Программа "Коррекция детско-родительских отношений"

Сартыыл Светлана Серекеевна

 

Министерство образования и науки Республики Тыва

Государственное бюджетное образовательное учреждение Республиканский Центр психолого-медико-социального сопровождения  «Сайзырал»

Утверждена

директором ГБОУ РЦПМСС «Сайзырал»

 Монгуш А.З.

 

 

 

 

Программа

«Коррекция детско-родительских отношений»

 

 

Составитель: Сартыыл С.С.,

педагог-психолог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КЫЗЫЛ 2018 - декабрь

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Многие педагоги и психологи считают, что детям приходится сейчас тяжелее, чем раньше. Они отмечают, что изменилось все: и дети, и их родители, и отношения семьи к образовательному учреждению. Они говорят и о том, что дети сейчас иначе общаются друг с другом. Этому существует множество объяснений. Мы знаем, что члены семьи теперь проводят все меньше и меньше времени друг с другом, что дома люди в основном не беседуют друг с другом, а смотрят телевизор или проводят время за компьютером. Увеличилось число детей, растущих «без присмотра» взрослого. У многих родителей хватает своих личных трудностей, а также вредных привычек и зависимостей. В результате разводов все больше, число детей живет с одним из родителей. Дети сейчас меньше занимаются спортом, многие из них нерегулярно питаются. Изменилась и атмосфера в семьях. Родители и дети живут сейчас более интенсивной жизнью, в которой все меньше времени остается для общения друг с другом, для совместных занятий и семейных ритуалов. Если раньше семьи в основном сталкивались с внешними проблемами (нехватка денег, материальные затруднения), то сейчас более выражены проблемы внутренние: напряженное отношение, острая и резкая реакция на ошибки и проступки отдельных членов семьи в форме физических и материальных наказаний.

Постоянное агрессивное поведение родителей, которым подражает ребенка «заражает» их агрессивностью. Таким поведением родители унижают, оскорбляют ребенка, проявляют к нему нелюбовь, формируют у него ощущения беззащитности, опасности и враждебности окружающего мира. У ребенка появляется тревожность, формируется заниженная самооценка, может начать развиваться невроз, психосоматические заболевания. Как правило, такой ребенка занимает низкий социальный статус.

Цель программы: оптимизация детско-родительских отношений.

Задачи программы:

1. Знакомство родителей с базовыми человеческими эмоциями.

2. Развитие умения социально приемлемым способом выражать свои чувства, желания, мнения, контролировать свой гнев и проявлять накопившуюся агрессию в игровой форме; быть открытым для чувств, переживаний и мнений других.

3. Снижение эмоционального и мышечного напряжения и обучение родителей навыку самостоятельно снимать эмоциональное и мышечное напряжение;

6. Психолого-педагогическое просвещение родителей.

 

Для реализации поставленных задач используются следующие методы:

 

- Методы исследования личности (тесты, наблюдения, беседы опросники);

- Игротерапия;

- Метод арттерапии;

- Метод анализа конкретных ситуаций;

- Игнорирование агрессивной тенденции, нефиксирование на ней внимания окружающих;

- Включение агрессивного действия в контекст игры и придание ему нового социально приемлемого, эмоционально наполненного смысла;

- Установление запрета на агрессивные действия взрослых по отношению к другим людям;

- Активное подключение психолога в игровой ситуации к разворачиванию или

растягиванию агрессивных действий;

- Метод активного воображения;

- Метод сказкотерапии;

- Психогимнастика;

- Музыкальная релаксация.

 

Для реализации поставленных задач используются следующие приемы:

 

- использование игры и сказки;

- личностное общение;

- включение в общение игровых персонажей;

- свободное и тематическое рисование;

- подвижная игра;

- дидактическая игра;

- чтение художественных произведений и их анализ;

- мини-конкурсы;

- проигрывание этюдов;

- инсценировки, разыгрывание ролевых ситуаций;

- моделирование и анализ заданных ситуаций;

- авторство и сочинение историй;

- дискуссии;

- аутотренинг.

 

Работа состоит из диагностического, коррекционного и контрольного этапов.

 

Диагностический этап представляет собой:

- предварительное тестирование родителей.

- беседа с родителями. Они заполняют анкеты-запросы, в которых фиксируют результаты своих наблюдений.

Диагностика проводится индивидуально с одним родителем, в несколько этапов. Методики для родителей применяются в комплексе, группируются в зависимости от нарушения в эмоциональной сфере. Некоторые из них используются во время коррекционно – развивающей работы для определения ее динамики.

 

Методики для исследования детско - родительских отношений, предлагаемые родителям до начала и во время коррекционной работы

1. Опросник эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия

Цель: исследование эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия.

