РМО педагогов-психологов и социальных педагогов (апрель 2020г)

Ивлева Екатерина Александровна

Согласно плану РМО педагогов-психологов и  социальных педагогов, в апреле 2020г. дистанционно состоялось четвертое заседание, основные цели которого заключались в обмене опытом между участниками РМО. Каждый выступающий подготовил информацию в электронном виде. Ширшова В. В. познакомила участников РМО с социально-профилактической  работой с детьми «группы риска»

Социальный педагог Горохова Г. Н. выступила с темой «Квест, как новая форма работы с родителями». Галина Николаевна рассказала, что квест – это увлекательная приключенческая игра, как для детей, так и для взрослых, в которой необходимо решать самые разные задачи, для того, чтобы достигнуть определенной цели. Задачи могут быть самые разные по своему содержанию и наполнению: творческие, активные, интеллектуальные и т.п. Особенно значимо, что квесты могут проходить как в закрытом пространстве (класс, помещение школы), так и на улице, на природе (парк, стадион, игровая площадка и т.д.), охватывая все окружающее пространство.     

Богданова Л. В., учтель-дефектолог, выступила с темой «Инновационные методики и технологии в практической работе учителя-дефектолога». Людмила Владимировна рассказала своим коллегам  о здоровьесберегающей технологии- Су-джок терапии, которую она применяет на своих коррекционно-развивающих занятиях.Итак, в своей презентации на тему "Использование Су-джок терапии в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога с детьми ОВЗ" Людмила Владимировна хотела рассказать  об этом нетрадиционном методе , который часто использует на своих индивидуальных и групповых занятиях с детьми ОВЗ. О том,что такое  за метод Су-джок терапия, о его достоинствах, приемах и формах работы. В заключении своего выступления, она отметила,что в результате использования такой здоровьесберегающей технологии , как Су -джок терапия, осуществляется благоприятное воздействие на весь организм, стимулируются речевые зоны коры головного мозга, развивается координация движений и мелкая моторика, развивается внимание, память , речь и другие психические процессы, необходимые для становления полноценной учебной деятельности.

Социальный педагог  МБОУ Кочуновской ООШ, Стрекалова И. С. подготовила доклад на тему«Социально-педагогические аспекты семейных конфликтов и их влияние на социальную активность и адаптацию ребенка». Ирина Сергеевна рассказала, что конфликты в семье могут создавать психотравмирующую обстановку для супругов, их детей, родителей, в результате чего они приобретают ряд отрицательных свойств личности. В конфликтной семье закрепляется отрицательный опыт общения, теряется вера в возможность существования дружеских и нежных взаимоотношений между людьми, накапливаются отрицательные эмоции, появляются психотравмы. Семейные конфликты имеют на всех членов семьи психотравмирующие последствия: состояние полной семейной неудовлетворенности, «семейная тревога», нервно-психическое напряжение, состояние вины.Особенно негативное влияние семейные конфликты оказывают на детскую психику. При любом неблагоприятном типе протекания семейных конфликтов у ребенка формируются конфликты внутриличностные: неуверенность в себе, эмоциональная нестабильность, тревожность, замкнутость, отчужденность. Более того, ребенок может усвоить сценарий конфликтного поведения как единственно возможный способ разрешения проблем. Этот сценарий может воспроизводиться в его будущих семейных отношениях и в отношениях с другими людьми, что обуславливает трудности в его будущей социальной жизни. Деструктивная семья является благоприятной почвой для разрушения психического и физического здоровья детей, провоцирует возникновение различных нарушений в личностной сфере ребенка. Поэтому профилактика семейных конфликтов, нормализация взаимоотношений в семье играет важную роль в гармонизации внутрисемейных отношений. Совместная жизнь требует от супругов постоянной готовности к компромиссу, умения считаться с личными интересами и потребностями партнёра, уважать друг друга, доверять друг другу, находить взаимопонимание друг с другом. Культура общения предполагает, в свою очередь, взаимное доверие, вежливость, тактичность, чуткость, доброжелательность, внимательность, отзывчивость, доброту. Проблема преодоления конфликтов в семьях должна занять особое место свое место среди других актуальных проблем психологической науки, без сомнения она далека от разрешения и требует новых исследовательских программ, оригинальных методологических подходов и пристального внимания к специфике психотерапевтической работы с семьями. Также Ирина Сергеевна разработала памятки для родителей "Конфликты в семье".

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Базинская основная общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза Н.В. Сутягина

«Квест, как новая форма работы с родителями»

Выступление на РМО педагогов-психологов и социальных педагогов

http://simdou44.crimea-school.ru/sites/default/files/images/logo_yellow_0.png

Подготовила

Горохова Галина Николаевна,

социальный педагог

р.п. Бутурлино, 2020г.

Квест, как новая форма работы с родителями

Старый школьный афоризм гласит «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Одним из направлений работы социального педагога является психолого-педагогическое и правовое просвещение родителей.

На современном этапе развития образовательной системы в России появляются новые технологии и деятельностные формы взаимодействия с родителями обучающихся, в основе которых лежит активизация и включение их в непосредственное участие в образовательный  и воспитательный процессы.

Работа с родителями должна строиться дифференцированно, учитывая социальный статус, микроклимат семей воспитанников, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ОУ, а также, быть направленной на повышение культуры педагогической грамотности семьи. Одна из главных задач образовательных учреждений обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Сейчас педагоги ищут новые формы отношений с родителями — это сотрудничество и взаимодействие. Наиболее востребованными становятся интерактивные формы, позволяющие задействовать всех участников образовательного процесса и реализовать их творческие способности, воплотить имеющиеся знания и навыки в практической деятельности.

