Практические рекомендации родителям детей c задержкой речевого развития.
Задержка речевого развития у детей — не приговор. Если вы будете выполнять несложные рекомендации, речь вашего ребенка начнет развиваться в нормальном темпе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskie_rekomendatsii_roditelyam_detey_c_zrr.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Практические рекомендации родителям детей
c задержкой речевого развития.
Данный материал будет полезен для родителей.
Работа с такими детьми начинается с их родителей, потому что они по-разному относятся к этому, не видят проблемы в том, что ребенок в 2,5 года молчит, объясняя это по-разному: «он все понимает, только ленится»; «он весь в папу (тетю, дедушку), тот тоже поздно заговорил»; «с мальчиками всегда так». Действительно, сегодня многие дети начинают говорить после 2,5-3 лет, но подобная задержка сама по себе уже должна насторожить. Значит, какие-то, пусть минимальные, изменения в развитии есть.
Что же делать? Советы родителям
- Обязательно проконсультироваться со специалистами медицинского учреждения – невропатологом, логопедом (дефектологом), отоларингологом.
- · Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, одевание, купание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.
- · Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа: «Дай ручку. Где ножка?». Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.
- · Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина – «биби», кукла – «ляля», упал – «бах».
- · Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.
- · Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (прятки – «куку», паровозик – «туту»).
- · Вместе удивляйтесь увиденному: «Ух, ты!». Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух.
- · Почаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности.
- · Не перегружайте ребенка телевизионной, видео- и аудиоинформацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.
- · Не дожидаясь, пока ребенок заговорит, начинайте учить его различать предметы по размеру (большой - маленький), соотносить цвета, форму («дай такой же»), количество (один - много).
- · Стимулируйте речевое развитие малышей путем тренировки движений пальцев рук. Доказано, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, разминание и поглаживание; активные упражнения пальцев рук («пальчиковая гимнастика», игры типа «Сорока-белобока»). В старшем возрасте, кроме «пальчиковой гимнастики» надо развивать мелкую моторику рук, используя работу с массажными мячиками, с мелкими предметами, пуговицами, молниями, замочками и ключиками к ним, а также использовать лепку; конструктор; «мозаику»; «пазлы»; «Lego» и т.п.
Задержка речевого развития у детей — не приговор. Если вы будете выполнять несложные рекомендации, речь вашего ребенка начнет развиваться в нормальном темпе.
- Говорите правильно: ваша речь — образец для ребенка, поэтому он перенимает все ваши грамматические и речевые ошибки.
- Если ваш ребенок вышел из младенческого возраста, не сюсюкайте с ним, говорите внятно и четко, не растягивайте слова, не торопитесь, но и не замедляйте речь.
- Не отмахивайтесь от вопросов ребенка, а поощряйте его стремление задавать их, его любопытство и воображение.
- Разговаривая с ребенком, внимательно слушайте, что он говорит, не подгоняйте и перебивайте.
- Каждый день читайте ребенку книжки, давайте слушать записи сказок, песен и стихов.
- Играйте с ребенком, если он это попросит, и поощряйте его игры и общение с другими детьми.
- Играйте с ребенком в игры для развития речи и мелкой моторики рук (уровень развития мелкой моторики связан с уровнем развития речи).
• Для ребенка Вы являетесь языковым и речевым образцом; он разговаривает так, как говорят его домашние (интонации, тон, речевые и грамматические ошибки).
• Ребенок постоянно наблюдает, изучает окружающий мир и понимает гораздо больше, чем может сказать.
• Не «сюсюкайтесь» с малышом, который вышел из младенческого возраста, разговаривайте с ним спокойно, не растягивая специально слова и не замедляя речь.
• Вы должны обеспечить ребенка возможностью пользоваться каждым из 5и чувств: он должен видеть, слышать, трогать, пробовать на вкус, чувствовать окружающий мир.
• Поощряйте стремление задавать вопросы.
• Поощряйте любопытство и воображение.
• Всегда внимательно слушайте ребенка, разговаривайте с ним, не перебивая и не подгоняя.
• Читайте ребенку каждый день.
• Развивайте руки, мелкую моторику с раннего возраста (лепка,рисование, нанизывание, выразение, т.д.) - учеными доказано, что на кончиках пальцев малыша заложена основа речевого развития.
• Не обязательно находиться рядом с ребенком постоянно, достаточно быть в пределах его досягаемости. Важно качество, а не количество времени, которое родители уделяют ребенку.
• Не скупитесь на похвалу, поощрение, объятия.
• У ребенка должно быть достаточно новых впечатлений( но не слишком много).
• Поощряйте общение и игры с другими детьми.
• Пусть ребенок регулярно слушает кассеты с любимыми песенками, сказками, музыкой, стихами.
• Играйте вместе с ребенком, если он просит.
• Установите четкие правила, которых не должно быть слишком много, но они должны всегда выполняться.
Чем раньше вы обратите внимание на уровень развития речи вашего ребенка, чем раньше вы окажете ему помощь, тем эффективнее она будет.
- Мне нравится (1)