшное», во-первых, оказывается ненастоящим, а во-вторых, интересным и чем-то даже привлекательным.
Детские страхи, если их правильно понимать, разумно к ним относиться и доброжелательно помогать ребенку, чаще всего исчезают бесследно. Бесследно, но это не значит – сами собой. Именно из неустраненных ранних страхов возникает позже боязнь школы, а у взрослых – такие черты характера, как неуверенность в себе, тревожность, мнительность.
- Мне нравится (1)