К таким формам организации взаимодействия относятся: интерактивная игра, мастер-класс, проектная деятельность, создание проблемных ситуаций и другое.

      Все эти формы могут существовать как отдельно взятые элементы, а могут сочетаться между собой и варьироваться педагогом при планировании того или иного вида деятельности родителей или  совместного мероприятия с родителями и детьми.

Особенно хорошо они сочетаются в квест-технологии, или как его еще называют образовательный квест, который чаще всего пользуется популярностью у подростков и взрослых, благодаря неординарной организации деятельности и захватывающего сюжета. В дошкольном учреждении можно использовать эту технологию даже чаще, чем в школе. Квест-технология знакома многим педагогам как игра по станциям.

Так что же такое «квест»? Если мы обратимся к словарю, то само понятие «квест» собственно и будет обозначать игру, поиски, которые требуют от игроков решения тех или иных умственных задач для преодоления препятствий и движения по сюжету.

Квест – это увлекательная приключенческая игра, как для детей, так и для взрослых, в которой необходимо решать самые разные задачи, для того, чтобы достигнуть определенной цели. Задачи могут быть самые разные по своему содержанию и наполнению: творческие, активные, интеллектуальные и т.п. Особенно значимо, что квесты могут проходить как в закрытом пространстве (класс, помещение школы), так и на улице, на природе (парк, стадион, игровая площадка и т.д.), охватывая все окружающее пространство.    

По форме проведения квесты бывают:

  • компьютерные игры-квесты – один из основных жанров компьютерных игр, представляет собой интерактивную историю с главным героем. При этом важнейшими элементами игры является сюжет и обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решения головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий;
  • веб-квесты – направлены на поиск и анализ веб-ресурсов, и создание веб- продукта (сайт, блог, виртуальный словарь и т.п.);
  • QR-квесты – направлены на использование QR-кодов;
  • медиа-квесты – направлены на поиск и анализ медиаресурсов. К такому виду квестов можно отнести фото и видео квесты;
  • квесты на природе (улицах, парках и т.д.);
  • комбинированные.
  • Квест «эскейп-рум» - участников закрывают в помещении, а их задачей является выход из комнаты за определенное время. Чтобы выбраться из помещения, персонажам нужно найти какие-либо предметы или решить головоломки. Часто подобные игры имеют приключенческий или детективный сюжет, что позволяет погрузить игроков в уникальную атмосферу.

При подготовке и организации квестов необходимо:

- определить цели и задачи;

- пространство и ресурсы;

- количество помощников и организаторов;

- продумать сюжет квеста;

- написать сценарий.

А самое главное продумать, как заинтересовать участников. Детей заинтриговать значительно легче, чем родителей, поэтому очень важно продумать этот момент, чтобы родители стали партнерами и активными участниками.

При разработке и проведении квеста важно учитывать  принципы:

доступность заданий;

системность – задания должны быть логически связаны друг с другом;

эмоциональная окрашенность заданий;

- разумность по времени;

наличие видимого конечного результата и обратной связи.

Темы квестов с родителями:

1. Поиск ответов на сложные педагогические вопросы (Квест «Волшебная кнопка»)

2. Познавательные (Квест «Как выполнить проект»).

3. С многообразием опытов и экспериментов («Дело о пропавших каникулах», «Дело о пропавших подарках» (совместно с детьми).

4. Литературные квесты («В гостях у сказки», «Животные в сказках», «По сказкам Корнея Ивановича Чуковского» и др).

5. Физкультурные праздники.

Мало кто любит родительские собрания. Долго, скучно и отнимает свободное время. Организатору приходится несладко. Совладать с родителями порой труднее, чем с их детьми.

Для того чтобы  максимально быстро, качественно и безболезненно для всех организовать работу, воплотить в жизнь ожидания каждого и доступно донести информацию, можно использовать такую форму проведения как квест. В квесте происходит усиление способности родителей к пониманию внутреннего мира своего ребенка. Многие родители меняют родительские позиции в воспитании своих детей.

В качестве примера рассмотрим родительское собрание в форме квеста  «В ШКОЛУ С РАДОСТЬЮ» (для родителей будущих первоклассников).

Цель: формирование активной педагогической позиции родителей.

Задачи:

  • Повысить родительскую компетентность по вопросам психологической готовности детей к школе.
  • Научить родителей играм, развивающим у детей познавательные процессы (внимание, мышление, память, речь).
  • Способствовать сближению взрослых в процессе выполнения заданий и игр.
  • Пробудить желание увидеть проблемы своего ребёнка изнутри и найти способы их решения.
  • Обучение родителей знаниям и умениям, способствующим гармонизации детско-родительских отношений;

Форма работы: групповая.

Длительность мероприятия: 40 - 45 минут.

Материалы и оборудование: цветные карандаши, стулья по количеству участников, столики, мягкий мяч, карточки с именами мультгероев, «Памятки родителям будущего первоклассника» на каждого участника, тетрадные листы в клеточку на каждого участника, шаблоны для рисования по цифрам, листы бумаги А5 для мнемотаблиц, листы бумаги А3 с заданием на воображение.

 

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Вступительная беседа:

Социальный педагог: Добрый вечер уважаемые родители! Мы рады видеть вас на нашей встрече. Предлагаю настроиться. Я говорю фразу, а вы громко отвечаете – да или нет.

Крикните громко и хором, друзья  Деток своих все вы любите? (да)

С работы пришли, сил совсем нет,

Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)

Я вас понимаю… Как быть, господа?

