Диагностические методики рекомендуемые для психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
Для оценки уровня психологического развития детей от 3 до 9 лет в условиях ПМПК применяются стандартные психодиагностические методики. Диагностический материал для изучения каждого ребенка подбирается индивидуально.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_dolzhen_umet_rebenok_po_vozrastam.docx | 28.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностические методики рекомендуемые для психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
Для оценки уровня психологического развития детей от 3 до 9 лет в условиях ПМПК применяются стандартные психодиагностические методики. Под стандартизированным комплексом психодиагностических методик, для детей определенного возраста, понимается минимальный по числу включаемых в него методик набор, необходимый и достаточный для того, чтобы разносторонне, во всех существенных качествах и свойствах оценить психологию детей данного возраста, определить уровень психологического развития ребенка в целом и по отдельным качествам и свойствам. Диагностический материал для изучения каждого ребенка подбирается индивидуально.
Возраст 3-4 года
Развитие психических процессов (память, внимание, мышление, восприятие)
- Копирует крест, воспроизводит круг, горизонтальную линию и т.д.
- Выбирает самую длинную линию из трех предложенных.
- Складывает разрезную картинку из 2-3 частей (Белопольская Н.Л.)
- Считает до 3-4.
- Складывание пирамидки (начиная с 3-х колец).
- Правильно называет и находит основные цвета (допустимо - 3).
Выявление уровня развития тонкой моторики
- Складывают лист бумаги вчетверо (после показа).
- Застегивают пуговицы, шнуруют обувь.
- Выкладывают из геометрических фигур предметы дом, машину, игрушку.
Выявление представлений о себе и окружающих
- Полностью называют имя, фамилию (хотя возможно нечеткое выговаривание) и возраст (показывают на пальцах).
- Называют членов семьи (поименно).
- Называют и показывают части тела.
- Соотносят предметы по размеру (большой - маленький), по количеству (один - много).
- Описывают предметы.
- Различают и называют части предметов.
- Показывают и называют животных.
Эмоционально-волевая сфера
- Набор карточек с изображением эмоций (2-3).
- Контакт ребенка с взрослыми.
- Усидчивость и переключение внимания.
Возраст 5-7лет
Исследование восприятия и внимания
- Таблицы, на которых изображены предметы с недостающими деталями. (Семаго М.М.).0
- Узнавание перечеркнутых изображений (Семаго М.М.).
- Узнавание наложенных изображений (фигуры Поппельрейтора).
- Узнавание недорисованных изображений. (Семаго М.М.).
- Разрезные картинки (5 лет - 4 части; 6-7 лет - 4-6 частей). (Белопольская Н.Л.)
- Методика Пьерон-Рузера.
Исследование мышления
- Счетные операции в пределах 10 (6-7 лет - прямой и обратный счет).
- Методика «4-й лишний» (Белопольская Н.Л)
- Цветные прогрессивные матрицы Равена.
- Серии картинок с изображением последовательности событий (3-4 картинки).
- Исключение понятий (Семаго М.М.).
Социально-бытовая ориентировка и знания об окружающем мире:
1. Называет свое имя, фамилию и отчество, возраст.
2. Знает название своего города (села), домашний адрес.
3. Умеет отличать диких животных от домашних;
4. Умеет различать фрукты, ягоды, овощи.
5. Имеет представления о природных и погодных явлениях.
6. Знает основные цвета.
7. Знает основные геометрические фигуры.
8. Знает времена года, их последовательность.
9. Знает дни недели.
Исследование памяти
- Слуховая память: запоминание 6-10 слов (А.Р. Лурия)
- Исследование зрительной памяти (Семаго М.М.)
Исследование развития эмоционально-волевой сферы
- Набор карточек с изображением эмоций.
Возраст 7-9 лет
Исследование восприятия, внимания
- Карточки, на которых изображены предметы с недостающими деталями.
- Складывание фигур (Д.Векслер)
- Ориентирование на листе бумаги в клетку (графический диктант).
Исследование мышления
- Методика «4-й лишний» (Белопольская Н.Л.)
- Исключение понятий (Семаго М.М.).
- Таблицы с матрицами Равена.
- Серии картинок с изображением последовательности событий (6-8 картинок).
- Методика для исследования понятийного мышления (Семаго М.М.)
Исследование памяти
- Слуховая память: запоминание 6-10 слов (А.Р. Лурия).
- Исследование зрительной памяти (Семаго М.М.).
Перечень методик для углубленного исследования познавательной сферы детей и подростков
№ п/п | Познавательные психические процессы. Речь. | Наименование методики | возраст | |||
Дошк. | Младш | Средн | ||||
I. ВОСПРИЯТИЕ | ||||||
1. | Предметность (зрительное восприятие) | «Узнавание реалистических изображений»; | + + + + + | + + + + + | + + | |
2. | Целостность и структурность восприятия | «Составление фигур из разрозненных деталей» | + | + | + | |
3. | Когнетивность восприятия (форма, цвет, величина) | «Классификация» «Иллюзии» | + | + + | + + | |
4. | Осознанность восприятия | Тексты, поговорки, пословицы | + | + | + | |
II. ВНИМАНИЕ | ||||||
1. | Устойчивость, концентрация и избирательность | «Методика Пьерона-Рузера» (кодировка) | + | + |
| |
2. | Переключение и распределение | «Таблицы Шульте» | + | + | + | |
3. | Объем внимания | «Корректурная проба» (буквенный вариант) | + | + | + | |
4. | Произвольное внимание | «Графический диктант» | + | + | + | |
III. ПАМЯТЬ | ||||||
1. | Кратковременная, образная и объем памяти | «Оперативная память» |
| + | + | |
2. | Долговременная и произвольная память | « 10 слов» | + | + | + | |
3. | Опосредованная память | «Опосредованное запоминание» (м-ка Леонтьева) | + | + | ||
4. | Словесно-логическая и механическая память | «Запомни пару» | + | + + | + + | |
IV. МЫШЛЕНИЕ | ||||||
1. | Наглядно-образное | «4-й лишний» | + + | |||
2. | Вербально-логическое | «4-й лишний» (без опоры на образ) | + | + | ||
V. ВООБРАЖЕНИЕ | ||||||
1. | Репродуктивное (живость, яркость) | «Незаконченные фигуры» | + | + | ||
2. | Творческое | «Сочинить рассказ» (сказку) | + | + | + + | |
VI. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ | ||||||
1. | «Понимание и употребление предлогов и слов, обозначающих пространственное взаиморасположение объектов» | + + + | + | + + | ||
VII. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ | ||||||
1. | Импрессивная речь | «Беседа» (о семье, школе, игрушках) и т.д. | + + | + + | + + | |
2. | Экспрессивная речь | «Методика Эббингауза» | + | + | + | |
VIII. СФОРМИРОВАННОСТЬ ПРИЕМОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ||||||
1. | «Домик» | + | + | + + |
- Мне нравится (1)