Родительское собрание
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
«Роль игрушки в жизни ребёнка»»
МБДОУ «ЦРР - детский сад №132
Подготовила: Овсянникова С.В. педагог-психолог
группа «Росинка» - май 2019г
Цель: расширить кругозор, познакомить с особенностями и видами игрушек. Дать родителям знания о значении игрушки, ее роли в жизни ребенка: помочь родителям ориентироваться в мире современных игрушек, сохраняя баланс между желаниями ребёнка и пользой для него.
Задачи:
1. Помочь родителям сформулировать собственные критерии выбора игрушек.
2. Моделирование поведения родителей в типичных ситуациях, вырабатывать стратегии поведения в их разрешении.
План проведения:
I. Предварительная работа:
- оформить приглашения для родителей;
- организовать выставку книг, журналов на тему «Игровая деятельность»;
- приготовить педагогические ситуации;
- провести анкетирование родителей «Создание условий для игровой деятельности в семье»;
II. Ход собрания:
1. Вступление.
В: Добрый вечер, уважаемые родители! Проведя анкетирование, мы выяснили, что у многих детей есть отдельная комната (уголок, где ребёнок может играть и хранить свои игрушки). Родители покупают игрушки ребенку по просьбе и по особым случаям (в подарок). Игровое оборудование у ребёнка для физического развития в основном мяч. По результатам анкетирования выявилась проблема: мало времени находится у родителей на игру с ребёнком. Большинство детей предпочитают смотреть мультфильмы и телепередачи, играть в компьютерные игры, игрушек детям покупают много и разных, но не все дети умеют в них играть. Современные девочки и мальчики совсем не умеют играть. А игры, в которые они играют порой бывают агрессивные.
Поэтому тема нашего сегодняшнего собрания: «Роль игрушки в жизни ребёнка». Мы поговорим о том, во что мы играем, зачем нам нужна игра, какие игрушки нас воспитывают и как, а какие вредны? «Но сначала мы хотели бы познакомить вас с тем, какие были игрушки в старину, и во что играли дети в те далёкие времена.
Виды игрушек.
1. Игрушки, отображающие реальную жизнь - куклы, фигурки животных, мебель, предметы обихода, коляски и т.д.
2. Технические игрушки- различные виды транспорта, различные виды конструктора.
3. Игрушки - забавы. Смешные фигурки зверей, животных, человечков. Например, зайчик, играющий на барабане, или скачущий петушок.
4. Спортивно-моторные игрушки: мячи, кегли, кольцебросы, каталки различные, обручи, скакалки, велосипеды.
5. Дидактические игрушки - разноцветные вкладыши, кубики с прорезями, пирамидки, матрешки, мозаики, пазлы, лото и др.
6. Музыкальные игрушки - погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, изображающие пианино, балалайки и др. музыкальные инструменты.
7. Театральные игрушки - куклы би – ба – бо, пальчиковый театр, настольный театр.
8. Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения: карандаши, краски, пластилин, различные наборы для ручного труда, нитки, цветная бумага, клей и т. д.
2. - Актуальность.
В: - Уважаемые родители, а что же такое игра? Игра – это ведущий вид деятельности, через которую дети познают окружающий мир. В игре дети учатся человеческим отношениям (отзывчивость, сердечность, дружелюбие, понимать чувства других людей). В игре формируется личность ребенка. Не наигравшись, у ребенка могут появиться страхи, усталость, пассивность, низкая самооценка и агрессия.
Наша задача – научить детей играть, радоваться успехам, воспринимать неудачи. Научить общаться с взрослыми и детьми. Все игрушки, которые предлагает детский сад, направлены на развитие ребенка: одни игры развивают память, другие внимание, третьи прививают детям чувство ответственности, отзывчивости. Можно перечислять и дальше игры и игрушки, но все они будут с правилами, с вариантами обыгрывания, с определенными целями.
В: Уважаемые родители, а в какие игры играли вы в детстве?
В: «А сейчас, я предлагаю вам отправиться со мной в небольшое путешествие: в детство. Воспитатель включает релаксационную музыку и медленно говорит: «Сядьте удобно: ноги поставьте на пол, так чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию – оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках и ногах. Поток воздуха уносит вас в детство, в то время, когда вы были маленькими. Вы играете со своей любимой игрушкой. Вспомните, как она выглядит, в какие игры вы с ней играете. Она очень вам нравится, вы её любите, стараетесь не расставаться с ней. Любимая игрушка приносит вам много счастья и радости, и вы улыбаетесь, вам хорошо. А сейчас пришло время вернуться обратно. Когда вы будете готовы, откройте глаза».
Задавая общий тон, первым на вопрос отвечает воспитатель. Затем воспитатель предлагает рассказать родителям о том, что они вспомнили, о своей любимой игрушке.