О проблемах, успехах  детей нужно вам знать? (да)

Дайте мне тогда ответ: «Помочь, откажитесь нам?» (нет)

Последнее спрошу вас я: «Активными все будем?» (да)

Замечательно! Молодцы!

Приближается день, когда ваши дети пойдут в первый класс. Каждый родитель заинтересован в школьных успехах своего ребёнка, получении положительных эмоций от обучения. И сейчас всех волнует вопрос «Как помочь ребенку стать учеником?».

Нашу встречу мы хотели бы построить в виде квест-игры. Квест - значит «поиск», в рамках которого необходимо выполнить задания и найти ответ на поставленный вопрос.

Сегодня мы поговорим о школе, а точнее, о готовности ребёнка к школе. Для начала хочу предложить вам выполнить одно упражнение.

 

Практическое задание:

Упражнение «Мой ребенок будущий первоклассник».

Вы все очень хорошо знаете своих детей. Подумайте и выделите черты, которые, по вашему мнению, помогут или затруднят предстоящую учебу в школе. Возьмите фигурку человечка, напишите на ней синим цветом, те черты, которые помогут и красным цветом те черты, – которые затруднят учебу вашего ребенка. А после этого поставьте фигурку на одну из трех полосок – дорожек, ведущих к школе. Сиреневая полоска означает сильное ваше беспокойство, желтая – умеренное, зеленая полоска – нет особого беспокойства.

(Родители выполняют задание и делятся своими опасениями)

Педагог-психолог: Подготовка к школе – процесс многоплановый. Психологи выделяют разные виды готовности к школе. Для того чтобы внести ясность и разобраться в этом вопросе, я предлагаю вам общими усилиями выяснить, что же включает в себя готовность к школе.

Задание 1.

Уважаемые родители, мы предлагаем вам разделится на 2 команды. Каждая команда, отвечая на вопросы игры, должна получить по две составляющие школьной готовности.

У вас на столе в конвертах уже лежат первые задания, из которых вы узнаете ответы на вопрос «Из каких составляющих формируется «школьная готовность?». Каждая команда должна озвучить два разгаданных слова.

(Команды преступают к выполнению 1 задания.)

Квестовые задания для команды 1.

Задание в конверте на столе: ВОЛЕВАЯ

Разгадайте ребус и напишите слово на  бумажную полоску.

a1573834717.png

Подсказка:

Умеет ставить перед собой цель.

Длительно выполняет не очень привлекательную работу.

Умеет наметить план действий, выполнить его.

 СОЦИАЛЬНАЯ (коммуникативная)

f1573834571.png

Разложите буквы в схеме слова так, чтобы получилось слово, обозначающее составляющую готовности к школе. Впишите слово в макет крыши».

Подсказка:

Умеет подчинять свое поведения законам детской группы и нормам поведения, способен действовать совместно с ребятами, умеет уступать или отстаивать свою правоту.

 

Задания для команды 2.

Задание 1. Шифровка. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ

10

15

20

6

13

6

12

20

21

1

13

30

15

1

33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используя шифр, вместо каждой цифры впишите буквы и узнайте слово. Впишите слово в бумажную полоску.

t1573833388ag.png

Подсказка:

Наличие широкого кругозора и запаса знаний. Развитие мелкой моторики.

Умение устанавливать связи между явлениями и событиями.

Задание 2: переставьте буквы местами, чтоб получилось слово. Впишите слово на  бумажную полоску.

Слово МОТИВАЦИОННАЯ

ТИВОАЦЯМОНИНА

Подсказка:

Позитивное отношение к школе, учителям, самому себе.

Развитие желания ходить в школу.

Объективность самооценки.

Психолог: Вы нашли составляющие школьной готовности, Давайте озвучим их (родители зачитывают выбранные описания).

Психолог  кратко рассказывает о каждом компоненте школьной готовности.

Вопросы для родителей:

Как вы думаете, если у ребенка будут сформированы только два компонента школьной готовности, сможет ли он быть успешным в школе?

А что же для этого нужно? Правильно, сформировать у ребенка все составляющие. Я предлагаю и вам объединить все части, которые вы отыскали. Что же у вас получилось? (домик, школа)

- Конечно, только развитие всех компонентов школьной готовности позволит ребенку чувствовать себя хорошо в школе и добиваться положительных результатов.
 

Психолог: теперь вы знаете, что включает в себя готовность к школе. А как же помочь ребенку учиться? Я предлагаю вам продолжить нашу игру и отправиться за «кладом» , который находится в этом сундучке. ( на столе стоит закрытый на замочек сундук).Но, чтобы его открыть, нам предстоит пройти непростой, но увлекательный и интересный путь.

Большую роль в создании фундамента учебной деятельности играет развитие психических процессов. Как вы считаете, для успешного обучения в школе ребенку нужна хорошая ПАМЯТЬ? (ответы родителей). Память – это то, что будет закреплять знания в сознании ребенка. Именно поэтому прежде чем преподавать ребенку основы школьной программы следует помочь ему научиться техникам быстрого запоминания. Не забывайте, что хорошая память – это гарантия того, что ребенок будет успешно учиться в школе

Задание 1. «Мнемотаблица». Родителям предлагается разучит стихотворение с помощью мнемотаблицы. Далее предложить каждой команде составить свою мнемотаблицу по заданному стихотворению (Мнемотаблица выбирается по желанию педагога). Стихотворение заканчивается словом ЛИСТИКИ, Родители оглядываются по сторонам в поисках подсказки (листики (тетрадные листы). (МНЕМОТАБЛИЦА ВЫБИРАЕТСЯ ПО ЖЕЛАНИЮ)

Задание 2. «Графический диктант».

