Как вести себя в конфликте?
Консультация для родителей и педагогов на тему конструктивного поведения в конфликте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_vesti_sebya_v_konflikte.docx | 18.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей, педагогов
«Как вести себя в конфликте?»
Конфликт – это столкновение несовместимых противоположных интересов, устремлений, потребностей и мнений внутри личности человека, в отношениях между людьми, между человеком и группой, несколькими группами.
Конфликт – не прихоть и не признак плохого воспитания. Если он заявил о себе – значит, столкнулись чьи-то интересы, желания, мнения. Конфликт возник потому, что в Ваших отношениях с другим человеком появилось разногласие, а может быть, - противоречие.
От конфликта сложно отмахнуться, его можно только разрешить. А как это сделать, если страсти кипят и Вас переполняют негативные эмоции?
Не стоит начинать выяснять, пока не будете готовы к более или менее спокойному разговору!
Поведение в конфликтной ситуации:
- Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат Вы хотите от этого получить.
- Утвердитесь в том, что этот результат для Вас действительно важен.
- В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.
- Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.
- Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.
- Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.
- Не унижайте и не оскорбляйте другого человека, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.
- Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.
- Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.
- Дорожите уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее Вас.
Решение конфликта редко лежит на поверхности; чтобы его отыскать, необходимо ответить на три очень важных вопроса:
- Что происходит?
- Кто включен в происходящие события?
- Что, КАКИЕ ИНТЕРЕСЫ заставляют людей в них участвовать?
Прежде всего задумайтесь о себе: какие Ваши интересы затронул этот конфликт?
Подумайте о другом человеке. Ведь он тоже, скорее всего, попал в конфликт не из вредности. Ситуация задела его за живое. Чем именно? Какие права он отстаивает?
Итак, дайте своим чувствам остыть и поразмышляйте о причинах конфликта и его участниках.
Конфликт может послужить стимулом к переменам, и толчком к прогрессу.
Хотя навыки по разрешению конфликтов вовсе не гарантируют полного их разрешения во всех случаях, они могут предоставить новые возможности для расширения знаний человека о самом себе и других.
Мы должны уяснить себе прежде всего, что наши ссоры и разногласия – это часть жизни и что ошибочно пытаться избежать их. Наша жизнь может стать менее тягостной, если мы научимся предвосхищать возможный конфликт и подходить конструктивно к его разрешению.
Конфликтовать – так честно!
Хелена Корнелиус и Шошана Фэйр в своей книге «Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты» приводят следующие приёмы разрешения конфликтов:
ХОЧУ ЛИ Я РАЗРЕШИТЬ ЭТОТ КОНФЛИКТ? (Будьте готовы решить проблему).
ЧТО Я ЧУВСТВУЮ? (Я чересчур эмоционален? Могу ли я: а) посмотреть на факты; б) дать остыть эмоциям; в) поделиться своими чувствами).
ВИЖУ ЛИ Я ВСЮ КАРТИНУ ИЛИ ТОЛЬКО СВОЙ УГОЛОК? (Смотрите шире).
КАКОВЫ НУЖДЫ И ПАСЕНИЯ ДРУГИХ? (Опишите их объективно)
КАКИМ МОЖЕТ БЫТЬ СПРАВЕДЛИВОЕ РЕШЕНИЕ? (Давайте поговорим об этом).
ВАРИАНТЫ РЕШЕНИЯ (придумайте их как можно больше. Отберите те, которые наиболее соответствуют нуждам всех участников).
Литература:
- Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1, 5,10 классы): система работы с детьми, родителями, педагогами/ авт.-сост. С.А. Коробкина. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель. – 261 с.
- «Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты». Хелена Корнелиус, Шошанна Фейр.