Презентация "Правила умственной гигиены" 1 часть
Чтобы успевать хорошо справляться со всеми умственными нагрузками и при подготовке к экзаменам учащимся необходима рациональная, физиологически обоснованная организация умственного труда и отдыха в соответствии с возрастом, с физическим развитием и личностными особенностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravila_umstvennoy_gigieny-1_chast.pptx | 1.6 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Чтобы успевать хорошо справляться со всеми УМСТВЕННЫМИ нагрузками И при подготовке К экзаменам УЧАЩИМСЯ необходима рациональная, физиологически обоснованная организация учебного труда и отдыха в соответствии с возрастом, с физическим развитием и личностными особенностями.
Цель и задачи Основная цель : познакомить УЧАЩИХСЯ с правилами умственной гигиены , соблюдение которых способствует длительному сохранению высокой умственной работоспособности и предотвращает быструю утомляемость. ФОРМИРОВАТЬ ПОНИМАНИЕ И ПОТРЕБНОСТЬ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ; ФОРМИРОВАТЬ УБЕЖДЕНИЕ В ЛИЧНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ; ФОРМИРОВАТЬ ЛИЧНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ.
Обладая большими способностями, человек не может себя реализовать из-за плохой самоорганизации, несобранности. Главным признаком самоорганизации является умение настроиться на деятельность и поддерживать работоспособное состояние в течение длительного времени, не прилагая волевых усилий. Эту настройку помогают осуществить концентрация и устойчивость внимания.
Управление функциями внимания при организации учебной деятельности. Рассмотрим типичную ситуацию, когда нужно приступить к занятиям, садиться за стол делать уроки или готовиться к экзаменам. Вы никак не можете этого сделать, в голову лезут посторонние мысли.
Самогипноз Это самый простой прием, который позволяет включиться в любую деятельность или рабочее состояние. Садитесь за стол, где все приготовлено для работы, закройте глаза и про себя или полушепотом повторите 8-12 раз: «Я могу писать, Я могу писать, Я могу писать …, Я пишу … , Я пишу!…» В момент наибольшего напряжения вы замолкаете, расслабляетесь, откидываетесь на спинку стула с закрытыми глазами. Побудьте в этой пустоте, забудьте обо всем, и вы почувствуете, что через некоторое время, вам захочется взять ручку и начать писать.
Самогипноз Этот прием является простейшим разговором сознания с подсознанием, в котором обе стороны, не мешая и не перебивая, дают возможность настроиться на дело. Автор этого приема В.Леви назвал его « эхомагнит » и выделил три фазы: заклинание, пустота, действие.
НЕ УТРО, А ВЕЧЕР Если вам предстоит длительная деятельность - написание курсовика, диплома или отчета, то и помехи бывают очень сильными. Каждый день человек говорит себе, что сегодня он устал, а вот завтра на свежую голову с утра начтет трудиться. Но наступает утро а с ним и новые дела и новая усталость.
НЕ УТРО, А ВЕЧЕР Постарайтесь начать новое дело не утром, а вечером на фоне усталости. Пусть это будет только первая фраза или заголовок, главное, что утром вам нужно будет начинать не с начала, и новый день не будет омрачен необходимостью делать неприятное – начинать, ну, а предыдущий вечер все равно был испорчен усталостью.
Ничто так не утомляет, как однообразие Человек может сохранить произвольное внимание при монотонной работе в течении 15 минут, затем нужно сделать короткую паузу или переключиться на другую деятельность. Существуют и более длительные циклы активности мозговой деятельности, например, 90-минутный ритм активности мозга. Поэтому через полтора часа работы следует сделать более длительный перерыв.
В перерыве расслабиться С закрытыми глазами провести аутогенную тренировку.
В перерыве расслабиться Можно наполнить паузу активным движением: потанцевать под музыку или сделать несколько ритмичных упражнений.
В перерыве расслабиться Снять усталость помогут настои трав - мяты, душицы, лимонника, чабреца, или сладкий чай.
Источники: 1.Практическая психология. Учебник .Под редакцией д-ра психол. наук, проф. ,акад. БПА М.К.Титушкиной . -М.: Изд-во АСВ; СПб. :Изд-во «Дидактика Плюс»,1997; 2.Грановская Р.М. Элементы практической психологии.Л.,1988; 3.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.,1946