Подготовка ребенка к школе предполагает развитие у дошкольника ВНИМАНИЯ И ПРОИЗВОЛЬНОСТИ. У каждого родителя тетрадный листок в клетку. Родители выполняют графический диктант по инструкции психолога. (Приложение 2). Во время выполнения задания психолог комментирует родителям о значении внимания и произвольности в развитии ребенка. (рисунок собачка – подсказка). Родители ищут в помещении игрушечную собачку. Под собачкой листы формата А3.

Задание 3. «На что это похоже?»

ВООБРАЖЕНИЕ. Предложить родителям выполнить упражнение на развитие воображения (Приложение 3). Подсказка (ПТИЧКА или Окно).На окне находят листы А5 (рисование по числам).

Задание 4. «Рисование по цифрам»

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК. Инструкция : «Вам нужно соединить между собой последовательно цифры. Рисунок, который получится , будет следующей подсказкой». Комментарии педагога. МАШИНА.

Задание 5.

Под игрушечной машинкой находят листы с заданием на ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ (Приложение 5). Инструкция: «Нужно определить недостающую картинку». Комментарии педагога о необходимости развития логического мышления у детей.

Подсказка - СМАЙЛИК.

Задание 6. Игра «Угадай, кто ты» Выбирается первый участник, ему прикрепляется на спину стикер с заготовленной надписью. Когда все присутствующие увидят, что написано на стикере, можно начинать играть. Игрок, для того, чтобы догадаться, кто он, задает вопросы, а все остальные отвечают на них..

Правила

На вопросы нужно отвечать только «Да», «Нет», «Возможно», «Может быть».

Например:

• Я живой?

• Я хожу на четырёх лапах?

• Я живу на улице?

• Я сказочный персонаж?

Игра продолжается до тех пор, пока участник не отгадает кто он. Он должен сказать «Я (загаданное слово)». Затем следующему участнику прикрепляется на спину уже другойстикер.

После игры предложить родителям разложить карточки по группам (пары). Остается одна карточка (БУРАТИНО). В нем лежит ключик от сундучка. В сундучке буклеты, памятки по подготовке детей к школе.

Родителям вручаются памятки.

Подведение итогов квест-игры.

Рефлексия:

Социальный педагог:

 - Подводя итоги, хотелось бы узнать ваше мнение о сегодняшней встречи. 

(Родители по кругу передают мяч и говорят о своих чувствах, ощущениях после игры).

Далее ведущий идет по кругу и предлагает взять из коробочки пожелание (позитивные высказывания).

Завершение.

Педагог-психолог: Не забывайте, что детство – это удивительное время в жизни каждого человека – не заканчивается с поступлением в школу. Уделяйте достаточно времени для игр, проводите больше времени вместе. Ведь именно сейчас ваше внимание, любовь, забота нужны ребенку больше всего.

Берегите друг друга,

Добротой согревайте!

Берегите друг друга,

Обижать не давайте!

Берегите друг друга,

Суету позабудьте.

И в минутку досуга

Рядом вместе побудьте!

Желаем вам добра, взаимопонимания и успехов!

Большое спасибо за активное участие!

 

Библиографический список

  1. http://aneks.spb.ru [интернет-ресурс]
  2. https://infourok.ru/konspekt-kvesti-dlya-detey-1176102.html [интернет-ресурс]
  3. http://7darov.livejournal.com/29182.html [интернет-ресурс]
  4. Барахтенко, Ю. Б. Квест — нетрадиционная форма взаимодействия ДОУ с родителями / Ю. Б. Барахтенко. —// Молодой ученый. — 2018. — № 42 (228). — С. 49-52. — URL: https://moluch.ru/archive/228/53183/
  5. http://www.maam.ru/users/marina1301 

Социальная сеть работников образования   nsportal.ru

Приложение 1t1573833388ai.jpg

Приложение 2


 

Приложение 5t1573833388aj.jpg

t1573833388am.jpg
 

t1573833388an.jpgt1573833388ao.gif

 

Приложение 2

t1573833388al.jpg

Приложение  4

t1573833388ap.jpg

Приложение  5

Пятачок

Белоснежка

Винни Пух

Гном

Баба Яга

Колобок

Кощей Бессмертный

Лиса

Чебурашка

Карлсон

Крокодил

Малыш

Буратино

 

Школа

 

u1573834945.png

готовый макет

​​​​​​​

y1573834981.png

шаблон из полосок

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАОУ Бутурлинская средняя общеобразовательная школа имени В.И.Казакова «Использование Су- джок терапии в коррекционно-развивающей работе у чителя - дефектолога с детьми ОВЗ» Подготовила: Богданова Л.В. у читель-дефектолог 2020 г.

Слайд 2

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». В.А. Сухомлинский

Слайд 3

Нетрадиционные методы воздействия в работе учителя-дефектолога становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющих проблемы в развитии. На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много. Наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием с целью коррекционного воздействия часто использую Су - д жок терапию, которая активизирует развитие ребенка.

Слайд 4

Что такое Су- джок ?

Слайд 5

Стимуляция точек приводит к излечению. Неправильное применение никогда не наносит человеку вред – оно просто неэффективно. Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка. На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Воздействуя на них, мы можем регулировать функционирование внутренних органов. Например, мизинец – сердце, безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой палец – голова. Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека.

