«Почему ребенок-аутист отказывается пользоваться горшком?»
Предварительный просмотр:
- «Почему ребенок-аутист отказывается пользоваться горшком?»
Одна из важнейших функций мозга человека - защищать тело от опасности. В большинстве случаев наш функциональный уровень в тот или иной период жизни напрямую зависит от жизненного опыта. Дети, имеющие трудности с обработкой сенсорной информации, нередко отличаются повышенной или пониженной чувствительностью к раздражителям. Именно поэтому они стараются защитить себя от всего, что так или иначе ассоциируется у них с опасностью. Кроме того, детям с аутизмом присущи дефицит социальных навыков или отсутствие эмпатии, а иногда даже отсутствие понимания чувств других людей. В социальном смысле аргумент «ты большой мальчик» не является достаточно весомым, чтобы мотивировать ребенка на освоение какого-либо навыка, поскольку у него зачастую отсутствует стремление быть хорошим для окружающих. Задумайтесь, как много шагов необходимо выполнить, когда самостоятельно пользуешься туалетом. Ребенок, уровень развития которого позволяет начать приучение к горшку:
• соглашается сидеть на горшке / детском сиденье унитаза, сняв одежду с нижней части тела;
• умеет самостоятельно снимать штанишки;
• соглашается мыть руки, чтобы они были чистыми;
• соглашается надевать обычные трусики вместо подгузников или непромокаемых одноразовых трусиков;
• обращает внимание и/или проявляет признаки дискомфорта, когда у него грязный подгузник;
• выполняет простые инструкции;
• подгузник остается сухим в течение как минимум двух часов, включая время дневного сна;
• не испытывает страха в отношении горшка или туалета.
Для детей, которые испытывают трудности с выполнением инструкций, процесс, включающий в себя большое количество шагов, становится крайне утомительной задачей. Детям со специальными нуждами зачастую необходимы постоянный распорядок дня и неизменная последовательность действий. Если ребенок привык, что во время дефекации на нем всегда надет подгузник, изменение привычного хода вещей (необходимость садиться на горшок) расценивается им как что-то угрожающее.
Пример. Одной девочке было пять лет, когда она начала пользоваться унитазом для дефекации. До этого возраста девочке было комфортнее опорожнять кишечник в подгузник, потому что это давало ей ощущение контроля над собственным телом. Такая ситуация является типичной для детей с сенсорными нарушениями. Девочка испытывала сильный страх, когда «часть ее тела» падала в унитаз и смывалась водой. Родители ребенка использовали различные успокаивающие методы, чтобы помочь ей ровно дышать и расслабиться. Кроме того, сначала девочка пользовалась небольшим переносным туалетом, и родители постепенно переместили его из детской комнаты в санузел.
Привычный ритуал опорожнения кишечника нередко воспринимается ребенком как контролируемая ситуация, что важно для него, учитывая сложности у особых детей с контролированием вещей. Когда мы пользуемся туалетом, наш организм избавляется от ненужных ему каловых масс и мочи. Однако физические ощущения, которые сопровождают этот процесс, могут вызывать у ребенка ощущение «потери чего-то важного». Кроме того, если предыдущие попытки приучения к горшку ассоциируются у ребенка с чем-то неприятным и угрожающим, он будет избегать повторения такой ситуации в будущем.
Регулярно выполняйте упражнения для сенсорной диеты, чтобы помочь телу в целом.
• Спросите ребенка, комфортна ли ему температура сиденья унитаза и температура в туалете в целом.
• Пользуйтесь одним и тем же туалетом, если это возможно. Не забывайте, что для ребенка важно ощущение предсказуемости в повседневной жизни.
• Старайтесь в период обучения не водить ребенка в туалеты в общественных местах, где он может испугаться громких звуков, неприятных запахов или шума, который издает сушилка для рук.
• Купите специальную коробку с подарками для ребенка, который начинает осваивать туалетные навыки. В нее можно положить детские влажные салфетки, книжки для приучения к туалету, поощрительные стикеры и таблицу достижений.