В: Мы сейчас узнали, какие любимые игрушки были у вас родители. А теперь, давайте поиграем в игру «Передай солнышко соседу». Кто солнышко получает, на вопрос отвечает: как ваш ребенок играет дома, какая игрушка у него любимая.
В: Современные дети живут совершенно в другом мире: мире компьютерных технологий и электронных игрушек. Родителям кажется, что дети другие, более активные, развитые, поэтому игрушки нужны другие, новые, современные. Но по большому счету, все игрушки – это РЕКЛАМА. Какие же игрушки мы видим в современном мире, для чего они нужны и что каждая из них может дать для развития? Полки магазинов ломятся от изобилия игрушек, но все ли они хороши? Задумываетесь ли вы о пользе или вреде при выборе игрушки для своего любимого чада. И чтобы разобраться в этом многообразии игрушек, мы предлагаем вам поиграть в игру «Лаборатория игрушек».
Для экспертов приготовлены голубые одноразовые халаты.
В: Так как, наша сегодняшняя встреча посвящена важной и злободневной проблеме – проблеме выбора игрушек для наших детей. А кто лучше всего знает, какие игры и игрушки нужны детям? Конечно ученые-эксперты. Сегодня мы с вами не просто родители, а настоящие эксперты. Предлагаю вам повторить вместе со мной волшебные слова: «1,2,3, в учёных – экспертов превратись». И вот мы с вами уже в лаборатории. Уважаемые эксперты, мы предлагаем вам составить памятку «Требования, предъявляемые к качеству игрушек».Родителям предлагаются положительные и отрицательные качества игрушек, приобретаемых для детей, из которых составляется памятка. (Памятка, разработанная родителями, прикрепляется на мольберт.) Например,
Игрушка должна соответствовать возрастным особенностям ребёнка.
Игры и игрушки могут провоцировать ребёнка на агрессивные действия, вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры (людям, животным, провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием.
Игрушка должна соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям.
Конструкции сборных игрушек могут не обеспечивать прочность соединений, лёгкое и надёжное их функционирование.
Игрушка должна быть доброй и заботиться о психическом здоровье малыша.
Игрушка должна отвечать эстетическим, педагогическим (соответствовать задачам воспитания детей: воспитывать патриотизм, формировать нравственные и духовные основы поведения, такие черты характера, как выдержка, инициатива, самостоятельность, чувство товарищества и взаимопомощи, техническим, требованиям безопасности.
При покупке игрушек отдавайте предпочтение игрушкам отечественного производства.
Защитно – декоративные покрытия игрушки могут быть не всегда стойкими к действию слюны, пота, влажной обработки.
Приводные механизмы, острые концы крепёжных деталей могут быть доступны детям.
Игрушки не должны содержать твёрдые или острые инородные предметы (гвоздики, металлическую стружку, гранулированные набивочные материалы с размером гранул 3 мм. и менее, допустимы незначительные детали из стекла).
Игрушки могут быть поражёнными насекомыми, грызунами.
Музыкальная игрушка должна издавать негромкий звук и иметь регулятор громкости.
Игрушка должна быть полифункциональной.
В: Уважаемые эксперты, зачитайте, пожалуйста, вашу памятку. Спасибо, уважаемые эксперты, за отлично проделанную работу, памятка по выбору правильной игрушки готова!Экспертиза проведена, и мы снова превращаемся с вами в заботливых родителей: «1,2,3, в родителей превратись».
В: А сейчас давайте поиграем в игру «Белая и красная ромашка». Родителям предлагаются перевёрнутые и перемешанные картинки игрушек, они выбирают картинку, называют игрушку, и объясняют, как с ней играть, что она воспитывает и развивает у ребёнка, или, наоборот. Впоследствии прикрепляют картинку на лепесток белой ромашки (развивающие игрушки) или на лепесток красной ромашки («антиигрушки»). (Варианты картинок: кукла, машинка, конструктор, пирамидка, посуда детская, фигурки животных с детенышами, мозаика). (Варианты картинок: черепашки ниндзя, покемон, человек - паук, кукла Барби, Монстер Хай, трансформер, монстр).
Итог игры: как вы сами заметили, что играя с куклой, машинкой, конструктором, пирамидкой и т. д. у детей воспитываются и развиваются положительные качества. Черепашки ниндзя, трансформеры, Монстер Хай, человек - паук – эти игрушки способны накапливать агрессию у ребенка, которую они проявляют к слабым, например, к животным или младшим детям, вызывают распущенность, ненависть, злость. Многие дети в дошкольном возрасте говорят о смерти, о катастрофах, что приводит к неврозам.