Слайд 6

Достоинства Су- джок терапии О беспечивает развитие познавательной , эмоционально-волевой сферы, мелкой моторики, общей моторики, зрительно-двигательной координации, речи, тактильных ощущений Благотворно влияет на весь организм в целом Вызывает интерес у детей, занятие становиться интересным и разнообразным Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно Наилучший метод самопомощи Обогащает знания о собственном теле Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект Универсальность – могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях Простота применения – все виды массажеров свободно продаются в аптеках и магазинах.

Слайд 7

Цель использования Су - д жок терапии : скорректировать речевые нарушения . Задачи : Воздействовать на биологически активные точки по системе Су – Джок . Стимулировать речевые зоны коры головного мозга. Использовать элементы Су- д жок терапии на различных этапах работы и этапах занятий по коррекции речи. Содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализовать тонус. Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать, память, внимание. Повысить уровень компетентности педагогов и родителей в вопросах коррекции речевых нарушений у детей.

Слайд 8

Этапы проведения Су – Джок терапии на занятиях: I этап . Я знакомлю детей с Су- Джок шариком, правилами его использования. II этап. Закрепляю знания в упражнениях, играх. III этап . Дети самостоятельно используют шарик су- Джок в соответствии с потребностями и желаниями.

Слайд 9

Форма организации работы - индивидуальные занятия - г рупповые занятия

Слайд 10

Приемы Су- Джок терапии: Массаж большим массажным шариком; Массаж специальным шариком; Массаж эластичным кольцом; Массаж пластиковым массажером для кистей рук; Ручной массаж кистей и пальцев рук;

Слайд 11

Формы работы с детьми: 1. Массаж Су- Джок шарами (большими и маленькими). Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом. Я мячом круги катаю, Взад-вперед его гоняю, Им поглажу я ладошку, Будто я сметаю крошку, И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка, Каждым пальцем мяч прижму, И другой рукой начну.

Слайд 12

2. Массаж пальцев эластичным кольцом. Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики. Раз-два-три-четыре-пять, (разгибать пальчики) Вышли пальцы погулять, Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой. Этот пальчик для того, чтоб показывать его. Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине. Этот пальчик безымянный, он избалованный самый. А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

Слайд 13

3 . Использование эластичных колец или пластикового массажера при автоматизации звуков. Ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука, например звука Ш. На правой руке На левой руке Этот малыш-Илюша (большой палец) Этот малыш- Ванюша (указательный) Этот малыш-Алеша (средний) Этот малыш-Антоша (безымянный) А меньшого зовут Мишуткою друзья (мизинец) Эта малышка-Танюша (большой палец) Эта малышка-Ксюша (указательный) Эта малышка-Маша (средний) Эта малышка-Даша (безымянный) А меньшую зовут Наташа (мизинец)

Слайд 14

4. Использование Су- Джок шаров при автоматизации звуков. Ребенок катает между ладонями шарик, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука, например звука Ж. Ходит ежик без дорожек, Не бежит ни от кого. С головы до ножек Весь в иголках ежик. Как же взять его?

Слайд 15

5. Использование Су- Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматической категории. Упражнение «Один - много». Учитель катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предметы в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительное во множественном числе. («Назови ласково», «Скажи наоборот»).

Слайд 16

6. Использование Су- Джок шариков для развития памяти и внимания. Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д. Ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а ребенок должен назвать, на какой палец какой руки одето колечко.

Слайд 17

7. Использование шариков при выполнении гимнастики. И.п .: ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, в правой руке шар. 1 – руки развести в стороны; 2 – руки поднять вверх и переложить шар в другую руку; 3 – руки развести в стороны; 4 – опустить руки.

Слайд 18

8. Использование шариков для звукового анализа слов. Для характеристики звуков используются шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. По заданию логопеда ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик. 9. Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов. На столе коробка, по инструкции учителя ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик в коробку, синий – под коробку, зеленый – около коробки и т.д.

Слайд 19

10. Использование шариков для слогового анализа слов. Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов в слове. 11. Использование массажера для рук. Массаж кистей рук и пальцев.

Слайд 20

В результате использования Су- Джок терапии: осуществляется благоприятное воздействие на весь организм; стимулируются речевые зоны коры головного мозга ; развивается координация движений и мелкая моторика ; развиваются произвольное поведение , внимание, память, речь и другие психические процессы, необходимые для становления полноценной учебной деятельности.



Предварительный просмотр:

Доклад на тему

«Социально-педагогические аспекты семейных конфликтов и их влияние на социальную активность и адаптацию ребенка»

Подготовила:

Социальный педагог

МБОУ Кочуновской ООШ

Стрекалова И.С.

2020г.

Введение

Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает семья. Семья – это первичная ячейка социальной общности людей, основанная на браке или кровном родстве, один из самых древних социальных институтов, возникший значительно раньше классов, наций, государств.

Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Помимо сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействуют все внутрисемейные отношения, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом.

Понятие и специфика семейных конфликтов

Конфликт – это резкое обострение противоречий и столкновение двух или более участников в процессе решения проблемы, имеющей деловую или личную значимость для каждой из сторон. В основе любого конфликта лежит конфликтная ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, противоположные цели и средства их достижения, либо несовпадение интересов

Проблема семейных конфликтов представляет интерес не только для исследования семейных отношений, она имеет значение и для изучения отклонений, наблюдаемых в поведении детей.

Семейные конфликты отрицательно влияют на формирование личности дошкольника, а именно способствуют появлению тревожности, отрицательных эмоций, затрудняют развитие самооценки в детском возрасте.