2. Методика исследования родительских установок и реакций (RARY) по Е. Шеффер, Р. Белл

Цель: исследование родительских установок и реакций.

3. Родительское сочинение «Мой ребенок»

Цель: изучение характера детско-родительских отношений, особенностей личности ребенка и субъекта сочинения.

4. Тест «Какой я родитель?» Цель: изучение характера детско-родительских отношений.

5. Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (ВРР) И.И. Марковской

Цель: выявить, как взаимодействуют родители со своими детьми.

6. Тест А.И. Захарова «Оценка уровня тревожности ребенка»

Цель: исследовать уровень тревожности у ребенка, признаки психического напряжения и невротические тенденций.

7. Методика А.И. Баркан «Шкала степени отверженности ребенка в семье»

Цель: Исследовать степень отверженности и принятия ребенка родителями.

8. Анкета по выявление видов наказаний, которые применяют родители к своему ребенку

Цель: выявление уровня воспитательных ресурсов у родителей.

9. Анкета по изучению социально – эмоциональной сферы личности ребенка Л.Г.Матвеева

Цель: выявление эмоционального состояния ребенка и воспитательных ресурсов у родителей.

10. Наблюдение за личностным общением родителей с ребенком.

Цель: исследование детско родительских отношений и типа взаимодействия родителей сребенком.

 

Второй этаппсихокоррекционный. Содержание психокоррекционной работы

представлено индивидуальной и групповой формами работы.

 

Индивидуальная форма работы осуществляется через:

1. Консультирование родителей по:

- актуальным проблемам детей;

-  проблемам, связанным с нарушением детско-родительских отношений.

2. Консультирование родителей по:

- проблемам возрастной психологии;

- вопросам осуществления индивидуального подхода к детям с нарушениями в

поведении;

- результатам диагностики и во время коррекционной работы;

 - использованию дифференцированного подхода в процессе общения с ребенком и родителями;

- выработке единой стратегии воспитания;

- личным проблемам.

3.Индивидуальную работу с детьми.

- Направления индивидуальной работы с тревожными детьми;

- Направления индивидуальной работы с агрессивными детьми;

- Повышение самооценки;

- Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях;

- Снятиемышечного напряжения.

- Обучение агрессивного ребенка: приемлемым способам выражения гнева; навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева;

- Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию.

 

Групповая форма работы - подгрупповое занятие.

Все занятия должны быть основаны на принципах личностно ориентированной модели взаимодействия с ребенком. Между учащимися создается ситуация сотрудничества, учитываются индивидуальные характеристики каждого ребенка. Психокоррекционное воздействие осуществляется со стороны психолога на каждого ребенка посещающего занятия, внутри группы при взаимодействии. Работа строится с учетом дифференцированного подхода к личностным особенностям детей с нарушениями в поведении. Смена видов коррекционной работы позволяет избежать переутомления детей. Психологу необходимо: поддерживать положительное эмоциональное настроение и атмосферу «безопасности» в группе; побуждать детей давать обратную связь детям; изучать мнение родителей о промежуточных результатах реализации проекта.

 

Список литературы

1.Баландина Л.А. Диагностика в детском саду. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 288с.

2.Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. - М.: Педагогическое общество

России, 2000. -192с.

3.Винникот Д.В. Разговор с родителями. - М.: НФ Класс, 1994. - 450с.

4.Вроно Е. Несчастливые дети – трудные родители. - М.: НФ Класс, 1994. - 267с.

5.Герасимова Т.Ф.Оптимизация способов взаимодействия ребенка и родителя.

Семейная психология и семейная терапия. №1, 1999

6.Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: МАСС МЕДИА, 1995. - 142с.

7.Даринская В.М. Влияние психологического климата в семье на личностное развитие

ребенка. – Воронеж: Факт, 2001. - 351с.

8.Диагностика и коррекция психического развития дошкольников / Под ред.

Коломенского Я.Л., Панько Е.А. - М.: Просвещение, 1997. - 423с.

9.Добсон Дж. Не бойтесь быть строгими. - М.: Центр общественных ценностей, 1996. -

336с.

10. Дымнова Т.И. Психология семейного образа жизни. - М.: Педагогическое общество

России, 2005. - 144с.

11. Заслуженюк В.С., Семиченко В.П. Родители и дети. Взаимопонимание или

отчуждение. - М.: Просвещение, 1996. - 191с.

12. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. - СПб.: Союз,

1997. - 224с.

13. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Кудзилов Д.Б. Психодиагностика через рисунок в

сказкотерапии.- СПб.: Речь, 2004. - 145с.

14. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития. - М.: Российское

педагогическое агенство, 1997. - 191с.

15. Кволс К. Как воспитывать детей без наказания. - СПб.: Весь, 2006. - 288с.