В: Поэтому, в зависимости от того, каким мы хотим воспитать ребенка, необходимо тщательно подбирать игры и игрушки, пересматривать мультфильмы, которыми насыщено телевидение, компьютерные игры с войнами, с насилием. При покупке игрушек руководствуйтесь простым правилом – игрушки следует выбирать, а не собирать!
3. Решение педагогических ситуаций.
Ситуация 1. Вы купили в магазине отличную игрушку для своего ребёнка. Придя домой, вы протягиваете малышу разноцветную коробку. Наконец, он извлекает игрушку наружу. Покрутил, повертел в ручках с озадаченным видом, подёргал, понажимал и уже через пару минут, напрочь, забыл о существовании новой вещицы. Вопрос: почему и что теперь делать?
Ситуация 2. Пока вы готовили обед, ребёнок самостоятельно играл в комнате. Заглянув к нему, вы обнаруживаете полный кавардак. Игрушки разбросаны по всей комнате. Вопрос: Найдите способы, как привлечь его к уборке игрушек.
4. «Собери пословицы и поговорки об игре».
Народная мудрость ярко отражает значение и роль игрушки в жизни ребёнка. Предлагаю соединить половинки пословиц, прочитать и вдуматься в их мудрые суждения. Первая команда читает начало пословицы, а вторая команда – конец.
В каждой избушке свои игрушки.
В игре да в дороге узнают людей.
В игре не без хитрости (обмана).
Юн - с игрушками, а стар - с подушками.
В: «Вот мы и справились с последним заданием».
5. Рефлексия.
В: А сейчас, я вам предлагаю встать в круг и сделать «Венок знаний». Участники родительского собрания, сплетясь руками, (например, правую руку на плечо соседа справа, а левую на пояс соседа слева, составляют венок. При этом каждый говорит о том положительном, что было на собрании. Воспитатель говорит, что данный венок позволяет полученным знаниям, положительным чувствам не рассыпаться, а окрепнуть, опираясь на плечо и опыт родителей данной группы.
6. Видеоролик «Как влияют игрушки на психику ребёнка».
7. Подведение итогов собрания.
Игры на кухне
- А сейчас мы ещё немного поиграем. Прошу всех принять участие. Для вас мы приготовили вопросы. (В вазе находятся листочки с вопросами.)
- Очень много времени вся семья проводит на кухне, а особенно женщины. Как вы думаете, можно ли там ребёнку найти занятие? Чем может занять себя ребёнок, используя следующие материалы? (родители вытягивают записки из вазы)
(Звучит музыка, ваза движется по кругу. Музыка останавливается, отвечает тот, в чьих руках оказалась ваза. Желающие могут дополнить ответ.)
1. «Скорлупа от яиц»
Раскрошить скорлупу на кусочки, которые ребенок легко может брать пальцами. Нанесите на картон тонкий слой пластилина - это фон, а затем предложите ребенку выложить узор или рисунок из скорлупы.
2. «Тесто»
Лепите все, что захочется. Пусть ребенок вылепит из этого теста игрушки, еду для кукол, или просто помнет в своих ручках. Такое тесто, упакованное в полиэтиленовый пакет, можно долго хранить в холодильнике.
3. «Макаронные изделия»
Выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета. Насыпьте в миску макароны разного сорта (ракушки, спиральки, трубочки) и предложите ребёнку их рассортировать. Посчитайте вместе с ребенком, сколько макарон каждого сорта было в миске. Кроме того, макароны-трубочки можно нанизывать на шнурок, получатся бусы. Одновременно тренируется мелкая моторика.
4. «Манка и фасоль»
Смешать некоторое количество, предложить выбрать фасоль из манки.
5. «Горох»
Пересыпать горох из одного стаканчика в другой. Сортировать: горох, фасоль
6. «Геркулес»
Насыпать крупу в миску и зарыть в ней мелкие игрушки. Пусть найдёт.
7. «Различные мелкие крупы»
Предложить ребёнку нарисовать крупой картинки. Для совсем маленьких – пересыпать крупу из миски в миску ложкой.
9. «Одноразовые стаканчики»
Можно вставлять один в другой, делать пирамиды различной высоты.
10. «Венчик для взбивания»
Налить в миску воды, немного шампуня и поставить в раковину. Поставьте ребенка на стул к раковине и пусть он взбивает мыльную пену.
- Мы сейчас убедились, что и на кухне можно с ребёнком поиграть.
Игра «Четвёртый лишний».
Игра на развитие логического мышления.
1. Береза, ель, клен, тополь. (Ель — хвойное дерево)
2. Роза, гвоздика, ландыш, гладиолус. (Ландыш растет в лесу)
3. Гнездо, муравейник, скворечник, нора. (Скворечник сделан человеком)
4. Крокодил, жираф, слон, олень, зебра. (Крокодил живет в воде и на суше)