Причин семейных конфликтов очень много: разные взгляды на семейную жизнь; нереализованные ожидания и неудовлетворенные потребности, связанные с семейной жизнью; пьянство одного из супругов; супружеская неверность; грубость, неуважительное отношение друг к другу; нежелание мужа помогать жене в домашних делах; бытовая неустроенность; неуважительное отношение мужа к родственникам жены и наоборот; различия в духовных интересах и потребностях и т.п.

Проблема формирования личности дошкольника

Развитие человека - процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.

Дошкольный возраст, как и другие возраста, имеет специфические характеристики, связанные с социальной ситуацией развития ребенка данного возраста, с центральной психической функцией возраста, с определенным центральным психологическим новообразованием и с определенной ведущей деятельностью.

Как известно, дошкольный возраст - возраст интенсивного развития личности ребенка.

Личность начинает складываться в дошкольном детстве. Содержание понятия «личность» в отечественной психологии основано на принципе, сформулированном Л.С. Выготским: принцип единства аффекта и интеллекта. Целостная структура личности определяется направленностью и активностью, характеризуя строение мотивационной сферы человека.

Развитие личности ребенка включает две стороны. Одна из них состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать своё место в окружающем мире. Другая сторона — развитие чувств и воли. Они обеспечивают соподчинение мотивов, устойчивость поведения.

У дошкольников развитие личности прослеживается в формировании самосознания, которое состоит из знаний ребёнка о себе, своём месте в реальной жизни и способности оценить собственные поступки, действия по сравнению с другими. В старшем дошкольном возрасте появляется критичность мышления, складывается адекватная дифференцированная самооценка. В период дошкольного детства происходят существенные изменения в личностном развитии, что отражается:

- в перестройке мотивационной стороны психической деятельности, проявляющейся в преобладании познавательных и социальных мотивов.

- в формировании социальной позиции, навыков саморегуляции и произвольности.

- в формировании самостоятельности в практической и познавательной деятельности.

О развитии личности ребенка мы судим по изменениям во всей структуре психической деятельности, по смене ведущей деятельности, по изменению активности и появлению основных новообразований личности.

на личностное развитие ребенка в семье оказывает влияние:

1. Тип внутрисемейных отношений. Выделяют гармоничный и дисгармоничный типы семейных отношений. В гармоничной семье устанавливается подвижное равновесие, проявляющееся в оформлении психологических ролей каждого члена семьи, формировании семейного «Мы», способности членов семьи разрешать противоречия.

Дисгармония семьи — это негативный характер супружеских отношений, выражающийся в конфликтном взаимодействии супругов. Уровень психологического напряжения в такой семье имеет тенденцию к нарастанию, приводя к невротическим реакциям ее членов, возникновению чувства постоянного беспокойства у детей.

2. Деструктивность семейного воспитания. Выделяют следующие черты деструктивных типов воспитания: разногласия членов семьи по вопросам воспитания; противоречивость, непоследовательность, неадекватность; опека и запреты во многих сферах жизни детей; повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждений,

3. Личностный фактор. Среду личностных особенностей родителей, способствующих их конфликтам с детьми, выделяют консервативный способ мышления, приверженность устаревшим правилам поведения и вредным привычкам (употребление алкоголя и т.д.), авторитарность суждений, ортодоксальность убеждений и т.п.

Мировоззрение, становление характера, нравственные основы, отношение к духовным и материальным ценностям в первую очередь воспитываются у детей родителями. А зависит этот процесс во многом от того, как удовлетворяются в семье основные потребности ребенка, насколько правильно с точки зрения его развития и воспитания проявляются родительские позиции.

Влияние семейных конфликтов на детей

То, что конфликт между родителями отрицательно сказывается на детях уже давно доказано во многих исследованиях. Супруги, которые постоянно конфликтуют, часто не могут дать своим детям достаточно тепла и поддержки. В таких семьях дети испытывают тревогу, замыкаются в себе, или проявляют повышенную агрессивность.

Л.С. Алексеева выделяет два типа неблагополучных семей:

- постоянно конфликтные семьи

- семьи, где конфликты возникают эпизодически.

В постоянно конфликтных семьях прежние конфликты подготавливают почву для возникновения последующих. Ребенок воспринимает взаимоотношения взрослых, основанные на ругани, драках и взаимных угрозах, вне какой-либо критической их оценки и принимает их в качестве образца для собственного поведения, поэтому обстановка, складывающаяся в семье, оказывает своеобразное воздействие на формирование определенных свойств его личности.

По мысли автора, опасней всего выработка у ребенка представлений о том, что якобы, формы поведения взрослых, воспринятые им в семье, представляют собой вполне приемлемые средства разрешения жизненных ситуаций. На основе учащающихся и развивающихся конфликтов между родителями у ребенка формируется представление, что в споре побеждает тот, кто более агрессивен, непокорен и кто обладает большим "запасом" конфликтности. В таких семьях родители настолько заняты постоянными ссорами друг с другом, что забывают о своих обязанностях по отношению к детям, не думают о необходимости создать для них элементарный психологический комфорт. Как следствие, у детей, выросших в подобных семьях, остаются неудовлетворенными потребности в любви, ласке и внимании со стороны родителей, что непременно доставляет им неприятные переживания и впоследствии становится основой формирования их отношения к окружающим людям.

М.И. Буянов считает, что "дети живущие в деспотичных семьях, где царствует лицемерие, пресмыкательство перед сильными... и ложь, почти всегда обречены на то, чтобы быть в психологическом отношении рабами, т.е. халуйствовать и пресмыкаться, а когда появится возможность получить власть, пусть самую незначительную, превратиться еще в более злобных и жестоких, чем их учителя жизни, деспотов". Таким образом, видно, что дети перенимают отношение взрослых, берут его за эталон, а когда они попадают в общество, то это – их первая возможность проявить агрессию и жестокость.

Семейный, в большинстве случаев хронически протекающий, конфликт - такой же частый источник психической травматизации для детей, как и неправильное воспитание. Если дети могут как-то воздействовать на отношение к себе несогласием, упрямством, перевозбуждением или тормозимостью, то при конфликте между родителями они часто лишены возможности прямо влиять на его исход, обычно до тех пор, пока их состояние не станет настолько тяжелым, что заставит обратить на него внимание по крайней мере одного из взрослых в семье и искать помощи у врача.

Реакция детей на конфликт в семье различается в зависимости от их эмоциональной чувствительности, особенностей темперамента и характера. Общим будет появление эмоциональных расстройств в виде возбудимости, беспокойства, сниженного фона настроения, нарушений сна и аппетита.

В крайних случаях конфликтные отношения могут приводить к невротическим заболеваниям, в других – скорее всего ребенок не получит правильной картины мира, не сумеет адекватно реагировать на него.

При возникновении конфликтов в семье больше всех страдают дети.

В конфликтующих семьях влияние на детей проявляется не прямо, как в случаях семей с явно асоциальным поведением (алкоголиков, наркоманов и т.д.), а косвенно. Такое влияние неизбежно сказывается на личности ребенка.

В данной ситуации возможны три варианта развития событий:

1) Дети становятся свидетелями родительских размолвок, скандалов, нападок друг на друга.

2) Ребенок может стать "громоотводом" - объектом эмоциональной разрядки обоих родителей.

3) Дети могут стать орудием, "козырем" в разрешении конфликта.

Родители и дети составляют одно целое, в котором родители являются основой, базой для психического развития дошкольников. Часто они не осознают меру ответственности за будущее развитие личности ребенка, его жизненных установок, предпочтений, привычек, стиля поведения. Они редко задумываются над тем, как их ссоры скажутся на психике малыша, который полностью зависит от родителей, атмосферы в семье и отношения к нему.

Чувство защищенности, испытываемое ребенком в семье, рождает в нем впоследствии уверенность в себе и доверие к миру. А стабильность в отношениях взрослых становится одним из необходимых условий защищенности. Частые ссоры и бурное выяснение отношений в семье приводят к потере малышом ощущения надежности и защищенности. Им овладевает чувство тревоги, а затяжные конфликты ведут к еще более сильной психической травматизации. Ребенок испытывает страхи, подвержен ночным кошмарам, замыкается в себе, становится нерешителен, не может оценить своих способностей.

Маленькие дети не могут понять сложности и противоречивости отношений между людьми. В их сознании любимый человек - всегда хороший. Ребенок любит обоих родителей и воспринимает их конфликты и взаимные обвинения как крушение мира. Дошкольники не могут объяснить причины конфликта и в душе принимают вину на себя. Мучаются, не умея выразить свое состояние, не умея поделиться своими переживаниями.

Душевная травма ребенка может привести к невротическим расстройствам - ночному энурезу, тикам, страхам, расстройствам внимания и т.д. Все свои силы малыш тратит на переживание стрессовой ситуации. Более того, ссоры родителей могут привести к отчуждению ребенка, чувству неприязни к родителям, которое может переноситься на других людей и стать устойчивой характеристикой поведения ребенка.

А.Я. Варга считает, что проблемы семьи могут также в значительной степени влиять на развитие агрессии у ребенка. Конфликтные взаимоотношения между родителями сильно способствуют этому, так как по важности для ребенка эти взаимоотношения превышают все другие, существующие в семье.

Многие исследователи считают, что различные дефекты родительского воспитания, а в первую очередь, конфликты между родителями, "способствуют развитию и формированию различно нервно-психических расстройств у детей". Изучение людей с психофизиологическими и соматическими нарушениями показало, что они чаще всего наблюдаются у тех, кто вырос в неблагоприятной семье, в которой было много конфликтов, кто был лишен родительского внимания и тепла.

А.И. Захаров отмечает, что между родителями детей с неврозами меньше взаимопонимания, чем в норме. Конфликт в большинстве случаев начинается после рождения ребенка и в основном детерминированы в сфере супружеских отношений и в сфере вопросов, связанных с воспитанием. Как видно из исследования Захарова, в семьях, где есть ребенок с неврозом, конфликтов гораздо больше по сравнению с нормой, а взаимопонимания и удовлетворенности отношениями достоверно меньше. Важно, наблюдается корреляция между семейными удовлетворенностью отношениями у отцов и отсутствием страхов у детей. Этот факт имеет исключительное значение в формировании у детей уверенности в себе, в своих силах и возможностях. Не только явные проявления враждебности между родителями опасны для детей. Даже если конфликт между супругами проявляется только в напряженном молчании, это может разрушить эмоциональную близость между родителями и детьми. Отсутствие близости и поддержки сказывается на психологическом состоянии ребенка.

Многие родители считают, что для ребенка болезненны только открытые конфликты, - ссоры, свидетелем которых он является. Однако наличие неразрешенных конфликтов ничего, по сути, не меняет. Тщательно скрываемое напряжение, фальшивая вежливость, эмоциональная отчужденность или даже враждебность, гробовое молчание супругов могут быть значительно более разрушительными для психики ребенка, чем открытый скандал.

Многие родители считают, что конфликт можно просто скрыть, чтобы не выяснять отношения. Однако отстраненность и напряженность тоже плохо сказываются на ребенке.

Недовольство супругов друг другом и накопленное раздражение, обиды, неприязнь и даже враждебность нередко выплескиваются на ребенка. Малыш, похожий на отца внешне или манерой поведения, может стать объектом постоянного недовольства со стороны матери, которая проецирует на него свою неудовлетворенность браком. Она перестает реально воспринимать поведение ребенка, оценивать его индивидуальные особенности, видит только плохое: нарушение запретов, нарочитое поведение, вызов. Видимость воспитания оборачивается нетерпимостью, недоверием, негативными эмоциями или даже прямой агрессией по отношению к нему.

Часто папа и мама используют также и другую стратегию устранения взаимного недовольства. Они прибегают к усиленной заботе, привлечению малыша на свою сторону, ограничивая общение с другим родителем. Гиперопека, вседозволенность могут быть продиктованы не заботой о нем, а боязнью одиночества, тревогой за собственное будущее, стремлением повысить свою роль и значение в семье. Подобная стратегия больше характерна для матерей.

Перенос решения собственных проблем на детей создает еще более тяжелую психотравмирующую ситуацию для ребенка. Негативные эмоции по отношению к нему, несоразмерные требования к его поведению или, напротив, полное принятие всех его проявлений не позволяют ему реально оценить свое поведение и отношения с окружающими.

Когда родители используют малыша, как "громоотвод", они предъявляют различные требования к нему, непоследовательны в своих действиях и выражениях эмоций. Подобный конфликт усугубляет ощущение неуверенности, ненадежности человеческих отношений, приводит к сомнениям в собственной ценности и возможностях ребенка.

До некоторой степени решение конфликта за счет ребенка снижает напряженность в семье, но принципиально не решает проблемы, тогда как цена поддержания хрупкого равновесия между супругами очень велика.

Еще один повод для семейного конфликта – сам ребенок. Невозможность разрешить свои противоречия толкает родителей к поощрению или наказанию малыша за такое поведение, которое бы доказывало правоту воюющих сторон.

Ребенок должен быть хорошим, таким, как хочется родителям, но при этом представления - а что, собственно, означает быть хорошим, - у обоих супругов различны. Ребенок не может быть самим собой, жить в согласии со своей индивидуальностью, а должен отвечать противоречивым стандартам родителей. При этом родители могут начать диктовать условия. "Я тебя такого непослушного не люблю", - говорит мама, а папа утверждает: "Паинька никогда не вырастет настоящим мужчиной!". В обоих утверждениях содержится непринятие ребенка, его порицание, но требования к его поведению при этом различны. За этим противоречием может лежать неприятие женой безапелляционности мужа, его жесткости, скупости, редких проявлений чувств, а у отца - недовольство супругой, считающей свои представления единственно верными, не терпящей возражений, не понимающей особенностей мужского поведения. Вместо того, чтобы попытаться достичь взаимопонимания или взаимного принятия, родители решают свой конфликт за счет ребенка.

Нередко родители разрывают малыша на части не только своими требованиями, но и вопросами типа: "Кого ты больше любишь - меня или папу?" или призывают его принять сторону одного из родителей в ссоре. Ребенок любит обоих родителей, но он не может открыто проявить свои чувства, поэтому начинает лицемерить, оказывать содействие то одному, то другому родителю и при этом учится извлекать выгоду из такого положения.

Чтобы получить поддержку малыша, родители готовы действовать любыми средствами - лаской, излишней откровенностью, подарками, обещаниями. Они надеются, что повзрослевший ребенок все поймет, оценит правильно и рассудит их. Однако зачастую такой малыш позже потеряет четкие ориентиры, и у него сложится представление, что извлекать из любой ситуации свою пользу - нормально и достойно. При этом ребенок не может ничего изменить - он вынужден жить в этой противоречивой среде.

Продолжающийся конфликт родителей, перенесенный на ребенка, может привести к его эмоциональным расстройствам в виде беспокойства, пониженного настроения, нарушений сна и аппетита. Малыш может как-то отреагировать на отношение к нему родителей - непослушанием, протестом, агрессией, - тогда как на отношения между родителями он реагировать не может.

Таким образом, при любом неблагоприятном типе протекания семейных конфликтов у ребенка формируются конфликты внутриличностные: эмоциональная нестабильность, неуверенность в себе, тревожность, замкнутость, отчужденность.

Вывод

Конфликт – это резкое обострение противоречий и столкновение двух или более участников в процессе решения проблемы, имеющей деловую или личную значимость для каждой из сторон.

В конфликтных семейных парах наблюдается, как правило, наименьшее сходство характеров, а мотивация конфликта обосновывается, в основном, особенностями характера, невниманием и неуступчивостью.

Конфликт между родителями определяется в том случае, если оба супруга находят отношения одновременно неудовлетворительными и напряженными.

В процессе теоретического исследования были изучены так же влияние семейных конфликтов на формирование личности дошкольника.

Как известно, дошкольный возраст - возраст интенсивного развития личности ребенка. Это важный этап становления характера ребенка. Если ребенок растет в конфликтной семье, это непосредственно отражается на его эмоциональном благополучии, личностной сфере, его потребностях.

Семейные конфликты отрицательно сказываются на формирование личности ребенка, способствуют возникновению нервозов в детском возрасте, ведут к деформациям и отклонениям в поведении. Именно поэтому знание и распознавание семейных конфликтов играет важную роль в профилактике дисгармоничного развития ребенка.


Предварительный просмотр:

 

Комментарии

Трифонов Сергей Александрович

Очень понравилась памятка о конфликте в семье. Обязательно нужно её скачать и ознакомить родителей.